Напоминание

Рабочая программа по образовательному компоненту "Развитие познавательно- исследовательской деятельности" для первой младшей группы (с 2 до 3 лет)


Автор: Шакирова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по образовательному компоненту "Развитие познавательно- исследовательской деятельности" для первой младшей группы (с 2 до 3 лет)
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛУШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

РАССМОТРЕНО:
на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «28» августа 2015 года
СОГЛАСОВАНО
: Заместитель заведующего Фомина Г.М.___________ от «28» августа 2015 года
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ «Золушка» Жукова Л.Г.______________ от «28» августа 2015 года
Образовательная область «Познавательное развитие»

Рабочая программа

по образовательному компоненту «Развитие познавательно-

исследовательской деятельности»

для первой младшей группы

(с 2 до 3 лет)
Непрерывной образовательной деятельности в неделю – 1, всего непрерывной образовательной деятельности в год – 36
Составитель:
Шакирова И.В. воспитатель МАДОУ «Золушка» 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по образовательному компоненту «Развитие познавательно- исследовательской деятельности» образовательной области «Познавательное развитие» для детей первой младшей группы составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Золушка». Рабочая программа ориентирована на использование
учебно-методического

комплекта:
 Ефанова З.А. Познание предметного мира. – В.: УЧИТЕЛЬ, 2013.  Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ СФЕРА, 2014.  Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.  Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. Рабочая программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности 1 раз в неделю (36 раз в год), длительность одной непрерывной образовательной деятельности составляет 8 минут, в соответствии с действующими СанПиН.
Сопутствующими

формами
непрерывной образовательной деятельности являются дидактические и познавательные игры, наблюдение, рассматривание.
Основные

цели

и

задачи:
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании и др.); развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности. Данная рабочая программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников
Особенность

организации

образовательного

процесса
состоит в творческом подходе педагога и поддержании интереса ребенка к выполнению игровых и творческих заданий. Предпочтительная организация образовательного процесса адекватная возрасту детей – подгрупповая; используемые методы: наглядные, словесные, практические.
Требования к результатам освоения образовательного компонента

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

образовательной области «Познавательное развитие».

Показатели развития детей. 1-ая младшая группа (2 - 3 года).
Сенсорное развитие.  Узнаёт предметы по форме, цвету, величине.  Группирует однородные предметы по одному из 3-х признаков.  Собирает цилиндрические пирамидки, составляет пирамидки разного цвета.  Различает 4 цвета спектра. Предметная деятельность.  Приближает к себе предметы различных форм с помощью палочки.  Использует предметы-орудия в игре.  Умеет собирать 2-х- и 3-хместные дидактические игрушки.  Подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2-х, 3-х деталей.  Раскладывает предметы по убывающей величине.  Понимает слова «поменьше», «побольше».  Понимает слова, обозначающие различные величины предметов, их цвет, форму в ходе подбора деталей по указанным качествам.  Участвует в практическом экспериментировании.
 Различает основные формы деталей строительного материала.  Сооружает с помощью взрослого разные постройки, используя много форм.  Разворачивает игру вокруг собственной постройки. Природное окружение.  Узнаёт и называет некоторых домашних и диких животных, их детёнышей.  Различает некоторые овощи, фрукты (1 - 2 вида).  Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1 - 2 вида).  Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Тематический план
№ п/п Тема непрерывной непосредственно образовательной деятельности Количеств о ННОД в том числе: практической деятельности 1 Морковка от зайчика 1 1 2 Разложи по коробочкам 1 1 3 Катится – не катится 1 1 4 Большие и маленькие кубики 1 1 5 Листопад, листопад, листья желтые летят 1 1 6 Четвертый лишний 1 1 7 Башни 1 1 8 Две коробки 1 1 9 Песочница 1 1 10 Рыбка плавает в воде 1 1 11 Наряжаем кукол 1 1 12 Найди такую же фигуру 1 1 13 Веселые матрешки 1 1 14 У кормушки 1 1 15 Что носят зимой 1 1 16 Две башни 1 1 17 Снеговичок и елка 1 1 18 Два поезда 1 1 19 Бутылки 1 1 20 Котенок Пушок 1 1 21 Построй ворота 1 1 22 Картинки 1 1 23 Построй, как я 1 1 24 Петушок и его семейка 1 1 25 Лист бумаги 1 1 26 Найди свою игрушку 1 1 27 Разрезные картинки 1 1 28 Веселый Петрушка 1 1 29 Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко… 1 1 30 Парные картинки 1 1 31 Прячем руки 1 1 32 Мебель 1 1 33 Там и тут, там и тут одуванчики цветут… 1 1 34 Собери целое 1 1 35 Обобщение темы «транспорт» 1 1 36 Обобщение темы «игрушки» 1 1 Итого: 36 36
Содержание рабочей программы образовательного компонента

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

образовательной области «Познавательное развитие».

Первичные представления об объектах окружающего мира.

 Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.  Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).  Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).  Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
Сенсорное развитие.
 Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.  Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Дидактические игры.
 Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей), складные кубики (4-6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).  Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый - холодный», «Легкий - тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).
Содержание рабочей программы



Тема непрерывной

образовательной

деятельности

Целевые ориентирования
1 Морковка от зайчика Расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим. 2 Разложи по коробочкам Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов 3 Катится – не катится Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом 4 Большие и маленькие кубики Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине. 5 Листопад, листопад, листья желтые летят Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев. 6 Четвертый лишний Закреплять знания цветов 7 Башни Познакомить с формой предметов, учить подбирать фигуры соответствующих форм 8 Две коробки Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. 9 Песочница Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько
же (одинаково) 10 Рыбка плавает в воде Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках. Формировать интерес к обитателям аквариума. 11 Наряжаем кукол Закреплять знания цветов 12 Найди такую же фигуру Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения 13 Веселые матрешки Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения). 14 У кормушки Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. 15 Что носят зимой Учить отличать зимнюю одежду от одежды других сезонов, сравнивать ее; развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику 16 Две башни Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте. 17 Снеговичок и елка Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру. 18 Два поезда Познакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями: длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы на расстоянии. 19 Бутылки Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера 20 Котенок Пушок Дать детям представление о домашних животных и их детенышах. Знакомить с русским бытом. Формировать доброе отношение к животным. 21 Построй ворота Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности. 22 Картинки Учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну. 23 Построй, как я Продолжать учить различать пространственные направления; развивать внимание. 24 Петушок и его семейка» Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах. 25 Лист бумаги Учить детей ориентироваться на листе бумаги. 26 Найди свою игрушку Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. 27 Разрезные картинки Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание. 28 Веселый Петрушка Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук. 29 Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко… Дать детям представления о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке. 30 Парные картинки Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание. 31 Прячем руки Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп. 32 Мебель Ознакомить с названиями предметов мебели, их назначением; учить сравнивать предметы. 33 Там и тут, там и тут одуванчики цветут… Формировать у детей представления об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. 34 Собери целое Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать
мышление. 35 О б о б щ е н и е т е м ы транспорт Закрепить знание видов транспорта, составных частей транспорта; учить сравнивать предметы. 36 О б о б щ е н и е т е м ы игрушки Закрепить знание названий игрушек; учить сравнивать одинаковые группы предметов;

Календарно - тематическое планирование по образовательному компоненту «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе
Месяц Планируемая дата Фактическая дата № Тема Цель Материал Литература Сентябрь 1 Морковка от зайчика Расширять представления детей об овощах (морковь). Формировать доброжелательное отношение к окружающим. Игрушечный зайчик; морковка Соломенникова О.А. « О з н а ко м л е н и е с природой в детском саду» стр.20 2 Разложи по коробочкам Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки или мисочки, коробка побольше. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.20 3 Катится – не катится Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом Кубики и шарики разного цвета и размера Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.24 4 Большие и маленькие кубики Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; с о р т и р о в а т ь п р е д м е т ы д в у х р е з к о различающихся размеров; учить понимать и Разноцветные кубики, разные по размеру; большое и маленькое ведерки. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.32 Октябрь 5 Листопад, листопад, листья желтые летят Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, Кукла Маша и одежда для нее. Соломенникова О.А. « О з н а ко м л е н и е с природой в детском саду», стр.21 6 Четвертый лишний Закреплять знания цветов Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (три одного цвета, один другого) Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.21 7 Башни Познакомить с формой предметов, учить подбирать фигуры соответствующих форм П л а с т м а с с о в ы е и л и д е р е в я н н ы е вкладыши – пирамидки квадратной и круглой формы. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.26
8 Две коробки Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3 - 6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.33 9 Песочница Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько же (одинаково) Песок, ведерки (одинакового и разного размера), совки Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего Ноябрь 10 Рыбка плавает в воде Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках. Формировать интерес к обитателям аквариума. Аквариум с золотой рыбкой. Корм для рыбок. Соломенникова О.А. « О з н а ко м л е н и е с природой в детском саду», стр.23 11 Наряжаем кукол Закреплять знания цветов Куклы и наборы одежды к ним основных цветов; коробка ЯнушкоЕ.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.20 12 Найди такую же фигуру Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники) Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.27 13 Веселые матрешки Закреплять знания о величине в ход е п р а кт и ч е с к и х д е й с т в и й с и г р у ш к а м и (использование методов п р а кт и ч е с ко го примеривания и зрительного соотнесения). Матрешки разной величины (состоящие из 2 – 5 деталей). Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.36 Декабрь 14 У кормушки Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. Кормушка для птиц, конверт с письмом, корм для птиц. Соломенникова О.А. « О з н а ко м л е н и е с природой в детском 15 Что носят зимой Учить отличать зимнюю одежду от одежды других сезонов, сравнивать ее; развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику Картинки с изображением зимней и летней одежды; кукла и комплекты одежды для нее Ефанова З.А. «Познание предметного мира» 16 Две башни Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте. Кубики, маленькие игрушки Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.37 Январь 17 Снеговичок и елка Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру. Игрушка Снеговик или с н е го в и к вылепленный из снега; цветные льдинки с петельками. Ель (растущая на участке) Соломенникова О.А. « О з н а ко м л е н и е с природой в детском саду», стр.26 18 Два поезда Познакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями: длинный, короткий, одинаковые по д л и н е , учить и с п ол ьзо ват ь зн а н и я о д л и н е в хо д е практических действий с предметами; развивать Кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или матрешки. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.38
19 Бутылки Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера Пластиковые бутылки одинаковой величины и формы (2-3 шт.); вода Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.43 Февраль 20 Котенок Пушок Дать детям представление о домашних животных и их детенышах. Знакомить с русским бытом. Формировать доброе отношение к животным. П а н о р а м а р у с с ко й и з б ы , п е ч ь , игрушечный котенок. Соломенникова О.А. « О з н а ко м л е н и е с природой в детском саду», стр.27 21 Построй ворота Учить детей использовать знания о величине ( в ы с о т е , ш и р и н е ) п р е д м е т о в в х о д е практической деятельности. Ст р о и т е л ь н ы е н а б о р ы ; м а ш и н ы различной величины (высокая, низкая, широкая, узкая) Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего 22 Картинки Учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну. Картинки. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.43 23 Построй, как я Продолжать учить различать пространственные направления; развивать внимание. Строительные наборы, ширма. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего Март 24 Петушок и его семейка Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о Панорама птичьего двора, игрушки: курочка и цыплята. Пластилин, доски для лепки, салфетки. Соломенникова О.А. « О з н а ко м л е н и е с природой в детском 25 Лист бумаги Учить детей ориентироваться на листе бумаги. Листы бумаги, картонные фигурки с изображением различных предметов. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего 26 Найди свою игрушку Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. Разнообразные игрушки Янушко Е.А. «Сенсорное развитие 27 Разрезные картинки Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание. Два набора разрезных картинок. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего 28 Веселый Петрушка Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук. Петрушка, музыкальные инструменты, ширма. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего Апрель 29 Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко… Дать детям представления о ве с е н н и х изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке. Фланелеграф, силуэты для выкладывания весеннего пейзажа, большой лист бумаги с нарисованным солнечным кругом, гуашь красного цвета, кисточки, баночки для воды, салфетки. Нарисованная и вырезанная тучка, зонт. Соломенникова О.А. « О з н а ко м л е н и е с природой в детском саду», стр.31 30 Парные картинки Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание. Два набора карточек с изображением знакомых детям игрушек или предметов. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего
31 Прячем руки Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп. Крупы и бобовые, совок, м иска, маленькая игрушка. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.64 32 Мебель Познакомить с названиями предметов мебели, их назначением; учить сравнивать предметы. Кукла, мебель для куклы Ефанова З.А. «Познание предметного мира» Май 33 Там и тут, там и тут одуванчики цветут… Формировать у детей представления об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться Кукла Маша, одуванчик. Соломенникова О.А. « О з н а ко м л е н и е с природой в детском саду», стр.33 34 Собери целое Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление. Сборно – разборные игрушки и картинки с их изображением Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», стр.51 35 Обобщение темы «транспорт» Закрепить знание видов транспорта, составных частей транспорта; учить сравнивать предметы. Игрушки и картинки – транспорт Ефанова З.А. «Познание предметного мира» стр. 46 36 Обобщение темы «игрушки» Закрепить знание названий игрушек; учить сравнивать одинаковые группы предметов; Игрушки и картинки с изображением игрушек Ефанова З.А. «Познание предметного мира»


В раздел образования