Автор: Герасимова Наталья Федоровна Должность: учитель физики Учебное заведение: МАНОУ "Гимназия№2" г. Мариинска Населённый пункт: г.Мариинск, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Формирование положительной учебной мотивации. Раздел: среднее образование
Формирование положительной учебной мотивации .
Герасимова
Наталья
Фёдоровна,
учитель физики
МАНОУ «Гимназия№2» г. Мариинска
Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для
появления
внутренних
побуждений
к
учению,
осознания
их
учеником
и
дальнейшего
саморазвития
им
своей
мотивационной
сферы.
Мотив-
направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная
с внутренним отношением ученика к ней (т.е., то ради чего учится школьник,
что побуждает его к учению). Общий смысл развития учебной мотивации
школьников
состоит
в
том,
чтобы
переводить
учащихся
с
уровней
отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам
положительного
отношения
к
учению
-
действенному,
осознанному,
ответственному.
Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной
сферы и все стороны умения учиться. А именно:
-
мотивы
социальные
и
познавательные,
их
содержательные
и
динамические характеристики;
- цели и их качества
-эмоции
- умение учиться и его характеристики.
Виды мотивов
Познавательные мотивы
Социальные мотивы
Направленность
на
изучение
материала по предмету
Процесс познания
Приемы приобретения знаний
Организация учебного труда
Самообразование
Направленность
на
общение
с
людьми
Отношения с другими людьми
Стремление занять определенное
место среди сверстников
Заслужить авторитет
Осознавать,
а н а л и з и р о ват ь
способы своего сотрудничества и
взаимодействия
Что же может побудить ученика учиться – авторитет родителей, учителя,
оценки,
интерес
к
предмету,
желание
получить
высшее
образование,
стремление расширить кругозор.
1
В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учиться – чаще
всего для родителей, учителя, ради оценки (достаточно мощный стимул).
Средний
школьный
возраст
характеризуется
как
этап
овладения
самостоятельными
формами
работы,
время
интеллектуа льной,
познавательной
активности.
Учебная
мотивация
школьников
среднего
школьного возраста направлена не только на получение новых знаний, но и
на
поиск
общих
закономерностей,
а
главное
на
освоение
способов
самостоятельного добывания знаний.
Благоприятными
условиями
перехода
в
среднее
звено
становится
потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как
личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности.
Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте.
Эти резервы не развиваются сами по себе, а мобилизуются только в ходе
включения школьников в активные виды деятельности. Одно из основных
направлений
–
это
мотивирование
учащихся
на
участие
в
творческих
проектах и исследовательской деятельности.
От устойчивой мотивации учащихся 7-8 классов зависит и успешность
комплектования
профильных
классов,
и
стабильность
дальнейшего
обучения учащихся в этих классах. Учебная мотивация формируется за счет
введения
в среднем звене таких предметов, как
наглядная геометрия,
краеведение, естествознание, литературное краеведение, психология.
На учащихся профильных классов
ложится громадная
физическая и
эмоциональная нагрузка с переходом их не только на 3 ступень обучения, но
и
со входом в процесс адаптации к профильному обучению. Поэтому
реализация
профильного
обучения
невозможна
без
создания
здоровье
сберегающего подхода к образовательному процессу.
Для большинства учащихся профильных классов характерна устойчивая
мотивация, а
рост их успеваемости в старших классах свидетельствует о
повышении
мотивации
на
обучение
и
адаптации
к
возросшей
учебной
нагрузке. Учащиеся этих классов являются более подготовленными к системе
вузовского обучения, о чем они сами впоследствии говорят.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной
устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
1. содержание учебного материала,
2.организация учебной деятельности,
3. оценка учебной деятельности,
4. стиль педагогической деятельности учителя.
Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые
реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента,
методы
и
средства
обучения,
организационные
формы
и
стиль
взаимодействия учителя и учащегося.
При
подготовке
к
уроку
необходимо
учитывать
мотивационное
обеспечение урока:
2
Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к
учению через обеспечение психического и физического здоровья на
уроке, соблюдение гигиены труда;
Создавать ситуации успеха;
Стимулировать
мотивацию
через
удовлетворение
потребности
учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся,
сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
Стимулировать
любознательность,
познавательные
интересы
и
способности.
Следует подчеркнуть, что развитию мотивационно-познавательной сферы
учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и
организационных форм, используемых учителем при обучении.
Информационные методы обучения:
беседа,
лекция,
рассказ,
консультация,
демонстрация,
экспертиза,
доклад,
обзор,
отчет,
объяснение,
речь,
иллюстрация,
сообщение,
кинопоказ,
инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью,
встречи с именитым гостем,
Пути формирования мотивации : исторический ракурс, яркие инженер-
ные
факты,
биографии
ученых,
возбуждение
внимания,
практическая
необходимость
материала
для
специалиста
и
его
ценность
для
интеллектуального
развития,
удивление,
возбуждение,
любопытство,
задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения.
Операционные методы:
работа
с
учебниками,
опорными
схемами,
мнемониками,
алгоритмами,
ориентировочными
карточками,
поэтапное
формирование
знаний,
практические методы, упражнения, лабораторные работы, "делай так, как я",
тренинг, программирование обучения, АОС, эксперимент, самостоятельная
работа.
Пути формирования мотивации :
создание ситуации, авансирующей
успех, работа на будущие цели, стремление к цели, внимание к содержанию,
поощрение,
предъявление
учебных
требований,
групповая
работа,
самостоятельное достижение результата, критика и самокритика, составление
планов, анализ случаев из практики, человеческая ценность знания.
Творческие методы обучения : анализ конкретных ситуаций, беседа
по Сократу, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса,
«думай
и
слушай»,
инновационная
игра,
лабиринт
действий,
метод
аперцепции-интеракции, «мозговая атака», панельная дискуссия, программа
саморазвития,
студия
активного
случая,
эвристика,
метод
контрольных
вопросов, метод проб и ошибок, творческий диалог, проблематизация, метод
«круглого стола», имитационная игра, проектирование и т.д.
3
Пути
формирования
мотивации :
создание
познавательных
противоречий,
проблемно-поисковых
ситуаций,
эмоциональный
настрой,
учение,
основанное
на
деятельности,
любознательность,
анализ
событий,
разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой
азарт,
ролевая
игра,
использование
ЭВМ,
самоанализ
деятельности,
рефлексия,
реакция
преподавателя
и
аудитории,
коллективный
поиск,
похвала,
знание
о
возможностях,
финансирование,
профессиональная
необходимость, ожидание.
Методы контроля и обратной связи:
семинар, коллоквиум, конференция, симпозиум, зачет, экзамен, защита курсо-
вых работ, выпускная работа, доклад, реферат, дневник практики, текущий,
рубежный и итоговый контроль, анкетирование, викторина.
Пути формирования мотивации :
закрепление
полученных
знаний,
доведение
их
до
уровня
навыков
и
умений,
ретроспективный
анализ,
соревновательность,
положение
в
группе,
рейтинг,
хит-парад,
качество
достигнутых результатов, переход от контроля к самоконтролю, ценность
контролируемых
характеристик,
открытость
диагностики,
достижение
поставленных целей, количественные критерии уровня знания, достижения в
области
интеллектуального
развития,
оценка
своей
деятельности
и
деятельности товарищей, вознаграждения, удовлетворение
Одним из стимулов мотивации является оценка. Оценка мотивирует, но не
всегда.
Оценка мотивирует
Когда ученик уверен в её объективности;
Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких
показателей;
Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия -
места, где это можно реализовать.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
связанные
с
осознанием
учеником
своих
больших
возможностей
и
способностей;
п о л о ж и т е л ь н ы е
э м о ц и и
о т
п о л у ч е н и я
н о в ы х
з н а н и й
(любознательность, любопытство);
от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов
добывания знаний.
Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.
Эмоции с отрицательной модальностью:
4
неудовлетворенность, чувство непреодоления трудностей;
обида,
страх
перед
учителем,
необъективное
отношение
учителя
к
ученику, долгое переживание несправедливости.
перегрузки, эмоциональная напряженность.
Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться
положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.
При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из
принципов:
процесс
обучения
должен
приводить
не
к
нивелированию,
т.е.,
уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных
различий;
показ учителем школьнику того, что активное овладение способами
учебной
деятельности,
приемами
целеполагания
способствует
развитию его индивидуальности.
Сильную
и
устойчивую
мотивацию
изучения
предмета
создаёт
пробудившийся
у
школьника
интерес
к
предмету.
Существует
широкий
спектр способов и приёмов развития такого интереса.
Следует заметить, что физика во всех школах изучается в среднем и
старшем звене, чаще всего, с 7-8 класса, когда у школьников уже начинают
проявляться
и
обостряться
различные
хронические
и
“приобретенные”
заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов
(по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11.
По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе,
например,
имеет
самый
высокий
ранг
трудности.
Естественно,
что
при
изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные
интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития
предъявляют все новые более высокие требования к человеку и его здоровью.
Поэтому перед учителем физики неизбежно встает задача качественного
обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного
уровня мотивации школьников.
В решении этих задач могут помочь и
здоровье
сберегающие
технологии. Здоровье сберегающие технологии не могут быть вырваны из
общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному
использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.
5
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и
воспитанию,
построенный
на
стремлении
педагога
не
нанести
ущерб
здоровью учащихся.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии
личностно
ориентированного
обучения ,
учитывающие
особенности
каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его
потенциала.
Сюда
можно
отнести
технологии
проектной
деятельности,
дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные
игровые технологии.
Личностно
ориентированное
обучение
предполагает
использование
разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом
перед
учителем
вст ают
новые
задачи:
создания
ат м о с ф е р ы
заинтересованности
каждого
ученика
в
работе
класса;
стимулирования
учащихся
к
высказываниям
и
использованию
различных
способов
выполнения
заданий
без
боязни
ошибиться;
создания
педагогических
ситуаций
общения
на
уроке,
позволяющих
каждому
ученику
проявлять
инициативу,
самостоятельность,
избирательность
в
способах
работы;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
Создание
положительного
эмоционального
настроя
на
работу
всех
учеников в ходе урока
Использование проблемных творческих заданий
Стимулирование
учеников
к
выбору
и
с амо стоятельному
использованию разных способов выполнения заданий
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид
и
форму
материала
(слове сную,
графиче скую,
у с л о в н о -
символическую)
Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были
ошибки, как они были исправлены.
Использование
игровых
технологий,
игровых
обучающих
программ,
оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и
отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также
позволяет
решить
одновременно
несколько
различных
задач:
обеспечить
психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и
воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы,
побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Хороший
эффект
дает использование
интерактивных
обучающих
программ,
которые
вызывают
неизменный
интерес
у
школьников,
одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
6
Технические
средства
обучения
играют
большую
роль
в
решении
различных
педагогических
задач,
в
том
числе,
и
в
вопросах
здоровье
сбережения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится
персональному компьютеру с мультимедиа проектором.
В
целом,
психолого-педагогическая
модель
обучения
на
уроке
с
компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход,
где основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В
современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть
через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую
сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют
в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная
форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока
возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над
фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания
драматическим
моментам
истории
науки,
позволяет
по
ходу
усвоения
обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
Разнообразный
иллюстративный
материал,
мультимедийные
и
интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый
уровень.
Нельзя
сбрасывать
со
счетов
и
психологический
фактор:
современному
ребенку
намного
интереснее
воспринимать
информацию
именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Интерактивные
элементы
обучающих
программ
позволяют
перейти
от
пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность
самостоятельно
моделировать
явления
и
процессы,
воспринимать
информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением
виртуального
эксперимента
с
теми
же
или
другими
начальными
параметрами.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой
деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой
учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-
либо темы курса.
В
последнее
время
компьютерные
презентации
стали
популярны
среди
педагогов,
активно
использующих
современные
технологии
в
процессе
обучения.
В
этом
случае
перед
учителем
открывается
широкое
поле
деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей
программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность
представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как
готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями,
анимациями и видеофрагментами.
7
Однако
здесь
важно
соблюдать
принцип
разумного
использования
компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может
привести
к
обратным
результатам
–
повышенному
утомлению
и
психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный
уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение
учащихся.
При
подготовке
компьютерных
презентаций
необходимо
руководствоваться
принципами
оптимизации
подачи
материала:
не
злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон,
не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.
Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении
современные
технологии.
При
этом
персональный
компьютер
следует
рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее
учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности
и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с
мероприятиями,
направленными
на
охрану
физического
и
психического
здоровья школьников.
Пожалуй,
одним
из
важнейших
аспектов
является
именно
психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны
решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны,
появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей
каждого ребенка.
Доброжелательная
обстановка
на
уроке,
спокойная
беседа,
внимание
к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор
или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал,
которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей
каждого ребенка.
Учащиеся
входят
в
класс
не
со
страхом
получить
плохую
оценку
или
замечание,
а
с
желанием
продолжить
беседу,
продемонстрировать
свои
знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает
эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не
справился,
что-то
не
смог
выполнить.
Более
того,
отсутствие
страха
и
напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных
психологических
барьеров,
смелее
высказываться,
выражать
свою
точку
зрения.
К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную
оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки,
ученик
сразу
же
видит
и
пути
их
исправления.
Неудача
на
уроке,
воспринимаемая
как
временное
явление,
становится
дополнительным
8
стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет
стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных
возможностях.
Следует
заметить,
что
в
обстановке
психологического
комфорта
и
эмоциональной
приподнятости
работоспособность
класса
заметно
повышается,
что,
в
конечном
итоге,
приводит
и
к
более
качественному
усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Что
же
более
всего
мешает
учителю
создать
здоровую
мотивационную сферу на уроке?
Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока
не может быть достигнута;
Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке;
Неумение
создать
обстановку
и
возможности
для
успеха
каждого
ученика;
Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые
могут быть значимы для учащихся;
Педагогические
и
психологические
ошибки
в
общении
с
детьми,
которые не дают достаточного авторитета учителю;
Несдержанность,
агрессивность,
крикливость,
как
проявление
отсутствия профессионализма;
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых
гигиенических
и
психологических
условий
для
организации
учебной
деятельности,
но
и
профилактику
различных
заболеваний,
а
также
пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья
человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со
школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у
него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно
вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не
только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но
и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью,
приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Благодаря
использованию
современных
технологий
оказывается
возможным
обеспечить
наиболее
комфортные
условия
каждому
ученику,
учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а,
следовательно,
уменьшить
негативные
факторы,
которые
могли
бы
нанести
вред
его
здоровью.
9