Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников
Автор: Нощик Инара Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №119" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: методическая разработка Тема: Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«
Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования
нравственно-патриотических качеств дошкольника,
посредствам музейной педагогики
»
г. Воронеж
Паспорт проекта
Наименование
проекта:
«
Создание
оптимальных
условий
в
ДОУ
для
формирования
нравственно-патриотических
качеств
дошкольника,
посредствам музейной педагогики»
Срок реализации
2015-2016 г.г.
Актуальность проекта
Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности,
стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле».
Академик Д.С.Лихачев
Патриотическое
воспитание
–
это
взаимодействие
взрослого
и
детей
в
совместной
деятельности
и
общении,
направленное
на
раскрытие
и
формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности,
приобщение к истокам национальной
культуры, природе родного края,
воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности,
привязанности к окружающим.
В
современных
условиях
жизни
общества
одним
из
центральных
направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое
воспитание.
Отторжение
подрастающего
поколения
от
отечественной
культуры,
от
общественно-исторического
опыта
поколений
—
одна
из
серьезных
проблем
нашего
времени.
Развивать
у
детей
понимание
культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо
с дошкольного возраста.
В
детском
саду
встает
вопрос
о
необходимости
выбора
методов
и
организационных форм образовательно - воспитательного процесса, в том
числе
о
необходимости
создания
системы,
позволяющей
современному
ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном
мире,
созданном
человеком,
с
землей
наших
предков,
с
природой.
Мы
считаем, что именно музейная педагогика является одной из инновационных
технологий личностного воспитания детей, создающая условия погружения
личности
в
специально
организованную
предметно-пространственную
развивающую среду. Формы и методы ее работы способствуют развитию и
совершенствованию
речевых,
познавательных,
творческих
компетенций
ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, человеческом
обществе.
Реализует
актуальнейшую
на
сегодняшний
день
задачу
современного
образования
–
научить
ребенка
учиться
и
познавать.
Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень
быстро
ко
всему
адаптироваться.
Особенно
тяжело
приходится
ребенку
дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта.
Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все
его познавательные процессы. Поэтому мы решили создать в детском саду
музейно-образовательное пространство, центром которого
станут мини-
музеи с разным смысловым содержанием
Цель проекта :
Создать условия
в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств
у детей, посредствам музейной педагогики.
Создать систему работы с
родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических
чувств,
любви
и
привязанности
к
семье,
своему
народу
и
изучению
культурных традиций Кубани.
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном
хуторе,крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к
близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают
чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме
нравственно-патриотического воспитания в семье, приобщение к культурным
ценностям, посещению
выставок, музеев. В нормативных документах и
программах
дошкольных
учреждений
отражена
необходимость
активного
взаимодействия
с
семьей,
однако
при
этом
недостаточно
разработаны
содержание
и
формы
работы
с
семьями
с
целью
воспитания
чувств
патриотизма и нравственности.
Задачи проекта:
• Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
• Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому,
культурному
наследию; воспитание толерантности, гражданственности и
патриотизма;
развитие
познавательных,
творческих,
эмоциональных
и
речевых процессов.
• Формирование детско-взрослой личностно-ориентированной совместной
деятельности на материале музейной практики.
•
Обогащение
предметно-развивающей
среды
ДОУ,
обогащение
воспитательно-образовательного пространства интерактивными формами.
• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного
результата музейной педагогики.
•
Развитие
сотрудничества
педагогического
коллектива
дошкольного
учреждения
с
родителями
и
представителями
социума
за
пределами
детского сада.
Воспитывать у детей:
стремление
к
познанию
культурных
традиций
через
творческую,
познавательно – исследовательскую деятельность;
воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
Формировать у детей:
чувство
любви
к
родному
краю,
своей
малой
родине
на
основе
приобщения к родной природе, культуре и традициям;
представление о России как о родной стране;
умение
анализировать
различные
социальные
явления
и
события,
сопоставлять их, обобщать;
Развивать у детей:
представления о
культуре, об образе жизни людей, населяющих
родной хутор.
Предмет исследования:
воспитательно-образовательное пространство
дошкольного учреждения, семьи и социума.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119» г. Воронеж
Гипотеза:
Педагоги имеет возможность самореализации и проявления творчества
в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них
процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
дети
организуются
в
соответствии
с
их
интересами,
желаниями,
потребностями.
Музейно-образовательное
пространство
дает
возможно сть
самостоятельного поиска ответов.
создание
оптимальных
условий
для
развития
нравственно-
патриотических качеств дошкольников.
Участники проекта:
Педагоги
Воспитанники
Родители
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
анализ существующей ситуации, возможных рисков при
реализации проекта (создание анализа);
создание оптимальных условий в ДОУ для формирования
нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам
музейной педагогики
развитие поискового поведения дошкольников
воспитание нравственно-патриотических чувств посредствам
музейной педагогики
проведение обучающих семинаров, деловых игр, тренингов для
участников проекта;
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
проблемно-поисковые;
проектирования;
игровые
;
продуктивные методы;
анкетирование родителей, педагогов, детей;
психологические тренинги на разных этапах эксперимента.
Предполагаемый результат.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит
развить личность дошкольников и подготовить к дальнейшему обучению в
школе. Проект предполагает создание музейной
среды в дошкольном
образовательном
учреждении,
целью
которого
является
формирование
нравственно-патриотических качеств, развитие личности дошкольника путем
многообразной деятельности в дошкольном учреждении.
Для педагогов : Повышение уровня компетенции педагогов в музейной
педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-
образовательного
процесса;
интеграция
музейной
педагогики
с
разными видами дошкольной деятельности детей.
Для
воспитанников :
Поиск новых способов действий
во время
образовательной
деятельности;
появление
интереса
к
музейной
культуре;
развитие
гражданственности
и
личностных
качеств
дошкольников;
повышение
качества
нравственно-патриотического
воспитания и образования дошкольников.
Для
родителей:
Повышение
музейной
культуры
у
родителей;
повышение статуса семейного воспитания.
Критерии оценки эффективности проекта
•
полученные
результаты
соответствуют
ожидаемым
при
наименьших
затратах ресурсов;
•
произошли
инновационные
изменения
в
организации
воспитательно-
образовательного процесса;
• педагогический опыт интересен коллегам района;
• растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению
опыта. К деятельности привлечены родители, общественность.
Анализ
деятельности
ДОУ,
направленной
на
создание
оптимальных
условий
в
ДОУ
для
формирования
нравственно-патриотических
качеств
дошкольника, посредствам музейной педагогики
Фактор,
влияющий
на
развитие образовательного
учреждения
Сильная сторона фактора
Слабая сторона фактора
Создание предметно-
развивающей среды ДОУ,
способствующей
формированию нравсвенно-
патриотических качеств у
дошкольников посредством
музейной педагогики.
Рост эффективности
воспитательно-
образовательного процесса в
ДОУ.
Стимулирование желания
детей посещать ДОУ.
Удовлетворенность
родителей качеством
воспитательно-
образовательного процесса в
ДОУ.
Большие материальные
затраты.
Создание системы работы с
родителями по
формированию
нравственно-
патриотических качеств
дошкольников посредством
музейной педагогики
Объединение усилий
дошкольного учреждения и
семьи в вопросах
патриотического воспитания
и культурного развития
ребенка. Привлечение
родителей, как участников в
воспитательно-
образовательный процесс
ДОУ.
Внедрение в практику
инновационных форм
работы с семьей.
Создание новых традиций в
Малая заинтересованность,
высокая занятость и низкая
активность родителей при
проведении культурного
досуга с детьми.
ДОУ.
Разработка новой
воспитательно-
образовательной модели,
обеспечивающей успешное
формирование
нравственных,
патриотических чувств у
детей дошкольного возраста
посредствам музейной
педагогики
Формирование нравственно-
патриотических чувств у
дошкольников.
Системное внедрение и
активное использование
инновационных
педагогических технологий
(музейной педагогики)
Возможны перегрузки
воспитанников и ухудшение
здоровья.
Недостаток дополнительных
помещений.
Анализ работы с участниками проекта
Фактор,
влияющий
на
развитие образовательного
учреждения
Сильная сторона фактора
Слабая сторона фактора
Развитие профессиональной
компетенции педагогов ДОУ.
Овладение педагогами
инновационными
педагогическими
технологиями.
Введение в практическую
работу качественно новых
форм работы с детьми и
родителями.
Рост педагогического
мастерства воспитателей.
Недостаток опыта по
использованию
современных
педагогических и
информационных
технологий в системе.
Педагогическое
просвещение родителей по
вопросам нравственно-
патриотического воспитания
детей дошкольного возраста,
через музейную педагогику
Расширение знаний
родителей об историческом
развитии нашей Родины, о
культурных традициях
нашего народа.
Высокая социализация
личности: лидерство,
патриотизм,
гражданственность.
Возможность частого
общения и распространение
опыта семейного
воспитания.
Родители с разными
образовательными
возможностями и степенью
заинтересованности.
Возможные риски проекта и пути их преодоления:
1. Недостаточное оснащение
материально-технической базы музеев
экспонатами
1. Работа с социумом.
2. Совместное оснащение с семьями
воспитанников
2. Нехватка высококвалифицированных,
заинтересованных, инициативных
педагогов.
1. Направление педагогов и
специалистов на повышение
квалификации.
2.
Моральное
и
материальное
поощрение
творчески
работающих
педагогов.
Аннотация
Данный проект предполагает создание
оптимальных условий в ДОУ для
формирования
нравственно-патриотических
качеств
дошкольника,
посредствам
музейной
педагогики
Мы надеемся:
- создать оптимальные условия для развития
нравственно-патриотических
качеств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом
нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у
детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к
ее
историческому
прошлому,
бережного
отношения
к
традициям
своего
народа.
-
сформировать
единое
образовательное
пространство
для
культурного,
нравственного, патриотического развития детей, родителей и педагогов.
Деятельность в рамках проекта ставит своей целью создать условия в ДОУ
для развития нравственно-патриотических
качеств
у детей, посредствам
музейной
педагогики.
Создать
систему
работы
с
родителями
по
формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, любви
и привязанности к семье, своему народу и изучению культурных традиций
Кубани, путем изучение и внедрения музейной педагогики.
Воспитательно-образовательная
работа
с
детьми
предполагает
формирование нравственно-патриотических качеств личности.
Ведущее место в системе нравственно-патриотического воспитания занимает
работа с родителями.
Предполагается
использование
новых
форм
работы
с
семьями
воспитанников,
педагогическое
просвещение
родителей
по
вопросам
нравственно-патриотического воспитания и развития ребенка, совместные с
родителями обучающие и развлекательные мероприятия,
включение родителей, как
участников в воспитательно-образовательный
процесс ДОУ.
Педагоги
выступают
как
основное
связующее
звено
между
детьми
и
родителями. Предполагается постоянное совершенствование педагогического
мастерства воспитателей ДОУ, вооружение их теоретическими знаниями в
области
нравственно-патриотического
воспитания
и
развития
детей
дошкольного возраста, внедрение в практику работы с детьми и родителями
вариативных
форм
образования
и
инновационных
педагогических
технологий(музейной педагогики).
Инновацией данного проекта является использование в работе учреждения
таких методов и приемов, которые позволяют воспитателям, родителям и
детям быть активными участниками образовательного процесса.
Первый этап – подготовительный
Задачи первого этапа:
Проведение анализа состояния образовательного процесса в ДОУ;
Разработка проекта;
Разработка мини-проектов в деятельности ДОУ;
Планирование работы на учебный год.
Второй этап проекта – формирующий
Задачи второго этапа:
Мониторинг реализации проекта;
Внедрение метода проектов в работу ДОУ;
Внедрение технологий личностно-ориентированного воспитания;
Внедрение здоровьесберегающих, здоровьесохраняющих и
информационных технологий;
Улучшение материально-технической базы ДОУ;
Создание мини-музеев.
Третий этап – итоговый
Задачи третьего этапа:
Анализ
результатов
реализации
проекта
и
соотнесение
их
с
заявленными целями и задачами;
Оформление и описание хода реализации и результатов проекта в
форме отчета, планирование дальнейшей работы.
План реализации проекта
№п/
п
Этапы
экспериментально
й работы
Содержание
Формы работы
Предполагаемы
й результат
1.
Проектировочный
этап
Проведение
педагогического
совета коллектива.
Протокол
педагогического
Совета
Изучение теории
и практики
работы с детьми
по вопросам
нравственно-
патриотического
воспитания
посредствам
музейной
педагогики.
Выбор
программно-
методического
сопровождения
инновационной
деятельности.
Определение
внешних и
внутренних
связей.
Разработка
перспективных
планов работы с
детьми.
Родителями и
педагогами.
Выбор и уточнение
темы для
проекта.
Определение
участников
экспериментально
й деятельности:
возрастная группа
детей,
воспитатели,
специалисты.
Протоколы
педагогических
часов
Самоанализ
педагогической
деятельности
коллектива.
Анкетирование
Теоретическое,
финансово-
хозяйственное и
экономическое
обоснование
инновационной
деятельности.
Протокол
общего
собрания
коллектива
Подбор
мониторинговых
методик.
Пакет
мониторинговы
х материалов
Разработка
перспективного
планирования
для
работы
с
детьми,
родителями,
педагогами.
План работы
Информирование
р о д и т е л е й
о
предстоящей
работе с детьми и
п е д а г о г а м и
в
Протоколы
родительского
собрания
рамках
экспериментально
й деятельности
Подготовка
аналитического
отчета
по
итогам
п е р в о г о
э т а п а
эксперимента
Отчет по итогам
первого
этапа
проекта
2.
Формирующий этап
Практическая
реализация
перспективных
планов
работы
с
детьми,
р о д и т е л я м и
и
педагогами.
Повышение качества воспитательно-
образовательного процесса.
Рост педагогического мастерства и
профессиональной
компетентности
педагогов.
Активное
вовлечение
родителей
в
воспитательно-образовательный
процесс
ДОУ.
Повышение
статуса
семейного воспитания
О б о г а щ е н и е
з н а н и й
д е т е й ,
родителей и педагогов об истории и
традициях нашего народа.
Обновление
развивающей
среды
группы
с
учетом
тематики
мини-музея
Мониторинг
реализации
проекта.
Постоянно
действующий
теоретический
с е м и н а р
д л я
педагогов.
В н е д р е н и е
в
практическую
деятельность
вариативных форм
образования,
инновационных
педагогических
т е х н о л о г и й
и
мини-проектов.
Созда н и е
м и н и
музеев
в группах
ДОУ
Работа семейного
клуба «По
русскому
обычаю»»
3.
Контрольно-
результирующий
этап
Мониторинг
качества
образования.
Создание
оптимальных
условий
в
ДОУ для формирования
нравственно-патриотических
качеств
дошкольника,
посредствам
музейной педагогики
Анализ
результатов
деятельности.
Соотнесение
их
с
заявленными
целями и задачами.
Оформление
р е з у л ь т а т о в
в
форме отчета.