Инновационные технологии в профессиональном образовании
Автор: Белисова Наталья Олеговна Должность: преподаватель профессиональных модулей Учебное заведение: ЧПОУ МК "Авиценна" Населённый пункт: г. Ставрополь Наименование материала: мультимедийная презентация Тема: Инновационные технологии в профессиональном образовании Раздел: среднее профессиональное
«ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ»
Пассивный метод обучения
Активный метод обучения
Интерактивный метод обучения
Интерактивные технологии
обучения
Роль педагога в реализации
интерактивного метода
Место педагога в интерактивных учебных
занятиях сводится к направлению деятельности
студентов на достижение целей урока.
Педагог также разрабатывает план урока
(обычно, это интерактивные упражнения и
задания, в ходе выполнения которых студент
изучает материал).
Классификация интерактивных
технологий
Неимитационные
технологии не предполагают
построения моделей изучаемого явления или
деятельности.
В основе
имитационных
технологий лежит
имитационное или имитационно - игровое
моделирование, т. е. воспроизведение в условиях
обучения с той или иной мерой адекватности
процессов, происходящих в реальной системе.
Неимитационные
технологии
Цели: Передача информации, создание
предпосылок для развития некоторых как
общих, так и профессиональных навыков и
умений.
Тактика обучения: диалогическое
взаимодействие педагога и обучающихся.
Имитационные
технологии
Цели: Знакомство с различными видами
профессионального контекста, формирование
профессионального опыта в условиях
квазипрофессиональной деятельности
Тактика обучения: Общение обучаемых между
собой и с педагогом в процессе имитации.
Формы интерактивного обучения
1.
Работа в парах.
2.
Ротационные (сменные) тройки.
3.
Работа в малых группах.
4.
Мозговой штурм.
5.
Ролевая (деловая) игра.
6.
Дискуссия.
7.
Дебаты.
8.
Броуновское движение - предполагает движение учеников
по всему классу с целью сбора информации по
предложенной теме.
9.
Проблемная лекция и т.п.
Проблемная лекция
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы,
проблемной ситуации и их последующее разрешение.
В проблемной лекции моделируются противоречия реальной
жизни через их выражение в теоретических концепциях.
Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при
непосредственном действенном их участии.
Среди смоделированных проблем могут быть научные,
социальные, профессиональные, связанные с конкретным
содержанием учебного материала.
Постановка проблемы побуждает учащихся к активной
мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить
на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому
материалу, активизирует внимание обучаемых.
Семинар - диспут
Предполагает коллективное обсуждение какой-либо
проблемы с целью установления путей её
достоверного решения.
Семинар – диспут проводится в форме диалога между
участниками.
Он предполагает высокую умственную активность,
прививает умение вести полемику, защищать свои
взгляды, лаконично и ясно излагать свои мысли.
Учебная дискуссия
Дискуссия
(от лат. discussio — рассмотрение,
исследование) — публичное обсуждение какого-либо
спорного вопроса, проблемы.
Учебная дискуссия
– один из методов проблемного
обучения.
Она используется при анализе проблемных ситуаций,
когда необходимо дать простой и однозначный ответ
на вопрос, при этом предполагаются альтернативные
ответы.
Мозговой штурм
Метод
мозгового штурма
(мозговой штурм, мозговая
атака, англ. brainstorming) — оператив-ный метод
решения проблемы на основе стимули-рования
творческой активности, при котором участникам
обсуждения предлагают высказывать как можно
большее количество вариантов решения, в том числе
самых фантастичных.
Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы
на практике.
«Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить
эффективность генерирования новых идей в учебной
группе.
Дидактическая игра
В процессе дидактической игры обучаемый
должен выполнить действия, аналогичные тем,
которые могут иметь место в его
профессиональной деятельности.
В результате происходит накопление,
актуализация и трансформация знаний в умения и
навыки, накопление опыта личности и её
развитие.
Дидактическая игра. Этапы.
Этапы
игры
Формы
работы
Содержание игры
Подгото
вка
Разработка
игры
Разработка сценария, плана; общее описание
правил игры; содержание инструктажа;
подготовка мат.обеспечения.
Ввод в игру
Постановка проблемы, целей, условий;
регламент, правила; распределение ролей;
формирование групп; консультация
Провед
ение
Групповая
работа
Работа с источниками; тренинг; «мозговой
штурм»
Межгрупповая
дискуссия
Выступления групп; защита результатов;
правила дискуссии; работа экспертов.
Анализ
обобще
ние
Групповая
работа
Выход из игры; анализ; рефлексия; оценка и
самооценка работы; выводы и обобщения;
рекомендации
Стажировка
Стажировка с выполнением должностной роли — форма и метод
активного обучения, при котором "моделью" выступает сфера
профессиональной деятельности, а имитация затрагивает в
основном исполнение роли.
Главное условие стажировки — выполнение под контролем
педагога определенных действий в реальных производственных
условиях.
По способу организации работы обучаемого стажировка с
выполнением должностной роли относится к индивидуальным
методам обучения.
Она обеспечивает наиболее полное приближение процесса
обучения к производству.
Технологии
проектного обучения
Технология проектного обучения рассматривается как
гибкая модель организации учебного процесса в
профессиональной школе, ориентированная на
творческую самореализацию личности обучаемого
путем развития его интеллектуальных и физических
возможностей, волевых качеств и творческих
способностей в процессе создания новых товаров и
услуг.
Результатом проектной деятельности являются учебные
творческие проекты, выполнение которых
осуществляется в три этапа.
Технология
выполнения проекта
Исследователь-
ский
Поиск проблемы; выбор и обоснование проекта;
анализ предстоящей деятельности; выбор
конструкции и материалов; разработка
конструкторско-технической документации по
организации рабочего места
Технологический
Выполнение технологических операций,
предусмотренных технологическим процессом;
соблюдение технологической, трудовой
дисциплины, норм охраны труда, экологической и
технической безопасности; сборка изделия
Заключительный
Контроль и испытание изделия; экономическое
обоснование, маркетинговые исследования;
подведение итогов; защита проекта
Технологии
проектного обучения
Технологии проектного обучения способствует
созданию педагогических условий для развития
креативных способностей и качеств личности
учащегося, которые нужны ему для творческой
деятельности, независимо от будущей конкретной
профессии.
Учебный творческий проект состоит из пояснительной
записки и самого изделия (услуги).
Содержание
пояснительной записки
выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме
проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем
размышления;
описание этапов конструирования объекта;
выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
технологическая последовательность изготовления изделия, графические
материалы;
подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;
охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
использование литературы;
приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).
Компьютерные обучающие
технологии
это процессы сбора, переработки,
хранения и передачи информации
обучаемому посредством
компьютера.
В образовании распространены технологии, в
которых компьютер является:
Средством для представления учебного
материала учащимся с целью передачи знаний.
Средством материальной поддержки учебных
процессов как дополнительный источник
информации.
Средством для определения уровня знаний и
контроля за усвоением учебного материала;
В образовании распространены технологии, в
которых компьютер является:
Продолжение:
Универсальным тренажёром для приобретения
навыков практического применения знаний;
Средством для проведения учебных
экспериментов и деловых игр по предмету
изучения.
Одним из важнейших элементов в будущей
профессиональной деятельности обучаемого.
Цели применения компьютерных технологий в
профессиональном образовании:
Развитие личности обучаемого, подготовка к
самостоятельной продуктивной профессиональной
деятельности.
Реализация социального заказа, обусловленного
потребностями современного общества.
Интенсификация образовательного процесса.