Напоминание

Синдром психологического выгорания в профессиональной деятельности преподавателя


Автор: Белисова Наталья Олеговна
Должность: преподаватель профессиональных модулей
Учебное заведение: ЧПОУ МК "Авиценна"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Синдром психологического выгорания в профессиональной деятельности преподавателя
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Эмоциональный стресс и эмоции интеллектуального труда

преподавателя. Синдром психологического выгорания и его

профилактика.

Стадии профессионального становления личности
Профессиональное становление личности выделяет
четыре стадии
: 1 – формирование профессиональных намерений 2 – профессиональное обучение 3 – профессиональная адаптация 4 – частичная или полная реализация в профессиональном труде. Становление профессионализма личности является предметом изучения науки
«акмеологии».

Зрелость личности
(с акмеологической точки зрения) подразумевает преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормированности поведения и отношений.
Зрелость личности
, вершина зрелости – АКМЕ – это многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Педагогическая акмеология выделяет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости личности педагога: 1 – овладение профессией 2 – педагогическое мастерство 3 – самоактуализация педагога в профессии 4 – педагогическое творчество
Методы и механизмы профессионального развития и саморазвития

личности:

Методы:
ускоренные ротации и перемещения, специальные проекты (Молодые таланты или «Золотой фонд организации»), неформальный коучинг (консалтинг), мониторинг - систематическое «отслеживание» профессионального развития, оценка эффективности деятельности (в рамках КПМО – новая система оплаты труда), план развития - индивидуальные программы профессионального роста, карьерные стратегии, самообучение (самообразование), тренинг.
Механизмы:
идентификация, освоение социальных ролей.
Модель конкурентоспособной личности:

1. Мотивы и ценностные ориентации
o Четкость целей и ценностных ориентаций o Осознание приоритета o Амбициозность o Стремление к лидерству o Оптимизм, вера в успех своего дела o Глубокий интерес к делу
o Ориентация на здоровый образ жизни o Стремление к качественному конечному продукту своей деятельности
2. Нравственные качества
o Ответственность o Толерантность o Способность к временным компромиссам o Самостоятельность в условиях нравственного выбора
3. Гражданские качества
o Ясность и четкость гражданской позиции o Социальная активность o Способность отстаивать свои права o Демократизм o Гражданское мужество o Патриотизм o Смелость
4. Интеллектуальные и деловые качества
o Креативность, творческий подход к делу o Компетентность o Профессионализм o Системность мышления o Критичность мышления o Прогностичность мышления
5 . Особенности характера и поведения
o Способность ставить и решать все более сложные задачи и проблемы o Трудолюбие o Энергичность o Решительность o Стрессоустойчивость o Способность мобилизоваться o Способность не останавливаться на достигнутом o Способность к риску o Расчетливость o Способность начатое дело доводить до конца
6. Коммуникативные способности
o Коммуникабельность , адаптивность o Умение убеждать o Умение вести переговоры o Эмпатийность (способность чувствовать собеседника)
7. Организаторские способности
o Способность создать команду o Способность подчинить своей воле других o Способность быть лидером o Способность эффективно делегировать свои полномочия
o Требовательность o Умение организовать и мобилизовать коллектив на успешное решении коллективной задачи o Умение контролировать и корректировать работу коллектива
8. «Само»-способности и «само»-процессы
o Самостоятельность в принятии ответственных решений o Способность к непрерывному саморазвитию, личностному и профессиональному росту o Способности к самоопределению o Способности к самоуправлению o Способности к самосовершенствованию o Способности к творческой самореализации
Критерии общего благополучия профессионально зрелой личности :
аутентичность (способность человека быть самим собой), свобода и ответственность, способность к саморазвитию, эмоциональная стабильность, уважение к личности другого человека, любовь к жизни.
Факторы, сдерживающие потенциал и качество результатов

деятельности коллектива или отдельных преподавателей:
неадекватный уровень оплаты труда, низкий социальный статус, неадекватная принципам TQM система подготовки кадров и повышения квалификации, различие в ресурсном обеспечении ОУ, физические и психологические перегрузки, неблагоприятный психологический климат в организациях, эмоциональное выгорание преподавателя.
Снижение качества профессионального здоровья педагога - угроза

реализации принципов качества в образовательном процессе.

Профессиональное здоровье
Клинический статус психический статус -----функциональное состояние------физический статус профессиональные качества психические физические функциональная устойчивость  высокий качественный уровень обучения и подготовки специалистов  надежность деятельности и безопасность образовательной среды  профессиональное долголетие 
Психологические особенности умственно-эмоционального труда педагога
- Одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени производственными процессами или осмысление деятельности многих людей (учащихся); - Частое и быстрое информационное переключение направления внимания на множественность объектов, постоянная переадаптация. Быстрая реакция на ситуации в классе;
- Восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, часто имеющей эмоциональный характер; - Острый дефицит времени для переработки этой информации и для ответственных достижений; - Чувство повышенной ответственности за принимаемое решение, переходящее в эмоциональный стресс; - Необходимость сохранения интенсивности и напряженности внимания, памяти, мышления, эмоций и различных гомеостатических констант организма; - Возникновение проблемных ситуаций и фрустрации в условиях лимита времени и избытка информации; - Изменение мотивационно-эмоционального поведения и образование доминанты для осуществления (с предвидением конечного результата) и решения интеллектуальных и эмоциональных актов высшего порядка; Малое участие двигательного анализатора, малые физические усилия (фактор гипокинезии); - Необходимость одновременной мыслительной деятельности и эмоционального напряжения для решения производственных задач. Изначально профессия педагога (преподавателя) содержит в себе
риски,

влияющие на здоровье
биологической системы, которой является человек. Эмоциональное напряжение, возникающее в процессе оценочной, мотивационной деятельности, связанной с выбором альтернатив, направлений организации новых видов работы в соответствии с доминирующей потребностью учебного процесса (а такова работа учителя), гораздо выше, чем в любой другой эмоционально – интеллектуальной профессии, например в актерской, режиссерской и т.д. Согласно биологической теории П. К. Анохина,
эмоциональное напряжение
формируется во всех случаях, когда человек не может удовлетворить свои потребности, в связи с чем возникают конфликтные ситуации, влияющие на здоровье.
Проблемы эмоционального выгорания и деформации личности педагога:
причины, формы проявления, способы профилактики и преодоления.
Психологическое выгорание
– состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Причины:
- близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, очень трудно поддерживать продолжительное время.
Компоненты синдрома эмоционального выгорания:
- эмоциональная истощенность - деперсонализация (цинизм) - редукция профессиональных достижений Исследования 2008 – 2014 годов свидетельствуют, что у 93% преподавателей наблюдается устойчивый стресс, способствующий развитию
синдрома

хронической усталости.

Фактор гипокинезии наряду с нервно-эмоциональным напряжением настолько велик, что превращается в особую проблему.
Проблемы эмоционального выгорания и деформации личности педагога:
причины, формы проявления, способы профилактики и преодоления.
Эмоциональное истощение
– чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация
– циничное отношение к труду и объектам своего труда. Предполагает бесчувственное, негуманное отношение к ученикам, родителям, коллегам. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Внутреннее сдерживаемое раздражение прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений –
возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Труд положительно влияет на психику человека. Но
многолетнее

выполнение
одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений, навыков, снижению работоспособности.
Профессиональные деформации
— это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
Профессиональные деформации
нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Факторы эмоционального выгорания

Индивидуальные: социально-демографические -
возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы,
личностные особенности

-
выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, нейротизм (тревожность) экстраверсия.
Организационные:

условия работы -
рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня,
содержание труда:
число клиентов, острота их проблем, глубина контактов с клиентами, обратная связь,
социально-психологические:
взаимоотношения в организации, отношение к объекту труда.
Меры, направленные на борьбу с «синдромом эмоционального

выгорания»
приспособление работы к себе, экономичный расход «эмоционального топлива», т.е. эмоций, восстановление.
Профилактика и коррекция эмоционального выгорания:
- предварительное информирование работников о возможных психологических трудностях, связанных с избранной профессией, - непрерывное психолого-педагогическое образование педагога,повышение его квалификации («период полураспада компетентности» -
продолжительность времени, когда вследствие устаревания вузовских знаний компетентность педагога снижается на 50%), - система поощрений, - структурирование работы и организация рабочих мест, - личностная психологическая подготовка специалистов помогающих профессий, - овладение методами и приёмами самопомощи (музыкотерапия, изотерапия, аутотренинг, аромотерапия, дыхательные техники, акватерапия и др.) - повышение уровня личностной зрелости человека, - устойчивое позитивное отношение к профессии, к себе, к собственной жизни, - определение краткосрочных и долгосрочных целей, - использование «тайм-аутов», - овладение умениями и навыками саморегуляции, - профессиональное развитие и самосовершенствование, - избегание ненужной конкуренции, - эмоциональное позитивное общение, - поддержание хорошей спортивной формы.
Философское завещание матери Терезы об отношении к жизни.
Жизнь-это возможность. Воспользуйся ею. Жизнь-это красота. Увлекайся ею. Жизнь-это мечта. Осуществи Жизнь-это вызов. Прими его. Жизнь-это обязанность твоя насущная. Исполни ее. Жизнь-это игра. Стань игроком. Жизнь-это богатство. Не разбазаривай его. Жизнь-это приобретение. Охраняй его. Жизнь-это любовь. Насладись ею сполна. Жизнь-это тайна. Познай ее. Жизнь-это долина слез. Преодолей все. Жизнь-это песня. Допой ее до конца. Жизнь-это борьба. Стань борцом. Жизнь-это бездна неизвестного. Входи в нее без страха. Жизнь-это удача. Ищи это мгновение.
Жизнь такая интересная – не растрать ее. Это твоя жизнь.

Завоюй ее!
Труду отдающий себя безвозмездно, С сознаньем о жизни, что прожил полезно, Что, может быть, вспомнят сердечно когда-то, Сегодня шальные смешные ребята, Когда повзрослевшие, сильные, смелые, В делах увлеченные, очень умелые,
Они, научившись оценивать труд, Величие нашего дела поймут. Поймут и оценят тогда непременно, Забыв, может, каждого из нас поименно, Оценят невидимый труд титанический, Труд, именуемый просто: «Учительский». А. Дулов 1975г.


В раздел образования