Синдром психологического выгорания в профессиональной деятельности преподавателя
Автор: Белисова Наталья Олеговна Должность: преподаватель профессиональных модулей Учебное заведение: ЧПОУ МК "Авиценна" Населённый пункт: г. Ставрополь Наименование материала: статья Тема: Синдром психологического выгорания в профессиональной деятельности преподавателя Раздел: среднее профессиональное
Эмоциональный стресс и эмоции интеллектуального труда
преподавателя. Синдром психологического выгорания и его
профилактика.
Стадии профессионального становления личности
Профессиональное становление личности выделяет четыре стадии :
1 – формирование профессиональных намерений
2 – профессиональное обучение
3 – профессиональная адаптация
4 – частичная или полная реализация в профессиональном труде.
Становление профессионализма личности является предметом изучения
науки «акмеологии».
Зрелость личности (с акмеологической точки зрения) подразумевает
преимущественное развитие морально-нравственных качеств,
гуманистической направленности личности, нормированности поведения и
отношений.
Зрелость личности , вершина зрелости – АКМЕ – это многомерная
характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный
период его прогрессивного развития, связанного с большими
профессиональными, личностными и социальными достижениями.
Педагогическая акмеология выделяет уровни и этапы профессионализма
деятельности и зрелости личности педагога:
1 – овладение профессией
2 – педагогическое мастерство
3 – самоактуализация педагога в профессии
4 – педагогическое творчество
Методы и механизмы профессионального развития и саморазвития
личности:
Методы: ускоренные ротации и перемещения, специальные проекты
(Молодые таланты или «Золотой фонд организации»), неформальный
коучинг (консалтинг), мониторинг - систематическое «отслеживание»
профессионального развития, оценка эффективности деятельности (в рамках
КПМО – новая система оплаты труда), план развития - индивидуальные
программы профессионального роста, карьерные стратегии, самообучение
(самообразование), тренинг.
Механизмы: идентификация, освоение социальных ролей.
Модель конкурентоспособной личности:
1. Мотивы и ценностные ориентации
o
Четкость целей и ценностных ориентаций
o
Осознание приоритета
o
Амбициозность
o
Стремление к лидерству
o
Оптимизм, вера в успех своего дела
o
Глубокий интерес к делу
o
Ориентация на здоровый образ жизни
o
Стремление к качественному конечному продукту своей деятельности
2. Нравственные качества
o
Ответственность
o
Толерантность
o
Способность к временным компромиссам
o
Самостоятельность в условиях нравственного выбора
3. Гражданские качества
o
Ясность и четкость гражданской позиции
o
Социальная активность
o
Способность отстаивать свои права
o
Демократизм
o
Гражданское мужество
o
Патриотизм
o
Смелость
4. Интеллектуальные и деловые качества
o
Креативность, творческий подход к делу
o
Компетентность
o
Профессионализм
o
Системность мышления
o
Критичность мышления
o
Прогностичность мышления
5 . Особенности характера и поведения
o
Способность ставить и решать все более сложные задачи и проблемы
o
Трудолюбие
o
Энергичность
o
Решительность
o
Стрессоустойчивость
o
Способность мобилизоваться
o
Способность не останавливаться на достигнутом
o
Способность к риску
o
Расчетливость
o
Способность начатое дело доводить до конца
6. Коммуникативные способности
o
Коммуникабельность , адаптивность
o
Умение убеждать
o
Умение вести переговоры
o
Эмпатийность (способность чувствовать собеседника)
7. Организаторские способности
o
Способность создать команду
o
Способность подчинить своей воле других
o
Способность быть лидером
o
Способность эффективно делегировать свои полномочия
o
Требовательность
o
Умение организовать и мобилизовать коллектив на успешное решении
коллективной задачи
o
Умение контролировать и корректировать работу коллектива
8. «Само»-способности и «само»-процессы
o
Самостоятельность в принятии ответственных решений
o
Способность к непрерывному саморазвитию, личностному и
профессиональному росту
o
Способности к самоопределению
o
Способности к самоуправлению
o
Способности к самосовершенствованию
o
Способности к творческой самореализации
Критерии общего благополучия профессионально зрелой личности :
аутентичность (способность человека быть самим собой), свобода и
ответственность, способность к саморазвитию, эмоциональная стабильность,
уважение к личности другого человека, любовь к жизни.
Факторы, сдерживающие потенциал и качество результатов
деятельности коллектива или отдельных преподавателей: неадекватный
уровень оплаты труда, низкий социальный статус, неадекватная принципам
TQM система подготовки кадров и повышения квалификации, различие в
ресурсном обеспечении ОУ, физические и психологические перегрузки,
неблагоприятный психологический климат в организациях, эмоциональное
выгорание преподавателя.
Снижение качества профессионального здоровья педагога - угроза
реализации принципов качества в образовательном процессе.
Профессиональное здоровье
Клинический статус
психический статус -----функциональное состояние------физический статус
профессиональные качества
психические физические функциональная устойчивость
высокий качественный уровень обучения и подготовки специалистов
надежность деятельности и безопасность образовательной среды
профессиональное долголетие
Психологические особенности умственно-эмоционального труда педагога
-
Одновременное
наблюдение
за
несколькими
изменяющимися
во
времени
производственными
процессами
или
осмысление
деятельности
многих людей (учащихся);
-
Частое
и
быстрое
информационное
переключение
направления
внимания
на
множественность
объектов,
постоянная
переадаптация.
Быстрая реакция на ситуации в классе;
-
Восприятие
и
переработка
разнообразной
и
многочисленной
информации, часто имеющей эмоциональный характер;
-
Острый дефицит времени для переработки этой информации и для
ответственных достижений;
-
Чувство
повышенной
ответственности
за
принимаемое
решение,
переходящее в эмоциональный стресс;
-
Необходимость сохранения интенсивности и напряженности внимания,
памяти,
мышления,
эмоций
и
различных
гомеостатических
констант
организма;
-
Возникновение проблемных ситуаций и фрустрации в условиях лимита
времени и избытка информации;
-
Изменение
мотивационно-эмоционального
поведения
и
образование
доминанты для осуществления (с предвидением конечного результата) и
решения интеллектуальных и эмоциональных актов высшего порядка;
Малое участие двигательного анализатора, малые физические усилия
(фактор гипокинезии);
- Необходимость одновременной мыслительной деятельности и
эмоционального напряжения для решения производственных задач.
Изначально профессия педагога (преподавателя) содержит в себе риски,
влияющие на здоровье биологической системы, которой является человек.
Эмоциональное напряжение, возникающее в процессе оценочной,
мотивационной деятельности, связанной с выбором альтернатив,
направлений организации новых видов работы в соответствии с
доминирующей потребностью учебного процесса (а такова работа учителя),
гораздо выше, чем в любой другой эмоционально – интеллектуальной
профессии, например в актерской, режиссерской и т.д.
Согласно биологической теории П. К. Анохина, эмоциональное напряжение
формируется во всех случаях, когда человек не может удовлетворить свои
потребности, в связи с чем возникают конфликтные ситуации, влияющие на
здоровье.
Проблемы эмоционального выгорания и деформации личности педагога:
причины, формы проявления, способы профилактики и преодоления.
Психологическое выгорание – состояние физического, эмоционального и
умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Причины:
- близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, очень
трудно поддерживать продолжительное время.
Компоненты синдрома эмоционального выгорания:
- эмоциональная истощенность
- деперсонализация (цинизм)
- редукция профессиональных достижений
Исследования 2008 – 2014 годов свидетельствуют, что у 93% преподавателей
наблюдается устойчивый стресс, способствующий развитию синдрома
хронической усталости.
Фактор гипокинезии наряду с нервно-эмоциональным напряжением
настолько велик, что превращается в особую проблему.
Проблемы эмоционального выгорания и деформации личности педагога:
причины, формы проявления, способы профилактики и преодоления.
Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и
усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда.
Предполагает бесчувственное, негуманное отношение к ученикам,
родителям, коллегам. Контакты с ними становятся формальными,
обезличенными. Внутреннее сдерживаемое раздражение прорывается
наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников
чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание
неуспеха в ней.
Труд положительно влияет на психику человека. Но многолетнее
выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к
появлению профессиональной усталости, возникновению психологических
барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности,
утрате профессиональных умений, навыков, снижению работоспособности.
Профессиональные деформации — это изменения сложившейся структуры
деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности
труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают
ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на
продуктивности деятельности.
Факторы эмоционального выгорания
Индивидуальные: социально-демографические - возраст, пол, уровень
образования, семейное положение, стаж работы, личностные особенности
условия работы - рабочие перегрузки, дефицит времени,
продолжительность рабочего дня,
содержание труда: число клиентов, острота их проблем, глубина
контактов с клиентами, обратная связь,
социально-психологические: взаимоотношения в организации, отношение к
объекту труда.
Меры, направленные на борьбу с «синдромом эмоционального
выгорания» приспособление работы к себе, экономичный расход
«эмоционального топлива», т.е. эмоций, восстановление.
Профилактика и коррекция эмоционального выгорания:
- предварительное информирование работников о возможных
психологических трудностях, связанных с избранной профессией,
- непрерывное психолого-педагогическое образование педагога,повышение
его квалификации («период полураспада компетентности» -
продолжительность времени, когда вследствие устаревания вузовских
знаний компетентность педагога снижается на 50%),
- система поощрений,
- структурирование работы и организация рабочих мест,
- личностная психологическая подготовка специалистов помогающих
профессий,
- овладение методами и приёмами самопомощи (музыкотерапия, изотерапия,
аутотренинг, аромотерапия, дыхательные техники, акватерапия и др.)
- повышение уровня личностной зрелости человека,
- устойчивое позитивное отношение к профессии, к себе, к собственной
жизни,
- определение краткосрочных и долгосрочных целей,
- использование «тайм-аутов»,
- овладение умениями и навыками саморегуляции,
- профессиональное развитие и самосовершенствование,
- избегание ненужной конкуренции,
- эмоциональное позитивное общение,
- поддержание хорошей спортивной формы.
Философское завещание матери Терезы об отношении к жизни.
Жизнь-это возможность. Воспользуйся ею.
Жизнь-это красота. Увлекайся ею.
Жизнь-это мечта. Осуществи
Жизнь-это вызов. Прими его.
Жизнь-это обязанность твоя насущная. Исполни ее.
Жизнь-это игра. Стань игроком.
Жизнь-это богатство. Не разбазаривай его.
Жизнь-это приобретение. Охраняй его.
Жизнь-это любовь. Насладись ею сполна.
Жизнь-это тайна. Познай ее.
Жизнь-это долина слез. Преодолей все.
Жизнь-это песня. Допой ее до конца.
Жизнь-это борьба. Стань борцом.
Жизнь-это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.
Жизнь-это удача. Ищи это мгновение.
Жизнь такая интересная – не растрать ее. Это твоя жизнь.
Завоюй ее!
Труду отдающий себя безвозмездно,
С сознаньем о жизни, что прожил полезно,
Что, может быть, вспомнят сердечно когда-то,
Сегодня шальные смешные ребята,
Когда повзрослевшие, сильные, смелые,
В делах увлеченные, очень умелые,
Они, научившись оценивать труд,
Величие нашего дела поймут.
Поймут и оценят тогда непременно,
Забыв, может, каждого из нас поименно,
Оценят невидимый труд титанический,
Труд, именуемый просто: «Учительский».
А. Дулов 1975г.