План коррекционной работы по развитию у детей старшего возраста познавательных способностей
Автор: Николаева Наталия Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №8 "Зоряночка" Населённый пункт: г. Ессентуки Ставропольского края Наименование материала: Методическая разработка Тема: План коррекционной работы по развитию у детей старшего возраста познавательных способностей Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка».
План
коррекционной
работы по развитию у детей
старшего возраста познавательных способностей.
Воспитатель:
Николаева Наталия Ивановна
г. Ессентуки 2016 год.
2016 год.
2016 год.
РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Цели:
обогащать,
расширять
познавательный
кругозор
детей,
развивать
стремление
к
аргументированию
собственной точки зрения.
Методы и приемы
1. Игровая мотивация
2. Проблемные ситуации с практической поисковой
деятельностью (опыты, эксперименты)
3. Эвристический метод (открытия)
4. Метод проб и ошибок
5. Моделирование в разных вариациях
6. Сотворчество, содружество
7. Социгровой метод
8. Поисковые вопросы и задания
9. Творческие, «домашние» задания
10. Коллективные дискуссии, беседы
11. Познавательные рассказы педагога об истории появления
простых вещей; из личного опыта
12. «Групповое телевидение» (прогноз погоды, будущей
познавательной деятельности)
13. Самооценка
14. Использование познавательной литературы детьми
самостоятельно
15.ТРИЗ
Формы работы
Цикличность
1. Кружок «Эрудит», «Лего-мастер»
1 раз в неделю
2. Факультатив «Будь осторожен!»,
«Путешествие в Страну Экономику»
1 раз в неделю
3. Познавательный час (час Эрудита)
1 раз в неделю
4. Выпуск газет и журналов
1 раз в
квартал
5. Состязания, турниры мудрецов
1 раз в месяц
6. Встречи с интересными людьми
1 раз в месяц
7. Экскурсии
2 раза в месяц
8. Минутки «Сочинялка», «Вообразилка»
1 раз в неделю
9. Игровая деятельность в
разновозрастном объединении детей
1 раз в месяц
10. Логические игры; использование
шахмат, домино
ежедневно
11. Работа у развивающей стенки с
усложненными заданиями
2 раза в неделю
12. Посещение детской библиотеки города
1 раз в месяц
13. Дид. игры более сложного характера
(по Венгеру)
2 раза в неделю
Прогноз: Яркое проявление способности к рассуждению. Развитие пытливости, настойчивости, живого интереса ко всему
новому. (К концу учебного года, выпуска в школу).
РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Цели:
развитие
интеллектуального
багажа
детей;
интереса
к
окружающему
миру;
развитие
пытливости,
наблюдательности, образного мышления.
Методы и приемы
1. Игровая мотивация
2. Создание проблемных ситуаций
3. Практический тренинг
4. Опыты (в «передвижной мини-лаборатории»)
5. Использование игр по ТРИЗу
6. Сотворчество, содружество
7. Социгровой метод
8. Оценка разного вида (самооценка,
символическая, «сладкая», «сюрпризная»)
9. Коллективные беседы, диспуты, интервью
10. Познавательные рассказы педагога
11. Познавательное чтение педагога
12. Поисковые вопросы
13. Методы Эврики; проб и открытия тайны
14. Моделирование; использование графических
схем, планов, макетов, эталонов, символов
15.Рефлексия собственного настроения,
переживаний
Формы работы
Цикличность
1. Участие детей в познавательных часах
1 раз в неделю
2. Участие детей в работе кружков наряду с детьми
высокого уровня
1 раз в неделю
3. Факультативная работа
- / - / - / -
4. «Минутка безопасности»
1 раз в неделю
5. Уроки здорового образа жизни и этикета (через
«секретные совещания» между девочками и
мальчиками)
1 раз в месяц
6. Экскурсии
2 раза в месяц
7. Минутка «Сочинялка»
1 раз в неделю
8. Разновозрастное объединение детей
1 раз в месяц
9. Информационная рубрика «А знаете ли вы?»
2 раза в месяц
10. Участие в выпуске газет
1 раз в квартал
11. Драматизация средних по величине произведений 2 раза в неделю
12. Развивающие кубики (Никитиных), логические и
настольно-печатные игры
ежедневно
13. Работа у развивающей стенки (закрепл.)
2 раза в неделю
Прогноз: К концу учебного года (выпуск в школу) – большая заинтересованность, живое участие в жизни детского
коллектива; стремление к проведению опытов, к практической деятельности.
РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
(часто болеющие, вновь прибывшие)
Цели:
развитие
у
детей
коммуникативных
качеств;
стремления
к
познанию;
развитие
активности,
наблюдательности.
Методы и приемы
1. Использование игровых персонажей, игровая
мотивация
2. Сюрпризность
3. Личностное общение педагога
(индивидуальное, либо с 2 - 3 детьми)
4. Чтение познавательной литературы,
заучивание речевок, потешек; разгадывание
загадок
5. Вопросы, напоминание, поощрение, похвала
6. Психоэтюды на выражение разных чувств
7. Имитационные игры
8. Совместные беседы
9. ТРИЗовские игры и ситуации
10. Рассматривание иллюстраций, наборов
открыток на «полочке умных книг»
11. «Полочка красоты» (в младшем возрасте):
предметы искусства
Формы работы
Цикличность
1. Совместные дидактические, настольно-печатные и
логические игры, мозаика и т.п.
ежедневно
2. Игровые, речевые интервью с использованием
макетов, игрушек
3 раза в
неделю
3. «Групповое телевидение»
2 раза в месяц
4. «Интересные минутки»
1 раз в неделю
5. Наблюдения
ежедневно
6. Экскурсии
2 раза в месяц
7. «Ожившие картинки» (импровизация заданных
ситуаций)
2 раза в месяц
8. Обучение работы у развивающей стенки (привлекать
к обучению детей с высоким и средним уровнем)
1 раз в неделю
9. Сенсорные игры (в младшем возрасте)
ежедневно
10. Участие детей младшего возраста в кружке
«Ладушки»
1 раз в неделю
11. Участие в разновозрастном объединении детей
1 раз в месяц
12. Драматизация
2 раза в неделю
Прогноз: К концу учебного года – заметное проявление общительности, сотрудничества, стремление узнать новое, интерес
к разным играм.