Автор: Яковлева Елена Борисовна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ "Володарская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: п. Володарский Первомайского района Оренбургской области Наименование материала: план-конспект урока с самоанализом учителя Тема: Перевод величин в другие единицы измерения Раздел: среднее образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 5 классе по теме
«Перевод величин в другие единицы измерения»
1
Ф.И.О.
Яковлева Елена Борисовна
2
Место работы
МАОУ «Володарская СОШ» Первомайского района
Оренбургской области
3
Должность
учитель математики
4
Предмет
Математика, ФГОС
5
Класс
5
6
Тема урока
Перевод величин в другие единицы измерения
7
Базовый учебник
И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика. 5 класс.»-
М:Просвещение, 2014г.
Цель урока : формирование умения переводить величины из одних единиц измерения в
другие.
Формировать у учащихся понятие десятичной дроби; обеспечить усвоение учащимися
правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.; выявить и
сформировать умения переводить величины в другие единицы измерения; отработать
навыки перевода величины из одних единиц измерения в другие.
Цели
1. Образовательные:
- Сформировать у учащихся понятий десятичной дроби;
- Обеспечить усвоение учащимися правила умножения и деления десятичной дроби
на 10, 100, 1000 и т.д.;
- Выявить и сформировать умения переводить величины в другие единицы
измерения;
- Отработать навыки перевода величины из одних единиц измерения в другие.
2. Воспитательные:
- Воспитание дисциплинированности, инициативности, активности;
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- Воспитание умения высказывать свое мнение и слушать товарищей;
- Формирование у учащихся познавательного интереса.
3. Развивающие:
- Развитие аналитического мышления;
- Учить устанавливать единые и общие признаки;
- Учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
- Формировать умения выделять главное;
- Учить преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
- Развивать умения действовать самостоятельно.
Обучающиеся должны:
Иметь представление о переводе из однихединиц измерения в другие.
Уметь:
переводить одни единицы измерения в другие;
читать десятичные дроби;
отражать в письменной форме результаты деятельности;
проводить информационно смысловой анализ прочитанного текста;
решать текстовые задачи с разными единицами измерения;
рассуждать, обобщать, аргументированно отвечать на вопросы собеседников, вести
диалог.
Задачи:
образовательная: отработка практических навыков в переводе величин;
развивающая: развивать любознательность и логическое мышление;
воспитательная: воспитание мотивов учения, формирование познавательного интереса у
школьников.
УУД:
Предметные: знают понятие величины и единицы измерения разных величин; умеют
использовать правила перевода величин; моделировать ход решения задач.
Познавательные: научатся в процессе реальной ситуации применять правила перевода
величин из одних единиц измерения в другие; работают с информацией и обрабатывают
ее; выбирают рациональный способ решения задачи в зависимости от условия.
Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, могут контролировать и
оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою
деятельность.
Коммуникативные: умеютдостаточно полно и четко выражатьсвои мысли,слушать
собеседника и вести диалог.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают
социальную роль обучающегося; стремятся совершенствовать вычислительные навыки,
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать
мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную
ответственность.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Методы: системно-деятельностный, проблемно-поисковый, словесный, наглядный,
практический.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- работают с текстом учебника;
- работают с образовательными ресурсами при выполнении заданий;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- проверяют, оценивают себя и друг друга.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники по
математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе
Power Point. А также доска, мел, таблица соотношений между единицами измерения
величин, тетрадь, учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика 5»;
дидактические материалы И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева «Математика
5, Самостоятельные работы».
Материал рассчитан на три урока.
Структура урока:
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний и умений. Устный счёт с презентацией
3.
Целеполагание и мотивация
4.
Изучение нового материала
5.
Первичное осмысление и закрепление знаний
6.
Физ.минутка
7.
Закрепление изученного материала, решение задач
8.
Рефлексивно-оценочный этап
9.
Домашнее задание.
Ход урока
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуаль
ный ряд
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации
деятельности
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
1
2
3
4
5
6
I.
Организаци
онный
момент
Эмоциональная,
психологическая
подготовка
2 мин.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке нам с вами
предстоит повторить пройденный материал и, конечно же,
узнать новое.
Запишем в тетрадях: число -17февраля, классная работа.
Ручки положили, сели ровно.
Для разминки начнём с устных заданий.
Демонстрируют
готовность к уроку
Фронтальная
Регулятивные:контролируют
свои действия
Личностные Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли, слушать и вступать в
диалог
II.
Актуализац
ия знаний и
умений
Продемонстрировать
необходимость
знания
точного определения
презент
ация№1
слайд 1
3 мин.
слайд
№2
5 мин.
слайд
№22
ответы
на обр.
стороне
доски
3 мин.
1.
Работа на внимание: (можно пользоваться таблицей на
стр. 181 учебника)
Прочитайте десятичную дробь.
Для каждой из следующих дробей
- назовите младший разряд дроби;
- укажите, в каком разряде стоит цифра 5; цифра 6.
75,6; 357,625;
0,5164;
6,75;
6,530;
79,516.
2.
Вычислите и расшифруйте слово (ньюфаундленд) – с
записыванием в тетрадях примеров и с объяснениями
учащихся, т. е. проговариванием правил умножения и
деления десятичных дробей.
3.
Повторение ранее изученного материала
Ученикам предлагается задание в форме теста. Каждый
выполняет его самостоятельно и осуществляется
взаимопроверка: 1в,2г,3б,4в,5б,6г,7б,8а (учащиеся
обмениваются тетрадями). Поднимите руки, у кого всё было
правильно, верно выполнено.
Останавливаем внимание на последних двух вопросах.
Обсуждаем с учащимися.
- Сколько сантиметров в 1 метре?(100)
- Во сколько раз 1 метр больше 1 миллиметра? (1000).
Почему? - Т. к. 1 метр = 1000 миллим.
Участвуют в работе, в
беседе с учителем,
отвечают на
поставленные
вопросы
Записывают в тетради
примеры и решают
их.
Выполняют задания
теста с электронной
доски.
Фронтальная
Познавательные Поиск и
выделение необходимой
информации
Регулятивные Выделение и
осознание того, что уже
пройдено.
Постановка цели учебной
задачи, синтез
Коммуникативные Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли, слушать и вступать в
диалог
III.
Целеполага
н и е
и
мотивация
Определить
тему
и
цели урока.
(15 минут)
2 мин.
п. 40
учебника
стр. 190
Учитель продолжает беседу с проблемными вопросами по
будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы .
Посмотрите на свои линейки.
- Сколько миллиметров в сантиметре? дециметре? (10,100).
-
Сколько
метров
в
километре? дециметре?
сантиметре?
(1000, в 10 раз меньше, в 100 раз меньше)
Два последних вопроса создают проблемную ситуацию.
Как же работать с единицами измерения? - Нужно уметь их
переводить.
Вместе с учениками определяет тему урока и учебные задачи
Сегодня на уроке мы будем учиться переводить величины
в другие единицы измерения. Запишем в тетради тему урока
«Перевод величин в другие единицы измерения». И будем
учиться осуществлять такой перевод. Откроем учебники на
стр.190, п. 40
Участвуют в работе,
в беседе с учителем,
отвечают на
поставленные
вопросы, работают с
текстом учебника.
Индивидуальная
работа с текстом
Познавательные Поиск и
выделение необходимой
информации.
Регулятивные выдвижение
гипотез
Коммуникативные Умение
слушать и вступать в диалог.
Личностные умение выделять
нравственный аспект поведения
IV.
Изучение
нового
материала
Объяснение
материала
Презента
ция №2,
2 мин.
Слайд1,
затем 3,4
Слайд
№5,№6,
№7
5 мин.
Работа с
учебнико
м.
Презент
ация
№2,
слайд
№8
Рассмотрим соотношения между единицами длины: выразить в
метрах. Рассматривается на конкретных примерах правила
перевода: 12,34 дм., 17,32 см., 5,8 мм., 9,26 км., 0,0064 см.
Учитель дает пояснения, учащиеся записывают примеры в
тетрадь. Продолжим работать с переводом величин.
№675(1,2), №676(1,2,4) У кого есть замечания? Проверьте.
Проверим свои рассуждения (на слайде и в учебнике стр. 190)
Откройте форзац учебника, внимательно посмотрите, и
скажите: как будет осуществляться перевод величин из
одних единиц измерения в другие согласно указанному
маршруту?
Внимательно изучите алгоритм перевода. Это вам будет
подсказка для дальнейшего выполнения заданий.
Сегодня мы с вами будем решать задачи на перевод величин из
одних единиц измерения в другие.
Пауза!!! Отдохнём.
В жизни эти умения очень часто помогают человеку. Ведь в
повседневной жизни нередко перед нами возникают проблемы,
в которых пригодятся полученные сегодня на уроке знания.
Учащиеся выполняют
задания со слайда
Учащиеся
решают задания,
используя таблицу
перевода величин на
форзаце учебника.
Отвечают на
поставленные
вопросы, изучают
алгоритм перевода.
фронтальная
Познавательные Поиск и
выделение необходимой
информации. Анализ объектов
Регулятивные: умение
обрабатывать информацию
Коммуникативные умение
достаточно полно и четко
выражатьсвои мысли,слушать
собеседника и вести диалог
Личностные: развивать
мышление, воображение,
внимание, наблюдательность
V.
Первичное
осмысле
ние и
закрепле
ние знаний
Осмысление способа
перевода
(15 минут)
8 мин.
Давайте, используя схему перевода величин на форзаце
учебника, выполним задания на стр.191 № 677(а, б)
№ 678 (а, б)
К учащимся учитель обращается со словами:
«докажи», «оцени», «сравни», «найди ошибку»,
«проанализируй», «комментируй, проговаривая задачу»
Учащиеся, пользуясь
таблицей, выполняют
задания (по цепочке)
на обычной доске,
поясняя свои
действия по схеме.
индивидуальная
Познавательные Выделение и
формулирование
познавательной цели,
рефлексия способов и условий
действия.Анализ объектов и
синтез
Регулятивные Планирование
своей деятельности для
решения поставленной задачи и
контроль полученного
результата
Коммуникативные Умение
слушать и вступать в диалог,
коллективное обсуждение
проблем (при необходимости)
Личностные Ориентация в
межличностных отношениях
VI.
Физ.
минутка
1 мин.
Попрошу Артёма провести физ. минутку
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку
учащихся.
Раз – поднялись потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть
Учащиеся сменили
вид деятельности
(отдохнули) и готовы
продолжать работу.
VII.
Закрепле
ние
изученного
на уроке,
решение
задач
Практическое
применение понятия
Слайд
№9
6 мин.
На доске и на слайде электронной доски записаны следующие
примеры: нужно выразить в метрах. Учащиеся работают в
тетрадях, в группах.
456 км =456000м 456мм = 0,456м 0,456см =0,00456м
456 дм =45,6м 4,56км =4560м 3,46мм =0,00346м
456см = 4,56м 45,6 дм =4,56м
Учитель комментирует, направляет работу учащихся,
выступает в роли тьютора для слабых учащихся.
Для тех, кто закончит раньше других выполнять задание,
На обратной стороне доски записаны примеры, в пустых
местах нужно правильно вписать получившееся значение. Для
этого вспоминается правило умножения и деления десятичных
дробей на 10,100,1000 и т.д.
Например: 2,367*100=236,7 236,7:100=2,367
8,15: = 0,815
0,078* =78
:1000=2,37
0,088*10=
6,7: =0,0067
учащиеся
выдвигают свои
версии, по желанию
выходят к доске
записывают
результаты
Индивидуальная
Познавательные Выделение и
формулирование
познавательной цели,
рефлексия способов и условий
действия. Анализ и синтез
объектов
Регулятивные Планирование
своей деятельности для
решения поставленной задачи,
контроль полученного
результата, коррекция
полученного результата,
саморегуляция
Коммуникативные Умение
слушать и вступать в диалог
Поддержание здорового духа
соперничества для
поддержания мотивации
учебной деятельности
Личностные развитие
самостоятельности учащихся
на теории и практике
VIII.
Рефлксив
но-
оценочный
этап
Зафиксировать новые
понятия и алгоритм
перевода величин
Слайд
№10
1 мин.
2 мин.
Будем заканчивать работу и подведём итоги.
С чем вы сегодня познакомились на уроке? Достигли ли вы
поставленной цели на уроке?
Оцените свою деятельность на уроке.
Выставление оценок.
Проводят самооценку
собственной учебной
деятельности,
голосуют за
соответствующий
смайлик.
Соотносят цель
урока и результаты
ими полученные,
фиксируют степень их
соответствия.
Намечают
дальнейшие цели
Регулятивные: Оценка
промежуточных результатов и
саморегуляция для повышения
мотивации учебной
деятельности
управление поведением
партнёра- контроль, коррекция,
оценка
Коммуникативные: умение
полно и точно выражать свои
мысли
Личностные: нравственно-
этическая ориентация
деятельности
IX.
Домашнее
задание
Инструктаж учителя
по выполнению
домашнего задания
(15 минут)
Слайд
№11
3 мин.
Слайд
№12
2 мин.
Домашнее задание: п. 40, учить таблицу перевода, № 676(3),
№ 677(в, г), № 678(в, г), доп-но № 682 (задача).
Спасибо за работу на уроке!
Если осталось время, рассказываем правила умножения и
деления дес. дроби на 10, 100 …на фоне паузы.
Учащиеся
записывают домашнее
задание
Познавательные: отработка
алгоритма решения; творческая
переработка изученной
информации; поиск в
традиционных источниках: в
Интернете и электронных
книгах.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс : 5 «а»
Тема урока : «Перевод величин в другие единицы измерения»
Тип урока и его структура : урок первичного предъявления новых знаний
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний и умений. Устный счёт с презентацией
3.
Целеполагание и мотивация
4.
Изучение нового материала
5.
Первичное осмысление и закрепление знаний
6.
Физ.минутка
7.
Закрепление изученного материала, решение задач
8.
Рефлексивно-оценочный этап
9.
Домашнее задание
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот
урок работает на последующие уроки?
Глав 4. Десятичные дроби. В данной теме это урок четвёртый. Предыдущий материал:
знакомство с десятичными дробями (чтение их и запись), умножение и деление
десятичных дробей на разрядные единицы 10, 100, 1000 и т. д. В дальнейшем, после
изучения единиц длины, ещё рассматриваются единицы массы, площади и объёма, что
необходимо при изучении смежных с математикой наук (в частности, с физикой). Ещё два
урока будут отведены на изучение перевода величин в другие единицы измерения.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих,
сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании
урока? В классе 27 учащихся, класс по уровню – средний. Слабоуспевающих учащихся
около четверти класса, сильных учащихся примерно 20%. При планировании урока
постаралась учесть индивидуальную подготовку учащихся по теме, в том числе
самостоятельно и дома. Предоставила возможность реализовать свои знания на уроке
каждому учащемуся.
Какие УУД формировались в процессе урока? В процессе выстраивания работы с
детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают
социальную роль обучающегося; стремятся совершенствовать вычислительные навыки,
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать
мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную
ответственность.
Познавательные : научатся в процессе реальной ситуации применять правила перевода
величин из одних единиц измерения в другие; работают с информацией и обрабатывают
ее; выбирают рациональный способ решения задачи в зависимости от условия.
Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, могут контролировать и
оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою
деятельность.
Коммуникативные : умеютдостаточно полно и четко выражатьсвои мысли,слушать
собеседника и вести диалог.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной
деятельности
Одним из принципов мотивации использовала зашифрованное слово, в процессе изучения
нового материала предлагала наглядную цепочку перевода.
Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.
Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах
обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения
нового материала?
Считаю, что главный этап урока – это закрепление изученного материала. Была
организована деятельность учащихся по использованию знаний в изменённых ситуациях.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- работают с текстом учебника;
- работают с образовательными ресурсами при выполнении заданий;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя и друг друга.
Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная,
коллективная.
Методы: системно-деятельностный, проблемно-поисковый, словесный, наглядный,
практический.
Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Обучающиеся показали умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать
алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение применять
теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны
ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный
этап?
Распределение времени по этапам урока оказалось рациональным. Структура урока
выглядит как единое целое, этапы связаны логическими мостиками. На закрепление
материала работали и предыдущие этапы и все последующие.
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с
целями? Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники
по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в
программе Power Point, цифровые электронные образовательные ресурсы. А также доска,
мел, таблица соотношений между единицами измерения величин, тетрадь, учебник И.И.
Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика 5».
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких
этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как
организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей,
воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение
содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся
над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.
Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные ( коммментарий учителя, ответы учащихся);
• наглядные ( использование электронной доски);
• письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в
занимательной и познавательной форме;
• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- коллективная; коллективная с учетом дифференциации:
- индивидуальная, с учётом дифференциации.
- работа в парах.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок:
самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах, проверка работы
учащихся всем классом, проверка задания с выявлением ошибок. Оценка каждого
задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не
усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и
навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали
изученный материал последовательно, логично.
Учащиеся совершали такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,
навыками, что, в итоге, даёт положительные результаты обучения. Постоянная постановка
перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик
не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда
препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные
задачи урока? Если не удалось, то почему?
Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы
перевода величин учащиеся усвоили хорошо, умеют пользоваться таблицей, производить
сравнение величин; знают порядок выполнения действий, т. е алгоритм перевода и
выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для
всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
Обучение необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся на каждом этапе
переходили от низкого уровня самостоятельности к более высокому. Организуя урок,
следует обращать внимание на уровни активности, на которых находятся ученики класса.
Не все учащиеся класса могут справиться с заданиями, без помощи учителя. С учетом
этого можно использовать дифференцированные задания для учащихся.