Автор: Белинская Оксана Германовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №69 "Дюймовочка" Населённый пункт: город Северодвинск Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Царство Воды" Раздел: дошкольное образование
Организованно – образовательная деятельность по познавательно – речевому
развитию + эксперимент в подготовительной группе «Дельфин».
Тема: «Царство Воды».
Воспитатели: Белинская Оксана Германовна,
первая квалификационная категория
Халуева Елена Васильевна,
первая квалификационная категория.
Программное содержание:
Цель:Обобщение представлений о свойствах воды в зимнее время и
формирование познавательного интереса в экспериментировании с водой.
Образовательные задачи :
*уточнять и расширять представления у детей о воде, о её качествах и свойствах
воды;
*обогащать словарь детей пословицами о воде;
Развивающие задачи :
*развивать навыки самоанализа, сравнения, умения решать познавательные и
логические задачи через экспериментирование с водой, делать выводы и
умозаключения;
*развивать зрительное восприятие, внимание, любознательность;
Воспитательные задачи :
*воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде и окружающей среде;
Методы и приемы:
*словесные: загадки, вопросы к детям, пояснения;
*наглядные: картинки;
*практические: экспериментирование с водой, игры.
Оборудование:
Картинки: изображающие воду в разных состояниях. Стакан с водой, пластиковые
стаканчики, блюдца, пластиковые бутылки с разными крышками (красная, синяя и
зеленая). Бумажные снежинки, 2 таза с водой, растительное масло, пипетка, рыбки
из картона, лист бумаги с написанным молоком словом. Утюг, аудиозапись со
звуком воды, песня Водяного, глобус. Картинки с рыбами и животными, которые
живут в соленых и пресных водоемах.
Предварительная работа:
Рассмотреть иллюстрации живой природы, беседа с детьми о различных водоёмах,
разучивание стихотворения с ребенком.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю!
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Внимательно слушать, ума набираться!
Сегодня ребята я хочу пригласить вас, в путешествие. Но прежде чем отправиться
в путешествие нам нужно разгадать кроссворд, чтобы по ответу узнать, в какое
путешествие я вас приглашаю. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в
слове «совок» и стоит на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву,
которая, спряталась в слове «гром», также на третьем месте. В третьей клеточке
живет буква, с которой начинается слово « дорога». В четвертой клеточке живет
буква, которая стоит на втором и четвертом месте в словае « мама» (дети читают).
Воспитатель:
Какое слово вы прочитали. Правильно это вода. Она умеет
превращаться и в снег, и в туман, и в иней, и в лед, и в пар. Как настоящая
волшебница (показ картинок).
Воспитатель: Вы догадались куда, я хочу вас пригласить? (ответы детей)
Правильно, в царство воды. Ведь у воды много тайн, чтобы узнать о воде много
нового и интересного.
Собирайтесь, дети, в круг,
Я твой друг, и ты, мой друг.
Крепче за руки возьмись
В водном царстве очутись
(аудиозапись музыка воды)
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в царстве воды. Как здесь тихо и
безлюдно.
Дети, вы ничего не слышите? Звучит песня Водяного из мультфильма « Летучий
корабль».
Водяной: Здравствуйте дети! Вы узнали кто я? Как вы догадались? И что вы
делаете в моем царстве?
Воспитатель : Водяной, мы решили отправиться в путешествие в твое царство
воды. Чтобы узнать много интересного о воде. Ты нам поможешь?
Водяной: Конечно, помогу, а чтобы вы, могли путешествовать в моем царстве, вы
будете выполнять мои задания. Вы согласны?
Первое задание:
Водяной: Возьмите стаканчики с водой и вылейте немного воды в блюдце.
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет, растекается на
блюдце. Ребята, а почему вы смогли вылить воду из стаканчиков на блюдца?
Почему вода растеклась по блюдечку?
Водяной: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы
течь в реках, не текла бы в кранах. Поскольку вода жидкая, то её называют
жидкостью. Посмотрите, у меня есть камушки они круглой и квадратной формы.
Какой они формы?
Водяной : А если вы положите их на стол, на ладошку, на блюдце измениться их
форма? (нет, их форма не измениться они останутся круглыми и квадратными). А
есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведем такой эксперимент:
будем наливать воду в чашечку, баночку, блюдце (самостоятельная деятельность)
Водяной: Итак, что происходит с водой, когда её налили в баночку? Какую форму
она приняла?
Водяной: А что произошло с водой, когда её налили в блюдце, чашку? (ответы
детей)
Правильно, вода не имеет своей формы, она принимает форму того предмета, в
который её наливают. А какие свойства и качества воды вы знаете (ответы детей).
Вывод: Правильно, вода прозрачная, теплая, холодная, без запаха, жидкая. А
свойства воды? (ответы детей).
Правильно, вода течет, растекается, льется, замерзает, нагревается, остывает.
Молодцы, с первым заданием, вы справились.
Водяной:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо».
Итак, начнём:
- Вода нужна для питья, чтобы умываться и мыть руки – это хорошо или плохо?
- Если в жаркую погоду напиться холодной воды, можно заболеть – это (плохо).
- Водой можно закаляться, готовить еду, мыть посуду, игрушки, стирать одежду -
это (хорошо).
- Горячей водой можно обжечься – это (плохо).
- Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде – это (хорошо).
- Если не аккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно подскользнуться и
упасть – это (плохо).
- В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы – это (хорошо).
- Если не умеешь плавать, можно утонуть – это (плохо).
- Бывают наводнения, и тогда вода разрушает дома – это (плохо).
Водяной: С первым заданием вы справились, но чтобы продолжить путешествие в
моем царстве вам нужно вспомнить какая вода бывает летом, а какая зимой.
Задание второе (игра «Снежок »)
Водяной: Я вам буду бросать снежок, а вы ловите и быстро отвечайте.
-Летом идет дождь, а зимой…….
-Летом бывают дожди, а зимой…….
-Дождь летом теплый, а снег зимой…….
-Летом тучи с дождем, а зимой……
-Летом окна чистые, а зимой (бывают с узорами)
-Летом на траве роса, а зимой на деревьях (иней),
Летом на реке купаются, а зимой (катаются, ловят рыбу),
-Летом ходят на рыбалку, а зимой (ходят тоже).
Водяной: И с этим заданием вы справились.
Задание третье «Отгадай загадку»
Что за звездочки сквозные
На пальто, на рукаве.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
Что это? (снежинки)
Водяной: Капельки воды мороз превратил в снежинки. Посмотрите, ветер и к нам
прилетел, и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищете две
одинаковые (игра с бумажными снежинками). (Дети ищут, но не находят)
Водяной: Нашли одинаковые снежинки. Как вы думаете почему? (Правильно,
двух одинаковых снежинок не бывет).
У всех снежинок шесть лучиков, это ученые разглядели, но похожих нет, мороз
постарался. Лучики такие тонкие, ломаются у вас под ногами, и мы слышим, как
скрипит снег.
А вот капельки все одинаковые, поэтому говорят «Похожи, как две капли воды»
(показ картинки - близнецы).
Водяной: Что будет со снегом, если вы возьмете его в руки? (он растает и
превратится в воду).
Водяной: Как вы думаете, не спрятал ли мороз, и тут капельки воды? (ответы
детей)
(Показ картинок: деревья в инее, морозные узоры)
Водяной: Правильно, в воздухе всегда есть капельки воды, в сильный мороз они
превращаются в иней – снежинки. На стекле есть маленькие трещинки, теплый
воздух выходит через мелкие щелочки и оседает на стекле, превращаясь в
маленькие кристаллики льда – так получаются морозные узоры. И с этим заданием
справились.
Физ. минутка:
Мы плывем по теплой речке,
Тихо плещется вода (плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда (потягивания – руки вверх и в
стороны)
Вот летит большая птица, плавно кружит над водой (движения руками как
крыльями)
Наконец она садится на корягу над водой (присесть)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох и садимся на песок?
Водяной : Приготовьтесь, следующее задание будет трудным.
Четвертое задание:
Водяной: Рыбам зиму жить тепло.
Крыша – толстое стекло (лед на реке), (картинка река зимой).
Водяной: Зимой мои реки и озера покрыты льдом, а лед это твердая вода. Если вы
лед принесете домой, что будет? (ответы детей). Для этого эксперимента, я
приготовил кубики льда. Кто из вас, самый смелый? Пригласить одного ребенка.
Предлагаю на одну руку одеть перчатку, а Водяной берет лед голой рукой.
-Как вы думаете, у кого из нас, лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у
меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук). Во что
превратился лед?
Водяной: А почему у Василисы лед тает медленно? (Потому что, у нее одета
перчатка, и теплая рука не соприкасается со льдом)
Водяной: Значит, перчатки разъединяют тепло рук и холод льда. Как получился
лёд? (налил воду в формочки и поставил в холодильник, а при низкой температуре
вода замерзла и превратилась в твердое вещество, а соприкасаясь с теплом, будет
таять)
Водяной: А где же зимой, плавают рыбы? (рыбы живут подо льдом, вода
полностью не замерзает)
Водяной: А каких рыб, вы знаете? (ответы детей)
Водяной: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на
земле нуждается в воде. Многие живые существа могут жить только в воде. Но вода
бывает разная: в реках – пресная, а в морях – солёная. Одни рыбы предпочитают
пресную воду рек или озёр, а другие солёную – морскую. Им хорошо удобно там,
где они живут. У меня есть картинки с изображением рыб, животных,
млекопитающих, которые живут в воде, но они все перепутались. Давайте
выполним задание правильно: определим, кому нужна пресная, а кому солёная вода.
Воспитатель : Водяной ты нам так помог, мы столько нового узнали о воде. И
хотим удивить тебя показать тебе фокусы. Я знаю бумажную рыбку, которая
плавает, как живая.
Показ фокуса « Живая рыбка». (Рыбка из картона с отверстием в середине,
растительное масло, пипетка)
(Кладем рыбку в воду, капаем в отверстие большую каплю масла, рыбка плывет
вперед)
Вывод: Масло плавает на поверхности воды желтыми капельками, потому что вода
тяжелее масла. Масло в воде не растворяется
Воспитатель: А теперь попробуйте сами показать фокус с водой (пригласит трех
детей).
Фокус «Разноцветная вода » (три бутылки с разными пробками, на пробках внутри
засохшая краска по цвету пробки)
Воспитатель:
Повторяйте за мной волшебные слова:
Ты, водичка, друг студеный,
Стань не прозрачной, а зеленой
(Ребенок взбалтывает воду в бутылке с зеленой пробкой, она окрашивается в
зеленый цвет)
Ты, водичка, друг прерасный,
Стань не прозрачной, а красной
(Ребенок взбалтывает воду в бутылке с красной пробкой, она окрашивается в
красный цвет)
Ты, водичка, а не иней,
Стань не прозрачной, а синей
(Ребенок взбалтывает воду в бутылке с синей пробкой, она окрашивается в синий
цвет).
Воспитатель: Вода растворяет разные вещества.
Водяной: Вы удивили меня своими фокусами. Но и я хочу вас тоже удивить. Я
приготовил для вас сюрприз. Сюрприз с секретом (бутылка с бумагой внутри, а
лист – чистый), вы думаете это чистый лист, но это не так. Здесь что – то написано.
Как вы сможете его прочитать? Я даже не знаю (предполжения детей).
Водяной: Правильно, надо взять горячий утюг и лист просто погладить. Какое слово
здесь спряталось? (дети читают)
Водяной: Вы прекрасно справились с моими заданиями и удивили меня своими
умениями показывать фокусы. Уже наступает весна, солнышко начинает припекать,
все капельки проснутся и побегут веселыми ручейками, холодный ветер и морозы
будут им не страшны.
Вам пора возвращаться в детский сад, а я пойду, проверю свои владения.
До свидания дети.
Воспитатель:
Собирайтесь, дети, в круг.
Я твой друг, и ты, мой друг.
Крепче за руки возьмитесь
В детском саду очутитесь.
Воспитатель: И на нашей планете земля тоже много воды.
Посмотрите на маленькую копию Земли. (Показ глобуса)
Синий цвет – это вода на нашей планете. Её много, но чистой пресной воды,
пригодной очень мало, поэтому воду надо беречь и охранять. И об этом нам
расскажет, Василиса Г.
Вы слыхали, о воде? Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте, и в сыром лесном болоте.
В луже, в море, океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить: без неё нам не прожить!
Воспитатель: Спасибо, с вами приятно было путешествовать. Что нового вы
узнали о воде.
1.Вода – это жидкость. Она может течь, растекатся, литься.
2.Она может быть теплой и холодной, жидкой и твердой, а также виде пара.
3. Вода это жизнь. Она покрывает не только поверхность земли, но содержится в
растениях, а также в организме человека и животных.
4. Вода не имеет собственной формы, так как принимает форму любого предмета, в
который её наливают.
5.Не забывайте выключать кран, берегите воду.