Напоминание

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"


Автор: Волкова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№156
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности

на тему: «Воздух-невидимка»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Направление:
познавательно-речевое.
Образовательная область:
познание.
Виды детской деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Программное

содержание:
-Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу. - Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения. - Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений. - Показать способы обнаружения воздуха.
Материалы и оборудование:
Целлофановые мешочки, стаканы большие и маленькие, стаканы с водой и трубочки, микроскопы, воздушные шары, сказочный персонаж кукла – Незнайка.
Ход образовательной деятельности

Педагог
: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с ним при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.
Незнайка:
А что это за вещество? Как интересно!
Педагог
: А ты внимательно слушай и делай вместе с ребятами и тогда все узнаешь!
I. Опыт: “Что внутри”
Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей)
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей)
Педагог
: Правильно. Его раздуло. Интересно, что его раздуло? Что же внутри? (ответы детей)
Незнайка:
А я считаю, что внутри ничего нет.
Педагог
: Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя)
Педагог
Что вы чувствуете? Что было в мешке?(ответы детей)
Педагог
: В мешке был воздух.
Незнайка:
Воздух? Но я его не вижу.
Педагог
:Мы его видим?
Дети:
Нет.
Педагог:
Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
II.

Опыт: “Определи движение воздуха”
Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей) Движение воздуха.
Вывод:
воздух невидимый.
III.

Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”
Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?
Незнайка:
У меня в стаканчике вода. (ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала) Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей)

Вывод:
в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.
IV.

Опыт: “Опусти стаканчик в воду, его наклонив”
Предлагаю детям опустить стаканчик в большой стакан с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.
Педагог
: Что появляется в воде?(ответы детей). Видны пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Незнайка:
Я не вижу воздух.
Педагог
: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. А почему мы думали, что стакан пустой? (ответы детей)
Вывод:
при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо – влево, влево – вправо Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны). А давайте вместе Все попрыгаем на месте. (Прыжки). Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте). Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
V.

Опыт: “Пускание пузырьков из воды”
А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей)
Незнайка:
Конечно, нет, он же невидимый.
Педагог
: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей) Это пузырьки, которые мы выдыхаем. Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

Незнайка:
Им так нравится. А почему так происходит?
Педагог
: Потому что воздух легче воды. Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме. Предложить детям подышать своими носами. Отлично. Как вы думаете, воздух имеет запах?(ответы детей)
Незнайка
: Воздух не имеет запаха. (дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха). Полезно ли дышать человеку, таким воздухом?(ответы детей)
Вывод:
человеку нужен чистый воздух, чтобы быть здоровым.
Педагог
: Животные дышат? Через что они вдыхают воздух? (ответы). Совершенно верно. Все животные вдыхают воздух через нос, у них тоже есть носы. А растения дышат или нет? (ответы детей) Куда же они попрятали свои носы (ответы детей)
VI.

Опыт: “Как дышит растение”
Я, вам предлагаю подойти к микроскопу, и рассмотреть лист растения. На листочке мы видим – дырочки – светлые отверстия. Вот через эти отверстия – дырочки, растения дышат.
Незнайка:
предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать. Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации?(ответы детей). Нужен ли всем воздух?
Вывод:
воздух нужен всем: человеку, животным и растениям. Незнайка предлагает детям шары. Почему они называются воздушными? (ответы детей)
VII.

Опыт “Надуй шарик”

Педагог
: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике
Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.
Незнайка:
Ребята, а вы знаете, что есть шары, на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам нарисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства. Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи. Итог образовательной деятельности.


В раздел образования