Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Автор: Волкова Татьяна Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ№156 Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка" Раздел: дошкольное образование
содержание:
-Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к
другу.
- Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои
предложения, мнения.
- Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и
растений.
- Показать способы обнаружения воздуха.
Материалы и оборудование:
Целлофановые мешочки, стаканы большие и маленькие, стаканы с водой и
трубочки, микроскопы, воздушные шары, сказочный персонаж кукла –
Незнайка.
Ход образовательной деятельности
Педагог : Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным
веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с ним при
помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает
познакомиться с интересным веществом.
Незнайка: А что это за вещество? Как интересно!
Педагог : А ты внимательно слушай и делай вместе с ребятами и тогда все
узнаешь!
I. Опыт: “Что внутри”
Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей)
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей)
Педагог : Правильно. Его раздуло.
Интересно, что его раздуло? Что же внутри? (ответы детей)
Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.
Педагог : Так кто же прав?
(ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя)
Педагог
Что вы чувствуете? Что было в мешке?(ответы детей)
Педагог : В мешке был воздух.
Незнайка: Воздух? Но я его не вижу.
Педагог :Мы его видим?
Дети: Нет.
Педагог: Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
II.
Опыт: “Определи движение воздуха”
Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Движение воздуха.
Вывод: воздух невидимый.
III.
Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”
Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно
опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик
нужно держать ровно.
Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?
Незнайка: У меня в стаканчике вода.
(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала)
Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей)
Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный,
невидимый.
IV.
Опыт: “Опусти стаканчик в воду, его наклонив”
Предлагаю детям опустить стаканчик в большой стакан с водой, но теперь
держать его не прямо, а немного наклонив.
Педагог : Что появляется в воде?(ответы детей).
Видны пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Незнайка: Я не вижу воздух.
Педагог : Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. А почему мы
думали, что стакан пустой? (ответы детей)
Вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая
его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
V.
Опыт: “Пускание пузырьков из воды”
А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей)
Незнайка: Конечно, нет, он же невидимый.
Педагог : Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть
в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте).
Что видите? (ответы детей)
Это пузырьки, которые мы выдыхаем.
Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).
Незнайка: Им так нравится. А почему так происходит?
Педагог : Потому что воздух легче воды.
Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.
Предложить детям подышать своими носами. Отлично.
Как вы думаете, воздух имеет запах?(ответы детей)
Незнайка : Воздух не имеет запаха.
(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).
Полезно ли дышать человеку, таким воздухом?(ответы детей)
Вывод: человеку нужен чистый воздух, чтобы быть здоровым.
Педагог : Животные дышат? Через что они вдыхают воздух? (ответы).
Совершенно верно. Все животные вдыхают воздух через нос, у них тоже есть
носы. А растения дышат или нет? (ответы детей)
Куда же они попрятали свои носы (ответы детей)
VI.
Опыт: “Как дышит растение”
Я, вам предлагаю подойти к микроскопу, и рассмотреть лист растения.
На листочке мы видим – дырочки – светлые отверстия. Вот через эти отверстия
– дырочки, растения дышат.
Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.
Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации?(ответы детей).
Нужен ли всем воздух?
Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.
Незнайка предлагает детям шары. Почему они называются воздушными?
(ответы детей)
VII.
Опыт “Надуй шарик”
Педагог : Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике
Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и
поэтому такие шары могут улететь вверх.
Незнайка: Ребята, а вы знаете, что есть шары, на которых можно
путешествовать и я хочу предложить вам нарисовать для меня проект такого
воздушного шара и его устройства.
Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.
Итог образовательной деятельности.