Конспект занятия. Путешествие к Хлудневским мастерам.
Цель: ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края на
примере традиционного народного промысла – хлудневской игрушки.
Задачи:
• Познакомить детей с традиционным народным промыслом Калужской
области – хлудневской глиняной игрушкой
• Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное; развивать речь, обогащать словарь;
• Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к труду
взрослых.
Оборудование и материалы: компьютерная презентация «Путешествие к
хлудневским мастерам». Иллюстрации дымковской и филимоновской
игрушки, хлудневская игрушка (экспонаты Малоярославецкого Музейно –
выставочного центра, коллекция И. А. Солдатенкова). Музыкальные
фрагменты (народная музыка). Материалы для лепки (глина, доски, стеки,
палочки для процарапывания узора, влажные салфетки) .
Предварительная работа: Знакомство с русской народной игрушкой
(Дымка, Филимоново, экскурсия в ММВЦ. Словарная работа (промысел,
гончары, горн, оберег, обжиг, грематухи, гудухи, сопелки) .
Образовательная деятельность проходит в изостудии.
Дети заходят в изостудию. Звучит народная музыка.
Воспитатель:
Велика Россия наша и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!
Наша русская игрушка не стареет сотни лет,
В красоте, таланте русском весь находиться секрет.
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к народной игрушке.
Воспитатель обращает внимание детей на стенд с иллюстрациями,
изображающими дымковскую, филимоновскую игрушки. Вопросы к
детям:
• Какие народные игрушки вы знаете? (Филимоновскую, дымковскую)
• Назовите дымковские игрушки (барышня, индюк, барашек, конь)
• Какие элементы росписи используют дымковские мастера? (круги, точки,
волнистые и прямые линии, кольца)
• Назовите филимоновскую игрушку (барышни и кавалеры, медведи, уточки
– свистульки)
• Какие элементы росписи используют филимоновские мастера?
(разноцветные полоски, «колоски»)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами познакомимся с народной игрушкой нашего родного края
- Калужской области. Как вы думаете, где мы можем увидеть настоящую
старинную народную игрушку? Правильно, в музее. Приглашаю вас посетить
Музей народной игрушки. Но сначала давайте вспомним, как нужно вести
себя в музее (не кричать, не толкаться, не трогать экспонаты руками,
внимательно слушать экскурсовода) .
Дети проходят в «Музей народной игрушки». Научный сотрудник ММВЦ
показывает старинные игрушки и рассказывает детям о хлудневской
игрушке.
Хлудневская игрушка - это старинный народный промысел Думинического
района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне
Хлуднево. Почти все жители деревни занимались гончарным делом –
мужчины лепили посуду, а женщины и девочки – игрушки. Игрушки наши
предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами (от слова
«оберегать»). Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от
несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни
обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню
с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много
было детей. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки
домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами,
петушки и пр.) Перед весенними работами чтобы вырастить хороший урожай
лепили игрушку – барышню со снопами пшеницы. В юбку барышне
помещали сухие горошины или глиняные шарики. После обжига игрушка
превращалась в грематушку (погремушку). Даже свистульки – гудухи и
сопелки – лепили не только ребятам на забаву. Верили наши предки, что
своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда
игрушка разбивалась - ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг
избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с
фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно
может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней,
послать хороший урожай.
Давайте поблагодарим экскурсовода за интересный рассказ.
Ребята, хотите отправиться в гости к хлудневским мастерицам и узнать их
секреты? Давайте отправимся с вами в деревню Хлуднево.
Рассказ воспитателя и беседа с детьми по презентации. Звучит народная
музыка.
На родимой стороне, на калужской на земле,
Не велико, не мало, стоит Хлуднево – село.
А в селе с древней поры жили - были гончары
И лепили мастера, старые и детвора,
Крынки, плошки и горшки
Да свистульки – петушки.
За работою в светлице собирались мастерицы
Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках,
И лепили всем игрушки – солопелки, грематушки.
Как вы думаете, из чего лепят народную игрушку? (Из глины)
А откуда ее берут? (Глину добывают из- под земли)
Ребята, в деревне Хлуднево очень много глины. На окраине деревни, у речки
гончары копали специальные ямы и со дна доставали глину. Глина была сине
- серого цвета, называли ее «синика». Набирали мастера глины в яме и сразу
принимались лепить? Нет, сначала глину хорошенько рубили лопатой,
заливали водой и оставляли на несколько дней. Потом месили, мяли,
выбирали из нее все камушки, веточки, корни растений. А зачем глину
месили руками? (чтобы выбрать из нее все до одного камушки, если этого не
сделать - посуда или игрушка рассыплется). Вязкая, мягкая как тесто глина
хорошо лепится. В умелых руках мастерицы кусок глины превращается в
игрушку. Как вы думаете, готова игрушка, можно в нее играть? Нет, игрушку
сначала надо высушить на воздухе. А потом игрушка отправляется на
несколько часов в специальную печь – горн для обжига. После обжига
игрушки и посуда станут крепкими, звонкими, не будут размокать от воды.
Вот посмотрите, как горячо в печи, все игрушки раскалились. Пока наши
игрушки обжигаются, мы с вами поиграем.
ФИЗМИНУТКА.
Чечары, чечары, собирайтесь гончары
Хватить охать и зевать – надо глины накопать!
Мы копали, так копали – чуть лопаты не сломали,
Под землею глины – слой на три аршина.
Глину месим, глину мнем,
А теперь лепить начнем,
Вот вам и игрушка – кукла грематушка.
Пока мы играли, наши игрушки обожглись. Они уже остыли. Посмотрите
внимательно, что с ними произошло? (Игрушки поменяли цвет – стали
белые). Да, действительно, после обжига глина поменяла цвет и стала бело –
розовой. Это еще один секрет хлудневских мастеров. Что теперь нужно
сделать с игрушками? Правильно, расписать. Какого цвета краски
использовали мастерицы? Обратите внимание, что расписывали не всю
игрушку, а только части – гребешки, воротничок у петушка, лапки и хвост у
медведицы, перышки и хвостик у птиц. Игрушки получались яркими,
нарядными, затейливыми.
Дети рассматривают фотографии игрушек.
Воспитатель:
Стоит козушка – как молодушка,
С нею козлята, малые ребята.
Вот барашек свисток
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Яша дружок дует в рожок
Сидит на спинке у свинки.
Я куплю себе свистульку – буду трели выводить
Мастерицу из Хлуднево никогда мне не забыть!
А это что за необычная игрушка? Правильно, это чудо - дерево. Почему его
так назвали? (Люди верили, что оно может творить чудеса – защитить их от
невзгод, болезней, помочь вырастить хороший урожай и пр.) . Давайте
слепим такое чудо дерево для нашей группы. Посмотрите, ствол нашего
дерева и затейливые веточки уже готовы. А вот гнезда – пустые. Кто должен в
них сидеть? (диковинные птицы). Давайте слепим птиц и украсим ими наше
чудо – дерево. Проходите скорее в нашу гончарную мастерскую.
Дети проходят в мастерскую (зону для лепки, надевают фартуки, лепят из
глины птичек, наносят узоры стекой. Вылепленных птиц усаживают в гнезда.
Воспитатель:
Мы не ели, мы не пили,
Чудо – дерево лепили,
Символ мира и добра
Полюбуйся, детвора!
Ну что, ребята, понравилось вам в гостях у хлудневских мастеров? Что вам
понравилось и запомнилось? С какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Смотрите, ребята, наше чудо дерево уже совершает чудеса – приготовило для
вас гостинцы. Давайте попрощаемся с хлудевскими мастерами и вернемся в
детский сад.