Напоминание

Путешествие к Хлудневским мастерам.


Автор: Кондюрина Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад№22 "Пташка"
Населённый пункт: Д.Совьяки
Наименование материала: Конспект занятия.
Тема: Путешествие к Хлудневским мастерам.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия. Путешествие к Хлудневским мастерам.

Цель:
ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края на примере традиционного народного промысла – хлудневской игрушки.
Задачи:
• Познакомить детей с традиционным народным промыслом Калужской области – хлудневской глиняной игрушкой • Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; развивать речь, обогащать словарь; • Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых.
Оборудование и материалы:
компьютерная презентация «Путешествие к хлудневским мастерам». Иллюстрации дымковской и филимоновской игрушки, хлудневская игрушка (экспонаты Малоярославецкого Музейно – выставочного центра, коллекция И. А. Солдатенкова). Музыкальные фрагменты (народная музыка). Материалы для лепки (глина, доски, стеки, палочки для процарапывания узора, влажные салфетки) .
Предварительная работа:
Знакомство с русской народной игрушкой (Дымка, Филимоново, экскурсия в ММВЦ. Словарная работа (промысел, гончары, горн, оберег, обжиг, грематухи, гудухи, сопелки) . Образовательная деятельность проходит в изостудии. Дети заходят в изостудию. Звучит народная музыка.
Воспитатель:
Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идет! Наша русская игрушка не стареет сотни лет, В красоте, таланте русском весь находиться секрет. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к народной игрушке.
Воспитатель обращает внимание детей на стенд с иллюстрациями,

изображающими дымковскую, филимоновскую игрушки. Вопросы к

детям:
• Какие народные игрушки вы знаете? (Филимоновскую, дымковскую) • Назовите дымковские игрушки (барышня, индюк, барашек, конь)
• Какие элементы росписи используют дымковские мастера? (круги, точки, волнистые и прямые линии, кольца) • Назовите филимоновскую игрушку (барышни и кавалеры, медведи, уточки – свистульки) • Какие элементы росписи используют филимоновские мастера? (разноцветные полоски, «колоски»)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами познакомимся с народной игрушкой нашего родного края - Калужской области. Как вы думаете, где мы можем увидеть настоящую старинную народную игрушку? Правильно, в музее. Приглашаю вас посетить Музей народной игрушки. Но сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в музее (не кричать, не толкаться, не трогать экспонаты руками, внимательно слушать экскурсовода) .
Дети проходят в «Музей народной игрушки». Научный сотрудник ММВЦ

показывает старинные игрушки и рассказывает детям о хлудневской

игрушке.
Хлудневская игрушка - это старинный народный промысел Думинического района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне Хлуднево. Почти все жители деревни занимались гончарным делом – мужчины лепили посуду, а женщины и девочки – игрушки. Игрушки наши предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами (от слова «оберегать»). Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много было детей. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами, петушки и пр.) Перед весенними работами чтобы вырастить хороший урожай лепили игрушку – барышню со снопами пшеницы. В юбку барышне помещали сухие горошины или глиняные шарики. После обжига игрушка превращалась в грематушку (погремушку). Даже свистульки – гудухи и сопелки – лепили не только ребятам на забаву. Верили наши предки, что своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда игрушка разбивалась - ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней, послать хороший урожай. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересный рассказ.
Ребята, хотите отправиться в гости к хлудневским мастерицам и узнать их секреты? Давайте отправимся с вами в деревню Хлуднево.
Рассказ воспитателя и беседа с детьми по презентации. Звучит народная

музыка.
На родимой стороне, на калужской на земле, Не велико, не мало, стоит Хлуднево – село. А в селе с древней поры жили - были гончары И лепили мастера, старые и детвора, Крынки, плошки и горшки Да свистульки – петушки. За работою в светлице собирались мастерицы Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках, И лепили всем игрушки – солопелки, грематушки. Как вы думаете, из чего лепят народную игрушку? (Из глины) А откуда ее берут? (Глину добывают из- под земли) Ребята, в деревне Хлуднево очень много глины. На окраине деревни, у речки гончары копали специальные ямы и со дна доставали глину. Глина была сине - серого цвета, называли ее «синика». Набирали мастера глины в яме и сразу принимались лепить? Нет, сначала глину хорошенько рубили лопатой, заливали водой и оставляли на несколько дней. Потом месили, мяли, выбирали из нее все камушки, веточки, корни растений. А зачем глину месили руками? (чтобы выбрать из нее все до одного камушки, если этого не сделать - посуда или игрушка рассыплется). Вязкая, мягкая как тесто глина хорошо лепится. В умелых руках мастерицы кусок глины превращается в игрушку. Как вы думаете, готова игрушка, можно в нее играть? Нет, игрушку сначала надо высушить на воздухе. А потом игрушка отправляется на несколько часов в специальную печь – горн для обжига. После обжига игрушки и посуда станут крепкими, звонкими, не будут размокать от воды. Вот посмотрите, как горячо в печи, все игрушки раскалились. Пока наши игрушки обжигаются, мы с вами поиграем.
ФИЗМИНУТКА.
Чечары, чечары, собирайтесь гончары Хватить охать и зевать – надо глины накопать!
Мы копали, так копали – чуть лопаты не сломали, Под землею глины – слой на три аршина. Глину месим, глину мнем, А теперь лепить начнем, Вот вам и игрушка – кукла грематушка. Пока мы играли, наши игрушки обожглись. Они уже остыли. Посмотрите внимательно, что с ними произошло? (Игрушки поменяли цвет – стали белые). Да, действительно, после обжига глина поменяла цвет и стала бело – розовой. Это еще один секрет хлудневских мастеров. Что теперь нужно сделать с игрушками? Правильно, расписать. Какого цвета краски использовали мастерицы? Обратите внимание, что расписывали не всю игрушку, а только части – гребешки, воротничок у петушка, лапки и хвост у медведицы, перышки и хвостик у птиц. Игрушки получались яркими, нарядными, затейливыми.
Дети рассматривают фотографии игрушек.

Воспитатель:
Стоит козушка – как молодушка, С нею козлята, малые ребята. Вот барашек свисток Левый рог – завиток, Правый рог – завиток, На груди – цветок. Яша дружок дует в рожок Сидит на спинке у свинки. Я куплю себе свистульку – буду трели выводить Мастерицу из Хлуднево никогда мне не забыть! А это что за необычная игрушка? Правильно, это чудо - дерево. Почему его так назвали? (Люди верили, что оно может творить чудеса – защитить их от невзгод, болезней, помочь вырастить хороший урожай и пр.) . Давайте слепим такое чудо дерево для нашей группы. Посмотрите, ствол нашего дерева и затейливые веточки уже готовы. А вот гнезда – пустые. Кто должен в них сидеть? (диковинные птицы). Давайте слепим птиц и украсим ими наше чудо – дерево. Проходите скорее в нашу гончарную мастерскую.
Дети проходят в мастерскую (зону для лепки, надевают фартуки, лепят из глины птичек, наносят узоры стекой. Вылепленных птиц усаживают в гнезда.
Воспитатель:
Мы не ели, мы не пили, Чудо – дерево лепили, Символ мира и добра Полюбуйся, детвора! Ну что, ребята, понравилось вам в гостях у хлудневских мастеров? Что вам понравилось и запомнилось? С какой игрушкой вы сегодня познакомились? Смотрите, ребята, наше чудо дерево уже совершает чудеса – приготовило для вас гостинцы. Давайте попрощаемся с хлудевскими мастерами и вернемся в детский сад.


В раздел образования