Автор: Калашникова Оксана Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 184 "Петушок" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: конспект НОД Тема: И снова в царстве бабочек Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
на тему:
«И снова в царстве бабочек».
Составила:
воспитатель МБДОУ № 184 «Петушок»
г. Ульяновск
Калашникова Оксана Борисовна.
Цель:
1.
Систематизировать и углубить знания детей о насекомых (бабочках),
называть их среду обитания, особенности внешнего вида, способы
защиты, значимость в природе.
2.
Побуждать детей поддерживать беседу, делиться своими познаниями об
окружающем.
3.
Развивать у детей творчество, самостоятельность в художественной
деятельности.
4.
Воспитывать любовь к живым существам; развивать интерес к живым
объектам и побуждать заботиться о них.
Предшествующая работа:
Рассматривание альбомов и энциклопедий «Насекомые», экскурсии в
рощу; наблюдение за насекомыми; беседы о бабочках и других
насекомых.
Материал:
Иллюстрации фотографий из серии «Насекомые»; рассказ Н. Сладкова
«Крапивница и лимонница»; запись «Вальс цветов» П.И. Чайковский;
краски, карандаши, фломастеры,
мелки.
Ход:
- Дети, сегодня мы узнаем о жизни насекомых, а о ком пойдёт речь вы
узнаете, когда разгадаете загадку:
« Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, а он вспорхнул и улетел?»
- Вы отгадали кто это?
- Это бабочка.
- Правильно, бабочка, и разговор пойдёт об этих удивительно красивых
насекомых. Помните, мы ходили с вами в рощу и видели бабочек, а каких вы
знаете бабочек? ( ответы детей )
- Много красивых бабочек, есть дневные и ночные. В основном бабочки
живут недолго – 16 дней, но есть и такие, которые перелетают на зимовку в
теплые края. Бабочки очень привлекательны и радуют нас своей красотой.
Бабочки не только красивы, но и полезны, а чем?
- Они опыляют растения, перелетая с цветка на цветок.
- Да, ребята, верно. А можно ли брать бабочек в руки?
- Нет, бабочек нельзя брать.
- А почему?
- У бабочек очень тонкие крылья, которые покрыты пыльцой. Если взять
бабочку в руки, то она погибнет.
- Правильно, дети, у бабочек очень тонкие крылья, и брать её не следует.
( Показ иллюстрации с изображением бабочки « павлиний глаз» ) .
- Дети, кто узнал эту бабочку?
- Эта бабочка называется « павлиний глаз».
- Как вы думаете, почему её так назвали?
- Её назвали так потому, что узор на крыльях похож на глаз павлина.
- Совершенно верно, а ещё необычный окрас защищает от врагов. Эта
бабочка занесена в Красную книгу, потому что это исчезающий вид и её
нельзя ловить. А теперь посмотрите на эту бабочку. Как вы думаете, почему
её называют крапивницей?
- Потому что живет в крапиве, ест её цветы (ответы детей ) .
- А вот, ребята, послушайте рассказ Н. Сладкова « Крапивница и лимонница»
и узнаете почему (Читается отрывок )
«-…Терпеть не могу непонятных имён! Почему ты – лимонница, если у нас
лимоны не растут даже? Вот я: у меня аппетит на крапиву – я крапивница, у
нее на капусту – она капустница! Просто все и понятно.
- А меня лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье
прекрасного лимонного цвета. Да только вам, обжорам, не понять!»
-Ребята, почему же крапивницу крапивницей назвали?
- Потому что она крапиву любит
- А лимонницей, почему?
- А знаете ещё что, бабочки не едят ни крапиву, ни капусту, они питаются
соком цветов и живут там же. Цветы – это их дом и пища. Вот у бабочки есть
хоботок, этим хоботком она и достает цветочный сок. А капусту едят
личинки. Бабочки откладывают яички, из них появляются личинки, которые и
питаются листьями крапивы и капусты. А бабочки радуют нас своей красотой
и яркостью, их уничтожать не надо.
- Теперь давайте поиграем в игру « Чей домик?» Я расставлю «домики»
насекомых, а вы со своими « насекомыми», которые изображены на
карточках, найдете им жилища. ( Игра проводится 3-4 раза с изменением
насекомых и домиков )
- Молодцы, все справились с заданием. А теперь давайте нарисуем разных
бабочек, о которых мы с вами говорили, а может быть кто то придумает свою
и расскажет потом о ней.
( Включается « Вальс цветов» П. И. Чайковского из балета « Щелкунчик» )
Дети приступают к работе.(рисуют красками, карандашами, мелками,
фломастерами на выбор)
- Ребята, посмотрите, какой чудесный получился у нас хоровод бабочек: вот
павлиний глаз раскрыл свои чудесные крылья, а вот крапивница и капустница
в светло – зеленых нарядах порхают от цветка к цветку, а вот и лимонница в
ярко – лимонном платье. Замечательная картина у нас получилась, всем на
восхищенье! Как же богат и удивителен мир насекомых, так давайте же
любить и беречь его. И мы еще не раз с вами вернемся в царство бабочек!