ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Железнякова Наталия Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: ОГБПОУ "Томский промышленно-гуманитарный колледж" Населённый пункт: город Томск Наименование материала: Статья Тема: ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел: среднее профессиональное
ОГБПОУ «Томский государственный промышленно-гуманитарный
колледж», воспитатель
Ф ГО С
т р е т ь е го
п о кол е н и я
д е к л а р и ру ют
н а п р а в л е н н о с т ь
профессионального образования на подготовку творческой, «инновационной»
личности, способной эффективно действовать в ситуациях неопределенности и
быстро
меняющихся
условиях,
обязывают
образовательные
учреждения
предоставить
обучающимся
возможность
участвовать
в
формировании
индивидуальной образовательной программы.
Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и
личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к
получению
профессионального
образования
выходит
за
рамки
простого
овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Поэтому, помимо
индивидуальной образовательной траектории, необходимо также предоставить
обучающимся свободу выбора индивидуальной траектории его личностного
развития.
Создать
условия
для
его
самореализации
в
различных
видах
социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию
самостоятельных
решений
в
ситуациях
нравственного
выбора
в
пользу
общечеловеческих
ценностей,
стимулировании
его
к
самовоспитанию,
непрерывному
духовному
саморазвитию
в
процессе
реализации
своих
творческих способностей.
Эффективность
реализации
содержания
воспитания
зависит
от
педагогически обоснованного выбора и системы применения воспитательных
технологий,
форм
совместной
деятельности
студентов
и
воспитателей.
Приоритетное значение имеют формы и методы, обеспечивающие:
- пространство самореализации, самодеятельность обучающихся;
- востребованность их социальных инициатив;
- наличие перспектив социального роста, возможность самостоятельного
выбора
видов
деятельности
и
социальных
ролей,
продуктивного
сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- эмоциональность, красочность, событиийность жизни образовательного
учреждения;
-
интенсивность
общения
и
осмысление
нравственных
основ
межличностных отношений;
- расширение пространства социального творчества;
- формирование позитивного социального опыта.
Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности
позволяющих решить поставленные задачи является Мастер-класс.
Слово «мастер-класс» пришло к нам из английского языка, а именно master
(мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и
class (занятие, урок). Сегодня это слово получило большое распространение,
теперь им называют даже самые обычные семинары.
В
обычной
жизни
мастер-класс
проходит
в
виде
семинара.
То
есть
«мастер» пытается донести до «студентов» весь свой опыт, показывая все на
наглядном примере. В этом случае подобные занятия очень похожи на курсы
повышения квалификации.
Мастер-класс позволяет преподавателю передать опыт и знания своим
ученикам. А благодаря тому, что подобные занятия предполагают прямой и
комментируемый показ приемов работ, обучающиеся быстрее понимают все
нюансы.
Мастер-классы,
которые
я
практикую
в
своей
профессиональной
деятельности – это форма занятия, основанная на «практических» действиях
показа и демонстрации выполнениятворческих проектов.
Их особенностью является:
самостоятельная
работа
в
малых
группах,
позволяющая
провести
обмен мнениями;
создание условий для включения всех в активную деятельность;
приемы,
раскрывающие
творческий
потенциал
как
Мастера,
так
и
участников мастер-класса;
формы, методы, технологии работы предлагаются, а не навязываться
участникам;
представление
возможности
каждому
участнику
отнестись
к
предлагаемому способу деятельности творчески;
форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный
поиск;
основная
цель
- не
сообщить
и
освоить
информацию,
а
передать
продуктивные способы деятельности.
При проведении своих мастер-классов я использую следующие формы
работы:
самоконструкция - это индивидуальное создание продукта;
социоконструкция - создание продукта группой.
При правильной организации и успешном проведении занятия можно
рассчитывать
на
позитивный
результат:
овладение
участниками
новыми
творческими
способами
деятельности,
формирование
мотивации
к
самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию .
Очень важным при проведении мастер-класса является представление его
результатов, которое я всегда провожу в два этапа:
первый
этап
–
афиширование,
то
есть
представление
результатов
деятельности участников мастер-класса и Мастера и ознакомление с
ними;
рефлексия
— последний и обязательный этап — отражение чувств,
ощущений,
возникших
у
участников
в
ходе
мастер-класса.
Это
богатейший
материал
для
рефлексии
самого
Мастера,
для
усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей
работы.
В ходе проведения мастер-класс стараюсь выстроить с обучающимися
партнерские отношения, для чего придерживаюсь следующих позиций:
прежде всего, это позиция консультанта и советника, помогающего
организовать творческую работу, осмыслить наличие продвижения в
освоении способов деятельности;
создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в
общении;
работаю вместе со всеми (мастер равен участнику мастер-класса в
поиске способов деятельности);
исключаю официальное оценивание работы участников мастер-класса,
но через социализацию, афиширование работ, даю возможность для
самооценки, самокоррекции.
В
своей
работе
я
делаю
акцент
на
подготовке
молодежи
к
самостоятельной жизни. Чтобы девушки и юноши были готовы к созданию
уюта в доме, умели красиво устроить свой быт, и в будущем были способны
передать
свои
творческие
умения
и
навыки
своим
детям
в
совместном
семейном творчестве.
Темы мастер-классов, которые я предлагаю своим воспитанникам самые
разнообразные, затрагивающие различные сферы жизни и творчества.
Например, серия мастер-классов, посвященных создание уюта в доме
(изготовление элементов интерьера, декорирование посуды, мебели):
Декупаж;
Мозаика;
Изонить (изобразительная нить);
Изготовление чехлов для стульев и табуреток;
Изготовление думочек;
Изготовление полки для обуви (из обыкновенного картона);
Домашние тапочки своими руками;
Мыло ручной работы;
Приготовление оригинальных блюд;
Элементы сервировки стола.
По окончании серии подобных мастер-классов устраиваются
тематические выставки, такие как « Вдохновение осени», «Идеи подарков ко
Дню всех влюбленных».
Тематические мастер-классы, приуроченные к различным праздникам:
Украшение дома к Новому году, Дню влюблённых, Пасхе;
Организация
семейных
праздников
(изготовление
костюмов,
подготовка сценариев);
Подарки своими руками: фоторамки, фотокубик, подарочная упаковка
своими руками (техника «Скрапбукинг»).
После таких мастер-классов мы со студенческим активом едем в
подшефный детский дом: украшаем помещение и устраиваем детям праздник.
Большой популярностью пользуются мастер-классы, посвященные
созданию индивидуального имиджа, такие как:
«Платье за час» (платья – трансформеры имеют один-два шва и очень
много вариантов ношения);
Модные прически (Французская коса, Коса-дракон, Коса-ракушка);
Декорирование одежды: («Креативные
футболки», «Вторая жизнь
вещей»);
Одежда для маленьких (носочки, шапочки, рукавички). Эти знания
пригодятся будущим мамам;
Модный макияж;
Стиль одежды;
«Мы все волшебники!» (методика исполнения желаний и необходимые
условия для этого);
и многие другие…
Мастер-классы проводятся два раза в неделю,
темы мастер-классов
выбирают сами студенты.
Плюсы мастер-классов в том, что из всего разнообразия тем, каждый
студент может выбрать для себя наиболее для него интересную и значимую, или
предложить свою тему, кроме этого, каждый может выступить в роли мастера и
поделиться своими умениями, а вместе с тем приобрести опыт общения.
Отличительная черта мастер-класса от кружковых занятий - свободная
посещаемость, приходит тот, кому интересна выбранная тема, зачастую и те,
кому просто нечем заняться, либо есть материал, который указан в приглашении
на мастер-класс, таким образом, расширяются рамки охваченных студентов.
А
после
выставок
и
демонстрации
фотографий
по
многочисленным
просьбам приходится повторять некоторые мастер-классы.
Благодаря совместной творческой работе мастера и учеников, последние
имеют значительный успех и значимость среди сверстников, умело применяют
полученный опыт и готовы им делиться, рассказывать о своих успехах другим,
тем самым привлекая их в совместную творческую деятельность, что немало
важно для освоения широкого круга социального опыта.