Напоминание

ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Железнякова Наталия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Томский промышленно-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Статья
Тема: ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. О. Железнякова

ОГБПОУ «Томский государственный промышленно-гуманитарный

колледж», воспитатель
Ф ГО С т р е т ь е го п о кол е н и я д е к л а р и ру ют н а п р а в л е н н о с т ь профессионального образования на подготовку творческой, «инновационной» личности, способной эффективно действовать в ситуациях неопределенности и быстро меняющихся условиях, обязывают образовательные учреждения предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы. Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Поэтому, помимо индивидуальной образовательной траектории, необходимо также предоставить обучающимся свободу выбора индивидуальной траектории его личностного развития. Создать условия для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стимулировании его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих творческих способностей. Эффективность реализации содержания воспитания зависит от педагогически обоснованного выбора и системы применения воспитательных технологий, форм совместной деятельности студентов и воспитателей. Приоритетное значение имеют формы и методы, обеспечивающие: - пространство самореализации, самодеятельность обучающихся; - востребованность их социальных инициатив; - наличие перспектив социального роста, возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей, продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми; - эмоциональность, красочность, событиийность жизни образовательного учреждения; - интенсивность общения и осмысление нравственных основ межличностных отношений; - расширение пространства социального творчества; - формирование позитивного социального опыта. Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности позволяющих решить поставленные задачи является Мастер-класс. Слово «мастер-класс» пришло к нам из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и
class (занятие, урок). Сегодня это слово получило большое распространение, теперь им называют даже самые обычные семинары. В обычной жизни мастер-класс проходит в виде семинара. То есть «мастер» пытается донести до «студентов» весь свой опыт, показывая все на наглядном примере. В этом случае подобные занятия очень похожи на курсы повышения квалификации. Мастер-класс позволяет преподавателю передать опыт и знания своим ученикам. А благодаря тому, что подобные занятия предполагают прямой и комментируемый показ приемов работ, обучающиеся быстрее понимают все нюансы. Мастер-классы, которые я практикую в своей профессиональной деятельности – это форма занятия, основанная на «практических» действиях показа и демонстрации выполнениятворческих проектов. Их особенностью является:  самостоятельная работа в малых группах, позволяющая провести обмен мнениями;  создание условий для включения всех в активную деятельность;  приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;  формы, методы, технологии работы предлагаются, а не навязываться участникам;  представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому способу деятельности творчески;  форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;  основная цель - не сообщить и освоить информацию, а передать продуктивные способы деятельности. При проведении своих мастер-классов я использую следующие формы работы:  самоконструкция - это индивидуальное создание продукта;  социоконструкция - создание продукта группой. При правильной организации и успешном проведении занятия можно рассчитывать на позитивный результат: овладение участниками новыми творческими способами деятельности, формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию
.
Очень важным при проведении мастер-класса является представление его результатов, которое я всегда провожу в два этапа:  первый этап – афиширование, то есть представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера и ознакомление с ними;  рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для
усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы. В ходе проведения мастер-класс стараюсь выстроить с обучающимися партнерские отношения, для чего придерживаюсь следующих позиций:  прежде всего, это позиция консультанта и советника, помогающего организовать творческую работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности;  создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;  работаю вместе со всеми (мастер равен участнику мастер-класса в поиске способов деятельности);  исключаю официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ, даю возможность для самооценки, самокоррекции. В своей работе я делаю акцент на подготовке молодежи к самостоятельной жизни. Чтобы девушки и юноши были готовы к созданию уюта в доме, умели красиво устроить свой быт, и в будущем были способны передать свои творческие умения и навыки своим детям в совместном семейном творчестве. Темы мастер-классов, которые я предлагаю своим воспитанникам самые разнообразные, затрагивающие различные сферы жизни и творчества. Например, серия мастер-классов, посвященных создание уюта в доме (изготовление элементов интерьера, декорирование посуды, мебели):  Декупаж;  Мозаика;  Изонить (изобразительная нить);  Изготовление чехлов для стульев и табуреток;  Изготовление думочек;  Изготовление полки для обуви (из обыкновенного картона);  Домашние тапочки своими руками;  Мыло ручной работы;  Приготовление оригинальных блюд;  Элементы сервировки стола. По окончании серии подобных мастер-классов устраиваются тематические выставки, такие как « Вдохновение осени», «Идеи подарков ко Дню всех влюбленных». Тематические мастер-классы, приуроченные к различным праздникам:  Украшение дома к Новому году, Дню влюблённых, Пасхе;  Организация семейных праздников (изготовление костюмов, подготовка сценариев);  Подарки своими руками: фоторамки, фотокубик, подарочная упаковка своими руками (техника «Скрапбукинг»).
После таких мастер-классов мы со студенческим активом едем в подшефный детский дом: украшаем помещение и устраиваем детям праздник. Большой популярностью пользуются мастер-классы, посвященные созданию индивидуального имиджа, такие как:  «Платье за час» (платья – трансформеры имеют один-два шва и очень много вариантов ношения);  Модные прически (Французская коса, Коса-дракон, Коса-ракушка);  Декорирование одежды: («Креативные футболки», «Вторая жизнь вещей»);  Одежда для маленьких (носочки, шапочки, рукавички). Эти знания пригодятся будущим мамам;  Модный макияж;  Стиль одежды;  «Мы все волшебники!» (методика исполнения желаний и необходимые условия для этого); и многие другие… Мастер-классы проводятся два раза в неделю, темы мастер-классов выбирают сами студенты. Плюсы мастер-классов в том, что из всего разнообразия тем, каждый студент может выбрать для себя наиболее для него интересную и значимую, или предложить свою тему, кроме этого, каждый может выступить в роли мастера и поделиться своими умениями, а вместе с тем приобрести опыт общения. Отличительная черта мастер-класса от кружковых занятий - свободная посещаемость, приходит тот, кому интересна выбранная тема, зачастую и те, кому просто нечем заняться, либо есть материал, который указан в приглашении на мастер-класс, таким образом, расширяются рамки охваченных студентов. А после выставок и демонстрации фотографий по многочисленным просьбам приходится повторять некоторые мастер-классы. Благодаря совместной творческой работе мастера и учеников, последние имеют значительный успех и значимость среди сверстников, умело применяют полученный опыт и готовы им делиться, рассказывать о своих успехах другим, тем самым привлекая их в совместную творческую деятельность, что немало важно для освоения широкого круга социального опыта.


В раздел образования