"Подвижные игры, как средство всестороннего развития дошкольников"
Автор: Побегалова Татьяна Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 30" г. Тобольска Населённый пункт: город Тобольск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Подвижные игры, как средство всестороннего развития дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Подвижные игры, как средство всестороннего развития дошкольников»
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на
ребёнка при его активной помощи. Современные дети мало двигаются, меньше,
чем
раньше
играют
в
подвижные
игры
из-за
привязанности
к
телевизору
и
компьютерным играм.
Уменьшается и количество открытых мест для игр.
П о д в и ж н а я
и г р а
– это
сознательная,
активная
деятельность
ребёнка,
характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с
обязательными для всех играющих правилами.
Содержание подвижной игры определяется движениями, которые входят в состав
той или иной игры.
Правила в подвижной игре носят организующий характер:
они
определяют
ход
игры,
последовательность
выполнения
действий,
взаимоотношения
участников
игры,
поведение
каждого
играющего.
Правила
показывают, как
должны вести себя все дети во время игры. Например: в игре
«Гуси-лебеди» первое правило требует, чтобы «гуси» находились на лугу до тех
пор, пока их не позовёт «хозяйка», и бежать им можно только на окончание слов
диалога. Второе правило запрещает «волку» ловить «гусей» раньше, чем они
побегут домой. При этом «волк» имеет право только пятнать «гусей», а гуси
должны считать себя пойманными если «волк» до них дотронется.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть
подражательными,
образно-
творческими,
ритмическими;
выполняться
в
виде
двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других
физических
качеств.
Все
двигательные
действия
могут
выполняться
в
самых
различных комбинациях и сочетаниях.
Подвижные
игры
различают
по
двигательному
содержанию,
иначе
говоря,
по
доминирующему в каждой игре основному движению ( игры с бегом, с прыжками
и др.)
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные.
Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными
действиями. Сюжет может быть образный ( «Медведь и пчёлы», «Зайцы и волк»,
«Воробьи и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).
В
бессюжетных
играх
(
«Найди
пару»,
«Чьё
звено
быстрее
построится»,
«Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.
Объяснение
игры
должно
быть
кратким
и
понятным,
интересным
и
эмоциональным. Все средства выразительности- интонация голоса, мимики, жесты.
Таким образом, объяснение игры- это и инструкция, и момент создания игровой
ситуации.
Последовательность
объяснения
назвать
игру
и
её
замысел,
предельно
кратко
изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения, распределить
роли,
раздать
атрибуты,
разместить
играющих
на
площадке,
начать
игровые
действия.
Если в игре есть слово, то специально разучивать их не следует, дети естественны
запомнить их в ходе игры.
Если
игра
знакома
детям,
то
вместо
объяснения
нужно
вспомнить
с
ними
отдельные важные моменты. В остальном схема действий сохраняется.
Игры
можно
проводить
в
любое
время
года,
на
открытом
воздухе.
Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от её интенсивности и
сложности двигательных движений, особенности физического развития ребёнка,
состояние его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут.
Подвижная
игра-
школа
движений.
Поэтому
по
мере
накопления
детьми
двигательного
опыта,
игры
нужно
усложнять.
Кроме
того,
усложнение
делает
интересными для детей хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять
замысел и композицию игры, но можно:
- увеличивать дозировку;
- усложнять двигательное содержание ( не выбегать, а выпрыгивать).
- изменить размещение играющих на площадке ( не сбоку, а в середине).
- сменить сигнал ( вместо словесного, зрительный или звуковой).
- провести игру в нестандартных условиях ( по песку, в лесу).
- усложнить правила.
Игра
-
исключительно
ценный
способ
вовлечения
ребёнка
в
двигательную
деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким
сюжетом,
и
доступности
движений
у
ребёнка
постепенно
появляется
желание
участвовать
не
только
в
играх,
но
и
в
упражнениях
во
время
знаний
и
самостоятельной деятельности.