Автор: Шульгина Винера Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУДСКВ "Радуга" Населённый пункт: город Нижняя Салда, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект "Сказки Пушкина" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Радуга»
Проект
«Сказки А.С.Пушкина»
с детьми старшего дошкольного возраста
Составитель:
Шульгина В.Н.
воспитатель
1кв. категории.
Н-Салда.
2015г
Паспорт проекта.
Вид проекта : познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Образовательная
область: познавательное,
речевое,
социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность и значимость темы:
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо
учить
детей
понимать
и
любить
произведения
литературы,
живописи,
музыки,
научить
понимать,
что
чрезвычайно
важную
роль
играют
и
художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В
литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве
линии
и
краски,
в
музыке
–
звуки,
в
танце
–
движения.
Каждый
вид
искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы
знакомим
ребенка
с
каким-либо
видом
творческой
деятельности,
это
положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает
более
глубокие
чувства
и
эмоции.
Одним
из
самых
ярких
творцов
художественных
образов,
доступных
пониманию
детей
является
А.С.Пушкин.
Напевность,
ритмичность,
лаконичность,
выразительность,
музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и
ребенка.
Рано
или
поздно
поэт
становится
другом
каждому
читающему
человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и
сделать
его
стихи,
сказки,
жизнь
частью
внутреннего
мира
растущего
человека.
Творчество
А.
С.
Пушкина
открывает
и
объясняет
ребёнку
жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей
развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные
образцы русского литературного языка.
Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение,
так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С.
Пушкина
воздействуют
на
личность
малышей,
развивают
умение
тонко
чувствовать
форму
и
ритм
родного
языка.
Сказки,
написанные
в
стихотворной
форме,
помогают
ребёнку
развивать
память.
Дети
быстро
запоминают текст и могут прочитать наизусть.Развитие поэтического слуха
является важным фактором формирования словесного творчества.
Творчество А.С. Пушкина помогает ребёнку развить высокий уровень
культуры
речи.
В
него
входят
три
признака:
богатство,
точность
и
выразительность.
Богатство
речи
предполагает
большой
объём
словаря,
понимание
и
уместное
употребление
в
речи
слов
и
словосочетаний,
разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи – это
выбор
таких
слов,
которые
наилучшим
образом
передают
содержание
высказывания,
раскрывают
его
тему
и
главную
мысль
в
логической
последовательности. Выразительность речи предполагает отбор языковых
средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Творчество
А.
С.
Пушкина
способствует
развитию
образной
речи,
восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря
направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть
его образность. Формирование грамматического строя речи через сказки А.
С .
П у ш к и н а
с п о с о б с т вуе т
с о с т а вл я т ь
ц е л о е
в ы с к а з ы в а н и е .
Цель проекта
:
Развитие познавательного, воспитательного и эстетического
значение
для
детей,
расширение
знания
об
окружающем
мире
через
творчество А. С. Пушкина.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.
2. Учить детей слушать стихи и сказки, развивать слуховую память.
3. Развитие словесного творчества, эстетического восприятия окружающего
мира.
4. Активизация и обогащение словаря детей.
5. Знакомство с народным творчеством, фольклором.
6. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, взаимопомощи
.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей,
коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи
детей;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Работа над проектом:
Первый этап – подготовительный:
Подбор
справочной,
познавательной,
художественной
и
поэтической
литературы по теме проекта.
На первом этапе был разработан план проекта, определяя его цели и задачи.
Были определены участники проекта.
Второй этап – основной:
Цель:
Создание
условий,
чтение,
прослушивание,
и
рассказывание
сказок,
А.С.Пушкина.
Формировать
у
детей
интерес
к
творчеству
А.С.Пушкина,
воспитание
эстетических
и
добрых
чувств.
Привлечение
родителей
к
познавательной и творческой деятельности с детьми.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках
которого велась работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми,
работа
детей
и
родителей
(выставка
рисунков
по
теме
«Сказки
А.С.Пушкина),
работа
педагогов
и
родителей.
С
детьми
проводилась
непосредственно
образовательная
деятельность,
была
организована
совместная
и
самостоятельная
деятельность
детей
по
ознакомлению
со
сказками
А.С.Пушкина.
Проводились
консультации
для
родителей:
«Сказки .С.Пушкина дома».
Третий этап – заключительный:
1. Подведение итогов.
2. Оформление продукта проектной деятельности
Взаимодействие с родителями в реализации проекта:
Сбор картинок, иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина для
альбома «Сказки А.С.Пушкина»
Собрать библиотечку сказок А.С.Пушкина
Выполнение совместных с детьми работ по сказкам А.С.Пушкина
Привлечь к участию в совместной с детьми викторине по сказкам
А.С.Пушкина
Использованная литература:
1. А.С.Пушкин. Стихи и сказки. Изд.Детская литература.,М.,1974г.
2. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
3. Февчук. Портреты и судьбы. Лениздат, 1984 г.
4. С.Т.Овчинникова. Пушкин в Москве. Изд. Советская Россия, 1984 г.
5. А.М.Гордин. Пушкин в Михайловском. Лениздат, 1989г.
6. И.Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание
№1.1999 г.
7. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!»
Дошкольное воспитание №1.1999 г.
8. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2
2000г.
9. Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
Реализация проекта «Сказки А.С.Пушкина».
Продукт проектной деятельности.
Чтение художественной
литературы: сказки, загадки
Литературная
викторина
Строительно-
конструктивные,
дидактические,
подвижные игры, игры-
фантазии
Вечер загадок
Итоговое занятие
Проект
«
Сказки
А.С.Пушкина
».
Информация
для родителей
«Стихи и сказки
А.С.Пушкина
для
дошкольников»
Театрализация с
участием детей
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
Беседы и
рассматривание
иллюстраций
Наглядная
информация для
детей и родителей
Художественное творчество:
рисование, аппликация, лепка
Продукт проектной деятельности.
Проект
«Сказки
А.С.Пушкина».
Литературная викторинапо сказкам
А.С.Пушкина
Выставка детских работ
совместно с родителями по
сказкам А.С.Пушкина»
Итоговое занятие
«Знатоки сказок
Пушкина»
Альбом
иллюстраций к сказкам
А.С.Пушкина
Выставка детских рисунков
«Золотая рыбка» и «Царевна-
лебедь»
Альбом
иллюстраций к сказкам
А.С.Пушкина, расскрашенных
детьми
Картотека загадок
по сказкам
А.С.Пушкина
Перспективно-тематическое планирование
№
Тема, вид,
деятельности
Цель
Предметно-
развивающа
я среда
1 день
1
Беседа . Познакомить с
портретом А.С.
Пушкина. Рассказ
воспитателя «Сказки
Пушкина – торжество
добра и
справедливости»
Поддерживать интерес к творчеству
А.С.Пушкина.
Способствовать
расширению кругозора,
познавательных интересов
Портрет
А.С.Пушкина
Иллюстрации
познакомым
произведениям
А.С.Пушкина
2
Чтение
художественной
литературы
А.С.Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке»
Воспитывать любовь к книге;
приобщать детей к словесному
искусству. Учить понимать идею
содержания произведения. Развивать
умение оценивать поступки героев,
высказывать свое мнение, запоминать
понравившиеся места и
словосочетания.
Вызвать желание
дома с родителями прочитать сказку
еще раз и вместе поговорить о ней
Иллюстрации к
произведению
А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
3
Художественное
творчество
Рисование: -
иллюстрации к
произведению
А.С.Пушкина «Сказка
о рыбаке и рыбке»
Поддерживать интерес к творчеству
А.С.Пушкина. Побуждать детей к
творчеству при изображении сюжета
сказки.
Передавать в рисунках
эпизоды понравившихся
произведений. Развивать
воображение, творческую активность
Иллюстрации к
произведению
А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
Гуашь, кисти
4
Уголок строительно-
конструктивных игр:
составление схемы
последовательности
строительства зданий
из сказки А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
Учить планировать совместную
деятельность, распределять
обязанности между собой, радоваться
результатам общего труда
Иллюстрации к
произведению
А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
2 день
1
Беседа: «А.С. Пушкин
– сказочник» Русские
народные прибаутки в
сказках А.С. Пушкина
Поддерживать интерес к творчеству
А.С.Пушкина.
Закрепить образные
обороты речи из произведений
А.С.Пушкина
Иллюстрации к
произведению
А.С.Пушкина
2
Чтение
художественной
литературы «Сказка о
царе Салтане»,
рассматривание
иллюстраций.
Воспитывать любовь к книге;
приобщать детей к словесному
искусству. Учить понимать идею
содержания произведения. Развивать
умение оценивать поступки героев,
высказывать свое мнение, запоминать
понравившиеся места и
словосочетания.
Вызвать желание
дома с родителями прочитать сказку
еще раз и вместе поговорить о ней
Иллюстрации к
произведению
А.С.Пушкина
«Сказка о царе
Салтане»,
3
И г р а
–
ф а н т а з и я
«Если
бы
я
поймал
золотую рыбку»
Р а з в и в ат ь
у
д е т е й
о б р а з н о е
м ы ш л е н и е ,
в о о б р а ж е н и е
и
творческую деятельность
Альбомный лист,
цветные карандаши,
мелки, фломастеры
4
Дидактическая игра
«Опиши героя сказки»
«Собери картинку»
(кубики по сказкам
А.С.Пушкина»
Поддерживать интерес к творчеству
А.С.Пушкина.
Иллюстрации к
сказкам
Кубики с
картинками, пазлы
или разрезные
картинки
3 день
1
Чтение
художественной
литературы
«Сказка о попе и
работнике его Балде»
Воспитывать любовь к книге;
приобщать детей к словесному
искусству.
Учить понимать идею содержания
произведения. Развивать умение
оценивать поступки героев,
высказывать свое мнение, запоминать
понравившиеся места и
словосочетания. Вызвать желание
дома с родителями прочитать сказку
еще раз и вместе поговорить о ней.
Иллюстрации к
произведению
А.С.Пушкина
«Сказка о попе и
работнике его
Балде»
2
Художественное
творчество
Лепка по «Сказке о
царе Салтане»,
Р а з в и в ат ь
у
д е т е й
о б р а з н о е
м ы ш л е н и е ,
в о о б р а ж е н и е
и
творческую деятельность
Пластилин, стеки
3
Вечер подвижных игр
со спортивным
оборудованием
«Обгони Балду»
Спортивное
оборудование: мячи,
скакалки, веревочки,
кегли, обручи.
4
Расскрашивание и
вырезывание
силуэтов к сказкам
Пушкина
Закрепить
умения
расскрашивать
силуэт
не
выходя
за
ко н т у р ,
аккуратно
вырезувать,
правильно
пользоваться ножницами.
Расскраски по
сказкам Пушкина
4 день
1
Чтение
художественной
литературы
«Сказка о мертвой
царевне и семи
богатырях»
Воспитывать любовь к книге;
приобщать детей к словесному
искусству.
Учить понимать идею содержания
произведения. Развивать умение
оценивать поступки героев,
высказывать свое мнение, запоминать
понравившиеся места и
словосочетания.
Вызвать желание
дома с родителями прочитать сказку
еще раз и вместе поговорить о ней
Иллюстрации к
произведению
А.С.Пушкина
«Сказка о мертвой
царевне и семи
богатырях»
2
Художественное
творчество
Рисование: - по
сказкам А.С.Пушкина
Побуждать детей к творчеству при
изображении сюжета сказки.
Передавать в рисунках эпизоды
понравившихся произведений.
Развивать воображение, творческую
активность
Иллюстрации к
сказкам
А.С.Пушкина
3
Театрализация -
сказка А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
Формировать дружеские
взаимоотношения между детьми;
продолжать учить детей проявлять
эмоциональные реакции в ролевом
взаимодействии.
Шапочки – маски к
сказке
5 день
1
Чтение
художественной
литературы
«Сказка о золотом
петушке»
Учить понимать идею содержания
произведения. Развивать умение
оценивать поступки героев,
высказывать свое мнение, запоминать
понравившиеся места и
словосочетания. Вызвать желание
дома с родителями прочитать сказку
еще раз и вместе поговорить о ней
Иллюстрации к
произведению
А.С.Пушкина
«Сказка о золотом
петушке»
2
Итоговое занятие
«Знатоки сказок
Пушкина»
Закрепить и уточнить полученные
ранее знания детей о сказках А.С.
Пушкина, формировать умение четко
и ясно отвечать на поставленные
вопросы, учить работать в команде,
прививать детям любовь к русскому
языку и творчеству А.С. Пушкина.
Учить подбирать рифмы к словам.
Телевизор, эмблемы
двум командам
(золотая рыбка и
золотой петушок),
пазлы, атрибуты к
сказкам, музыка по
выбору воспитателя.
4
Вечер загадок по
сказкам Пушкина
Поддерживать интерес к творчеству
А.С.Пушкина.
Иллюстрации к
сказкам Пушкина
6 день
1
Литературная
викторина по сказкам
А.С.Пушкина
Закрепить знания детей о сказках
А.С.Пушкина; воспитывать интерес к
творчеству русского поэта.
Учить правильно и полностью
отвечать на вопросы воспитателя;
слушать и понимать заданный
вопрос; учить выразительно
рассказывать отрывки из сказок.
Книги-сказки
А.С.Пушкина,
иллюстрации к
сказкам: «Сказка о
царе Салтане»,
«Сказка о попе и
работнике его
Балде», «Сказка о
Создавать эмоционально-
благоприятную обстановку на
занятии.
рыбаке и рыбке»,
«Сказка о золотом
петушке», «Сказка о
мёртвой царевне и
семи богатырях»,
портрет
А.С.Пушкина, макет
моря, рыбки с
номером задания,
две удочки.