Создание единого пространства для формирования книжной культуры детей старшего дошкольного возраста
Автор: Пронь Оксана Алексеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 38" Населённый пункт: город Муром Владимирской области Наименование материала: проект Тема: Создание единого пространства для формирования книжной культуры детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38»
«Создание единого пространства по формированию книжной
культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста
Разработчики:
Старший воспитатель: Пронь О.А.
Воспитатели: Аношина С.Е.
Козлова С.А.
Молчанова О.Б.
Муром
2015 год
.
Паспорт проекта
Название проекта
«Создание единого пространства по формированию книж-
ной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Руководитель проекта
Старший воспитатель: Пронь Оксана Алексеевна
Консультанты (если они есть)
Состав и возраст проектной
группы
Воспитанники старшей и подготовительной группы
Срок реализации.
Долгосрочный.
Типология проекта
Социальный, образовательный
Направленность
Коррекционная работа
0бразовательные программы, в
рамках которых проводится
проект
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С.
Образовательные области
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Актуальность
Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в
развитии и образовании детей разновозрастной старшей группы . Ра-
бота с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели
его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать до-
брые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее.
Художественные произведения для детей – это не только захватываю-
щая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Худо-
жественная литература – лучший друг педагога, т.к. используя худо-
жественную литературу, легко превратить занятие в игру. Используя
героев различных художественных произведений в игровой форме
мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую
деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками
и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление,
воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент-
интерес детей к книге, умение слушать, рассматривать и обращаться
с ней, иметь представления о некоторых художественных произведе-
ниях и писателях.
В начале учебного года был проведён диагностический опрос детей
разновозрастной старшей группы.
Опираясь на результаты данного опроса, мы сделали вывод, что у
воспитанников групп интерес к литературе, представления о различ -
ных произведениях и писателях находится на низком уровне. Они не
умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают
мало художественных произведений, сказок, у большинства нет лю -
бимых книг и литературных героев. У детей недостаточно развито
чувство эмпатии. Следовательно, роль педагогов и родителей заклю -
чается в формировании и развитии интереса к книге и различным ли -
тературным произведениям. Поэтому педагогическим коллективом
нашего детского сада в составе:
Старший воспитатель
воспитатели
было решено разработать долгосрочный проект на базе старшей и
подготовительной групп, а так же их родителей по теме:
«Создание
единого пространства по формированию книжной куль-туры у
детей старшего дошкольного возраста»
Цель проекта
Развивать интерес к художественной литературе, как средству разви -
тия социализации и коммуникации; способствовать раскрытию твор -
ческого потенциала детей; формировать важность совместного твор -
чества педагогов, детей и их родителей.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать любовь и интерес к книге.
Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художе-
ственному произведению, умению сопереживать героям
сказки.
Обучающие :
Формировать познавательную деятельность детей через худо-
жественную литературу.
Учить участвовать в играх-драматизациях, театрализованных
играх, передавать сюжет различных произведений, действо-
вать в коллективе придерживаясь, правил игры, выполнять
взятую на себя роль.
Формировать умение слушать различные произведения, кон-
центрировать внимание, развивать его произвольность, анали-
зировать, устанавливать закономерности, определять последо-
вательность событий, сравнивать, выделять героев различных
произведений, характеризовать их и оценивать их поступки.
Учить согласовывать свои действия с другими действиями
своих сверстников.
Развивающие :
Развивать практические навыки рисования, лепки, апплика-
ции, конструирования через сказку.
Развивать все стороны речи: расширять и активизировать сло-
варь, развивать диалогическую и монологическую речь, отве-
чать на вопросы, формировать практические навыки вырази-
тельного чтения, рассказывания через сказку.
Задачи :
Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклор-
ным произведениям различной тематики; познакомить с исто-
рией создания книги, работой книжных издательств и библио-
тек; - закреплять правила культурного общения с книгой, кол-
лективного чтения (восприятия) книг, проведения в библиоте-
ке и книжном уголке.
Этапы
I этап-подготовительный
II этап-основной
III этап- итоговый
Характеристика деятельности
участников в рамках проекта
Воспитатель: Ознакомление с художественной литературой.
Формирование познавательной активности, развитие речи,
эмоционально-волевой сферы, творческих способностей де-
тей через художественную литературу. Формирование практи-
ческих навыков рисования, лепки, аппликации, конструирова-
ния через сказку.
Родители: Ознакомление с художественной литературой. Уча-
стие совместно с детьми в творческих мероприятиях (конкур-
сах, выставках, развлечениях и.т.д.).
Воспитанники: участие в совместной деятельности с педаго-
гами и родителями.
Рабочее планирование проекта
1 этап- подготовительный:
Педагоги: Определяются с темой, вызывают интерес у детей к худо -
жественной литературе, составляют план проекта, знакомят роди
-
телей с проектом, собирают информацию, подбирают литературу, до -
полнительный материал.
Ведут работу группы: консультации и рекомендации для родителей,
развивающие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни де -
тей в детском саду и другой материал, направленный на всесто
-
роннее развитие детей через художественную литературу как в груп -
пах дошкольного образования, так и в семье.
Подбор материала для всестороннего развития детей через художе
-
ственную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особе -
ностей детей (игры различной направлености, художественные
произведения, музыкальные произведения, произведения искусства,
иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций
для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски,
презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей.
Подборка фото, аудио и видеоматериала).
Родители:
1.Анкетирование.
2.Знакомство с темой проекта.
2 этап- основной:
Педагоги: Консультации и рекомендации для родителей, развиваю -
щие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни детей в дет
-
ском саду и другой материал, направленный на всестороннее разви
-
тие детей через сказку как в группах дошкольного образования, так и
в семье.
Подборка фото, аудио и видеоматериала.
Продолжить:
Знакомство с различными сказками, писателями и поэтами.
Закрепление и активизация речевого материала.
Проведение различных мероприятий: выставки детских работ,
выставки творческих работ совместно с родителями.
Знакомство детей с играми различной направленности: по сю-
жетам художественных произведений, игры с элементами пси-
хогимнастики, речевые игры, логические игры, театрализо-
ванные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные
игры, конструктивные игры.
Знакомство с творчеством художников детской книги.
Знакомство с библиотечной системой.
Викторины, мультемедийные презентации и.т.д.
Родители:
1.Участие в совместной работе специалистов групп дошкольного об-
разования и семьи, направленной на развитие детей через произведе-
ния художественной литературы.
2. Использовать дома развивающий материал предлагаемый специа-
листами и следовать их советам и рекомендациям.
3. Участие в мероприятиях совместно с детьми, предлагаемые педа-
гогами ГДО.
4. Изготовление декораций, костюмов.
3 этап- итоговый:
1.Создание совместно с родителями тематического альбома: «Бал
сказочных героев».
2.Литературно-музыкальная постановка: «Бал литературных героев».
3. Подборка материала о литературных героях (стихи, песни, загадки,
презентации, аудиозаписи, фильмотека).
4. Разработка интегрированных и тематических конспектов по теме.
5. Подборка иллюстративного материала художников детской книги.
6. Картотека сюжетно-ролевых игр на основе художественных произ-
ведений.
8. Картотека словесных на основе художественных произведений.
9. Подборка игровых занятий и упражнений с элементами психогим-
настики на основе художественных произведений.
Необходимое оборудование
Художественные произведения, природный и бросовый материал, на-
глядно-методические пособия.
Презентация итогов проекта
«Создание единого пространства по формированию книжной
куль-туры у детей старшего дошкольного возраста»
«В гостях у сказки»
Предполагаемые итоговые про-
дукты проекта
(портфолио проекта)
Тематический альбом: «Бал сказочных героев» совместно с
родителями.
Выставки работ детей.
Творческие выставки работ детей совместно с родителями.
Литературно- музыкальная постановка по сюжетам сказок
«Бал литературных героев»
Создание библиотеки «Моя любимая книга».
Создание библиотеки книг – самоделок.
Пополнение развивающей среды группы.
Ожидаемые результаты по областям интеграции.
Социально-коммуникативное развитие: активизировать систему работы с родите
-
лями по формированию и развитию у детей старшей разновозрастной группы ин
-
тереса к книге и различным литературным произведениям;
повышение уровня на -
выков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Познавательное развитие:
сформировать умение слушать различные произведе
-
ния, концентрировать внимание, развить его произвольность, анализировать, уста
-
навливать закономерности, определять последовательность событий, сравнивать,
выделять героев различных произведений, характеризовать их и оценивать их по
-
ступки.
Речевое развитие: развить все стороны речи: расширить и активизировать словарь,
развить диалогическую и монологическую речь, уметь отвечать на вопросы, фор-
мировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через
сказку.
Художественно-эстетическое развитие: развить практические навыки рисования,
лепки, аппликации, конструирования через сказку; достичь положительного ре-
зультата при участии детей в различных мероприятиях;
Физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического
развития.
Ход проекта
Этап работы над
проектом
Продолжитель-
ность
Место работы
обучающихся
Содержание работы обучающихся
Выход
этапа
Организационно-
подготовительный
1 месяц
Очная
Определиться с темой проекта.
Опрос-беседа с детьми по теме
проекта.
Анкетирование родителей специа-
листами по теме проекта.
На родительском собрании позна-
комить родителей с проектом.
Сбор информации, подбор ли-
тературы и дополнительного мате-
риала.
Составление плана проектной деятельности по
теме: «Создание единой образовательной сре-
ды с целью ознакомлению детей с художе-
ственной литературой»
Основной
7 месяцев
Очная,
дистанционная.
Консультации и рекомендации для
родителей, развивающие игры для
детей, аудиосказки, фотографии из
жизни детей в детском саду и дру-
гой материал, направленный на
всестороннее развитие детей че-
рез художественную литературу
как в ДОУ, так и в семье. Подборка
фото, аудио и видеоматериала.
Чтение художественной литерату-
ры и беседы по ним.
Игры различной направленности:
по сюжетам художественных
произведений, игры с элементами
психогимнастики, речевые игры,
логические игры, театрализован-
ные игры, сюжетно-ролевые игры,
Тематические выставки детских работ.
Выставки творческих работ совместно с
родителями.
Создание тематических фотовыставок
«Играем в сказку» и.т.д.
Создание библиотеки «Моя любимая
книга»
Создание библиотеки книг- самоделок.
Подборка материала о литературных ге-
роях (стихи, песни, загадки, презента-
ции, аудиозаписи, фильмотека)
Разработка интегрированных и темати-
ческих конспектов по теме: «В гостях у
книги»
Разработка библиотечно-библиографи-
ческих занятий «Здравствуй, книжкин
дом»
настольно-печатные игры,
конструктивные игры.
Викторины, мультемедийные пре-
зентации и.т.д.
Подборка иллюстративного материала
художников детской книги.
Картотека физкультминуток по художе-
ственным произведениям.
Картотека сюжетно-ролевых игр на
основе художественных произведений.
Картотека словесных игр и упражнений
на основе художественных произведе-
ний.
Авторские сказки.
Заключительный
1 месяц
Очная,
дистанционная.
Создание совместно с родителями
тематического альбома: «Бал ска-
зочных героев».
Литературно-музыкальная поста-
новка по сюжетам сказок: «Бал ли-
тературных героев».
Презентация: «В гостях у сказки»
Презентация «Создание условий в ДОУ
на основе социокультурного взаимодей-
ствия всех участников образовательного
процесса для формирования читатель-
ских компетенций воспитанников»
Содержание проекта
1.
Организационно-подготовительный этап :
Выявить уровень знаний детей
о различных художественных произведениях и пи -
сателях. Уточнить умеют ли дети слушать, рассматривать книги, а так же обращать-
ся с ними. Соответствует ли количество и уровень знакомых художественных
произведений возрастной норме. Выявить насколько у детей развито чувство эмпа -
тии.
Изучить на сколько готовы родители к активному сотрудничеству.
Составление плана проектной деятельности.
Подбор материала для всестороннего развития детей через художественную литера-
туру с учётом индивидуальных и возрастных особеностей детей (игры различной
направленности, художественные произведения, музыкальные произведения,
произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание
декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, пре-
зентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото,
аудио и видеоматериала).
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности:
Опираясь на результаты данного беседы-опроса детей по ознакомлению с художественной
литературой (см. опросник), можно сделать вывод, что у воспитанников старшей разновоз-
растной группы интерес к художественной литературе не сформирован, представления о
различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют
слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало сказок, у большинства нет
любимых книг и литературных героев. У детей недостаточно развито чувство эмпатии.
Следовательно, роль педагогов и родителей заключается в формировании и развитии ин
-
тереса к книге и различным литературным произведениям.
Так же опираясь на анкетирование родителей воспитанников (см. опросники учителя-
дефектолога, учителя логопеда и воспитателей), хочется отметить, что родители недоста
-
точно уделяют внимание книги и не до конца понимают её значение в развитие ребёнка.
Поэтому педагогическим коллективом нашего структурного подразделения в составе:
Старший воспитатель
Воспитатели
было решено разработать и начать долгосрочный проект на базе старшей и подготовитель -
ной групп по теме: «Создание единого пространства по формированию книжной культуры
у детей старшего дошкольного возраста»
2.
Основной
Сроки
реализации
и
количество
часов
Содержание дея-
тельности
Взаимодействие
Специалистов и семьи
Родители
Октябрь
2015 г.
5занятий в
месяц по 20
мин.
Чтение художествен-
ных произведений.
Беседы по содержа-
нию сказок, обсу-
ждение поступков
сказочных героев.
Аудиосказки, мульт-
фильмы, мультиме-
дийные презентации,
викторины, творче-
ские работы по про-
читанным произве-
дениям, игры раз-
личной направленно-
сти по сюжетам про-
читанных произведе-
ний.
Экскурсия в библио-
теку.
Библиотечное заня-
тие.
Воспитатель:
Чтение художественных
произведений.
Беседы по содержанию ху-
дожественных произведе-
ний, обсуждение поступков
героев прочитанных произ-
ведений.
Мультимедийные презента-
ции, викторины по сюже-
там прочитанных произве-
дений, просмотр мульт-
фильмов.
Игры и упражнения по про-
читанным произведениям
на развитие мелкой мотори-
ки, сюжетно-ролевые, ди-
дактические, конструктив-
ные, театрализованные.
Творческие работы.
Игры и упражнения по сю-
жетам прочитанных произ-
ведений на развитие внима-
ния, памяти, мышления, во-
ображения.
Пересказ.
Речевые игры по прочитан-
ным произведениям.
Игры с элементами психо-
гимнастики, на развитие
эмоционально-волевой сфе-
ры, чувства эмпатии .
Консультации и рекоменда-
ции для родителей по теме
проекта.
Беседы по итогам экскур-
сии в библиотеку.
Акция «Книжкина больни-
ца».
-
Беседы родителей
с детьми на тему
прочитанных
произведений по
рекомендациям пе-
дагогов.
-Акция «Книги де-
тям»
-Создание домаш-
ней библиотеки.
-Создание книг-
самоделок совмест-
но с детьми
Библиотекарь:
Знакомство с библиотекой.
Экскурсия в библиотеку.
Знакомство с книгой.
Викторины на знание худо-
жественной литературы.
Мультимедийные презента-
ции, викторины по сюже-
там прочитанных произве-
дений, просмотр мульт-
фильмов.
Ноябрь
2015 г.
5занятий в
месяц по 20
мин.
«Путешествие по
сказкам» викторина
по мотивам сказок .
«Осенняя мозаика»
конкурс чтецов(сов-
местный подбор, ра-
зучивание стихотво-
рений русских
поэтов о зиме)
Воспитатели:
Прослушивание аудиосказок. Бе-
седы по содержанию прослушан-
ных произведений, обсуждение
поступков героев произведений.
Создание мультимедийных пре-
зентаций «Сказка в гости к нам
пришла».
Игры по сюжетам прочитанных
произведений (сюжетно-ролевые,
дидактические, конструктивные,
театрализованные).
Речевые игры по прочитанным
произведениям.
Пересказ.
Творческие работы детей по сюже-
там прочитанных произведений.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Библиотекарь
Беседы по содержанию художе-
ственных произведений, обсужде-
ние поступков героев произведе-
ний.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального
сопровождения.
- Беседы родителей
с детьми на тему
прочитанных
произведений по
рекомендациям пе-
дагогов.
- Консультация для
родителей «Чтобы
сказка не стала
скучной»
-Акция «Книги де-
тям»
-Создание домаш-
ней библиотеки.
-Создание книг-
самоделок совмест-
но с детьми
-Участие родителей
в качестве посети-
телей выставки.
Родители
Декабрь
2015г.
5занятий в
месяц по 20
мин.
«Сказочная игро-
тека». Развивающие
игры различной
направленности по
сюжетам сказок.
« Что ты знаешь о
животных? » викто-
рина по мотивам
произведений писа-
телей-натуралистов
М.Пришвина, С.Би-
анки, Е.Чарушина.
Воспитатели:
Прослушивание аудиосказок. Бе-
седы по содержанию прослушан-
ных произведений, обсуждение
поступков героев произведений.
Создание мультимедийных пре-
зентаций «Сказка в гости к нам
пришла».
Игры по сюжетам прочитанных
произведений (сюжетно-ролевые,
дидактические, конструктивные,
театрализованные).
Творческие работы детей по сюже-
там прочитанных произведений.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Совместно с воспитателями созда-
ние сказочной игротеки, подбор
игр различной направленности для
формирование представлений де-
тей о содержание различных ска-
зок, о различных героях сказок и
их поступках.
Библиотекарь
Беседы по содержанию художе-
ственных произведений, обсужде-
ние поступков героев произведе-
ний.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального
сопровождения.
Родители:
Создание домашней библиотеки.
- Консультация для
родителей «Как
привить интерес к
чтению»
-Разместить в кон-
такте мультимедий-
ную презентацию
«Сказка в гости к
нам пришла» для
ознакомления с ней
родителей.
- Беседы родителей
с детьми по презен-
тации «Книжки в
вашем доме»
- Акция «Книги де-
тям»
-Создание домаш-
ней библиотеки.
-Создание книг-
самоделок совмест-
но с детьми
Январь
2016г.
5занятий в
месяц по 20
«В гостях у люби-
мых сказок».
Знакомство с творче-
ством художников
Воспитатели:
Прослушивание аудиосказок. Бе-
седы по содержанию прослушан-
ных произведений, обсуждение
- Консультация для
родителей «Роль
мин.
детской книги.
«Мой любимый
сказочный герой» -
совместные работы
детей с родителями
Фольклорный празд-
ник « Ой гляди во
все глаза! Чудеса,
чудеса!»
поступков героев произведений.
Знакомство с устным народным
творчеством. Беседы о русских на-
родных праздниках, традициях.
Экскурсия в мини-музей «Русская
изба»
Беседы о художниках детской кни-
ги.
Создание мультимедийных пре-
зентаций «В гостях у любимых
сказок».
Игры по сюжетам прочитанных
произведений (сюжетно-ролевые,
дидактические, конструктивные,
театрализованные).
Творческие работы детей по сюже-
там прочитанных произведений.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Библиотекарь
Беседы по содержанию художе-
ственных произведений, обсужде-
ние поступков героев произведе-
ний.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального
сопровождения.
Родители:
Создание домашней библиотеки.
сказки в жизни
ребёнка»
- Акция «Книги де-
тям»
-Создание домаш-
ней библиотеки.
-Создание книг-
самоделок совмест-
но с детьми
Февраль
2016г.
5занятий в
неделю по
20 мин.
Викторина: «Мои
любимые книги»
(Совместно с роди-
телями)
«Зимняя фантазия»
конкурс чтецов
( совместный подбор,
разучивание стихо-
Воспитатели:
Прослушивание аудиосказок. Бе-
седы по содержанию прослушан-
ных произведений, обсуждение
поступков героев, выбор любимо-
го героя произведений.
Игры по сюжетам прочитанных
произведений (сюжетно-ролевые,
дидактические, конструктивные,
театрализованные).
Игры по сюжетам художественных
- Консультация для
родителей «Воспи-
тание сказкой»
- Акция «Книги де-
тям»
-Создание домаш-
ней библиотеки.
-Создание книг-
творений русских
поэтов о зиме)
произведений, игры с элементами
психогимнастики.
Творческие работы детей по сюже-
там прочитанных произведений.
Оформление альбома «Мой люби-
мый сказочный герой».
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Библиотекарь
Беседы по содержанию художе-
ственных произведений, обсужде-
ние поступков героев произведе-
ний.
Составление рассказов о любимом
сказочном герое.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального
сопровождения.
Родители:
Создание домашней библиотеки.
Разучивание стихотворений русских
поэтов и зиме.
самоделок совмест-
но с детьми
-Творческие работы
детей совместно с
родителями «Мой
любимый сказоч-
ный герой»
Март
2016г .
5занятий в
месяц по 20
мин.
«Я-артист».
(Использование раз-
личных видов теат-
рализованной дея-
тельности )
Воспитатели:
Прослушивание аудиосказок.Бесе-
ды по содержанию прослушанных
произведений, обсуждение по-
ступков героев, выбор любимого
героя произведений.
Игры по сюжетам прочитанных
произведений (сюжетно-ролевые,
дидактические, конструктивные,
театрализованные).
Игры по сюжетам художественных
произведений, игры с элементами
психогимнастики.
Игры по содержанию прочитан-
ных произведений направленные
на развитие чувства эмпатии.
Игры по содержанию прочитан-
-Участие в фотовы-
ставке «Я – артист»
-Акция «Книги де-
тям»
-Создание домаш-
ней библиотеки.
-Создание книг-
самоделок совмест-
но с детьми
-Изготовление ко-
стюмов, декораций,
различных атрибу-
тов.
ных произведений направленные
на развитие эмоционально-воле-
вой сферы.
Творческие работы детей по сюже-
там прочитанных произведений.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Организация фотовыставки «Я –
артист»
Библиотекарь
Беседы по содержанию художе-
ственных произведений, обсужде-
ние поступков героев произведе-
ний.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального
сопровождения.
Родители:
Создание домашней библиотеки.
Создание с детьми книг-самоделок.
Апрель
2016г.
5занятий в
месяц по 20
мин.
«Идем в гости»
библиотечное заня-
тие с элементами
игры на основе сти-
хов А.Усачева, «При-
глашение в гости»
Конкурс юных чте-
цов «Весенняя ка-
русель»
«Бал сказочных ге-
роев».
Оформление темати -
ческого альбома.
Литературно-музы-
кальная постановка
Воспитатели:
Прослушивание аудиосказок. Бе-
седы по содержанию прослушан-
ных произведений, обсуждение
поступков героев, выбор любимо-
го героя произведений.
Игры по сюжетам прочитанных
произведений (сюжетно-ролевые,
дидактические, конструктивные,
театрализованные).
Творческие работы детей по сюже-
там прочитанных произведений.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Библиотекарь:
Беседы по содержанию художе-
ственных произведений, обсужде-
- Участие в фото-
выставки «Детям о
писателях»
-Акция «Моя люби-
мая книга»
-Создание домаш-
ней библиотеки.
-Создание книг-
самоделок совмест-
но с детьми
ние поступков героев произведе-
ний.
Консультации и рекомендации для
родителей по теме проекта.
Организация фотовыставки «Де-
тям о писателях»
Библиотечное занятие
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального
сопровождения.
Родители:
Подбор и чтение произведений,
подбор иллюстративного и друго-
го дополнительного материала.
Беседы о любимом книгах, писате-
лях.
Совместно с воспитателями
мультимедийной викторины: «Моя
любимая книга»
Игры и упражнения по сюжетам
прочитанных произведений на
развитие внимания, памяти, мыш-
ления, воображения.
Игры и упражнения по прочитан-
ным произведениям на развитие
мелкой моторики.
3. Заключительный этап
Презентация проекта: «В гостях у сказки»
Презентация «Создание условий в ДОУ на основе социокультурного взаимодей-
ствия всех участников образовательного процесса для формирования читательских
компетенций воспитанников».
Оценивание результатов
Для того чтобы оценивать результативность проекта, было проведено анкетирование де
-
тей и родителей специалистами в начале и конце проекта (см. приложение 2).
Критерии оценивания знаний родителей группы
по предложенной теме:
Оценивание представления родителей детей группы о значении художественной
литературы в жизни ребёнка.
Оценивание представлений родителей группы «Ребенок и книга»
(см. приложение 2)
Критерии оценивания детей:
Таблица № 1: Оценивание представления детей о произведениях художественной литера
-
туры
.
№
п/п
ФИ
ребёнка
Уровень
знаний по
разделу:
«Фольклор»
Уровень
знаний по
разделу:
«Сказки»
Уровень
знаний по
разделу:
«Поэзия»
Уровень
знаний по
разделу:
«Проза»
Уровень знаний
по разделу:
«Литература по-
знавательного
характера»
Итоговый
результат
Таблица № 2: Оценивание познавательных способностей.
№
п/п
ФИ
ребёнка
Память
Внимание
Мышление
Восприятие
Развитие
речи
Итоговый
результат
Таблица № 3: Оценивание эмоционально-волевой сферы.
№
п/
п
ФИ
ребён-
ка
Регулятор-
ные способ-
ности
Взаимоотноше-
ние со сверст-
никами
Взаимоотноше-
ние с взрослы-
ми
Эмоциональ-
ное восприя-
тие
Разви-
тие
чувства
эмпа-
тии
Итого-
вый ре-
зультат
Таблица № 4: О
ценивание творческих умений.
№
п/
п
ФИ
ребён-
ка
Может самостоя-
тельно пользо-
ваться изобрази-
тельными, пла-
стическими ма-
териалами, ис-
пользуя различ-
ные способы
действия с ними.
Умеет ставить
несколько простых,
но взаимосвязанных
целей (нарисовать,
закрасить, заштрихо-
вать,созданное изоб-
ражение.
Умеет само-
стоятельно на-
ходить для
изображения
простые сю-
жеты в окру-
жающей жиз-
ни, художе-
ственной ли-
тературе и
природе.
Может само-
стоятельно
изображать
то, что для
ребёнка ин-
тересно.
Итого-
вый ре-
зультат
Примечание:
5 уровень (высокий) – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
4 уровень (выше среднего) – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью
взрослого все предложенные задания
3уровень (средний) – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помо-
щью взрослого
2 уровень (ниже среднего) – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предло-
женные задания
1 уровень (низкий) – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает
Результаты проекта
Результаты анкетирования родителей групп:
Количество человек, ответивших на анкету – 16 человек (из 20)
по окончании организационно-подготовительного этапа проекта:
В.у. – 0% (0 человек);В.с.у. – 0 % (0 человек); С.у. – 31,25% (5 человека); Н.с.у. – 43,75%
(7 человек); Н.у.-25% (4 человека)
по окончании проекта :
В.у. – 6,25% (1 человека);В.с.у. – 12,5 % (2 человека); С.у. – 68,75% (11 человек); Н.с.у. –
6,25% (1 человек); Н.у.-6,25% (1 человек)
Результаты мониторинга воспитанников групп:
Количество воспитанников принявших участие в мониторинге – 20человек (из 45).
Оценивание представления детей о произведениях художественной литерату -
ры по окончании организационно-подготовительного этапа проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 0 % (0 человек); С.у. – 30% (6 человека); Н.с.у. – 50%
(10 человек); Н.у.-20% (4 человека)
Оценивание представления детей о произведениях художественной литерату -
ры по окончании проекта:
В.у. – 10% (2 человека); В.с.у. – 10 % (2 человека); С.у. – 50% (10 человек); Н.с.у. – 25%
(5 человек); Н.у.-5% (1 человек)
Оценивание познавательных способностей по окончании организационно-под
-
готовительного этапа проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 0 % (0 человек); С.у. –15% (3 человек); Н.с.у. – 55% (11 чело -
века); Н.у.-30% (6 человек)
Оценивание познавательных способностей по окончании проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 5 % (1 человек); С.у. – 50% (10 человека); Н.с.у. – 20% (4 че
-
ловека); Н.у. - 25% (5 человек)
Оценивание эмоционально-волевой сферы по окончании организационно-подго-
товительного этапа проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 0 % (0 человек); С.у. –0% (0 человек); Н.с.у. –60% (12 чело
-
век); Н.у.-40% (8 человек)
Оценивание эмоционально-волевой сферы по окончании проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 5 % (1 человек); С.у. – 55% (11 человека); Н.с.у. – 25% (5 че
-
ловек); Н.у.-15% (3 человека)
Оценивание творческих умений по окончании организационно-подготовитель-
Презентация «Создание условий в ДОУ на основе социокультурного взаимодей-
ствия всех участников образовательного процесса для формирования читательских
компетенций воспитанников»
Тематического альбома: «Бал сказочных героев».
Подборка материала о литературных героях (стихи, песни, загадки, презентации,
аудиозаписи, фильмотека)
Разработка интегрированных и тематических конспектов по теме
Подборка иллюстративного материала художников детской книги.
Подборка «Детям о писателях»
Картотека сюжетно-ролевых игр по художественным произведениям.
Картотека физкультминуток по художественным произведениям.
Картотека словесных игр по художественным произведениям.
Авторские игры.
Подборка презентаций по теме проекта.
Список литературных источников
Васькова О.Ф., Политыкина А.А. «Сказкотерапия как средство развития речи детей
дошкольного возраста». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Сертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с
детьми дошкольного возраста: Метод.пособие для педагогов и психологов ДОУ. –
СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Рыжова Л.В. «Методика работы со сказкой» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТ-
СТВО-ПРЕСС»
Куликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста» - СПб.:
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Шорохова О.А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказко-
терапия» - М.: ТЦ Сфера
Гончарова В.А., Колосова Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-
методическое пособие. – СПб.: КАРО
Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. –
СПб.:Паритет
Сказки. Игры. Загадки. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - (Серия «Программа раз-
вития и обучения дошкольника»)
Поиграем в сказку. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - (Серия «Программа разви-
тия и обучениядошкольника»)
Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. «Коррекционно-игровые занятия в работе с до-
школьниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
Нищева Н.В. «Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитии речи, формирова-
нию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч.-мето-
дическое пособие-конспект» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
Османова Г.А. «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». – СПб.:
КАРО
Методическое пособие «Расскажи стихи руками» (по мотивам английского фольк-
лора) – М.: Издательство А/О «СОВЕР»
Никитина А.В. «Покажи стихи руками». – СПб.: КАРО
ГейченкоИ.Л., Исавнина О.Г. «Пословицы и поговорки – детям дошкольного воз-
раста» -СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. «Театрализованные игры в коррекционно-развиваю-
щей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие» - СПб.: КАРО
АртёмоваЛ.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М.: Просвещение
Шиян О.А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» - М.: МОЗА-
ИКА-СИНТЕЗ
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» СПб.:
ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Галанов А.С. «Серия сказок с развивающими заданиями и играми» - М.: АРКТИ
Екжакова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспита-
ние» - М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»
Карслиева И.В. «Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольнков с
ЗПР к обучению грамоте» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» -
М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС
Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагоги-
ческие аспекты» - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС
Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидакти-
ческих игр» - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС
Екжакова Е.А. «Методика исследования готовности детей к школьному обучению»
- СПб.: КАРО
Шалаева Г.П. «Большая книга логических игр» - М.: АСТ: СЛОВО
Петухова С.А. «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображе-
ния у детей 5-7 лет» - СПб.: КАРО
Кузнецова Л.Н., Новикова Е.Н. «Развитие мелкой моторики детей с помощью
контурных рисунков» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Серия развивающих раскрасок: «Лабиринты», «Что спрятано на картинке», «Найди
отличия и совпадения», «Умные картинки», «Загадочные картинки» - М.: ООО
«АСТ-ПРЕСС КНИГА»
Нищева Н.В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование
навыков пересказа» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова
Т.В., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н. «Конспекты занятий по
обучению детей пересказу с использованием опорных схем» -М.: Центр педагоги-
ческого образования
Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей до-
школьников» - СПб.: Речь; М.: Сфера
Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика» - СПб.: ООО Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная
гимнастика» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях» - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Ушакова О.С. «Придумай слово» - М.: ТЦ Сфера
Курицына Э.М., Тараева Л.А. «Игры на развитие речи» - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС»
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» - СПб.: КАРО
ВоробьеваТ.А. «85 уроков для обучения письму» - СПб.: Издательский Дом «Ли-
тера»
Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно» - СПб.: Издательский Дом
«Литера»
Крупенчук О.И. «Учим буквы» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
Крупенчук О.И. «Научите меня читать» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
ЖевнероваВ.Л., Баряева Л.Б., Галлямова Ю.С. «Сенсорная комната – волшебный
мир здоровья» - СПб.: ХОКА
Маниченко А.А. Сборники персонализированных сказок:»Как воспитать ребёнка
ДОБРЫМ», «Как воспитать ребёнка СИЛЬНЫМ» - Челябинск: ООО « Бэби Экс-
перт»
Синицына Е.И. «Умные сказки» Серия «Через игру – к совершенству» - М.: «Лист»
«Психолог в детском саду» Ежеквартальный научно-практический журнал – М.:
ООО «Исследовательская группа «Социальные науки»
Алябьева Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» - М.: ТЦ Сфера
Шорыгина Т.А. «Общительные сказки» - М.: Книголюб
СеменакаС.И. «Уроки добра» - М.: АРКТИ
Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+» - СПб.: ЗАО «Биосвязь»
Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчико-
вой гимнастики» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных об-
разовательных учреждениях» - М.: Айрис-пресс
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат» - М.: ТЦ Сфера
Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
Новиковская О.А. «Веселые пальчиковые игры» - М.: АСТ; СПб.: Сова
Крупенчук О.И. Сборник «Тренируем пальчики – развиваем речь» -СПб.: Издатель-
ский Дом «Литера»
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб.:
КАРО
Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной дея-
тельности» - СПб.: КАРО
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» -М.: Издательство «Скрипторий 2003»
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет» - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»