Напоминание

Создание единого пространства для формирования книжной культуры детей старшего дошкольного возраста


Автор: Пронь Оксана Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 38"
Населённый пункт: город Муром Владимирской области
Наименование материала: проект
Тема: Создание единого пространства для формирования книжной культуры детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38» «Создание единого пространства по формированию книжной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Целевая аудитория:
дети старшего дошкольного возраста
Разработчики:
Старший воспитатель: Пронь О.А. Воспитатели: Аношина С.Е. Козлова С.А. Молчанова О.Б. Муром 2015 год .
Паспорт проекта Название проекта «Создание единого пространства по формированию книж- ной культуры у детей старшего дошкольного возраста» Руководитель проекта Старший воспитатель: Пронь Оксана Алексеевна Консультанты (если они есть) Состав и возраст проектной группы Воспитанники старшей и подготовительной группы Срок реализации. Долгосрочный. Типология проекта Социальный, образовательный Направленность Коррекционная работа 0бразовательные программы, в рамках которых проводится проект Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. Образовательные области  «Социально-коммуникативное развитие»  «Познавательное развитие»  «Речевое развитие»  «Художественно-эстетическое развитие»  «Физическое развитие» Актуальность Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в развитии и образовании детей разновозрастной старшей группы . Ра- бота с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать до- брые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Художественные произведения для детей – это не только захватываю- щая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Худо- жественная литература – лучший друг педагога, т.к. используя худо- жественную литературу, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент- интерес детей к книге, умение слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведе-
ниях и писателях. В начале учебного года был проведён диагностический опрос детей разновозрастной старшей группы. Опираясь на результаты данного опроса, мы сделали вывод, что у воспитанников групп интерес к литературе, представления о различ - ных произведениях и писателях находится на низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало художественных произведений, сказок, у большинства нет лю - бимых книг и литературных героев. У детей недостаточно развито чувство эмпатии. Следовательно, роль педагогов и родителей заклю - чается в формировании и развитии интереса к книге и различным ли - тературным произведениям. Поэтому педагогическим коллективом нашего детского сада в составе:  Старший воспитатель  воспитатели было решено разработать долгосрочный проект на базе старшей и подготовительной групп, а так же их родителей по теме:
«Создание

единого пространства по формированию книжной куль-туры у

детей старшего дошкольного возраста»
Цель проекта Развивать интерес к художественной литературе, как средству разви - тия социализации и коммуникации; способствовать раскрытию твор - ческого потенциала детей; формировать важность совместного твор - чества педагогов, детей и их родителей. Задачи:
Воспитательные:
 Воспитывать любовь и интерес к книге.  Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художе- ственному произведению, умению сопереживать героям сказки.
Обучающие
:  Формировать познавательную деятельность детей через худо- жественную литературу.  Учить участвовать в играх-драматизациях, театрализованных играх, передавать сюжет различных произведений, действо- вать в коллективе придерживаясь, правил игры, выполнять взятую на себя роль.  Формировать умение слушать различные произведения, кон- центрировать внимание, развивать его произвольность, анали- зировать, устанавливать закономерности, определять последо- вательность событий, сравнивать, выделять героев различных произведений, характеризовать их и оценивать их поступки.  Учить согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников.
Развивающие
:  Развивать практические навыки рисования, лепки, апплика-
ции, конструирования через сказку.  Развивать все стороны речи: расширять и активизировать сло- варь, развивать диалогическую и монологическую речь, отве- чать на вопросы, формировать практические навыки вырази- тельного чтения, рассказывания через сказку.
Задачи
:  Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклор- ным произведениям различной тематики; познакомить с исто- рией создания книги, работой книжных издательств и библио- тек; - закреплять правила культурного общения с книгой, кол- лективного чтения (восприятия) книг, проведения в библиоте- ке и книжном уголке. Этапы I этап-подготовительный II этап-основной III этап- итоговый Характеристика деятельности участников в рамках проекта  Воспитатель: Ознакомление с художественной литературой. Формирование познавательной активности, развитие речи, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей де- тей через художественную литературу. Формирование практи- ческих навыков рисования, лепки, аппликации, конструирова- ния через сказку.  Родители: Ознакомление с художественной литературой. Уча- стие совместно с детьми в творческих мероприятиях (конкур- сах, выставках, развлечениях и.т.д.).  Воспитанники: участие в совместной деятельности с педаго- гами и родителями. Рабочее планирование проекта
1 этап- подготовительный:

Педагоги:
Определяются с темой, вызывают интерес у детей к худо - жественной литературе, составляют план проекта, знакомят роди - телей с проектом, собирают информацию, подбирают литературу, до - полнительный материал. Ведут работу группы: консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни де - тей в детском саду и другой материал, направленный на всесто - роннее развитие детей через художественную литературу как в груп - пах дошкольного образования, так и в семье. Подбор материала для всестороннего развития детей через художе - ственную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особе - ностей детей (игры различной направлености, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей.
Подборка фото, аудио и видеоматериала).
Родители:
1.Анкетирование. 2.Знакомство с темой проекта.
2 этап- основной:

Педагоги:
Консультации и рекомендации для родителей, развиваю - щие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни детей в дет - ском саду и другой материал, направленный на всестороннее разви - тие детей через сказку как в группах дошкольного образования, так и в семье. Подборка фото, аудио и видеоматериала. Продолжить:  Знакомство с различными сказками, писателями и поэтами.  Закрепление и активизация речевого материала.  Проведение различных мероприятий: выставки детских работ, выставки творческих работ совместно с родителями.  Знакомство детей с играми различной направленности: по сю- жетам художественных произведений, игры с элементами пси- хогимнастики, речевые игры, логические игры, театрализо- ванные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, конструктивные игры.  Знакомство с творчеством художников детской книги.  Знакомство с библиотечной системой.  Викторины, мультемедийные презентации и.т.д.
Родители:
1.Участие в совместной работе специалистов групп дошкольного об- разования и семьи, направленной на развитие детей через произведе- ния художественной литературы. 2. Использовать дома развивающий материал предлагаемый специа- листами и следовать их советам и рекомендациям. 3. Участие в мероприятиях совместно с детьми, предлагаемые педа- гогами ГДО. 4. Изготовление декораций, костюмов.
3 этап- итоговый:
1.Создание совместно с родителями тематического альбома: «Бал сказочных героев». 2.Литературно-музыкальная постановка: «Бал литературных героев». 3. Подборка материала о литературных героях (стихи, песни, загадки, презентации, аудиозаписи, фильмотека). 4. Разработка интегрированных и тематических конспектов по теме. 5. Подборка иллюстративного материала художников детской книги. 6. Картотека сюжетно-ролевых игр на основе художественных произ- ведений.
8. Картотека словесных на основе художественных произведений. 9. Подборка игровых занятий и упражнений с элементами психогим- настики на основе художественных произведений. Необходимое оборудование Художественные произведения, природный и бросовый материал, на- глядно-методические пособия. Презентация итогов проекта  «Создание единого пространства по формированию книжной куль-туры у детей старшего дошкольного возраста»  «В гостях у сказки» Предполагаемые итоговые про- дукты проекта (портфолио проекта)  Тематический альбом: «Бал сказочных героев» совместно с родителями.  Выставки работ детей.  Творческие выставки работ детей совместно с родителями.  Литературно- музыкальная постановка по сюжетам сказок «Бал литературных героев»  Создание библиотеки «Моя любимая книга».  Создание библиотеки книг – самоделок.  Пополнение развивающей среды группы.

Ожидаемые результаты по областям интеграции.
 Социально-коммуникативное развитие: активизировать систему работы с родите - лями по формированию и развитию у детей старшей разновозрастной группы ин - тереса к книге и различным литературным произведениям; повышение уровня на - выков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.  Познавательное развитие: сформировать умение слушать различные произведе - ния, концентрировать внимание, развить его произвольность, анализировать, уста - навливать закономерности, определять последовательность событий, сравнивать, выделять героев различных произведений, характеризовать их и оценивать их по - ступки.  Речевое развитие: развить все стороны речи: расширить и активизировать словарь, развить диалогическую и монологическую речь, уметь отвечать на вопросы, фор- мировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через сказку.  Художественно-эстетическое развитие: развить практические навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования через сказку; достичь положительного ре- зультата при участии детей в различных мероприятиях;  Физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического развития.

Ход проекта

Этап работы над

проектом

Продолжитель-

ность

Место работы

обучающихся

Содержание работы обучающихся

Выход

этапа
Организационно- подготовительный 1 месяц Очная  Определиться с темой проекта.  Опрос-беседа с детьми по теме проекта.  Анкетирование родителей специа- листами по теме проекта.  На родительском собрании позна- комить родителей с проектом.  Сбор информации, подбор ли- тературы и дополнительного мате- риала. Составление плана проектной деятельности по теме: «Создание единой образовательной сре- ды с целью ознакомлению детей с художе- ственной литературой» Основной 7 месяцев Очная, дистанционная.  Консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни детей в детском саду и дру- гой материал, направленный на всестороннее развитие детей че- рез художественную литературу как в ДОУ, так и в семье. Подборка фото, аудио и видеоматериала.  Чтение художественной литерату- ры и беседы по ним.  Игры различной направленности: по сюжетам художественных произведений, игры с элементами психогимнастики, речевые игры, логические игры, театрализован- ные игры, сюжетно-ролевые игры,  Тематические выставки детских работ.  Выставки творческих работ совместно с родителями.  Создание тематических фотовыставок «Играем в сказку» и.т.д.  Создание библиотеки «Моя любимая книга»  Создание библиотеки книг- самоделок.  Подборка материала о литературных ге- роях (стихи, песни, загадки, презента- ции, аудиозаписи, фильмотека)  Разработка интегрированных и темати- ческих конспектов по теме: «В гостях у книги»  Разработка библиотечно-библиографи- ческих занятий «Здравствуй, книжкин дом»
настольно-печатные игры, конструктивные игры.  Викторины, мультемедийные пре- зентации и.т.д.  Подборка иллюстративного материала художников детской книги.  Картотека физкультминуток по художе- ственным произведениям.  Картотека сюжетно-ролевых игр на основе художественных произведений.  Картотека словесных игр и упражнений на основе художественных произведе- ний.  Авторские сказки. Заключительный 1 месяц Очная, дистанционная.  Создание совместно с родителями тематического альбома: «Бал ска- зочных героев».  Литературно-музыкальная поста- новка по сюжетам сказок: «Бал ли- тературных героев».  Презентация: «В гостях у сказки»  Презентация «Создание условий в ДОУ на основе социокультурного взаимодей- ствия всех участников образовательного процесса для формирования читатель- ских компетенций воспитанников»

Содержание проекта

1.

Организационно-подготовительный этап
:  Выявить уровень знаний детей о различных художественных произведениях и пи - сателях. Уточнить умеют ли дети слушать, рассматривать книги, а так же обращать- ся с ними. Соответствует ли количество и уровень знакомых художественных произведений возрастной норме. Выявить насколько у детей развито чувство эмпа - тии.  Изучить на сколько готовы родители к активному сотрудничеству.  Составление плана проектной деятельности.  Подбор материала для всестороннего развития детей через художественную литера- туру с учётом индивидуальных и возрастных особеностей детей (игры различной направленности, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, пре- зентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото, аудио и видеоматериала).
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности:
Опираясь на результаты данного беседы-опроса детей по ознакомлению с художественной литературой (см. опросник), можно сделать вывод, что у воспитанников старшей разновоз- растной группы интерес к художественной литературе не сформирован, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. У детей недостаточно развито чувство эмпатии. Следовательно, роль педагогов и родителей заключается в формировании и развитии ин - тереса к книге и различным литературным произведениям. Так же опираясь на анкетирование родителей воспитанников (см. опросники учителя- дефектолога, учителя логопеда и воспитателей), хочется отметить, что родители недоста - точно уделяют внимание книги и не до конца понимают её значение в развитие ребёнка. Поэтому педагогическим коллективом нашего структурного подразделения в составе:  Старший воспитатель  Воспитатели было решено разработать и начать долгосрочный проект на базе старшей и подготовитель - ной групп по теме: «Создание единого пространства по формированию книжной культуры у детей старшего дошкольного возраста»

2.

Основной

Сроки

реализации

и

количество

часов

Содержание дея-

тельности

Взаимодействие

Специалистов и семьи

Родители

Октябрь

2015 г.
5занятий в месяц по 20 мин. Чтение художествен- ных произведений. Беседы по содержа- нию сказок, обсу- ждение поступков сказочных героев. Аудиосказки, мульт- фильмы, мультиме- дийные презентации, викторины, творче- ские работы по про- читанным произве- дениям, игры раз- личной направленно- сти по сюжетам про- читанных произведе- ний. Экскурсия в библио- теку. Библиотечное заня- тие.
Воспитатель:
 Чтение художественных произведений.  Беседы по содержанию ху- дожественных произведе- ний, обсуждение поступков героев прочитанных произ- ведений.  Мультимедийные презента- ции, викторины по сюже- там прочитанных произве- дений, просмотр мульт- фильмов.  Игры и упражнения по про- читанным произведениям на развитие мелкой мотори- ки, сюжетно-ролевые, ди- дактические, конструктив- ные, театрализованные.  Творческие работы.  Игры и упражнения по сю- жетам прочитанных произ- ведений на развитие внима- ния, памяти, мышления, во- ображения.  Пересказ.  Речевые игры по прочитан- ным произведениям.  Игры с элементами психо- гимнастики, на развитие эмоционально-волевой сфе- ры, чувства эмпатии .  Консультации и рекоменда- ции для родителей по теме проекта.  Беседы по итогам экскур- сии в библиотеку.  Акция «Книжкина больни- ца». - Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям пе- дагогов. -Акция «Книги де- тям» -Создание домаш- ней библиотеки. -Создание книг- самоделок совмест- но с детьми
Библиотекарь:  Знакомство с библиотекой. Экскурсия в библиотеку.  Знакомство с книгой.  Викторины на знание худо- жественной литературы.  Мультимедийные презента- ции, викторины по сюже- там прочитанных произве- дений, просмотр мульт- фильмов.
Ноябрь

2015 г.
5занятий в месяц по 20 мин.
«Путешествие по

сказкам»
викторина по мотивам сказок
.

«Осенняя мозаика»
конкурс чтецов(сов- местный подбор, ра- зучивание стихотво- рений русских поэтов о зиме)
Воспитатели:
 Прослушивание аудиосказок. Бе- седы по содержанию прослушан- ных произведений, обсуждение поступков героев произведений.  Создание мультимедийных пре- зентаций «Сказка в гости к нам пришла».  Игры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).  Речевые игры по прочитанным произведениям.  Пересказ.  Творческие работы детей по сюже- там прочитанных произведений.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
Библиотекарь
 Беседы по содержанию художе- ственных произведений, обсужде- ние поступков героев произведе- ний.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального сопровождения. - Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям пе- дагогов. - Консультация для родителей «Чтобы сказка не стала скучной» -Акция «Книги де- тям» -Создание домаш- ней библиотеки. -Создание книг- самоделок совмест- но с детьми -Участие родителей в качестве посети- телей выставки.

Родители

Декабрь

2015г.
5занятий в месяц по 20 мин.
«Сказочная игро-

тека».
Развивающие игры различной направленности по сюжетам сказок. «
Что ты знаешь о

животных?
» викто- рина по мотивам произведений писа- телей-натуралистов М.Пришвина, С.Би- анки, Е.Чарушина.
Воспитатели:
 Прослушивание аудиосказок. Бе- седы по содержанию прослушан- ных произведений, обсуждение поступков героев произведений.  Создание мультимедийных пре- зентаций «Сказка в гости к нам пришла».  Игры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).  Творческие работы детей по сюже- там прочитанных произведений.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.  Совместно с воспитателями созда- ние сказочной игротеки, подбор игр различной направленности для формирование представлений де- тей о содержание различных ска- зок, о различных героях сказок и их поступках.
Библиотекарь
 Беседы по содержанию художе- ственных произведений, обсужде- ние поступков героев произведе- ний.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального сопровождения.
Родители:
Создание домашней библиотеки. - Консультация для родителей «Как привить интерес к чтению» -Разместить в кон- такте мультимедий- ную презентацию «Сказка в гости к нам пришла» для ознакомления с ней родителей. - Беседы родителей с детьми по презен- тации «Книжки в вашем доме» - Акция «Книги де- тям» -Создание домаш- ней библиотеки. -Создание книг- самоделок совмест- но с детьми
Январь

2016г.
5занятий в месяц по 20
«В гостях у люби-

мых сказок».
Знакомство с творче- ством художников
Воспитатели:
 Прослушивание аудиосказок. Бе- седы по содержанию прослушан- ных произведений, обсуждение - Консультация для родителей «Роль
мин. детской книги.
«Мой любимый

сказочный герой»
- совместные работы детей с родителями Фольклорный празд- ник «
Ой гляди во

все глаза! Чудеса,

чудеса!»
поступков героев произведений.  Знакомство с устным народным творчеством. Беседы о русских на- родных праздниках, традициях.  Экскурсия в мини-музей «Русская изба»  Беседы о художниках детской кни- ги.  Создание мультимедийных пре- зентаций «В гостях у любимых сказок».  Игры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).  Творческие работы детей по сюже- там прочитанных произведений.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
Библиотекарь
 Беседы по содержанию художе- ственных произведений, обсужде- ние поступков героев произведе- ний.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального сопровождения.
Родители:
Создание домашней библиотеки. сказки в жизни ребёнка» - Акция «Книги де- тям» -Создание домаш- ней библиотеки. -Создание книг- самоделок совмест- но с детьми
Февраль

2016г.
5занятий в неделю по 20 мин.
Викторина: «Мои

любимые книги»
(Совместно с роди- телями)
«Зимняя фантазия»

конкурс чтецов

(
совместный подбор, разучивание стихо-
Воспитатели:
 Прослушивание аудиосказок. Бе- седы по содержанию прослушан- ных произведений, обсуждение поступков героев, выбор любимо- го героя произведений.  Игры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).  Игры по сюжетам художественных - Консультация для родителей «Воспи- тание сказкой» - Акция «Книги де- тям» -Создание домаш- ней библиотеки. -Создание книг-
творений русских поэтов о зиме) произведений, игры с элементами психогимнастики.  Творческие работы детей по сюже- там прочитанных произведений.  Оформление альбома «Мой люби- мый сказочный герой».  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
Библиотекарь
 Беседы по содержанию художе- ственных произведений, обсужде- ние поступков героев произведе- ний.  Составление рассказов о любимом сказочном герое.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального сопровождения.
Родители:
Создание домашней библиотеки. Разучивание стихотворений русских поэтов и зиме. самоделок совмест- но с детьми -Творческие работы детей совместно с родителями «Мой любимый сказоч- ный герой»
Март

2016г
. 5занятий в месяц по 20 мин.
«Я-артист».
(Использование раз- личных видов теат- рализованной дея- тельности )
Воспитатели:
 Прослушивание аудиосказок.Бесе- ды по содержанию прослушанных произведений, обсуждение по- ступков героев, выбор любимого героя произведений.  Игры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).  Игры по сюжетам художественных произведений, игры с элементами психогимнастики.  Игры по содержанию прочитан- ных произведений направленные на развитие чувства эмпатии.  Игры по содержанию прочитан- -Участие в фотовы- ставке «Я – артист» -Акция «Книги де- тям» -Создание домаш- ней библиотеки. -Создание книг- самоделок совмест- но с детьми -Изготовление ко- стюмов, декораций, различных атрибу- тов.
ных произведений направленные на развитие эмоционально-воле- вой сферы.  Творческие работы детей по сюже- там прочитанных произведений.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.  Организация фотовыставки «Я – артист»
Библиотекарь
 Беседы по содержанию художе- ственных произведений, обсужде- ние поступков героев произведе- ний.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального сопровождения.
Родители:
Создание домашней библиотеки. Создание с детьми книг-самоделок.
Апрель

2016г.
5занятий в месяц по 20 мин.
«Идем в гости»
библиотечное заня- тие с элементами игры на основе сти- хов А.Усачева, «При- глашение в гости» Конкурс юных чте- цов
«Весенняя ка-

русель»

«Бал сказочных ге-

роев».
Оформление темати - ческого альбома. Литературно-музы- кальная постановка
Воспитатели:
 Прослушивание аудиосказок. Бе- седы по содержанию прослушан- ных произведений, обсуждение поступков героев, выбор любимо- го героя произведений.  Игры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).  Творческие работы детей по сюже- там прочитанных произведений.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
Библиотекарь:
 Беседы по содержанию художе- ственных произведений, обсужде- - Участие в фото- выставки «Детям о писателях» -Акция «Моя люби- мая книга» -Создание домаш- ней библиотеки. -Создание книг- самоделок совмест- но с детьми
ние поступков героев произведе- ний.  Консультации и рекомендации для родителей по теме проекта.  Организация фотовыставки «Де- тям о писателях»  Библиотечное занятие
Музыкальный руководитель:
Консультация по подбору музыкального сопровождения.
Родители:
 Подбор и чтение произведений, подбор иллюстративного и друго- го дополнительного материала.  Беседы о любимом книгах, писате- лях.  Совместно с воспитателями мультимедийной викторины: «Моя любимая книга»  Игры и упражнения по сюжетам прочитанных произведений на развитие внимания, памяти, мыш- ления, воображения.  Игры и упражнения по прочитан- ным произведениям на развитие мелкой моторики.
3. Заключительный этап
 Презентация проекта: «В гостях у сказки»  Презентация «Создание условий в ДОУ на основе социокультурного взаимодей- ствия всех участников образовательного процесса для формирования читательских компетенций воспитанников».

Оценивание результатов
Для того чтобы оценивать результативность проекта, было проведено анкетирование де - тей и родителей специалистами в начале и конце проекта (см. приложение 2).
Критерии оценивания знаний родителей группы

по предложенной теме:
 Оценивание представления родителей детей группы о значении художественной литературы в жизни ребёнка.  Оценивание представлений родителей группы «Ребенок и книга» (см. приложение 2)
Критерии оценивания детей:
Таблица № 1: Оценивание представления детей о произведениях художественной литера - туры . № п/п ФИ ребёнка Уровень знаний по разделу: «Фольклор» Уровень знаний по разделу: «Сказки» Уровень знаний по разделу: «Поэзия» Уровень знаний по разделу: «Проза» Уровень знаний по разделу: «Литература по- знавательного характера» Итоговый результат Таблица № 2: Оценивание познавательных способностей. № п/п ФИ ребёнка Память Внимание Мышление Восприятие Развитие речи Итоговый результат Таблица № 3: Оценивание эмоционально-волевой сферы. № п/ п ФИ ребён- ка Регулятор- ные способ- ности Взаимоотноше- ние со сверст- никами Взаимоотноше- ние с взрослы- ми Эмоциональ- ное восприя- тие Разви- тие чувства эмпа- тии Итого- вый ре- зультат
Таблица № 4: О ценивание творческих умений. № п/ п ФИ ребён- ка Может самостоя- тельно пользо- ваться изобрази- тельными, пла- стическими ма- териалами, ис- пользуя различ- ные способы действия с ними. Умеет ставить несколько простых, но взаимосвязанных целей (нарисовать, закрасить, заштрихо- вать,созданное изоб- ражение. Умеет само- стоятельно на- ходить для изображения простые сю- жеты в окру- жающей жиз- ни, художе- ственной ли- тературе и природе. Может само- стоятельно изображать то, что для ребёнка ин- тересно. Итого- вый ре- зультат
Примечание:
5 уровень (высокий) – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно. 4 уровень (выше среднего) – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания 3уровень (средний) – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помо- щью взрослого 2 уровень (ниже среднего) – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предло- женные задания 1 уровень (низкий) – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает
Результаты проекта

Результаты анкетирования родителей групп:
 Количество человек, ответивших на анкету – 16 человек (из 20) 
по окончании организационно-подготовительного этапа проекта:
В.у. – 0% (0 человек);В.с.у. – 0 % (0 человек); С.у. – 31,25% (5 человека); Н.с.у. – 43,75% (7 человек); Н.у.-25% (4 человека) 
по окончании проекта
: В.у. – 6,25% (1 человека);В.с.у. – 12,5 % (2 человека); С.у. – 68,75% (11 человек); Н.с.у. – 6,25% (1 человек); Н.у.-6,25% (1 человек) 
Результаты мониторинга воспитанников групп:

 Количество воспитанников принявших участие в мониторинге – 20человек (из 45). 
Оценивание представления детей о произведениях художественной литерату -

ры по окончании организационно-подготовительного этапа проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 0 % (0 человек); С.у. – 30% (6 человека); Н.с.у. – 50% (10 человек); Н.у.-20% (4 человека) 
Оценивание представления детей о произведениях художественной литерату -

ры по окончании проекта:
В.у. – 10% (2 человека); В.с.у. – 10 % (2 человека); С.у. – 50% (10 человек); Н.с.у. – 25% (5 человек); Н.у.-5% (1 человек) 
Оценивание познавательных способностей по окончании организационно-под

-

готовительного этапа проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 0 % (0 человек); С.у. –15% (3 человек); Н.с.у. – 55% (11 чело - века); Н.у.-30% (6 человек) 
Оценивание познавательных способностей по окончании проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 5 % (1 человек); С.у. – 50% (10 человека); Н.с.у. – 20% (4 че - ловека); Н.у. - 25% (5 человек) 
Оценивание эмоционально-волевой сферы по окончании организационно-подго-

товительного этапа проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 0 % (0 человек); С.у. –0% (0 человек); Н.с.у. –60% (12 чело - век); Н.у.-40% (8 человек) 
Оценивание эмоционально-волевой сферы по окончании проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 5 % (1 человек); С.у. – 55% (11 человека); Н.с.у. – 25% (5 че - ловек); Н.у.-15% (3 человека) 
Оценивание творческих умений по окончании организационно-подготовитель-

ного этапа проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 0 % (0 человек); С.у. –35% (7 человек); Н.с.у. – 20% (4 чело - века); Н.у.-45% (9 человек) 
Оценивание творческих умений по окончании проекта:
В.у. – 0% (0 человек); В.с.у. – 10 % (2 человек); С.у. – 15% (3 человека); Н.с.у. – 55% (11 че- ловек); Н.у.-10% (2 человека)
Продукты проекта:

 Презентация «Создание условий в ДОУ на основе социокультурного взаимодей- ствия всех участников образовательного процесса для формирования читательских компетенций воспитанников»  Тематического альбома: «Бал сказочных героев».  Подборка материала о литературных героях (стихи, песни, загадки, презентации, аудиозаписи, фильмотека)  Разработка интегрированных и тематических конспектов по теме  Подборка иллюстративного материала художников детской книги.  Подборка «Детям о писателях»  Картотека сюжетно-ролевых игр по художественным произведениям.  Картотека физкультминуток по художественным произведениям.  Картотека словесных игр по художественным произведениям.  Авторские игры.  Подборка презентаций по теме проекта.

Список литературных источников
 Васькова О.Ф., Политыкина А.А. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Сертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Метод.пособие для педагогов и психологов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Рыжова Л.В. «Методика работы со сказкой» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТ- СТВО-ПРЕСС»  Куликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Шорохова О.А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказко- терапия» - М.: ТЦ Сфера  Гончарова В.А., Колосова Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких: Учебно- методическое пособие. – СПб.: КАРО  Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.:Паритет  Сказки. Игры. Загадки. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - (Серия «Программа раз- вития и обучения дошкольника»)  Поиграем в сказку. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - (Серия «Программа разви- тия и обучениядошкольника»)  Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. «Коррекционно-игровые занятия в работе с до- школьниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС  Нищева Н.В. «Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитии речи, формирова- нию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч.-мето- дическое пособие-конспект» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС  Османова Г.А. «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». – СПб.: КАРО  Методическое пособие «Расскажи стихи руками» (по мотивам английского фольк- лора) – М.: Издательство А/О «СОВЕР»  Никитина А.В. «Покажи стихи руками». – СПб.: КАРО  ГейченкоИ.Л., Исавнина О.Г. «Пословицы и поговорки – детям дошкольного воз- раста» -СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. «Театрализованные игры в коррекционно-развиваю- щей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие» - СПб.: КАРО  АртёмоваЛ.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М.: Просвещение  Шиян О.А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» - М.: МОЗА- ИКА-СИНТЕЗ  Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ  Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Галанов А.С. «Серия сказок с развивающими заданиями и играми» - М.: АРКТИ  Екжакова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспита- ние» - М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»  Карслиева И.В. «Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольнков с ЗПР к обучению грамоте» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС
 Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагоги- ческие аспекты» - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС  Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидакти- ческих игр» - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС  Екжакова Е.А. «Методика исследования готовности детей к школьному обучению» - СПб.: КАРО  Шалаева Г.П. «Большая книга логических игр» - М.: АСТ: СЛОВО  Петухова С.А. «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображе- ния у детей 5-7 лет» - СПб.: КАРО  Кузнецова Л.Н., Новикова Е.Н. «Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Серия развивающих раскрасок: «Лабиринты», «Что спрятано на картинке», «Найди отличия и совпадения», «Умные картинки», «Загадочные картинки» - М.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»  Нищева Н.В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем» -М.: Центр педагоги- ческого образования  Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей до- школьников» - СПб.: Речь; М.: Сфера  Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика» - СПб.: Издательский Дом «Литера»  Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи» - СПб.: Издательский Дом «Литера»  Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях» - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Ушакова О.С. «Придумай слово» - М.: ТЦ Сфера  Курицына Э.М., Тараева Л.А. «Игры на развитие речи» - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС»  Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» - СПб.: КАРО  ВоробьеваТ.А. «85 уроков для обучения письму» - СПб.: Издательский Дом «Ли- тера»  Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно» - СПб.: Издательский Дом «Литера»  Крупенчук О.И. «Учим буквы» - СПб.: Издательский Дом «Литера»  Крупенчук О.И. «Научите меня читать» - СПб.: Издательский Дом «Литера»  ЖевнероваВ.Л., Баряева Л.Б., Галлямова Ю.С. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» - СПб.: ХОКА  Маниченко А.А. Сборники персонализированных сказок:»Как воспитать ребёнка ДОБРЫМ», «Как воспитать ребёнка СИЛЬНЫМ» - Челябинск: ООО « Бэби Экс- перт»  Синицына Е.И. «Умные сказки» Серия «Через игру – к совершенству» - М.: «Лист»  «Психолог в детском саду» Ежеквартальный научно-практический журнал – М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки»  Алябьева Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» - М.: ТЦ Сфера  Шорыгина Т.А. «Общительные сказки» - М.: Книголюб  СеменакаС.И. «Уроки добра» - М.: АРКТИ  Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+» - СПб.: ЗАО «Биосвязь»
 Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчико- вой гимнастики» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных об- разовательных учреждениях» - М.: Айрис-пресс  Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат» - М.: ТЦ Сфера  Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ  Новиковская О.А. «Веселые пальчиковые игры» - М.: АСТ; СПб.: Сова  Крупенчук О.И. Сборник «Тренируем пальчики – развиваем речь» -СПб.: Издатель- ский Дом «Литера»  Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб.: КАРО  Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной дея- тельности» - СПб.: КАРО  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» -М.: Издательство «Скрипторий 2003»  Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»


В раздел образования