Автор: Павлова Юлия Сергеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №187" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: Экологическое воспитание "Войди в природу другом" Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание в ДОУ «Войди в природу другом».
Мы педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества,
которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и
образованных людей. В этом нам очень помогает федеральный государственный стандарт,
который предлагает систему по экологическому воспитанию. Самое главное – в процессе
экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы,
любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые
представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Экологическое образование уже стало
неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической
культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе,
окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию
окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных
ориентаций.
Актуальностьподнимаемой нами проблемы заключается в том, что
экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема
настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне
живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического
состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка —
правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных
учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно
оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в
присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков
бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно
так: щадящим и сберегающим образом. Взрослые, которые повинны в экологических
бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так
воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать
многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но
сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы
стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь
деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение
приобретает экологическое воспитание.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в
воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его
постоянной заботы.
Основная задача экологического воспитания по предшкольной подготовке в
детском саду в соответствии с федеральным государственным стандартом – обеспечить
ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки
общения с дикой природой и творениями ума и рук человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок
выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и
знакомых людей.
Уровень экологической культуры нужно связывать со способностью в рамках семьи
осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным
ресурсом. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. В
экологическом воспитании дошкольника важным условием является обучение навыкам
бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным
животным, комнатным растениям; обучение бережному использованию воды,
электроэнергии, продуктов питания; осознание связи между каждодневным поведением
человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни и семьи, включая здоровье и
благополучие ее членов.
Знание основ экологии – это фундамент экологической культуры педагога. Только
эрудированный, творчески думающий педагог сможет побудить ребенка к развитию
познавательных интересов, его эмоций, чувств, экологических представлений,
познакомить с «языком» красок, форм, движений, музыки, поэзии.
Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за
возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что
гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и
многое другое.
Воспитателям и педагогам дошкольных учреждений необходимо развивать у детей
эмоционально – положительное отношение к природе посредством соответствующих
программ экологического воспитания, разработанные в соответствии с ФГОС.
Знание об окружающей среде закрепляются детьми в процессе дидактических и
подвижных игр. Проведение тематических вечеров, развлечений, разучивание стихов на
экологическую тематику, слушание рассказов об экологии оказывают эмоциональное
воздействие на детей и укрепляют положительное отношение к природе.
Экологическое воспитание тем или иным образом соприкасается с различными
областями деятельности дошкольное образовательного учреждения. Занятия в детском
коллективе – весьма важный момент в процессе творческого развития ребенка. Наряду с
рисованием, лепкой, конструированием и другими видами детского творчества,
аппликация призвана развивать не только мелкую моторику рук ребенка, его творческий
потенциал, но прежде всего формировать мышление, учить наблюдать за природой, ее
красотой и неповторимостью, бережно относиться к ее дарам при использовании в
собственных целях.
Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит работу по
экологическому развитию детей, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии.
Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных
организмов – каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие.
Если мы, педагоги, выберем какое – либо новое направление в работе детского
сада, то это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска,
результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые
знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете,
о взаимозависимости человека и природы
.
Привлечение детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и
животных способствует активному развитию у дошкольника таких качеств, как доброта,
терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно
войдут в характер человека, станут его основой в будущей большой счастливой жизни.
Список использованной литературы
1.
Асланиди К.Б. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных
учреждениях / К.Б. Асланиди, С.Г. Кшенадзе // Проблемы и перспективы
экологического воспитания в дошкольных учреждениях: материалы Рос.Конф.
— М.,1998.
2.
Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников /
В.О.Зебзеева//Дошкольноевоспитание. — 1998. — № 7.
3.
Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов
в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.—М.,2003.
4.
Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н.Н.Моисеев.
— М., 1995.
5.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н.
Николаева. — М., 2001.
6.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. — М.,
2000.