Напоминание

Экологическое воспитание "Войди в природу другом"


Автор: Павлова Юлия Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №187"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание "Войди в природу другом"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Экологическое воспитание в ДОУ «Войди в природу другом».
Мы педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. В этом нам очень помогает федеральный государственный стандарт, который предлагает систему по экологическому воспитанию. Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Актуальностьподнимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Основная задача экологического воспитания по предшкольной подготовке в детском саду в соответствии с федеральным государственным стандартом – обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человека. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей. Уровень экологической культуры нужно связывать со способностью в рамках семьи осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсом. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. В экологическом воспитании дошкольника важным условием является обучение навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; обучение бережному использованию воды,
электроэнергии, продуктов питания; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни и семьи, включая здоровье и благополучие ее членов. Знание основ экологии – это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог сможет побудить ребенка к развитию познавательных интересов, его эмоций, чувств, экологических представлений, познакомить с «языком» красок, форм, движений, музыки, поэзии. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и многое другое. Воспитателям и педагогам дошкольных учреждений необходимо развивать у детей эмоционально – положительное отношение к природе посредством соответствующих программ экологического воспитания, разработанные в соответствии с ФГОС. Знание об окружающей среде закрепляются детьми в процессе дидактических и подвижных игр. Проведение тематических вечеров, развлечений, разучивание стихов на экологическую тематику, слушание рассказов об экологии оказывают эмоциональное воздействие на детей и укрепляют положительное отношение к природе. Экологическое воспитание тем или иным образом соприкасается с различными областями деятельности дошкольное образовательного учреждения. Занятия в детском коллективе – весьма важный момент в процессе творческого развития ребенка. Наряду с рисованием, лепкой, конструированием и другими видами детского творчества, аппликация призвана развивать не только мелкую моторику рук ребенка, его творческий потенциал, но прежде всего формировать мышление, учить наблюдать за природой, ее красотой и неповторимостью, бережно относиться к ее дарам при использовании в собственных целях. Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит работу по экологическому развитию детей, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии. Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов – каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Если мы, педагоги, выберем какое – либо новое направление в работе детского сада, то это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы . Привлечение детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных способствует активному развитию у дошкольника таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой в будущей большой счастливой жизни.

Список использованной литературы
1. Асланиди К.Б. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях / К.Б. Асланиди, С.Г. Кшенадзе // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: материалы Рос.Конф. — М.,1998. 2. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.О.Зебзеева//Дошкольноевоспитание. — 1998. — № 7. 3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.—М.,2003. 4. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н.Н.Моисеев. — М., 1995. 5. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. — М., 2001. 6. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. — М., 2000.


В раздел образования