Напоминание

Эстетическое воспитание младших школьников с ЗПР в процессе дополнительного образования


Автор: Бабарина Антонина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОГБОУ "Починковская школа-интернат"
Населённый пункт: Смоленская обл., д. Прудки
Наименование материала: статья
Тема: Эстетическое воспитание младших школьников с ЗПР в процессе дополнительного образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенка и его творческой личности в целом. Если окружающие поверят в талант особого ребенка, его возможности могут быть безграничны. Работа педагогов коррекционной школы-интерната направлена на создание условий для формирования навыков суждений, основанных на моральных ценностях, развития творческого начала в каждом ребенке. В основе взаимодействия с ребенком лежит принцип успешности каждого ученика во внеурочной деятельности, что требует особых педагогических средств и способов. Каждый воспитанник может проявить свои таланты, занимаясь в развивающейся системе дополнительного образования при школе. Среда успешности вокруг ребенка предполагает чувство защищенности, безопасности, создание условий для самореализации, самопроявления. Каждый ребенок особо нуждается в создании «ситуации успеха», даже разовое переживание успеха может резко улучшить его психологическое состояние, ритм его деятельности и взаимоотношения с окружающими. Против несправедливости и невнимания ребенок с отклонениями в развитии беззащитен и реагирует на них потерей интереса, снижением активности в учении. С раннего детства ребенок воображает, придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и
аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально- эстетические качества. Я считаю, что важным средством приобщения учащихся к творчеству, развития их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, формирование умений находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы занятия кружка были занятиями творчества, на них следует воссоздать такие условия, как атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Но только создание этих условий не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т.д. Сформировать и развивать эти умения – вот моя главная задача. Ведущей педагогической идеей моей внеурочной работы является повышение творческой активности учащихся, развитие творческих способностей, приобщение их к созданию оригинальных и необычных изделий. Внеурочная деятельность заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребенка и развитию у него природных творческих способностей. Основным методом работы в рамках представленного опыта является проявление педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность. Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей
содействует и стиль проведения занятий: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество воспитателя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На занятии дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Педагог должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих занятий необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание. Отношение педагога к результатам детского творчества – тема очень обширная. Необходимо проявление бережного отношения к тому, что создается детьми, отказ от критики, выбор позиции принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между педагогом и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. Задачи работы: коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины; развитие аналитико- синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства; воспитание активного эмоционально- эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека; развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни. Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность. Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству. При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдать следующие принципы: выдерживать общую направленность занятий; обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей; осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся; опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей; иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ; подчинять все виды внеурочных работ общим учебно-воспитательным задачам. При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на занятиях кружка.
На кружковых занятиях у детей есть большие возможности проявить творчество. Кроме того учащиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее. В процессе кружковой работы над развитием творческого потенциала младших школьников используются различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия занятий: на первых – это творчество самого педагога, т.е. он учит, что и как делать по принципу «делай как я»; на втором занятии может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самостоятельность. Путь развития творческих способностей выбирается индивидуально для каждого класса, варьируются и комбинируются способы развития творческих способностей. На занятиях активно создаются проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов. Работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т.е. от простого к сложному, от частного к общему и т.д. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на занятиях обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает ее богаче и духовно выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности. Работа по эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей младших школьников с ЗПР осуществлялась по разработанной нами программе кружка «Бумагия». Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные
занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков, умений школьников работать с бумагой, развитию творческих способностей и фантазии. На занятиях используются игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т.д.), музыкальное сопровождение (музыка с п о с о б с т в у е т п о л о ж и т е л ь н о м у н а с т р о ю д е т е й , п о в ы ш а е т работоспособность). Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики . и девочки. Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материал, а сувениры, картинки, поделки из них получаются очень красивые и оригинальные, и приносят много радости детям, потому что сделаны своими руками. Такая поделка достаточно эстетически смотрится: её можно подарить маме, друзьям и т. д. Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Вот почему в процессе систематических занятий рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у многих детей, таких качеств личности. Как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных
волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движения руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика). Исходя из выше сказанного, была разработано программа «Бумагия». Цель программы: создание условий для развития природных творческих способностей ребенка средствами трудового обучения и формирование основ творческой личности. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи программы. Обучающие: обеспечение школьников знаниями и способами трудовой деятельности; формирование навыков трудовой творческой деятельности; обучение учащихся приемам работы с бумагой с целью выполнения художественных изделий. Развивающие: формирование художественно-творческой активности учащихся; освоение учащимися компетенций: коммуникативной, ценностно- смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой; развитие личностных качеств ребенка таких, как самостоятельность, инициативность, взаимопомощь, сотрудничество; развитие навыков самостоятельной и коллективной работы. Воспитательные: воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; формирование общей культуры личности ребенка; развитие у детей активности и самостоятельности общения. Я считаю, что работа наша продуктивна и результативна. Продукты деятельности младших школьников были представлены на выставках и отмечены дипломами ( VI Всеросийский детско-молодёжный фестиваль искусств Кубок России по художественному творчеству и педагогическим новациям «Ассамблея Искусств» г. Москва, 2012г.; Фестиваль детского художественного творчества «Рождественская фантазия» г. Москва, 2012г.; выставка «Лучшее- детям» в Манеже г. Москва, 2013г.; I Всероссийский
творческий конкурс «Мир творчества», 2015г.; Всероссийский творческий конкурс «Зимнее вдохновение», 2015г.; участие в выставках детского творчества в г. Смоленск). Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески. Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.


В раздел образования