Автор: Антонюк Божена Без Отчества Должность: учитель обж Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Анадыря" Населённый пункт: г. Анадырь Наименование материала: Программа элективного курса Тема: Программа по ОБЖ для 8 классов Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря»
Рабочая программа
по Основам безопасности жизнедеятельности
для 8 классов на 2015-2016 учебный год
Программа составлена в соответствии с Примерной программой Основного
общего образования по ОБЖ, с учетом требований федерального компонента
государственного стандарта общего образования и на основе авторской
программы А.Т. Смирнова.
Автор программы:
Учитель ОБЖ первой категории
Рассмотрено на заседании
Методического совета
МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»
Протокол № _____ от
« »________ 20_____г.
Зам. директора по НМР
___________ /Шаповалова Л.В,/
Антонюк Божена б/о
Анадырь 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предлагаемый элективный курс составлен для учащихся 8-х классов
общеобразовательных
учреждений
и
предназначен
для
развития
познавательных
интересов
учащихся.
Учебная
программа
предлагаемого
курса
рассчитана
на
30
учебных-
часов
и
составлена
с
учетом
учебной
программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Наша жизнь полна неожиданностей, и, к сожалению, порой неприятных.
Ежегодно
во
всем
мире
в
дорожно-транспортных
происшествиях
гибнет
людей больше, чем в результате военных действий. И чем больше появляется
на дорогах машин, чем больше скорость, с которой они двигаются, - тем
выше
вероятность
аварий.
В
недалеком
будущем
машины
станут
еще
быстрее, манёвреннее и совершеннее. А значит, повысятся требования и к
водителям. С одной стороны, их число непрерывно растет, с другой – их
навыки
и
умения
часто
оказываются
недостаточными
для
уверенной
и
безопасной езды.
К сожалению, учебное время, выделенное учебной программой ОБЖ по
вопросам безопасности на дорогах, очень мало и не позволяет в достаточной
степени рассмотреть многие опасные ситуации на улицах и дорогах и дать
практические рекомендации по безопасному поведению на дорогах.
Данный элективный курс посвящен изучению трех основных тем. Во-
первых, механическим транспортным средствам, во-вторых, лицам, которые
ими
управляют,
т.н.
водителям,
а
также
оказанию
первой
медицинской
помощи при ДТП.
Цель настоящего элективного курса состоит в том, чтобы воспитать у
учащихся
культуру
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах.
Предлагаемый
элективный
курс
для
предпрофильного
обучения
«Безопасность на дорогах» направлен на развитие познавательных интересов
учащихся
в
безопасном
поведении
и
выработке
умений
предвидеть
возможность
возникновения
опасных
ситуаций
на
улице
и
дороге,
и
с
сознанием дела их избегать. Теоретические знания «законов улиц и дорог» -
только первый шаг, важно научиться применять их в жизни.
Изучение
данного
курса
может
помочь
учащимся
для
дальнейшего
обучения при получении водительского удостоверения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- ознакомление учащихся с опасностями, угрожающими
человеку на современной дороге;
- воспитание у учащихся культуры безопасности в
повседневной жизни;
- формирование у обучающихся основных понятий об
опасных и экстремальных ситуациях на улицах и дорогах;
- формирование у обучающихся представления о
возможных последствиях опасных ситуаций на дорогах для
здоровья и жизни человека;
- выработка у обучающихся сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности окружающих;
- приобретение навыков способности сохранять жизнь и
здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях;
- формирование у обучающихся способности адекватно
реагировать на различные опасные ситуации с учетом
приобретенных навыков и своих возможностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
По окончании обучения по программе предпрофильного элективного курса
«Безопасность на дорогах»
учащиеся должны знать:
- возможные опасные ситуации на дорогах, причины их возникновения;
- основы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-
транспортном происшествии;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- основные положения правил дорожного движения.
учащиеся должны владеть навыками:
- обеспечение личной безопасности на дорогах и в транспорте;
- приемов
оказания
первой
медицинской
помощи
при
характерных
ранениях и травмах при дорожно-транспортных происшествиях.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Предварительная проверка.
Проводится до начала изучения или в процессе изучения нового материала.
Определяется наличие и качество знаний, умений навыков учащихся, если
преподавателю неизвестен уровень их подготовки.
Текущий контроль знаний.
Вопросы для текущего контроля готовятся заранее. Вопросы задаются с
целью проверки знаний различных опасных факторов, определений, приемов,
правил и способов поведения в ситуациях требующих правильного решения.
Тесты.
Тестовые задания по содержанию вопросов и уровню их сложности должны
позволить провести проверку знаний без допол6нительных затрат времени и
предоставить
возможность
учащимся
одновременно
самостоятельно
подготовиться
к
контрольным
работам
или
самостоятельно
проверить
правильность усвоения пройденного материала.
Проверочные или контрольные работы.
Служат
для
контроля
за
качеством
усвоения
учащимися
пройденного
материала.
Практические задания. Выполнение нормативов по оказанию первой
медицинской помощи.
Служат
для
проверки
практических
навыков
по
оказанию
помощи
и
взаимопомощи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/
п
Наименование
раздела
Наименование темы
Кол-
во
часов
1
Улица - дороги
1.1. Улица. Дороги, двор.
1.2.
Дорожные
знаки,
д о р ож н а я
разметка
1.3. Перекрестки и пешеходы
1.4. Пешеход
8
2
Водитель
2.1.
Водитель.
Факторы
повышенного
р и с к а .
В о д и т е л ь с к и й
р а с ч е т
и
ориентирование.
2.2.
Внимание.
Реакция
водителя,
эмоциональные качества. Навыки.
2.3. Типичные обстоятельства и действия
водителя.
5
3
Виды транспорта
3.1. Велосипед, мопед, мотоцикл.
3.2. Автомобиль.
3.3. Городской общественный транспорт.
3.4. Пассажир.
5
4
Опасные
ситуации
на дороге
4.1. Опасные ситуации на дороге и
маневрирование.
2
5
Законодательство о
дорожном движении
5.1. Правила дорожного движения.
5.2. Кодекс РФ об административных
правонарушениях. Уголовный кодекс РФ.
3
6
Отработка
практических
навыков по
оказанию первой
помощи
пострадавшим при
ДТП
Практические
занятия
по
оказанию
доврачебной само- и взаимопомощи:
- оказания первой помощи при травмах
опорно-двигательного аппарата,
черепно-мозговых травмах, травмах
живота.
-остановка кровотечений, экстренная
реанимационная помощь.
- правила и способы транспортировки
пострадавших.
7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Улица – дороги.
Улица, дороги, двор. Определения и понятия. Как себя вести во дворе.
Дорожные знаки, дорожная разметка.
Перекрестки
и
пешеходы.
Светофоры
и
регулировщик.
Железнодорожный переезд. Правила перехода улиц и дорог.
Пешеход. Советы пешеходу. Пешеход на проезжей части. Обязанности
пешехода.
2. Водитель.
Водитель.
Факторы
повышенного
риска
для
в од и т е л я .
Психофизиологические основы труда водителя. Зрение, водительский расчет
и ориентирование.
Внимание.
Время,
реакция
водителя.
Эмоциональные
качества
водителя. Водительские навыки.
Типичные обстоятельства и действия водителя. Основные «законы»
безопасного движения.
3. Виды транспорта.
Велосипед, мотовелосипед, мопед, мотоцикл.
Автомобиль.
Виды
автомобилей.
Тип
автомобиля.
Номерной
знак
автомобиля.
Устройство
автомобиля
(ремень
безопасности,
подготовки,
фары). Специальные автомобили.
Городской общественный транспорт. Трамвай. Автобус. Троллейбус.
Такси.
Пассажир. Обязанности пассажиров. Правила для пассажиров.
4. Опасные ситуации на дороге.
Опасные ситуации на дороге и маневрирование. Предупреждающие
сигналы.
5. Законодательство о дорожном движении.
Правила
дорожного
движения.
Основные
положения
по
допуску
транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по
обеспечению безопасности дорожного движения.
Кодекс
РФ
об
административных
правонарушениях
(извлечения).
Уголовный кодекс РФ (извлечение).
6.
Отработка
практических
навыков
по
оказанию
первой
медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Практические
занятия
по
оказанию
доврачебной
само-
и
взаимопомощи
проводятся
по
методикам
и
рекомендациям,
приведенным в учебных пособиях:
«Основы медицинских знаний» пробный учебник для средних училищ,
Москва, Просвещение, 1991г.;
А.Ю. Аксельрод «скорее «скорой», М., Медицина, 1990г.;
В.Н.
Латчук
и
др.
методические
пособия
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», М., Дрофа, 2002г.;
А.Т.
Смирнов
и
др.
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»,
учебник для 11 кл., М. Просвещение, 2005г.;
Е.Л.
Вишневская
и
др.
«Основы
безопасности
жизнедеятельности.
Основы медицинских знаний».,9 кл., М., Русское слово, 1995г.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
ПРОГРАММЫ.
1. Правила дорожного движения РФ – М., Транспорт, 2007
2. М.П. Фролов, В.Ф. Спиридонов. Безопасность на улицах и дорогах.,
Учебное пособие для 5-6 кл.-Тула,2000.
3. М.П. Фролов, В.Ф. Спиридонов. Безопасность на улицах и дорогах.,
Учебное пособие для 9-11 кл., Тула, 2000.
4.
А.Т.
Смирнов
и
др.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
Учебник 5 кл., М., Аст., 2005.
5. И.К. Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
7-8 кл., М., Просвещение, 2000.
6.
В.Н.
Латчук
и
др.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
Методические материалы., М., Дрофа, 2002.
7. Е.Л. Вишневская и др. Основы безопасности жизнедеятельности.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Учебное пособие для 9
кл., М., Русское слово, 1995.
8. А.Ю. Аксерольд. Скорее скорой., М., Медицина, 1990.
9.
А.Т.
Смирнов
и
др.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
Учебник 11 кл., М., Просвещение, 2005.
10.
Основы
медицинских
знаний.
Пробный
учебник
для
средних училищ., М., Просвещение, 1991.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1. Правила дорожного движения РФ., Транспорт, 2007.
2.
А.Т.
Смирнов
и
др.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
Учебник 5 кл., М., Аст., 2005.
3. И.К. Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
7-8 кл., М., Просвещение, 2000.
4. Е.Л. Вишневская и др. Основы безопасности жизнедеятельности.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Учебное пособие для 9
кл., М., Русское слово, 1995.
5. В.Т. Пономарев. Энциклопедия безопасности. М., Сталкер., 1997.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.
1. Пешеход на улицах и дорогах. Безопасность пешехода.
2. Общественный транспорт. Общие обязанности пассажира.
3.
Дорога,
ее
элементы.
Дорожная
разметка
и
дорожные
знаки
как
средства регулирования дорожного движения.
4.
Водитель
велосипеда
и
мопеда
на
улицах
и
дорогах.
Общие
обязанности водителей.
5. Особенности оказания первой доврачебной помощи при дорожно-
транспортном происшествии.
6.
Ответственность
водителей,
пешеходов
и
должностных
лиц
за
нарушение правил дорожного движения
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА.
1. Подготовка, оформление и защита реферата перед учащимися по
одной из представленных преподавателем тем.
2. Подготовка, отработка и проведение практического занятия в одном
из
классов
начальной
школы.
Тема
занятия
представляется
преподавателем.
№
п/п
Тема урока/Практическая
работа
5 класс- ФГОС
Планируемые результаты
обучения
Дата
Форма работы
личностные
предметные
метапредметные
1
Мой дом - Россия.
воспитание личности
гражданина - патриота Родины,
способного встать на защиту
государственных интересов
понимание
личной
и
общественной
значимости
в
современной
культуре
овладение
умениями
формулировать
личные
понятия
Беседа, просмотр вид.записи,
чтение книги
2
Государственные символы
России, Чукотского
автономного округа. История
создания.
воспитание личности
гражданина - патриота Родины.
приобретение
опыта
отбора
информации
Беседа, просмотр вид.записи,
чтение книги
3
Обычаи и традиции моей
страны.
воспитание патриотических
качеств личности в
соответствии с моделью
“Гражданина - патриота
России”.
понимание
личной
и
общественной
значимости
в
современной
культуре
овладение
умениями
формулировать
личные
понятия
Чтение сказок, поговорок,
конкурс поделок. Эргырон.
Песни. Танцы.
4
Кто я? Какой я? Я среди людей,
люди вокруг меня.
заявлять и отстаивать свою
точку зрения, духовность,
нравственность, личная и
общественная ответственность.
Овладение навыками
самостоятельно
определять цели и
задачи к
поставленному
вопросу.
овладение
умениями
формулировать
личные
понятия
Конституция РФ, детская
конституция, Конвенция прав
ребенка.
5
Моя малая Родина. Чукотский
автономный округ. История
создания.
воспитание патриотических
качеств личности в
соответствии с моделью « Я
гражданин, патриот России”.
Работа с учеб.
Географии ЧАО
приобретение
опыта
самостоятельного
поиска,
анализа
и
отбора
информации
Беседа. Чтение исторических
книг
6
Мой дом. Семья. История
создания моей
семьи.Взаимоотношения.
воспитание личности
гражданина - патриота Родины,
способного встать на защиту
государственных интересов
овладение
умениями
формулировать
личные
понятия
Чтение записей К. Маркса,
К.Успенского «Письма к
сыну»
7
Мой город .История создания
города. Исторически значимые
воспитание личности
гражданина - патриота Родины.
Написать мини рассказ
о своем доме.
Выбирать средства
реализации
Работа по книге-Дума ЧАО
места.
поставленных целей.
Оценивать результаты
своей деятельности.
8
Викторина « Знаешь ли ты свой
город»
Умение мыслить, применять
полученные знания в жизни
Выбирать средства
реализации
поставленных целей.
Оценивать результаты
своей деятельности.
Совместный подбор
материала, составление
вопросов
9
Люди достойные подражания.
Встреча с ветерана труда
города.
сформировать гуманистическое
отношение к окружающему
миру и людям;
Чтение док.литературы
приобретение
опыта
самостоятельного
поиска,
анализа
и
отбора
информации
Экскурсия- встреча.
10
Сердцу милая Родина.
воспитание личности
гражданина - патриота Родины,
способного встать на защиту
государственных интересов.
Рисунки по теме
Выбирать средства
реализации
поставленных целей.
Оценивать результаты
своей деятельности.
11
Работа над проектом « Мой
город», « Моя улица»,
« Мои земляки».
воспитание личности
гражданина, духовность,
нравственность, личная и
общественная ответственность.
Фотографии,
журналы(вырезки)
использованием
различных
источников
и новых
информационных
технологий;
Диспут- вопросов и ответов.
Составление рассказов, сбор
фотографий. Беседы,
викторины
Экскурсия в музей
12
Азбука нравственности. «Кем
быть и каким быть?»
воспитание личности
гражданина, духовность,
нравственность.
понимание
личной
и
общественной
значимости
развитие
умения
выражать
свои
мысли
и
способности
слушать
собеседника,
понимать
его
точку
зрения,
признавать
право
другого
человека
на
иное
мнение;
Просмотр фильмов о
профессии, составление
рассказа о профессии.
Рассказ о профессии
родителей.
13
Армия России. Что ты знаешь?
История Российских войск
Знать символику ВС.РФ
развитие
умения
выражать
свои
мысли
и
способности
Работа с документальными
материалами.Просмотр
вид.фильма о ВСР
слушать
собеседника,
понимать
его
точку
зрения,
признавать
право
другого
человека
на
иное
мнение;
14
Я бы в армию пошел – пусть
меня научат!»
воспитание личности
гражданина, духовность,
нравственность, личная и
общественная ответственность.
понимание
личной
и
общественной
значимости
современной
культуры
развитие
умения
выражать
свои
мысли
и
способности
слушать
собеседника,
понимать
его
точку
зрения,
признавать
право
другого
человека
на
иное
мнение;
Встреча с выпускниками
школы,отслужившими ВСР
15
«Есть такая профессия -
Родину защищать»
воспитание личности
гражданина, духовность,
нравственность,
понимание
личной
и
общественной
значимости
Беседа. Чтение исторических
книг, просмотр фотографий
16
Армия России. Что ты знаешь?
История Российских войск
воспитание личности
гражданина, духовность,
нравственность.
17
Символы армии.
Знать символику ВС РФ
использованием
различных
источников
и новых
информационных
технологий;
Плакаты, уч. пособия по
ОБЖ
18
Традиции. История создания.
Пробудить интерес к жизни и
деятельности ВС РФ
умения
информировать о
результатах своих
наблюдений,
участвовать в
дискуссии,
отстаивать свою
точку зрения,
находить
компромиссное
решение в различных
ситуациях.
19
Воинский долг
формирование патриотических
чувств и сознания учащихся на
основе исторических
ценностей и роли России в
судьбах мира,
Чтение книг о пионерах
героях ВОВ, просмотр д/ф,
знакомство с уставом
призывника.
20
Просмотр фильма
« Офицеры»
сформировать внутреннюю
потребность личности в
постоянном
самосовершенствовании;
использованием
различных
источников
и новых
информационных
технологий;
Экскурсия в музей части( по
договореннсти)
21
Герои нашего времени
Развитие у школьников
идейной убеждённости,
преданности народу, гордости
за Родину.
использованием
различных
источников
Поздравление ветеранов на
дому
22
Мероприятия по подготовке ко
Дню Победы
сформировать гуманистическое
отношение к окружающему
миру и людям;
готовность к
участию в общественных
делах
Конкурс стихов о войне,
рисунки. просмотр фильмов
23
Встреча с воинами –
выпускниками школы,
отличниками боевой
подготовки
воспитание личности
гражданина - патриота Родины,
способного встать на защиту
государственных интересов
24
Изготовление и возложение
венков у Стелы героев ВОВ
ЧАО
формирование патриотических
чувств и сознания учащихся на
основе исторических
ценностей и роли России в
судьбах мира,
умение
принимать и защищать свои
решения;
Изготовление цветов
25
Выпуск стенных газет и боевых
листков, фотомонтажей на тему
«ВС РК на страже Родины»;
умение работать и
действовать индивидуально
и в коллективе;
умения
информировать о
результатах своих
наблюдений,
участвовать в
дискуссии,
отстаивать свою
точку зрения,
находить
компромиссное
решение в различных
ситуациях.
26
« Тяжело в ученье – легко в
бою». Строевая подготовка.
Первичные навыки.
умение работать и
действовать индивидуально
и в коллективе;
27
Общеразвивающие упражнения
на все группы мышц.
умение работать и
действовать индивидуально
и в коллективе;
готовность к
участию в общественных
делах
умения применять
полученные
теоретические знания
на практике —
принимать
обоснованные
Занятия в малом спорт зале
решения и
вырабатывать план
действий в
конкретной опасной
ситуации с учетом
реально
складывающейся
обстановки и
индивидуальных
возможностей;
28
Преодоление полосы
препятствий. Физические
упражнения
умение работать и
действовать индивидуально
и в коллективе;
готовность к
участию в общественных
делах
умения применять
полученные
теоретические знания
на практике —
принимать
обоснованные
решения и
вырабатывать план
действий в
конкретной опасной
ситуации
Занятия в малом спорт зале
29
Строевая
подготовка(построение,
выполнение команд)
умение работать и
действовать индивидуально
и в коллективе;
готовность к
участию в общественных
делах
Занятия в малом спорт зале
30
Подведение итогов работы
умение принимать и
защищать свои решения;
готовность к участию в
общественных делах
развитие
умения
выражать
свои
мысли
и
способности
слушать
собеседника,
понимать
его
точку
развитие личностных, в том
числе духовных и
физических, качеств,
обеспечивающих
защищенность жизненно
важных интересов личности
зрения,
признавать
право
другого
человека
на
иное
мнение;
•
умения
применять
полученные
теоретические знания
на практике —
принимать
обоснованные
решения и
вырабатывать план
действий в
конкретной опасной
ситуации с учетом
реально
складывающейся
обстановки и
индивидуальных
возможностей;