Автор: Халуева Елена Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №69 "Дюймовочка" Населённый пункт: город Северодвинск Наименование материала: Конспект занятия " Тема: "Переполох в лесном государстве" Раздел: дошкольное образование
Организованная образовательная деятельность по познавательно
– речевому развитию + эксперимент.
Тема: «Переполох в лесном государстве».
Воспитатели : Белинская Оксана Германовна
Халуева Елена Васильевна
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о многообразии птиц перелетные, пролетные,
зимующие), умение их различать, группировать, описывать внешний
облик птиц их особенности поведения.
- закреплять умение отгадывать загадки.
- побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками
и педагогом.
- закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с
предлогом «потому что».
2. Развивающие задачи:
- развивать слуховое восприятие слуховое восприятие детей путем
определения голосов птиц.
- развивать монологическую речь путем рассказывания текстов о
перелетных и зимующих птицах.
- развивать мелкую моторику рук детей в аппликативной деятельности.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам,
желание подкармливать в осенне – зимний период.
Материалы: мультимедийная презентация про птиц, пуховые и
маховые перья птиц, магнитная доска, карточки с цифрами от 1 до 9 на
обратной стороне цифр – буквы, мяч, карандаши, листы бумаги,
попугай.
Ход занятия.
Воспитатель:
По утрам морозы,
В рощах – желтый листопад
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
Воспитатель: О каком времени года это стихотворение? (об осени)
Правильно, это стихотворение об осени.
Назовите осенние месяцы?
Воспитатель: Ребята я приглашаю вас прослушать экстренный выпуск
лесных новостей (мультимедийный материал).
Новости
Уважаемые, жители сел и городов! В лесном государстве случилась
беда. Все лето и ранней осенью здесь звонко щебетали, свистели,
цокали на разные голоса птицы, а как только грянули заморозки, выпал
снег, задул холодный ветер – их стало не видно, и не слышно. Кругом
тишина! Птицы пропали! Помогите, спасите лес, ведь он пропадет без
птиц!
У нас на связи жители тёплых стран:
Мы тоже наблюдаем отсутствие птиц. Как обычно мы приготовили для
них самые лучшие места, но они не прилетели. Что случилось?
Воспитатель: Ребята, что же делать? Как узнать, что произошло с
птицами? Нам нужно отправиться в лесное государство. Чтобы
попасть туда, мы должны отгадать слово на карточках.
Для детей приготовлены карточки с цифрами от 1 до 9. На обратной
стороне цифр буквы.
Воспитатель: Поставьте цифры по порядку от самого маленького
числа, до самого большого. Переверните карточки с цифрами, какое
слово получилось? Прочитайте его. (Орнитолог)
Воспитатель: Что означает это слово? (Это профессия человека,
который изучает птиц, их жизнь и повадки.)
Воспитатель: Дети, мы отгадали слово и теперь можем отправляться
в лесное государство (дети встают паровозиком и отправляются в
лесное государство)
Воспитатель: Вот мы с вами и приехали. Давайте поздороваемся с
лесом.
Ребенок читает стихотворение:
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таиться:
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи –
Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель: Ребята, чувствуете, какой воздух в лесу? Давайте
немного вдохнем чистого, лесного воздуха. Набираем воздух полной
грудью, и выдыхаем медленно через рот. Молодцы! Вот мы и стали
еще здоровее.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто – то идет по лесной тропинке.
Старик – Лесовик : Здравствуйте, дети! Я хранитель леса, всех птиц и
всех зверей. В чаще я лесной живу, к людям редко выхожу. Мое
царство всех чудесней: шум листвы и птичьи песни. Мягкие перины
леса и журчанье ручейка. Скачут белочки – резвушки, ёж бежит,
шурша травой, и медведи всем семейством топают на водопой. Весь
день брожу по лесу я, и охраняю тишину, и со всем лесным народом
разговаривать могу. Тем, кто слаб – даю советы, замечаю все приметы.
А вы зачем пожаловали в мое лесное государство?
Воспитатель : Мы услышали экстренный выпуск лесных новостей и
узнали, что в лесном государстве случилась беда - пропали птицы. Мы
с ребятами решили помочь, узнать, что с ними произошло.
Старик – Лесовик: Да, в моем лесном государстве пропали все
птицы – и зимующие и перелетные.
- Ребята, а какие птицы должны были остаться? Почему?
(зимующие)
- Какие птицы улетают первыми? Почему?
- Какие птицы улетают последними? Почему?
-Как их называют? (водоплавающие)
-У какой из этих птиц зимой выводятся птенцы?
Старик – Лесовик: Значит, зимующие птицы должны были остаться?
Кто же виноват в их отсутствии? Сейчас мы то узнаем. (берет кисть с
краской и проводит по бумаге, на которой появляется надпись «Баба –
Яга»). Давайте громко прочитаем, что здесь написано.(дети громко
читают)
Появляется Баба-Яга.
Баба – Яга: Кто, это меня старую звал?
Старик – Лесовик: Баба – Яга, это ты всех птиц спрятала?
Баба – Яга: Да, это я. Мне одной скучно было. Пусть эти птицы все
зиму поют, да меня старую развлекают.
Старик – Лесовик: Баба – Яга, давай ты перелетных птиц отпустишь
в жаркие страны?
Баба – Яга: А что им там делать? Чем им тут не живется в нашем
северном лесу? (ответы детей)
Баба – Яга: Хорошо, хорошо. Выполните мои задания – отпущу.
Пусть мое волшебное зеркало загадает вам загадки. Попробуйте их
отгадать.
1.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять ( снегирь).
2.Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (дятел)
3.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.(синичка)
4.Угадай-ка, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком (сова)
5.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее?
Кто же то.......?(соловей)
6.Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка.
Беленькая с животика,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)
7.Не заботиться о детках,
Ищет гнездышки на ветках,
Непутевая подружка
И зовут её .......(кукушка)
Баба – Яга: Может вы, тоже знаете, что - то об этих птицах?
(рассказы детей)
Баба – Яга: Ой, слышите. Как птицы раскричались? Как заверещали.
Попробуйте отгадать чей голос вы сейчас услышите. ( дети
определяют голоса птиц, которые слышат, классифицируют на
зимующих, перелетных).
Баба – Яга: Хорошо, с этим заданием вы справились. Но я так просто
не выпущу птиц. А знаете, ли вы чем питаются птицы?
Проводиться игра: «Кого, чем угостим».
Дети становятся в круг. У взрослого в руках мяч. Он бросает мяч по
очереди каждому ребенку, называя птицу. Ребенок ловит мяч и
отвечает, чем ту птичку будем кормить.
Овсянку – овсом Снегиря - рябиной
Воробья – крошками Синицу - салом
Голубя – пшеном Сороку – кусочками хлеба
Клеста – семечками
Ворону – мясом
Дятла – яблочком.
Физкультминутка: игра «Повтори движение за мной»
Баба – Яга: А теперь, ребятки, пройдите к столам и попробуйте
справиться со следующим заданием. Это не простое задание, а самое
сложное (проводится упражнение «Почему птицы летают»)
-Я приготовила для вас перышки. Рассмотрите их. Чем перья
отличаются друг от друга? (одни – мягкие, маленькие, другие –
жесткие, длинные). Какое из них называется пуховым и согревающим
птицу. Почему? (пушистое перо, мягкое, теплое), где они
расположены? (на теле птицы)
А другое перо называется – маховым. Почему? Легкое оно или
тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте).
Так, почему птицы летают?
Дети проводят эксперименты с карандашами, бумагой и перышками.
Во время эксперимента подводить детей к выводу: тяжелые предметы
не могут, опираться на воздух они будут падать, легкие предметы с
широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе. На
примере веера показать, как раскрываются крылья и хвост у птиц,
когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица
становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев
птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые
крылья и хвост мешают птице, потому она их складывает и
прижимает к телу.
Баба – Яга: Эх, молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями,
особенно с последним. Вы поняли, почему птица может летать по
воздуху? Как это происходит? (ответы детей). Значит, придется мне
выпускать птиц. Пусть летят перелетные птицы в теплые края, а
зимующие в наших лесах живут. Грустно будет мне одной.
Старик – Лесовик: За то в лесу будет порядок, как заведено
природой. Наступит весна и перелетные птицы вернутся снова в наши
леса. Будут радовать нас своими песнями и ярким оперением.
Воспитатель: Не переживай, Баба – Яга. Мы с ребятами
приготовили для тебя подарок (дарим Бабе – Яге попугая.) Этот
попугай умеет разговаривать, петь песни и рассказывать сказки.
Баба – Яга: Спасибо, ребятами, вам пора возвращаться в детский сад.
А я со Стариком – Лесовиком выпущу всех птиц. До свидания! (герои
уходят)
Воспитатель: Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети
поднимают руки верх, вниз). Ветер поднялся, все труднее лететь
птицам! Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети
медленно поднимают руки). Очень трудно птицам. Но наши птицы
сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя. Утих ветер, сдался.
Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю.
Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны).
Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
Согрелись наши птички. Высохли перышки.
Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
Головки согрелись, и они стали теплыми.
Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу.
Раз, два, три – обернись, в детей обратно превратись.