Напоминание

Жизнь и деятельность братьев Соловьевых


Автор: Лапушанская Марина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 93
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Реферат
Тема: Жизнь и деятельность братьев Соловьевых
Раздел: среднее образование





Назад




Реферат
Тема: Жизнь и деятельность братьев

Соловьевых
Номинация: история Учитель истории и обществознания Лапушанская Марина Владимировна 1

Оглавление
Введение 1 1. Юность братьев Соловьёвых 4 2. Майкопская деятельность в дореволюционный период 6  Открытие больниц  Работа в аристократическом кружке  Пушкинский дом  Революционная деятельность  I мировая война 3. Советское время 14 Заключение 16 Список использованной литературы 17 Приложение 2

Введение
Россия конца XX - начала XXI века переживает сложную ситуацию. По словам Л. И. Солженицына, «мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнивать с каким-нибудь периодом... Мы в национальном обмороке». Вряд ли в этих словах содержится слишком большое преувеличение. Россия стоит перед выбором нового пути. Полное драматизма ее внутреннее положение усугубляется в последние десятилетия все более обостряющимися глобальными проблемами (истощение традиционных легкодоступных природных ресурсов, загрязнение природы, нарушение динамического равновесия в биосфере). В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».(7.3) Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. В июле 2005 года правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.», предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».(7.4) Социально-политические процессы, имевшие место в общественном развитии с конца 80-х годов XX века, привели к духовно-ценностной дезориентации большинства граждан нашей страны. Деидеологизация всех сфер общественной жизни создала ситуацию духовного вакуума, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями. Под лозунгом беспристрастности исторические исследования стали ориентировать молодое поколение на ценности и идеалы Запада, умаляя самобытность российской истории, героизм и самоотверженность наших предков. Патриотизм - это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины. Было бы ошибкой не использовать при решении задач патриотического воспитания историю родного края. 3
Человек как дерево, которое не может цвести и плодоносить без корней. Оглядываясь ныне в прошлое, мы с горечью понимаем, что иные из этих корней вырублены, иные засохли. Не этим ли мы обязаны своему во многом бессвязному, невразумительному существованию, от которого уже устали. Парадоксально, но сегодня, поднимая на ноги страну, мы должны в первую очередь воссоздать самих себя в прошлом своем, а значит, в настоящем и в будущем. Человек существует в трех измерениях, и отсутствие первого из них ставит знак вопроса на двух последующих. Выходит, думать о будущем своем и своих детей в действительности может лишь человек, наделенный душой, памятью. Человек с корнями. История нашей страны строится в основном на краеведческом материале, придающем ей свой неповторимый колорит. Местная история «увязывает в нашем сознании жизнь и быт любого населенного пункта страны в понятие нашей огромной Родины», следовательно, изучение истории своего края очень важно при формировании патриотических чувств у подрастающих поколений. Страницы истории родного края, города, поселка дают немало примеров преданности и любви к своему Отечеству, жизни во благо Родины. Тая всю явь, что мимо них текла, Все отраженья давних поколений, Как занавешенные зеркала, Стоят фасады городских строений. Когда-нибудь изобретут прибор: Направив луч на здание любое -На особняк, на крепость, на собор, -Мы прошлое увидим пред собою. В. Шефнер Одним из таких зданий является Дом Соловьевых Жизнь братьев Соловьёвых и их подвижническая деятельность значительная страница истории Майкопа. Такие люди как Василий Фёдорович и Алексей Фёдорович Соловьёвы являются основным звеном в связи времён и поколений что необходимо для дальнейшего развития морально здорового человеческого общества. К сожалению ни все знают об этих замечательных людях, которые столько сделали для нашего города Мною был проведен социологический опрос среди учащихся 9-11 классов ,который показал ЧТО из 40 опрошенных только 5 человек знали кто это такие ,а между тем эти люди заслуживают большего, Начиная работать над этой темой я столкнулась с тем ,что материала о жизни и деятельности братьев Соловьевых содержится недостаточно, а между тем мы должны как можно больше знать о тех кто столько сделал для нашего прекрасного Майкопа: открытие городской больницы ,создание театральной группы , постройка Пушкинского дома ,первая 4
публичная библиотека.
Цель данного исследования:
 на примере жизни и деятельности братьев Соловьевых воспитывать чувство любви к своему городу,  почувствовать историю в человеке и человека в истории  ,проявлять готовность реально помогать людям  ,формировать ценностные ориентиры, составляющих основу патриотического воспитания В соответствии с целью в работе ставились следующие
задачи
:  Проанализировать имеющийся материал о деятельности братьев Соловьевых  Выявить те моменты, которые недостаточно полно раскрывают биографические данные  Рассмотреть дополнительные сведения, которые будут мною найдены в процессе научно- исследовательской деятельности, и составить наиболее полную биографию братьев Соловьевых Цель и задачи исследования определили методы исследования.
Методы исследования:
 Эмпирические (интервью, анализ документов,)  Сбор данных и анализ содержимого текста  Сравнительно-аналитический (соотношение имеющего теоретического материала с историческими источниками) Чтобы получить наиболее достоверную информацию я посетила; дом – музей Соловьевых, Национальный музей, Национальную библиотеку О Соловьевых написано много статей, однако, сегодня, их биографией серьезно занимается только Лариса Александровна Григорьева, вдова внука В Ф Соловьёва, которая оказала огромную помощь, предоставив много интересного и ценного материала. Поэтому хотелось бы, чтобы сведения о братьях Соловьёвых стали предметом серьёзных научных исследований. 5

Юность братьев Соловьёвых
Биографические данные Соловьевых таковы. Их отец, Федор Глебович Соловьев, еще крепостным в Вятской губернии, самостоятельно обучившись грамоте и «выбившись в люди», после освобождения крестьян остался работать в канцелярии госпожи Бехметьевой. В 1863 г на свет появился сын Василий, а в 1865 – Алексей. Благоговея перед образованием, Федор Глебович стал учить своих детей, а когда они подросли, перебрался в город Саратов, где сын Василий, а через два года и сын Алексей поступили в Саратовскую гимназию. Но для обучения двоих средств не хватало, и Василий Федорович с третьего класса гимназии начинает давать уроки, а затем его как отличника зачисляют на одну ИЗ благотворительных стипендий. В старших классах у него возникает конфликт с отцом на почве непримиримого разногласия: отец верил в царя-батюшку «Освободителя», сын же, оказывается, уже был связан с подпольным д в и ж е н и е м и состоял в нелегальном кружке. Первый обыск на квартире у сына был воспринят родителями Василия Федоровича как позор семьи... Содержа себя сам, Василий Федорович продолжал учебу. От исключения из гимназии его спасло то, что он был отличником, ему пророчили большое будущее, и находились люди его защищавшие. Так ему дали закончить гимназию. Дали закончить ему, а брату уже нет: Алексей Федорович был исключен из последнего класса гимназии, и ему пришлось позже держать экстерном на аттестат зрелости. В 1882 году Василий Федорович поступает в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. В этом же году на это же отделение поступает Александр Ульянов. В университете Василий Федорович активно включается в студенческое революционное движение. По этой работе встречается, знакомится с А. Ульяновым и вместе с ним участвует в организации и проведении студенческих выступлений, демонстраций и в кружковой работе. В 1886 году, когда А. Ульянов был арестован, Василий Федорович выезжает, из Петербурга в Харьков, где нелегально проживает у матери своего друга студента К. Косякина, приезжая в Петербург для сдачи экзаменов и зачетов. Университет Василий Федорович оканчивает в 1887 году, оканчивает отлично — ему присваивается научная степень кандидата наук, но диплома об окончании ему не дают. Тогда он поступает в Харьковский университет на медицинский факультет, который окончил в 1891 году со степенью «Лекарь с отличием». И теперь, с разрешения Министра народного просвещения, вместе с дипломом об окончании Харьковского университета ему выдают также диплом и об окончании Петербургского университета. Как и старший брат, Алексей Федорович был непримиримым противником царского режима 6
и к революционной деятельности примкнул еще будучи старшеклассником саратовской гимназии, а по окончании гимназии был арестован и выслан на полтора года в отдаленные места. После ссылки ему не выдали аттестата зрелости, и поступление в какой-либо университет стало невозможным. На семейном совете, в котором участвовали отец, старший брат и дядя, известный петербургский врач-гомеопат, было решено отправить Алексея Федоровича в Швейцарию изучать медицину в Лозаннском университете. По окончании университета он вернулся на родину. Для работы в России иностранного диплома было недостаточно, и ему удалось поступить на медицинский факультет Харьковского университета, который он закончил с отличием в 1895 году. Вместе с тем, он по-прежнему находился на нелегальном положении: в больших городах ему не разрешалось заниматься врачебной практикой Алексей Фёдорович принимал активное участие в подпольной деятельности. Это подтверждает архивная справка, данная гражданину Петрожицкому (зять В Ф Соловьева, комкор, герой Гражданской войны, начальник авиации Южного, Юго-восточного и Западных фронтов) Государственного архива Саратовской области, в которой говорится, что в документальных материалах архивного фонда Саратовского губернского жандармского управления за 1883-1912 годы имеются сведения о привлечении к дознаниям Соловьёва Алексея Фёдоровича 1865 года рождения, окончившего Саратовскую гимназию в 1883 году. В Саратове был раскрыт политический кружок. У Соловьёва А.Ф. при обыске были найдены 2 тетради с гектографированным текстом антиправительственного содержания, и было установлено, что Соловьёв принимал активное участие в его работе, состоял в кассе, созданной для оказания помощи нуждающимся товарищам. У Соловьёва при обыске был обнаружен и отобран шифр. За всё вышеперечисленное Соловьёв был арестован 13 июня 1883 года и содержался в полицейском управлении до 24 июня 1883 года. Освобождён был под поручительство. После освобождения за ним был установлен гласный надзор полиции на 3 года, но 3 июля 1885 года он был снят до истечения срока и заменён негласным надзором. В 1886 года Соловьёв вновь был привлечён к дознанию Саратовским губернским жандармским управлением в качестве обвиняемого по делу о «Саратовском революционном кружке, но за недоказанностью обвинения дознание в нём было прекращено Во время учебы в Харьковском университете Василий Федорович жил вместе с Константином Демьяновичем Косякиным, в дальнейшем лесничим одной из войсковых дач Майкопского отдела. Проработав некоторое время в Харьковской глазной клинике, Василий Федорович получил предложение работать врачом на соляных копях одной бельгийской компании под Бахмутом. Там он встретился с учительницей местной рудничной школы Верой Константиновной Кавериной и женился на ней. Работать, однако, на руднике долго не пришлось, так как за революционно- 7
пропагандистскую деятельность среди рабочих по требованию полиции был уволен и некоторое время вообще не мог никуда устроиться. Узнав об этом, Константин Демьянович Косякин стал звать его в Майкоп: «Городок хороший, врачей мало». Так в 1892 году Василий Федорович с женой Верой Константиновной оказались в Майкопе. Ему пришлось выдержать конкурс (52 человека) на конкурс земского врача, в котором он победил. 8

Майкопская деятельность в дореволюционный период
В ту пору Кавказ по-прежнему являлся местом ссылки для вольнодумцев. В представлении братьев облик врача ассоциировался с образом деятельного гуманиста-подвижника, всегда идущего на помощь человеку, упорно и настойчиво борющегося с темнотой и невежеством. Хотя Майкоп в то время и был типичным захолустным городом российской провинциальной окраины, однако, по свидетельству современников, уже в конце 19 века в Майкопе была развита торговля, местная промышленность пивоваренная, лесоперерабатывающая, винокурение, табачное производство, гончарное производство, дубильный завод и т.д. Город был по-своему привлекателен для молодых российских «вольнодумцев»: и климатически, и своей дешевизной, а самое главное довольно большим кружком местной интеллигенции, объединенной общими помыслами в осуществлении просветительской деятельности и культурных мероприятий. Как и сейчас, Майкоп был населён представителями самых различных национальностей. После переезда молодой семьей был приобретен небольшой домик. Этот дом примечателен тем, что он был приобретен старшим братом по необходимости как имущественный ценз при избрании Василия Федоровича в члены городской управы. Членство давало ему возможность активно участвовать в общественной жизни города. Первым шагом было создание строительной комиссии, сначала для постройки городской больницы, а впоследствии и других общественных зданий. Отец Веры Константиновны, Каверин, приехал в Майкоп навестить дочь. Увидев, как тесно живет семья Соловьевых со своими друзьями, предложил построить им дом, отвечающий потребностям их жизни и работы. Были заняты деньги, и через год дом был построен. Так Майкоп получил дом с большими и светлыми комнатами, вскоре ставший как бы клубом прогрессивной части интеллигенции город
.
В своих воспоминаниях Евгений Шварц описывает этот дом так: «Перехожу теперь к дому, который стал для меня впоследствии не менее близким, чем родной, и в котором гостил я месяцами. До наших дней сохранилась близкая связь с этим домом. Это дом старшего брата Алексея Федоровича - доктора Василия Федоровича Соловьева. Этот дом стоял на углу. Был он кирпичный, нештукатуреный. К нему примыкал большой сад, двор со службами. Направо от кирпичного дома стоял белый флигель. Здесь Василий Федорович принимал больных. На площади вечно, как на базаре, толпились возы с распряженными санями. На возах 9
лежали больные, приехавшие из станиц на прием к Василию Федоровичу. Он был доктор, известный на весь Майкопский отдел. Практика у него была огромная»(3.76) Старший брат, Василий Федорович, в качестве земского врача городской больницы, приступил к работе в 1893 году, а Алексей Федорович, начинающий хирург, по приглашению старшего брата приехал несколько позже. По природе своей братья были почти антиподами. Старший аскет, полностью поглощенный осуществлением своих благородных жизненных целей и задач, замечательный семьянин и прекрасный товарищ своих коллег. У себя дома он предпочитал спартанский быт, не выносил буржуазной дурновкусицы и от своих домашних требовал того же. Младший эстет, с пристальным и с п о ко й н ы м философским взглядом на события и людей, всегда стремящийся к совершенствованию в своей работе высокопрофессионального хирурга. Потребность в ювелирно- изящной работе сопровождала его и в быту: он любил комфорт и обставлял свой дом красивыми предметами мебели. С первых же дней своей врачебной работы Василий Фёдорович пользовался очень большим доверием и авторитетом среди пациентов. Сначала молодому земскому врачу пришлось оказывать медицинскую помощь в небольшом частном доме, приспособленном для госпитализации 15 больных, в том числе и рожениц. Дом арендовала городская управа. 'Всегда спокойный, сдержанный, молчаливый, скромный и глубоко принципиальный, с умными серьезными глазами, Василий Федорович в нашем городе и в царское время был известен как доктор бедноты под именем «пятачкового доктора». Кто-то из коллег-врачей возмущался: «Помилуйте! Никакой врачебной этики! Снижает плату за визит до грошей!». Но Василий Федорович не «снижал плату». Он просто не ставил вопрос о плате. Он одинаково внимательно лечил и тех, кто вовсе не мог заплатить, а бывало и так, что сам покупал и приносил такому больному необходимые лекарства. А так как он был знающий врач, то слава о нем заставляла приглашать его к себе и местную буржуазию. «Василий Фёдорович осматривал первичного больного не менее часа и за время лечения вкладывал в него не только свой богатый опыт, не только медикаменты, но и душу. Попасть к нему на прием было всегда непросто (он принимал больных и дома): люди неделями ждали своей очереди. И не только горожане; весь пустырь перед домом был заполнен подводами из станиц и аулов»(8.3) Разумеется, сразу же возникла потребность в строительстве большого корпуса и вместе с ним выделение участка земли. Став членом управы, он сумел создать строительную комиссию, возглавив ее. И в 1899 году первый небольшой корпус на 40 мест, а в случае необходимости -80 (ныне лабораторный корпус горбольницы), был построен на громадном по тем временам участке, почти примыкающем к реке Белой. Таковым он остаётся и поныне 10
Уже давно слышались упрёки в том, что в столь многолюдном городе её нет, отчего особенно страдают малоимущие жители. Вот почему о том, что случилось 2 (14) февраля 1890 года написано с таким подъёмом «Сегодня у нас открыта в память о чудесном избавлении Государя Императора с августейшею Его Величества семьёю от угрожавшей 17 октября 1888 года опасности – городская бесплатная больница. Факт этот имеет большую важность для Майкопа, как для города, обладающим самым ничтожным гос. бюджетом при 24-х тысячном населении.» (4.3) В практику был веден ежемесячный отчёт в областной работе Майкопской больницы. В 1897 году, «ввиду оканчивающегося десятилетия существования городской бесплатной медицинской помощи в Майкопе», подробно описывается деятельность городской больницы и амбулатории за 10 лет. «Амбулатория в Майкопе открыта в 1887 году, а больница в 1890 году». Ежегодно количество больных, получивших в них медицинскую помощь, вылилось в следующих цифрах». Если в 1887 году медицинскую помощь получили 218 майкопчан, сделавших 359 посещений амбулатории, а оспа привита 203 жителям, то в 1890 году помощь оказана уже 3436 больным, причём 119, наиболее тяжёлым из них, в больнице (смертность 14 %). Остальные лечились амбулаторно, сделав 6455 посещений, оспа привита 2014 горожанам. За 9 месяцев 1897 года медицинская помощь оказана 12392 майкопчанам, из них путём госпитализации в больницу 243 (смертность 9 %). В амбулатории осуществлено 18434 приёма, оспу привили 2059 жителям. В больнице сделано излечение катаракты(10.65) Большой больничный участок был буквально отвоеван у города Василием Федоровичем в целях создания рекреационной зоны для выздоравливающих больных: он намеревался создать красивый парк. Появление нового корпуса позволило Василию Федоровичу пригласить врачей- специалистов. Среди них был талантливый офтальмолог Никита Шапошников, сын первого городского головы, окончивший Московский университет и практиковавшийся в клинике Гельмгольца в Москве; Лев Борисович Шварц, выпускник Казанского университета, и Алексей Федорович Соловьёв, окончивший два университета (Лозаннский и Харьковский), в качестве хирурга. Предложение брата приехать в Майкоп он принял с удовольствием. Для Алексея Федоровича, европейски образованного человека, перспектива развития хирургии в провинциальном городе и прилежащих районах оказалась очень заманчивой. Постепенно у него появились такие талантливые коллеги как доктор Шкляр, доктор Абель, доктор В.Н. Жилинская (тоже окончившая впоследствии Лозаннский университет уже при финансовой поддержке братьев Соловьевых). Результат был блестящим: операции, проводимые Алексеем Федоровичем и его коллегами, были настолько успешными, что в Майкоп стали прибывать больные со всего Северного Кавказа. С прибытием молодых талантливых врачей проблемы хирургических операций успешно решались в новом хирургическом отделении. Больница разрасталась вплоть до 1914 года. Уже во 11
время I мировой войны удалось достроить новый двухэтажный корпус, который отвечал всем требованиям тогдашней медицины в области акушерства и гинекологии. Средства на строительство больничных корпусов выделялись частично городской управой, но большей частью вносились благотворителями. В городе было много детей, больных малярией и, чтобы создать условия для их излечения на южной части хребта, что тянется вдоль реки Белой, был построен дом с хозяйственными постройками. Его возвели на вершине хребта, чтобы получился как бы другой климат. Санаторий состоял из двух больших комнат для мальчиков и девочек и небольших хозяйственных построек. Из обслуживающего персонала был только один оплачиваемый человек, ездовой. Он возил воду из р. Белой и продукты из города. Заведовала этим санаторием Вера Константиновна, зачастую она там и жила. Помогали ей родители помещенных туда детей. Врачом был Василий Федорович. Он приезжал туда верхом на лошади в свободное от работы время. В училищах доктор Соловьев работал школьным врачом в течении 25 лет на общественных началах до 1924 года Он принимал живейшее участие в создании небольшой больницы при интернате горского училища. Вот как вспоминает Василий Фёдорович этот период в своей автобиографии: «Работая с 1899 года школьным врачом в Горском училище для адыгейцев с интернатом и больничкой, а так же в реальном училище и видели крайнюю необходимость укрепления здоровья, в летние каникулы, нуждающихся учеников. По моей инициативе, за рекой Белой был создан санаторий, в котором отдыхали и лечились ученики бедных родителей и где я обслуживал их как врач. В горском училище и в реальном я проработал 25 лет.» Впоследствии, в советский период, он, помимо основных обязанностей, много лет был школьным врачом Активный общественник, В. Ф. Соловьев по приезде в Майкоп сошелся с передовой частью интеллигенции и стал одним из организаторов и непременных участников большинства культурно- просветительных мероприятий общественности города. Как любитель театрального искусства он организовал любительский театральный кружок. В середине 90-х годов 20-ого века в среде майкопских любителей музыки и пения, а также устроителей самодеятельных спектаклей возникла идея «узаконить» собственную деятельность созданием в городе культурного общества на подобии уже существовавшего в Екатеринодаре. Там оно называлось музыкальным кружком и состояло из отделов литературного, драматургического, музыки и пения, хорового, изобразительного искусства и др. После Пушкинского юбилея его переименуют в общество изящных искусств. В Майкопе любители музыки и пения, а также самодеятельные актёры решили назвать аналогичное общество артистическим кружком. Уже в начале 1897 года кто-то из майкопчан писал «Хор любителей и драматический кружок образовались у нас с прошлого года. Любители выполняют свою задачу вполне добросовестно, а некоторые, безусловно, талантливые. Хор прекрасно организован несмотря на то, что иной раз 12
приходится петь в варварских условиях… В залу Александровского училища, вмещающую 250 человек, склоняясь перед настойчивыми просьбами, пришлось дать 400 билетов, и всё таки целая вереница огорчённых принуждена была вернуться, так как боле впускать было невозможно. Была такая духота, что тухли лампы. Едва ли непосвящённый может представить, какой настойчивости и энергии нужно, чтобы устроить эти спектакли. Начиная с того, что почти все участвующие – люди занятые, нет ни помещений, ни костюмов, ни обстановки, ни инструментов, каждый раз ставится заново и вновь разбирается, как только начинается ученье, костюмы и обстановка, наконец, пианино и рояль заимствуются, где только возможно. Но есть много данных, что это положение в недалёком будущем прекратится, благодаря энергии участников и отзывчивому на добрые дела нашему самоуправлению и обществу». Наконец, 15 января (1897 год) городская управа внесла в думу прочувствованный доклад, в котором полно и образно развита была мысль о безусловной необходимости и полезности подобных развлечений. «Как лучшего средства в борьбе с невежеством и пьянством народа». Доклад закончился обращением к думе, не найдёт ли она возможным разрешить управе отвести во временное пользование кружка участка городской земли для устройства здания для народных развлечений. Дума единогласно постановила разрешить городской управе для этой цели полосу земли, принадлежащую горской школе и городскому саду»… На первом официальном собрании, состоявшемся в конце ноября 1898 года «членами правления майкопского артистического кружка избран Ф.П. Кольбиков., С.Н. Чибичев, В.Ф. Соловьёв и др.». Режиссером был назначен Василий Федорович. Описание коллективных творческих успехов членов кружка можно приводить многими страницами. Вот некоторый из них. 1899 год. «Вновь народившееся у нас общество «Майкопский артистический кружок» начинает пользоваться вниманием публики. В настоящее время в артистическом кружке – более 100 членов. Кружок дал уже 3 спектакля: «Фара», «Разрушение Помпеи», Манфельда «Пташка» (10.4) Ни одними танцами, вокально-музыкальными вечерами и спектаклями оставил о себе добрую память Артистический кружок. Конечно, организованные им представления создали в городе атмосферу художественного творчества, атмосферу праздника, те краски жизни, которых долгие годы не хватало майкопчанам. Но главное было в том, что задавалось высокая планка общественных интересов и поведения, идущая не от власти, а от самих людей, организующие начала. Состав труппы был удивительным. Кроме врачей и учителей в постановках участвовали и городской голова, и жандармский следователь, и жена адвоката, и почтовые, и телеграфные служащие, и многие другие всего более 30 человек. Все спектакли ставились с благотворительными целями, и одной из главных целей был сбор денег 13
на строительство Народного дома к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина. Репертуар был разнообразным: и русские классики (Гоголь, Островский. Тургенев, Толстой), и европейские. Сохранились всего 4 афиши этого театра (они находятся в архиве национального музея Адыгеи) и одна оригинальная фотография всей труппы 1900 года, снятая в день открытия Народного дома, сохранившаяся в единственном экземпляре в доме Соловьевых. Благодаря спектаклям, удалось собрать половину денег (10000 рублей) на постройку народного дома имени Пушкина. Остальные внесли благотворители. Проект дома был выполнен бесплатно городским архитектором. Вот что по этому поводу писал в 1899 году в майкопскую газету Л. А. Жулковский (руководитель Майкопской социал-демократической группы): «Пушкинский народный дом! С этим именем для майкопчан снизано много светлых страниц. Здесь он, может, быть впервые заглянул в потусторонний, за Майкопом, мир — здесь он учился быть гражданином...» (10.4) На дом было собрано 4025 рублей и материалами — кирпичом, лесом, по оценке городского техника, на 1068 рублей. Архитектор Фомин (член театрального кружка) взялся бесплатно составить проект дома. 21 ноября 1900 года майкопчане праздновали открытие Пушкинского народного дома. Очень интересно описание этого события Евгением Шварцом: «Со стороны примыкал к нему Пушкинский дом (на этом месте ныне — Националы Республики Адыгея — Т.С), большое, как мне казалось тогда, красивое здание. В одном крыле его помещалась городская библиотека, окна выходили в городской сад, а все остальное помещение было занято театром. Занавес театра представлял собою копию картины Айвазовского . Автором этой копии был архитектор, строивший Пушкинский дом».( 3.67) В Пушкинском доме проводилось множество и других культурных мероприятий, включая работу прекрасной библиотеки ,воскресной школы для рабочих , народного университета (157 слушателей), в котором читали лекции Василий Федорович и его друзья, выступали приглашенные лекторы из других городов. Инициативы В.Ф. Соловьева по развитию городской культурной жизни следовали одна за другой вплоть до 1914г. Одной из них было открытие первой городской публичной библиотеки, составленной из книг, добровольно пожертвованных интеллигенцией города (ныне улица Крестьянская,14)(1.13) За первые 10 лет врачебной деятельности в городе ни одно культурное мероприятие не проходило без участия В. Ф. Соловьева. Его дом постепенно стал одним из центров культурной и негласной политической жизни Майкопа. Здесь обсуждали репертуар театральной труппы, проводили репетиции и спектакли. В политических дебатах: участвовали профессиональная революционерка Софья Дальняя; член социал-демократической партии России Альтшуллер, сын известного майкопского аптекаря; марксист, близкий к большевикам, Андрей Жулковский; супруги 14
Домашевские; Лев Шварц, высланный из Казани за антиправительственные выступления и другие представители городской интеллигенции, примыкавшие по своим взглядам к кружку Соловьевых. Постоянными посетителями дома были народники Домашевские, Петрожицкие и другие лица передовой прослойки, «неблагонадежные», по мнению полиции. Всех их объединяло стремление отдать силы и знания своему народу. Вечерами после работы они собирались в этом своем клубе, обсуждали возникающие вопросы, касающиеся нужд населения города, обменивались опытом работы, делились тем, что удалось достигнуть в открытом ими народном университете, кружках, ими руководимых. Работы было непочатый край. Читали газеты и тут же возникали бесконечные споры, все это только за стаканом чая. «В большинстве подвижнически отдавали себя делу народа. Они уже не просто жили, а служили! Служили идее, значит, жили ею. Оглядка на народ была у них даже в мелочах: мягкая мебель ковры, вино, карты, чревоугодие, дорогая одежда, танцы, кроме народных, пустое времяпрепровождение, — все это осуждалось. Их женщины носили только темные, закрытые платья. Даже к нам, детям, в быту! предъявлялись эти же требования.»;(4.76) Подобные нелегальные собрания проходили под видом уютных вечеров в доме Соловьевых, с музыкой, пением и чаепитием за самоваром. Большинство гостей были людьми незаурядными, высоконравственными и чрезвычайно деятельными. Об этом периоде жизни доктор Соловьев спустя сорок лет написал в своей автобиографии: «В 1905 году в моем доме была тайная типография, оде печатались прокламации, и мой дом являлся одним из центров пропаганды среди казаков и иногороднего населения. Полиции были свои люди, сочувствующие революционному движению, и они предупреждали об обысках». «В 1905 - 1906 гг., когда началось революционное брожение умов, к Василию Федоровичу группами и в одиночку приходили рабочие, крестьяне, горцы поговорить о политике, просили помочь разобраться. Эти постоянные приходы говорили даже нам, детям, о его большой популярности и о доверии к нему народа В 1905 – 1907 годах чёрная сотня за его революционную деятельность грозила ему расправой. Он получил подмётные письма и предупреждения, но продолжал работу. Он вёл кружок на кирпичных заводах, на Покровском краю, и только мы, дети, знали, что он стал брать с собой револьвер»(4.78) Внешне сдержанный и немногословный, В. Ф. Соловьев единственный выступил публично с резкой критикой правительства в 1906 г. во время избирательной кампании в Государственную Думу. В 1906 году Василий Федорович, как кандидат от социал-демократической группы, был избран населением Майкопа выборщиком от города для выбора депутата от Кубани во Вторую Государственную думу. И когда он и второй выборщик от Майкопа врач с.-д. Киселев были арестованы полицией, то майкопские жители, собравшись на митинг и грозя разгромить тюрьму, 15
добились их освобождения. После освобождения из тюрьмы Василий Федорович некоторое время проработал без преследования, но вскоре был предупрежден, что получено распоряжение о его повторном аресте. Он избежал его, скрывшись из Майкопа. Позже поступило распоряжение о высылке его за пределы Кубанской области в северные губернии. Избегая ареста, он с 1907 по 1910 год работал под Баку в Балаханах, в больнице. Большая семья В. Ф. Соловьева осталась почти без всяких средств к существованию более чем на три года. Жена доктора - Вера Константиновна, окончившая Московский педагогический институт с дипломом учительницы начальной школы, в своем просторном доме открыла школу с платным обучением для малышей, ей помогали дочери-гимназистки. Только в 1910 г. В. Ф. Соловьев смог вернуться к своей семье и работе, когда военное положение на Кубани было снято, и Майкопская городская дума ходатайствовала о его возвращении. Но, возвратившись, он опять попал под надзор полиции, ему вновь пришлось заниматься частной практикой. Алексей Федорович, тоже, принимал участие в подпольной деятельности В Государственном архиве Краснодарского края находится справка, датированная 10 мая 1912 годом. В справке из дел Кубанского областного жандармского управления говорится: «Врач Алексей Фёдорович проходит по делам Кубанского Областного управления с 1896 года, когда он будучи по званию лекарем и проживая в городе Майкопе, состоял под негласным надзором полиции, причём был замечен в сношении с лицами неблагонадёжными в политическом отношении. По своим убеждениям Соловьёв является личностью с самого левого направления и противником существующего государственного строя. Благодаря занимаемой им должности врача в местной городской больнице, в последнюю принимались на службу лица, известные по своей преступности в политическом отношении. Круг знакомств Соловьёва имеет исключительно с лицами в политическом отношении не благонадёжными, привлекавшимися при сем Управлении по политическим делам.» В 1914 году Василий Федорович был мобилизован на турецкий фронт в качестве дивизионного врач. В полевых условиях в районе Карса он спасал жизни многим солдатам и офицерам, сам, получив серьезное черепное ранение, страдал сильными головными болями. Об этом знали немногие. С ликвидацией турецкого фронта в 1917 году Василий Федорович был демобилизован и вернулся в Майкоп. Он был отмечен самой высокой военной наградой, предназначавшейся для военных медиков тех лет орденом Владимира с мечом и бантом. Награда сопровождалась благодарственным письмом от командующего Турецким фронтом, в котором высоко оценивались личные заслуги Соловьева как военного врача. Многоуважаемый ,Василий Федорович . Получив сообщение отъ Начальника Санитарной Части армии Кавказского Фронта о назначении Вас на новое место служения; Командный Совет и вся команда 1-го Лазарета 4-й 16
Кавказской Стрелковой Дивизии,сильно огорчены этим сообщением,так как несмотря на короткое время службы Вашей Главным врачом в лазарете ВЫ неустанными заботами о всех подчинённых: ВАМ приобрела среди нас имя самого дорогого Начальника, И ныне глубоко тронутые мы,разставаяеь С горячо любимым нами Начальником Василием Фёдоровичем шлем самыя лучшия пожелания и процветания на новом- месте служения и мы уверены ,что Вы и там заслужите ту же любовь.и* доверие близских к Вам людей ж своими трудами принесёте пользу дорогой нам Родине Война 1914 года не обошла стороной: и Алексея Фёдоровича , который до конца войны в 1917 году был главным хирургом Нижегородского военного лазарета. «После революции
1917
г
В Ф Соловьев с большим энтузиазмом
организовал амбулаторию для рабочих дубильного завода с обслуживанием на дому ., что было впервые в практике новой политики здравоохранения.» (10.3) Не миновали доктора В.Ф. Соловьёва и трагические дни Гражданской войны 1918-20 г.г. Вот свидетельство оного из участников становления советской власти в Майкопе Байбузов Ф.Ф., персонального пенсионера Республиканского значения. В своём заявлении Майкопский городской совет трудящихся Краснодарского края Байбузов так описал деятельность Соловьёвых в этот период: «Что касается В.Ф. Соловьёва, то от моего одноклассника, В.Ф. Рыбачкина, работавшего в 1918 году в Майкопском отдельском исполкоме – заведующим земельным отделом исполкома, знаю, что летом 1918 года Рыбачкин был захвачен в ст. Каменномосткой одной из банд белого генерала Геймана, как советский работник был подвергнут казни. Ему нанесли 14 штыковых ран, но случайно оказался жив, и его в тяжёлом состоянии доставили в Майкопскую городскую больницу. Но Майкоп захватили белые войска генерала Покровского, и Василий Фёдорович взял Рыбачкина из больницы, скрыл у себя в подвале дома, вылечил, снабдил чужим паспортом и переправил в Туапсе. А по городу были расклеены приказы: «За укрывательство – смерть», и шли повальные обыски. Свыше 2 тысяч человек были уничтожены тогда в Майкопе. 17

Советское время
В 30-е годы с ним случилось тяжёлое нервное расстройство, и доктор никого не мог лечить целый год. Самым тяжёлым испытанием стала гибель единственного друга 75-летнего офтальмолога Никиты Шапошникова, репрессированного перед оккупацией и погибшего где-то в степях Казахстана. «В годы фашистской оккупации В.Ф. Соловьёв отказался от сотрудничества с фашистами, рискуя своей жизнью и жизнью своих близких. В те же годы наступила полная слепота, он был незрячим в течение последних десяти лет своей жизни. Ему читали книги в слух попеременно: жена, дочери и внук, выручало и радио. Он занялся плетением корзинок - не мог бездельничать. Иногда приходили его коллеги врачи, они нуждались в его консультациях.»(1.13) Алексей Федорович на протяжении сорока лет успешно возглавлял хирургическое отделение городской больницы, непрестанно совершенствуя свои методики хирургических операций и по-отечески направляя своих коллег. Тысячи спасенных жизней определяли славу искуснейшего хирурга. В 1936 году его работа была отмечена самой высокой государственной наградой - присвоением звания «Герой труда». Волею исторической справедливости, дом Соловьевых сохранился в том виде, каким он был в 19 веке, включая интерьер. В этом основная заслуга принадлежит Варваре Васильевне Соловьёвой, младшей дочери Василия Фёдоровича, замечательной женщине и прекрасному врачу, проработавшей 30 лет на городской станции скорой помощи. Ей удавалось в очень трудное время в 40-50 годы XX века, мужественно преодолевая бездорожье на линейках и допотопном транспорте, оказывать больным очень квалифицированную помощь. Благодаря заботам многих людей, трепетно относящихся к памяти знаменитых братьев, дом включен в реестр исторических памятников Майкопа, охраняемых законом. Мемориальная доска братьям Соловьевым установлена на одном из старых корпусов городской больницы, а также на доме, где они жили более полувека. В 1993 году Совет народных депутатов города Майкопа увековечил память о В.Ф. и А.Ф. Соловьевых, учредив муниципальную премию их имени, присуждаемую ежегодно за наибольший вклад в развитие здравоохранения, народного образования, культуры и искусства. Лауреатами премии стали многие заслуженные и уважаемые майкопчане. Среди лауреатов муниципальной премии ; учитель биологии лицея 34 Н Т Каптан ,директор МУ здравоохранения «Детский санаторий Росинка « С Ш Мамий , медсестра поликлиники №5 А П Николаева ,тренер М У СДЮСШОР №1 В Н Овчинников, зав. сектором по охране памятников истории и культуры управления культуры М.О. г. Майкопа И В Садовский. Награждение происходит в День города в 18
торжественной обстановке Закончить свою работу хочется строками из письма И.И. Петрожицкого дочери Соловьева В.Ф. Н В Григорьевой: « Ваш дом является музейной редкостью. В нем мелодия старины, но старины высокой, благородной в идеях и стремлениях, и в прекрасной жизни – старины, перед которой склоняешься с уважением» 19

Заключение

На основе собранного материала можно сделать следующие выводы:
1 Жизнь и деятельность братьев Соловьевых ,приоткрывает для нас одну из замечательных страниц из истории нашего города и его замечательных граждан и позволяет брать достойный пример с этих выдающихся деятелей Майкопа 2Считаю, что деятельность Соловьевых должна изучаться не только их потомками, а на научном уровне. Государству необходимо с большей ответственностью заниматься сохранностью исторических памятников, т.к ремонт этого уникального дома родственники Соловьевых делают за свой счет. 3 Предлагаю, с целью патриотического воспитания, знакомиться на уроках истории, обществознания, классных часах с жизнью и деятельностью братьев Соловьевых, этих российских интеллигентов – гуманистов. 20

Список использованной литературы
1. «Братья Соловьёвы – граждане Майкопа» («Майкопские новости» 11.09.08г.), « 2. Братья Соловьевы _граждане Майкопа» Издание администрации муниципального образования «Город Майкоп» 2007г 3. Воспоминания Евгения Шварца» («Литературная Адыгея» 01.09г.) 4. «Воспоминание о пережитом;» И Петрожицкого («Литературная Адыгея» 10 12 95» 5. «Доктор. Подвижник. Гражданин» («Майкопские новости» 19.10.02г.), 6. «Жизнь в памяти и делах» («Майкопские новости» 21.07.07г.) 7. История 5-9 классы Опыт патриотического воспитания:уроки ,внеклассные мероприятия Автор – составитель Т В Типаева 8. «Копеечный доктор» («Советская Адыгея» 14.11.02г.). 9. «Кто вы, братья Соловьёвы?» («Майкопские новости» 3.09.96г.), 10. «Майкопский аристократический кружок» («Майкопские новости» 10.06.2000г), 11. Мазурик В «Воспоминания о Майкопе» (Литературная Адыгея январь – март 1998г)
Исторические документы
1. Автобиография 2. Афиша от 21.11.1900 года 3. Благодарственное письмо от 21.05.1917 года с Турецкого фронта 4. Архивы, архивная справка Петрожицкому из гос. архива Саратовской области 5. Грамота Герою Труда Соловьёву А.Ф. 6. Акт дарения 7. Свидетельства о рождении Василия Фёдоровича и Алексея Фёдоровича 8. Справка из Кубанского областного жандармского управления 9. Копия заявления Байбуз Ф.Ф. 10. Страницы из рукописей Петрожицкого 21


В раздел образования