Автор: Блохина Ольга Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №146 города Тюмени Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: конспект Тема: История тюменского камня Раздел: дошкольное образование
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной
группе №8 «История Тюменского камня»
Воспитатель Блохина Ольга Геннадьевна
Программное содержание:
Образовательная область «Социализация»
-Развивать творческие способности детей в играх;
- Развивать умение работать творчески в группах, умение самостоятельно
делиться на группы;
Образовательная область «Безопасность»
-Продолжать знакомить с огнеопасными предметами ( свеча) и правилах
безопасности при обращении с такими предметами;
Образовательная область «Познание»
Сенсорное развитие : Продолжать работу по сенсорному развитию в разных
видах деятельности;
Формирование элементарных математических представлений
Величина: Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине,
цвету.
Ориентировка в пространстве: Развивать умение определять
пространственные направления от себя, находить направление на карте
север, запад, юг, восток.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- Расширять представления детей о истории Тюменской области;
- Расширять представления детей об месторождениях полезных ископаемых;
Образовательная область «Коммуникация»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
- Обсуждать с детьми информацию о предметах, событиях, выходящих за
пределы привычного им ближайшего окружения;
- Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно
отражающие особенность предмета, явления, состояния, помогать логично и
понятно высказывать суждение
,
высказывать примеры из личного опыта;
Формировать умение выступать публично;
- ввести в активный словарь детей слова: полезные ископаемые,
месторождение, галька, гранит;
-
Способствовать развитию любознательности;
Образовательная область «Художественное творчество»
Роспись камня: Развивать интерес к расписыванию камней, усложняя ее
содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений и
композиций.
Оборудование: Презентация «Полезные ископаемые Тюменской области»;
камни по количеству детей (галька), словарь, карта Тюменской области, знаки
с обозначением месторождений; материалы для художественного творчества.
Ход:
-
Ребята,
в
наш
уголок
–
экспериментирования
принесли
подарок
-
шкатулочку.
Хотите отгадать, что в ней лежит? (Колечко, сережки, бусы, бант, заколка и
т.д.) Подсказку мы найдём в загадке:
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают (камень)
Воспитатель открывает шкатулку, достает камень, передает по кругу и
предлагает детям сказать, какой камень? (твердый, тяжелый, холодный,
прочный и т.д.)
Где, ребята, вы видели камни? (на море, в парке, памятники, в горах и т.д.)
Камни относятся к полезным ископаемым. Почему их называют
полезными? (Приносят пользу, используются человеком, используют в
производстве..) Почему называют ископаемыми? (Выкапываю из земли,
находят в горах)
Давайте заглянем в словарь и узнаем, что такое полезные ископаемые?
Полезными ископаемыми -
принято
считать
находящиеся в земной коре образования, которые приносят нам пользу
благодаря своим свойствам. Человек использует в производстве или как
топливо. Полезные ископаемые распределены на поверхности земной
коры
неравномерно,
преимущественно
они
сосредоточены
в
виде
пластов,
или
россыпей.
Большое
скопление
полезных
ископаемых
называется - месторождением.
Какими полезными богата Тюменская область? (нефть, газ, торф…)
Полезные
ископаемые
делятся
на
три
группы:
твердые,
жидкие
и
газообразные. К какой группе можно отнести присланные нам в подарок
камни? (твердые полезные ископаемые) Какие полезные ископаемые можно
назвать жидкими? (вода, нефть, газ) Какие полезные ископаемые вы отнесёте
к газообразным? (газ)
Про камень в народе говорят:
Вода не размочит
Не съест его пламень.
Нож, саблю наточит,
Зерно мелет
Хотите проверить правду ли говорит народ про камень?
Опыт с водой и камнем
Воспитатель предлагает детям опустить камень в воду.
Дети описывают камень помещенный в воду. Какой стал камень? (мокрый,
твёрдый, не изменился) Вывод: вода камень не размочила.
Опыт со свечой и камнем
Воспитатель сообщает детям, что опыт со свечой и камнем нужно проводить
осторожно. Почему? (Свеча может обжечь руки. Может произойти пожар.
Воспитатель
дает
детям
высказать
свои
мысли
из
личного
опыта)
Воспитатель нагревает камень на огне свечи.
Дети рассматривают. Делают вывод, что в огне камень не горит.
В народе говорят, что камень – лечит, камень судьбу предсказывает, камень
настроение поднимает.
Хотите поднять настроение и поиграть в игру
«Большой – маленький»
Воспитатель предлагает детям разбиться на группы по 4-5 человек
(раз, два, три, четыре, пять – соберитесь все по пять)
Организация игры. Дети стоят вокруг столов (4-5 человек). По столу
свободно рассыпаны камешки.
Содержание игры. Дети двумя пальчиками правой руки «ходят» по столу и
приговаривают: «Мы по бережку пойдем, большой камешек найдем». Дети
берут камень, рассматривают, сравнивают камни и находят, самый большой.
Поменьше, еще поменьше и самый маленький. «Можно приложить один
камешек к другому», - советует взрослый и показывает, как это делать –
совместить краешки одного камешка и другого. «У Даши большой, у
Максимки еще больше, этот – маленький…. Приложим Танин камешек к
Максимкиному – ух, самый большой! Молодец!»
Камешки снова возвращаются на стол; аналогично находится самый
маленький. Игра может повторяться несколько раз. Рассматривание камешков
сопровождается чтением стихов:
Этот камешек ровный и гладкий,
Этот – с трещинкой узкой, косой,
Этот камешек как шоколадка,
Этот – с синей, густой полосой!
А какой же из них самый – самый? (тёмный)
(Самый гладкий и т.д.)
Игра повторяется 2-3 раза.
Ребята, как вы думаете, сколько лет этому камню? (2,3, сто…) Имеют ли
камни возраст? Какие месторождения камней находятся на территории
Тюменской области?
Наши
ребята
и
родители
постарались
дома
и
подготовили
для
нас
презентацию . Мы будем не просто смотреть презентацию, и слушать наших
товарищей,
но
и
составим
с
Вами
карту
каменных
месторождений
Тюменской области, которые были обнаружены 15-20 тысяч лет назад.
Воспитатель
предлагает
детям
сесть
на
стульчики
перед
экраном,
на
мольберте карта Тюменской области.
Первый слайд.
Сопровождается рассказом ребенка.
15-20 тысяч лет назад районы Западной Сибири (Запад Тюменской области)
были заселены народами.
Следы их пребывания хранит и Тюменская земля. В
лесостепи, тайге и тундре по берегам
рек и озёр археологи находят остатки
стоянок, кости мамонтов, изделия из камня – ножи, наконечники к стрелам,
молотки.
Воспитатель – помещает в центре карты значок с гербом Тюмени.
-Это город Тюмень. Я поместила на карте герб Тюмени.
От отмеченного города Тюмени, помещается модель компаса со стрелками.
Детям предлагается найти западный участок Тюменской области и поместить
значок с камнем – обозначающий каменное месторождение.
Второй слайд.
Рассказ второго ребенка.
На юге Тюменской области - стоянка Катенька на озере Мергень, вблизи города
Ишима - жители поселений уже владели техникой расщепления камня на узкие
и тонкие пластины, которые служили ножами для разделки мяса, разрезания
шкур, дерева и кости.
Дети находят на карте юг Тюменской области и помещают значок с камнем –
обозначающий каменное месторождение.
Третий слайд.
Рассказ ребенка.
В бассейне реки Конды в Восточной части Тюменской области археологи нашли
стоянки людей, которые пользовались луками, дротиками и копьями охотились
на лося, северного оленя, пушного зверя и птицу, ловили рыбу. Из расколотого
камня
делали
и
более
крупные
орудия
–
(топор,
долото,
сверло),
предназначавшиеся для работы по дереву.
Дети помещают значок с камнем – обозначающий каменное месторождение в
восточную часть карты.
Четвертый слайд.
Рассказ ребенка.
В
это
же
время
таежные
охотники
и
рыболовы
начали
освоение
районов
Нижнего Приобья и даже Приполярья – это территория возле города Салехард.
Возле
озера
Андреевское
археологи
обнаружили
одежду
людей,
расшитую
каменными подвесками, оружие из камня – дротики и кинжалы.
Дети помещают значок с камнем – обозначающий каменное месторождение в
северную часть карты и рядом с городом Тюмень.
Ребята, посмотрите на нашу карту и скажите чем занимались наши предки
15-20 лет назад и в каких районах Тюменской области добывали камень и
что из него изготавливали?
Пятый слайд
Рассказ воспитателя.
А
сейчас
на
территории
Тюменской
области
производится
добыча
строительного камня, кварцевого песка, глины, известняка для строительства
домов.
В
Ханты-Мансийском
национальном
округе
обнаружены
и
добывается руда, золото, металлы и бокситы, гранит.
А Тюменские женщины носят украшения из драгоценных камней, добытых
на месторождениях Тюменской области.
Воспитатель предлагает детям превратиться в мастеров и расписать кусочки
гранита.
Продуктивная деятельность:
техника работы «Роспись на камне»
Детям предлагается выбрать себе камень. Почему камень гладкий? (Такой
камень – гранит, обработанный речной и морской водой, собирают с берегов
реки и моря.
Вода оттачивает края и камень становится гладким. Такие
камни называют – галька. Ты какой камень выбрал? (гальку) Какой формы?
(круглую)
Воспитатель демонстрирует на экране расписанные камни и объясняет, что
расписывать камни можно двумя способами:
Первый –это тонирование камня в какой- то- определенный цвет, дать камню
просохнуть и нанести узор.
Второй – нанесение узора на естественном камне, без тонирования.
Детям предлагается самим выбрать способ росписи , сюжет росписи.
Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям, расспрашивает
какие элементы росписи они будут использовать? (точки, завитки, круги,
дуги, растительные узоры),
в кого может превратиться их камень ?
(в
улитку, змейку, цветок и т.д.)
Дети заканчивают работу, помещают свои камни на выставку.
Воспитатель предлагает детям полюбоваться своей работой и подарить камни
самому дорогому человеку.
Ребята, подойдите к нашей карте. Сегодня мы совершили путешествие по
карте, а в дорогу нас позвал кто? Что мы нашли в шкатулке? (камень)
Как называется место, где много добывают много камней? (месторождение)
Какие полезные ископаемые находятся на территории Тюменской области?
В следующий раз мы отправимся в путешествие по Тюменской области и
узнаем какими месторождениями полезных ископаемы славится наш край?