Автор: Смелова Наталия Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина" Населённый пункт: город Ноябрьск Наименование материала: Конспект занятия для старшего дошкольного возраста Тема: "Научите меня говорить" (постановка звука [р]) Раздел: среднее профессиональное
Смелова Н.А.
Конспект занятия с использованием инновационных технологий:
«Научите меня говорить» ( постановка звука [Р])
Цели:
Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений, формировать
правильные артикуляционные уклады.
Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [Р].
Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
Развивать фонематическое восприятие, умение слышать звук в начале слов и в
потоке прочих звуков.
Развивать словесно-логическое мышление и навыки звукового анализа.
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Воспитывать усидчивость, желание достигать поставленной цели.
Оборудование:
Зонд
с
шариком
на
конце
(или
закругленная
палочка)
для
постановки
звука
[Р];
предметные картинки с изображением «ветерка», дракона, космической ракеты (целой и
состоящей из 12 частей), космонавта, символ звука [Р], картинки с изображением овощей,
птиц, ягод, цветов. Разрезная картинка «Ракета», презентации № 1, 2, 4, 14.
Ход.
1.
Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы с тобой будем учиться говорить звук [Р]. Игра «Весёлый дождик»
Произнеси твёрдо звуки [Т] - [Д].Слышишь, как будто капельки падают и
ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами правой
показывай, как капли дождя – крупные, тёплые – падают на твою руку, сначала
медленно, а потом всё быстрее и быстрее.
Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д…
Правой рукой изобрази падающие капельки дождя.
На цветок – т-д, т-д …
Левой рукой изобрази цветок.
И на дорожку – т-д, т-д …
Из левой руки сделай дорожку.
Застучал по крыше он – т-д, т-д, т-д …
Дождик пошёл сильнее.
2.
Что бы научиться правильно говорить звук [Р], нужно хорошо размять и
подготовить язычок. Самомассаж языка.
Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия
упражнений
для
язычка:
«Лопаточка»,
«Вкусное
варенье»,
«Парус»,
«Грибок»,
«Чашечка», «Маляр», «Качели», «Громкий барабан».
3.
4.
Послушай сказку «Приключение ветерка», и проделай указанные движения.
Эта
сказка
является
продолжением.
Логопед
и
ребёнок
сидит
перед
зеркалом,
и
совместно проделывают определённые артикуляционные движения (они обозначены в
правой части листа). Если ребёнок ещё не может правильно произнести звук [Р], его
произносит только взрослый.
Текст читает взрослый Действия выполняются ребёнком по просьбе взрослого
В пещере вновь борьба. Язык преградил путь Ветерку, он поднялся вверх, к верхним
Зубам, прислонился к бугоркам около них.
Широко открой рот.
Широкий язык подними вверх и приблизь к альвеолам.
Ветерок с силой бросается прямо на стражника, происходит борьба.
Ветерок всё-таки прорывает преграду, которую устроил ему Язык и верхние Зубы
С силой подуй на кончик языка так, чтобы он завибрировал.
Длительно произнеси звук [Р].
Рассерженный Язык бьётся о бугорки около Зубов, сердится, рычит. Ан поздно! Опять
ветерок на свободе!
Приблизь ладонь ко рту, почувствуй движение воздуха.
Если данное упражнение не вызвало вибрации языка, далее постановка звука [р] от звука
[ж] с механической помощью.
5.
К нам пришёл в гости космонавт, он хочет попросить тебя сложить из нескольких
частей космическую ракету, давай ему поможем.
6.
Посмотри,
космонавт
нуждается в твоей помощи. Он не
может произвести запуск своей ракеты. Что бы включилась кнопка «Запуск» нужно
длительно произнести звук [р], а у него не получается. Нужно его познакомить с
положением органов артикуляции при произношении звука [Р].
Заучи, как правильно нужно произносить звук [Р].
Рот широко открыт.
Зубы на большом расстоянии.
Язык
широкий
,
его
кончик
поднимается
кверху
и
упирается
в
бугорки
за
верхними
зубами
.
Горлышко гудит.
Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.
Р_______
Молодец, у тебя хорошо получилось.
7.
Посмотри на картинку и внимательно послушай, как я по нескольку раз буду
произносить её название. Если картинка названа правильно, произнеси звук [Р].
Если она названа неправильно, отрицательно покачай головой и скажи «нет».
Это лакета? Это ракета? Это акета? Это якета? Это ракета? Это вакета?
8.
Внимательно послушай и запомни, как рычит мотор самолёта (возьми картинку-
символ звука [P]). Изобрази работу мотора. Для этого руки согни в локтях, кисти
рук сожми в кулаки и вращай кистями рук перед грудью. Проделай такие движения
только тогда, когда услышишь, как рычит мотор самолёта (звук [P]), а на других
звуки не реагируй. Р___
С
–
М
–
Ль
–
Л
–
Й
–
В
–
Ль
–
З
–
Г
–
Н
–
Р
–
Рь
–
Вь
–
Ль
–
Й
–
Нь
–
Л
–
З
–
В
–
Р
–
Ж
–
Ы
–
У
–
Л
–
Л
–
Р
–
Ль
–
Ж
–
Рь
–
Л
9.
Космонавт отправляется в космическое путешествие, он не знает, если в космосе
цветы, другие растения, птицы. Давай ему поможем отобрать картинки в которых
нет звука [P], а со звуком [Р] он возьмёт с собой. Объясни, что объединяет картинки
в каждой рамке (цветы, ягоды, овощи).
Астра, ромашка, георгин, роза, колокольчик.
Ворона, воробей, грач, попугай, сорока.
Смородина, клубника, крыжовник, виноград.
Морковь, помидор, свёкла, картошка.
10. Всё
к
космическому
путешествию
готово.
Помоги
космонавту
завести
мотор
первой ступени. Р ________ (ребёнок произносит звук Р). Молодец. А теперь мотор
второй ступени. Р ________ (ребёнок произносит звук Р). А теперь мотор третей
ступени Р ________ (ребёнок произносит звук Р). Молодец, ты помог космонавту
отправиться в космическое путешествие.
11. Итог занятия.
Космонавт отправился в космическое путешествие, ты помог ему. И наше занятие
подошло
к
концу.
Сегодня
ты
научился
говорить
звук
[Р].
Давай
ещё
раз
посмотрим, как это у тебя получается.
Ребёнок выполняет.
Что бы научиться хорошо произносить звук [Р], произноси его в группе и дома.