Напоминание

"Научите меня говорить" (постановка звука [р])


Автор: Смелова Наталия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия для старшего дошкольного возраста
Тема: "Научите меня говорить" (постановка звука [р])
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Учитель-логопед

МАДОУ «Мальвина»

Смелова Н.А.
Конспект занятия с использованием инновационных технологий: «Научите меня говорить» ( постановка звука [Р])
Цели:
 Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений, формировать правильные артикуляционные уклады.  Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [Р].  Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.  Развивать фонематическое восприятие, умение слышать звук в начале слов и в потоке прочих звуков.  Развивать словесно-логическое мышление и навыки звукового анализа.  Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.  Воспитывать усидчивость, желание достигать поставленной цели.
Оборудование:
Зонд с шариком на конце (или закругленная палочка) для постановки звука [Р]; предметные картинки с изображением «ветерка», дракона, космической ракеты (целой и состоящей из 12 частей), космонавта, символ звука [Р], картинки с изображением овощей, птиц, ягод, цветов. Разрезная картинка «Ракета», презентации № 1, 2, 4, 14.
Ход.
1. Организационный момент. Логопед. Сегодня мы с тобой будем учиться говорить звук [Р]. Игра «Весёлый дождик»

 Произнеси твёрдо звуки [Т] - [Д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, тёплые – падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д… Правой рукой изобрази падающие капельки дождя. На цветок – т-д, т-д … Левой рукой изобрази цветок. И на дорожку – т-д, т-д … Из левой руки сделай дорожку. Застучал по крыше он – т-д, т-д, т-д … Дождик пошёл сильнее. 2. Что бы научиться правильно говорить звук [Р], нужно хорошо размять и подготовить язычок. Самомассаж языка. Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Парус», «Грибок», «Чашечка», «Маляр», «Качели», «Громкий барабан».
3. 4. Послушай сказку «Приключение ветерка», и проделай указанные движения. Эта сказка является продолжением. Логопед и ребёнок сидит перед зеркалом, и совместно проделывают определённые артикуляционные движения (они обозначены в правой части листа). Если ребёнок ещё не может правильно произнести звук [Р], его произносит только взрослый. Текст читает взрослый Действия выполняются ребёнком по просьбе взрослого В пещере вновь борьба. Язык преградил путь Ветерку, он поднялся вверх, к верхним Зубам, прислонился к бугоркам около них. Широко открой рот. Широкий язык подними вверх и приблизь к альвеолам. Ветерок с силой бросается прямо на стражника, происходит борьба. Ветерок всё-таки прорывает преграду, которую устроил ему Язык и верхние Зубы С силой подуй на кончик языка так, чтобы он завибрировал. Длительно произнеси звук [Р]. Рассерженный Язык бьётся о бугорки около Зубов, сердится, рычит. Ан поздно! Опять ветерок на свободе! Приблизь ладонь ко рту, почувствуй движение воздуха. Если данное упражнение не вызвало вибрации языка, далее постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью. 5. К нам пришёл в гости космонавт, он хочет попросить тебя сложить из нескольких частей космическую ракету, давай ему поможем.
6. Посмотри, космонавт нуждается в твоей помощи. Он не может произвести запуск своей ракеты. Что бы включилась кнопка «Запуск» нужно длительно произнести звук [р], а у него не получается. Нужно его познакомить с положением органов артикуляции при произношении звука [Р]. Заучи, как правильно нужно произносить звук [Р].  Рот широко открыт.  Зубы на большом расстоянии.  Язык широкий , его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами .  Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит. Р_______ Молодец, у тебя хорошо получилось.

7. Посмотри на картинку и внимательно послушай, как я по нескольку раз буду произносить её название. Если картинка названа правильно, произнеси звук [Р]. Если она названа неправильно, отрицательно покачай головой и скажи «нет». Это лакета? Это ракета? Это акета? Это якета? Это ракета? Это вакета? 8. Внимательно послушай и запомни, как рычит мотор самолёта (возьми картинку- символ звука [P]). Изобрази работу мотора. Для этого руки согни в локтях, кисти рук сожми в кулаки и вращай кистями рук перед грудью. Проделай такие движения только тогда, когда услышишь, как рычит мотор самолёта (звук [P]), а на других звуки не реагируй. Р___ С – М – Ль – Л – Й – В – Ль – З – Г – Н – Р – Рь – Вь – Ль – Й – Нь – Л – З – В – Р – Ж
– Ы – У – Л – Л – Р – Ль – Ж – Рь – Л 9. Космонавт отправляется в космическое путешествие, он не знает, если в космосе цветы, другие растения, птицы. Давай ему поможем отобрать картинки в которых нет звука [P], а со звуком [Р] он возьмёт с собой. Объясни, что объединяет картинки в каждой рамке (цветы, ягоды, овощи). Астра, ромашка, георгин, роза, колокольчик. Ворона, воробей, грач, попугай, сорока.

Смородина, клубника, крыжовник, виноград. Морковь, помидор, свёкла, картошка. 10. Всё к космическому путешествию готово. Помоги космонавту завести мотор первой ступени. Р ________ (ребёнок произносит звук Р). Молодец. А теперь мотор второй ступени. Р ________ (ребёнок произносит звук Р). А теперь мотор третей ступени Р ________ (ребёнок произносит звук Р). Молодец, ты помог космонавту отправиться в космическое путешествие. 11. Итог занятия. Космонавт отправился в космическое путешествие, ты помог ему. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты научился говорить звук [Р]. Давай ещё раз посмотрим, как это у тебя получается.
Ребёнок выполняет. Что бы научиться хорошо произносить звук [Р], произноси его в группе и дома.


В раздел образования