Автор: Большаков Владимир Николаевич Должность: учитель физики Учебное заведение: МАОУ "Неболчская средняя школа" Населённый пункт: п.Неболчи, Новгородская область Наименование материала: статья Тема: Современный урок и его особенности Раздел: полное образование
Современный урок и его особенности
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели
и
содержание
образования,
появляются
новые
средства
и
технологии
обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и
главной
формой
обучения.
На
нем
держалась
традиционная
и
стоит
современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад,
встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но
решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к
ожидаемому
положительному
результату.
Как
для
учеников,
так
и
для
Учителя,
урок
интересен
тогда,
когда
он
современен
в
самом
широком
понимании этого слова.
Современный,
–
это
и
совершенно
новый,
и
не
теряющий
связи
с
прошлым,
одним
словом
–
актуальный.
Актуальный
[от
лат.
actualis
–
деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще
–
действенный,
современный,
имеющий
непосредственное
отношение
к
интересам
сегодня
живущего
человека,
насущный,
существующий,
проявляющийся
в
действительности.
Помимо
этого,
если
урок
–
современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
общего
образования
предполагает
новый
подход
к
разработке
урока
в
условиях
современной
информационной
образовательной
среды.
В
связи
с
этим
педагогу
необходимо
овладеть
соответствующей
технологией
подготовки
урока.
Главными
факторами,
влияющими
на
развитие
образования
сегодня,
являются поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель
современного
образования)
и
процессы
глобализации.
Эти
требования
связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека
к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием
этих
изменений
стало
появление
новых
федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
обеспечивающих
условия
для
подготовки
личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических
условиях.
Важно
понять,
что
традиционный
процесс
обучения
в
школе,
несомненно,
давал
образовательные
результаты,
но
эти
результаты
были
востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые
образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в
информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-
методические условия реализации образовательной программы.
Каким бы современным не был наш урок, не стоит забывать, что важным
его
элементом
является
учебник.
На
смену
прежним,
традиционным
учебникам
приходит
учебно-методический
комплект,
включающий
учебники, рабочие тетради, электронные приложения, средства методической
поддержки, интернет-поддержку образовательного процесса и многое другое.
Развитие
информационных
и коммуникационных
технологий
позволяет
утверждать, что ЭОР (электронные образовательные ресурсы) займут своё
достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных
изданий будет педагогически обоснованным.
В результате, приходим к выводу о том, что дидактические принципы
построения
урока
в
информационной
образовательной
среде
являются
важным
педагогическим
инструментом
в
подготовке
учителем
такого
современного
урока,
и
особенно
они
важны
для
анализа
планируемых
образовательных результатов.
В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных
образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически
обоснованно
их
выбирать,
учителю
важно
знать,
какие
образовательные
задачи
можно
решать
с
помощью
данных
ресурсов,
какие
методические
функции
они
выполняют
и
какие
виды
учебной
деятельности
могут
поддерживать
и
инициировать.
Следует
учитывать
тот
факт,
что
ЭОР
обладают
такой
важной
дидактиче ской
характеристикой,
ка к
интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для
учебного диалога.
Таким
образом,
подготовка
современного
урока
представляет
собой
целенаправленное
сочетание
следующих
элементов,
направленных
на
достижение планируемых образовательных результатов:
педагогическая ситуация;
содержание обучения;
техническое оснащение;
программное обеспечение;
организация обучения в информационно-образовательной среде урока.
При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом
как
общих,
так
и
индивидуальных
особенностей
школьников,
исходя
из
условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет
происходить процесс обучения.
В
отличие
от
традиционного урока,
который
отвечал
требованиям
образования конца 20 века, современный урок – это, прежде всего урок,
направленный
на
формирование
и
развитие универсальных
учебных
действий (УУД).
Выделяют
несколько
наиболее
важных
аспектов
такого
урока.
Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель
можно отождествить с результатом урока. Результатом урока
является не
успеваемость,
не
объем
изученного
материала,
а
приобретаемые
УУД
учащихся
(такие
как
способность
к
действию,
способность
применять
знания,
реализовывать
собственные
проекты,
способность
социального
действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке
не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности
использовать полученные знания.
К
новым
образовательным
целям
урока
относятся
цели,
которые
учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для
себя.
Второй аспект современного урока
- Деятельностный
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками
в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность.
Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход
от
репродуктивного
подхода
на
занятии.
Чем,
больше
самостоятельной
деятельности
на
уроке,
тем
лучше,
т.к.
учащиеся
приобретают
умения
решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов
и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые
игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию
УУД на
уроке
способствует
применение
современных
педагогических технологий: технология критического мышления, проектная
деятельность,
исследовательская
работа,
дискуссионная
технология,
коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы
учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.
Новый
подход
к
образованию
соответствует
современному
представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где
учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору
научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание
становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как
творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня
реализовывать новые образовательные стандарты.
Многие учителя, понимая важность умения учиться и разделяя идеи
концепции
развития
УУД,
всё
же
испытывают
большие
сомнения
в
возможности достижения поставленных задач. И одна из основных причин –
недостаток
знаний
и
умений
в
области
применения
таких
психолого-
педагогических
технологий,
с
помощью
которых
становится
возможным
достижение новых образовательных результатов.
Следует
отметить,
что
современный
урок
отличается
тем,
что
представляет
собой
урок-систему.
Каждый
последующий
урок
является
продолжением предыдущего урока. И если учитель не выработает систему, то
результаты будут плачевными.
Отличительной
чертой
современного
урока
является
его цельность.
Цельность
урока,
его
подчинённость
одной
идее
обеспечивается
двумя
важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение –
это
содержательно-смысловой
стержень
урока,
т.е.
то,
«ради
чего»
проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, -
это динамический стержень урока, т.е. то, «из-за чего» проводится урок.
Благодаря
обобщению
обеспечивается
содержательная
цельность,
или
единство урока, а благодаря мотивации – его психологическая цельность,
обусловливающая
психологическую
связанность и
необходимость
всех
этапов, предотвращение распада урока на отдельные составные части. Всё
это становится тем более понятным, если вспомнить, что идея методики
исследования
заключается
в
моделировании
естественного
процесса
открытия. Для того чтобы это открытие состоялось, чтобы получение нового
знания психологически переживалось как открытие, урок и должен обладать
особыми характеристиками, которые обозначаем через определение урока
как системы.
Цели деятельности учителя направлены, прежде всего, на развитие
личности ученика и включают:
развитие
позитивных
индивидуальных
свойств
ученика
–
способностей, интересов, склонностей;
развитие
у
учащихся
интеллектуальной,
исследовательской,
информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
развитие личностно смыслового отношения учащихся к изучаемому
предмету;
развитие
ценностного
отношения
учащихся
к
окружающей
действительности.
Формы
организации
урока
могут
быть
самыми
разнообразными.
Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель
добивается
включения
каждого
ученика
в
активную
целенаправленную
учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной,
парной, групповой работы.
Именно в данных уроках появляются все основания для того, чтобы
перейти от внешней эффективности передачи знаний к более глубинному
основанию
знаний.
Процесс
проникновения
в
глубину
способствует
возникновению
личностного
смысла
знаний.
Он
становится
возможным
тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний.
Классификации уроков
В
условиях
введения
ФГОС
ОО
второго
поколения
вопрос
с
классификации школьных уроков приобретает особое значение, ведь новые
взгляды на организацию процесса обучения инициируют инновационный
поиск
новых
типов
уроков.
Однако
предлагаемые
сегодня
подходы
к
классификации
уроков
ещё
не
прошли
проверку
временем.
Кроме
того,
некоторые
из
предлагаемых
видов
уроков,
по
сути,
являются
частными
разновидностями уже известных в науке и практике обучения типов уроков.
- Классификации уроков по «ведущей дидактической цели»
На данном признаке базируются две классификации уроков.
Первая из них включает следующие их типы:
Вводные уроки.
Текущие уроки.
Обобщающие уроки.
Вторая классификация включает такие типы уроков, как:
Уроки изучения нового материала.
Уроки закрепления изученного материала.
Уроки
повторения,
систематизации
и
обобщения
знаний,
умений и навыков.
Уроки контроля результатов обучения.
Эти классификации лежат в основе построения тематического плана,
отражающего систему уроков по изучению учебных тем любого школьного
предмета.
1.
вариант
Уроки последовательного изучения ключевых вопросов темы.
Уроки закрепления изученного материала.
Уроки
повторения,
систематизации
и
обобщения
знаний,
умений и навыков.
Уроки контроля результатов обучения.
2.
вариант
Вводные уроки.
Уроки изучения ключевых вопросов темы.
Уроки закрепления изученного материала.
Уроки
повторения,
систематизации
и
обобщения
знаний,
умений и навыков.
Уроки контроля результатов обучения.
- Классификация уроков по «ведущему методу обучения»
В практике обучения используется широкий спектр методов обучения,
различаемых по разным классификационным основаниям. Одним из таковых
является
деление
методов
обучения
на
репродуктивные
и
проблемные
методы.
Соответственно,
по
ведущему
методу
обучения
уроки
делят
на
следующие типы:
репродуктивные уроки;
проблемные уроки.
В условиях введения ФГОС ОО второго поколения, его направленности
на формирование у школьников универсальных учебных действий, в том
числе
проблемно-поисковых,
приоритетными
в
практике
обучения
становятся проблемные уроки.
Проблемные уроки можно определить как уроки, на которых школьники
систематически вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения
учебных проблем. При этом важно, чтобы этот процесс организовывался
учителями всех предметов на основе единого алгоритма.
Данный алгоритм включает в себя следующие важнейшие этапы:
1. Актуализация опорных знаний и способов действий.
2.
Создание проблемной ситуации.
2.
Постановка учебной проблемы.
2.
Решение проблемы:
выдвижение гипотезы;
проверка гипотезы;
формулировка решения.
5. Подтверждение и применение найденного решения.
- Классификация уроков по «характеру совместной деятельности
субъектов обучения»
По данному признаку различают следующие, широко применяемые в
практике, типы уроков:
урок-лекция;
урок-семинар;
урок-лабораторная работа;
урок-исследование;
урок-проект и т.д.
- Классификация уроков по «способу организации»
По данному признаку различают следующие два типа уроков:
комбинированные уроки;
синтетические уроки.
В
своей
практике
я
убедился,
что
создание
проблемных
ситуаций
является активным
методом формирования
и совершенствования знаний
учащихся в
области
физики.
Подтверждение
этому
-
оптимальная
эффективность
уроков, обязательным
компонентом
которых
является
постановка
и
решение
учебной
проблемы.
Наблюдается
повышенная
активность учащихся, которая способствует развитию позитивных мотивов.
Результаты преподавания, на мой взгляд, устойчивые. Проблемные уроки
стимулируют
собственную
познавательную
активность
учащихся
и
помогают более осознанно решать задачи.
В
результате
практико-ориентированных
семинаров
РМО
учителей
Любытинского муниципального района по подготовке к переходу к ФГОС
второго
поколения,
мною
были
разработаны
и
проведены
уроки
в
соответствии
с
требованиями
новых
стандартов.
Для
современного
мотивированного
к
обучению
школьника
характерно
стремление
к
самостоятельности, к динамичной и результативной деятельности. Этому
требованию и отвечают современные проблемные уроки
При актуализации опорных знаний на современном уроке повторяется
материал
предыдущих
уроков,
и
зачастую
это
повторение
происходит
в
течение
нескольких
уроков.
С
другой
стороны,
актуализация
помогает
выявить пробелы в знаниях.
Разработанный и проведенный мною урок в 8 классе по теме “Оксиды”
показал,
насколько
ребята
активно
самостоятельно
и
заинтересованно
выдвигали
гипотезы,
находили
решения
на
поставленный
вопрос
урока.
Причем
увеличилась
не
только
активность
ребят,
но
и
количество
работающих на уроке. Я считаю, чтобы любая технология “работала”, в т.ч. и
технология проблемных уроков, ее надо проводить не от урока к уроку, а
каждый урок, т.е. в системе. Поэтому я разрабатываю проблемные уроки ко
всему разделу “Соединения химических элементов” в 8 классе. В связи с этой
работой появились следующие рекомендации к проведению современного
урока
Рекомендации к проведению современного урока:
использование учителем разнообразных форм и методов организации
работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного
опыта относительно предложенной темы;
создание
атмосферы
заинтересованности
каждого
ученика
в
работе
класса;
стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов
выполнения
заданий
на
уроке
без
боязни
ошибиться,
получить
неправильный ответ;
поощрение
стремления
ученика
предлагать
свой
способ
работы
(решения
задачи),
анализировать
в
ходе
урока
разные
способы,
предлагаемые
учащимися,
отбирать
и
анализировать
наиболее
рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид
и
форму
материала
(словесную,
графическую,
условно-
символическую);
создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому
ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу,
самостоятельность, избирательность к способам работы;
обсуждение
с
учащимися
в
конце
урока
не
только
того,
что
«мы
узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось)
и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-
другому;
при
опросе
на
уроке
(при
выставлении
отметок)
анализировать
не
только
правильность
(неправильность)
ответа,
но
и
его
самостоятельность,
оригинальность,
стремление
ученика
искать
и
находить разнообразные способы выполнения заданий;
при задании на дом необходимо называть не только содержание и
объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной
организации
учебной
работы,
обеспечивающей
выполнение
домашнего задания.
В
рамках
заданной
программой
обучения
общей
цели, современные
уроки преследуют собственную цель: поднять интерес учащихся к учёбе
и, тем самым, повысить эффективность обучения.
Многие уроки по объёму и содержанию рассматриваемого материала
нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий
подход со стороны учителя и учащихся.
Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние,
это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом
качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности,
оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить
взаимосвязь
разных
наук,
это
самостоятельность
и
совсем
другое
отношение к своему труду.
Для учителя это возможность для самореализации, творческого подхода
к своей работе, осуществления собственных идей.
Главным на уроке остаётся:
не удивить инновационными технологиями, а научить учащихся;
на
уроке
учащиеся
должны
для
себя
сделать
какое-то
открытие
–
увидеть что-то новое.
Говорить о современном уроке можно много и долго. Но самое главное-
это способность самого учителя учиться, осваивать что-то новое, желание
изучать и внедрять в свою практику инновации, умение зажечь жаждой
познания своих учеников.
Список используемой литературы:
1. Технология подготовки урока в современной информационной среде:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Е.В. Чернобай. -
М.: «Просвещение» 2012
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.:
Просвещение, 2010
3.
Шаталов
М.А.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
общего
образования
второго
поколения:
дидактические
основы
современного урока: метод. рек. – СПб.: ЛОИРО, 2012