Программное содержание:
Задачи:
• Упражнять в составлении и решении задач. Развивать умение
находить правильный ответ к задаче.
*Закрепить знания детей об арифметических знаках: больше,
меньше, равно, плюс, минус.
• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
• Упражнять в счёте в пределах 20, в обратном счете в пределах 10
*Закрепить знания о числовом ряде, и месте нахождения цифры.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
*Упражнять определять геометрические фигуры по схеме.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года,
месяцев года.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже,
длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления,
сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций,
развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную
задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение
логических задач, решение простых арифметических задач,
наблюдение за календарём, индивидуальные занятия
Методические приёмы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов, технических
средств).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные
ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: фланелеграф, цифры, знаки, схемы, мяч.
Демонстрационный материал: схема, модель для составления
арифметических задач.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, , тетради,
карандаши .
Ход занятия:
Воспитатель проводит игру на ориентировку в пространстве:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).
Воспитатель читает стихотворение
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все , что без точного счета,
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь ребята скорей за работу
учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
- «Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие?
Ответы детей.
Раздаётся стук в дверь. Приносят телеграмму от Незнайки.
Он попал на планету математики и не может вернуться обратно.
Незнайка просит помощи у ребят.
. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут
большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь».
- « А на чем мы с вами отправимся?
Ответы детей
Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по
порядку, мы узнаем, на чем мы с вами полетим».
- « Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?»
II - Ну вот, сели удобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась
наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 20.
Игра с мячом «Назови соседей числа»
Воспитатель спрашивает:
Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед
названным) и какое последующим (то, которое стоит после
названного)?
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:
«Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно
будете называть предыдущее и последующее числа».
III – « Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно
я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:
У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько
ворон? (2)
9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?»
Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
IV- « Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели.
Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные
задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты
Дети по символам определяют геометрические фигуры.
*Дети должны определить место цифры в числовом ряду.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
-.Задачки то заколдованные, зашифрованные. Здесь какие-то схемы,
модели. Можно ли по этим схемам придумать задачки? Прежде чем
вы составите задачки, давайте вспомним:
- Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический
знак нужно поставить?
- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак
нужно поставить?
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?»
Схема: (Дети составляют задачи и находят правильный ответ у себя
на карточке)
Решение:4-1=3 (от четырех отнять один осталось три)
Модель:
8+1=9
Решение: на дереве сидело восемь птиц, к ним прилетела еще одна.
Сколько всего птиц стало на дереве? (К 8 прибавить один получится
9)
V - А теперь пора нам возвращаться домой.
Но чтобы лететь назад нам нужно найти другие кнопки. А теперь
возьмите листочек бумаги и карандаш в руки. Математический
диктант.
В левом верхнем углу нарисуем квадрат.
В правом нижнем углу овал.
В левом нижнем углу прямоугольник.
В правом верхнем углу круг.
А посередине треугольник.
- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.
Пуск! Полетели! .
VI « А пока мы с вами летим - небольшая «Умственная разминка»
Игра «Скажи наоборот
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
- Какое сейчас время года?
- Сегодня четверг, а завтра?
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
-Если стол выше стула, то стул…?
-Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяца.
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько концов у двух палок?
- Если сестра старше брата, то брат…?
VII–« Мы приземлились! Стук в дверь. Появляется Незнайка.
Благодарит детей и дарит подарок.
Подведение итогов.
Где мы с вами были? Какие задания выполняли? Кто считает, что он
занимался хорошо? Вы мне тоже очень понравились, были
настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам
удалось выручить Незнайку.