Напоминание

Лоскутная техника


Автор: Андриенко Вера Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ "92"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Лоскутная техника
Раздел: среднее образование





Назад




Автор:
Андриенко Вера Васильевна,


учитель
технологии
, Урок в 5 классе «Лоскутная техника» по технологии разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. И в этом его
инновационность.
Определены результаты (личностные, метапредметные, предметные) не только для всего урока, но и на каждом этапе. Применены современные образовательные технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, самооценки, здоровьесберегающие, которые обеспечивают активную познавательную, интеллектуальную и практическую самостоятельную деятельность детей. Созданы условия для погружения детей в атмосферу творческой деятельности через самостоятельное формулирование цели и темы урока, создание эскиза (проекта) будущего образовательного продукта. Деятельность учителя направляющая, корректирующая. Формы деятельности обучающихся разнообразны: индивидуальная, групповая. Прослеживается четкая логика урока от поставленных целей до подведения итогов.
Цель
методической разработки - создание условий для развития интереса обучающихся к различным видам декаративно – прикладного творчества.
Задачи:

-
развивать творческие способности - воспитывать навыки конструктивного общения - сформировать знания о «Лоскутной технике» как о виде декаративно-прикладного творчества
Планируемый

результат:
сформированный интерес обучающихся к созданию проектов с применением «лоскутной техники» Урок предназначен для проведения среди учащихся
5 класса
и соответствует этому возрастному периоду: достаточно много разнообразных видов работы, что не делает урок скучным, проводится физкультминутка, на каждом этапе учителем проводится инструктаж по выполнению работы, обязательная оценка и самооценка выполненных действий.
Практическая ценность
разработки в том, что ее можно использовать на кружке по внеурочной деятельности, элементы – на занятиях в период летнего отдыха детей. В качестве приложения предлагается дополнительная информация о тканях и инструкционная карта по выполнению практической работы.
Реалистичность
– в возможности применить любому учителю на уроках технологии.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, в качестве наглядного пособия – презентация.
Оценка
личностных и метапредметных результатов осуществляется по трехуровневой системе, предметная по пятибалльной шкале. « Лоскутная техника» предмет «Технология», 5 класс раздел программы : «Художественные ремесла»

Технологическая карта урока

Предмет:
«Технология»
Класс:
5
Раздел программы:
«Художественные ремесла»
Тема:
«Лоскутная техника»
Цель урока:
прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества; познакомить учащихся с одним из видов декоративно- прикладного творчества – «Лоскутной техникой»
Задачи:
 Образовательная: сформировать знания о «Лоскутной технике», как виде декоративно-прикладного творчества;  Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творче - ские способности, образное мышление;  Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усид- чивость, целеустремленность;
Тип урока:
комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)
Планируемые результаты:
 Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;  Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;  Предметные: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Лоскутное шитье», умение устанавливать взаимо - связь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;
Средства обучения:
 Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;  Презентация: «Лоскутная техника»;  Раздаточный материал: - печатные тексты: «Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделия в лоскутной технике»; «Особенности выбора ткани для изготовления изделий в лоскутной технике»; «Подбор ткани по цвету»; «Шаблоны для раскроя элементов орнамента»; - таблица подбора гармоничных цветов; - инструкционная карта по выполнению практической работы «Изготовление эскиза лоскутного изделия»; - образцы тканей и прокладочных материалов; - цветовой круг, карточки сочетания цветов; - комплект геометрических фигур;
Предмет, класс, тема Методы обучения Тип урока Планируемые результаты освоения содержания урока Виды учебной деятельност и Система средств обучения Личностные Метапредметные Предметные Познавательные Регулятивные Коммуникативные  предмет «Технология», 5 класс  раздел программы : «Художественные ремесла»  тема: «Лоскутная техника»  Словесные, наглядные, практические, частично- поисковый  Комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике) - Установление связей и значимости данного вида деятельности; - Умение мотивировать свою деятельность; - Осознание своих возможностей; - Проявление интереса к новому содержанию; - Осознание ответственност и за качество своей деятельности; - Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов; - Самостоятель- ное решение творческих задач; - Выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации; - Умение строить логическую цепочку рассуждений; - Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; - Составление плана действий и применение его для решения творческих задач; - Прогнозирова- ние результата труда; - Умение осуществлять самооценку и взаимооценку; - Ответственное отношение к практической деятельности; - Умение осуществлять учебное сотрудничество; - Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого; - Умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении; - Умение вести диалоговую беседу; - Понимание и определение понятий: «Декоративно- прикладное творчество», «Лоскутное шитье», «Цветовой круг», «Шаблон», «Прокладочные материалы»; - Умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических учебных задач; - Умение применять знания в практической деятельности; - Овладение способами эстетического оформления изделия;  Работа в группах  Работа с текстом  Ведение диалога, объяснение Оборудование: мультимедийный проектор; - экран; - компьютер; Презентация: - «Лоскутная техника»; Раздаточный материал: - кроссворд по теме: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»; - печатные тексты: «Особенности выбора ткани», «Цветовая гамма, выбор ткани по цвету и рисунку», «Материалы и инструменты», «Шаблоны для раскроя элементов орнамента»; -образцы тканей; -цветовой круг; - инструкцион. карта по выполнению практической работы ;
 Выполнение практической работы (индивидуальная работа) Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1.Организационно- мотивационный - Организует начало учебной деятельности; - Проверяет готовность обучающихся к уроку; - Готовятся к уроку; - Погружаются в благоприятную атмосферу; Личностные: - эмоциональный настрой на урок; - самоорганизация; Регулятивные:
- Создает эмоциональный настрой на совместную работу; - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке; 2. Актуализация знаний - Организует работу с кроссвордом, с последующим обсуждением; - Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока; - Работают с кроссвордом, оценивают личный опыт, делают выводы; - Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока; Личностные: - активизация имеющихся ранее знаний; - активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; Регулятивные: - умение поставить учебную цель; Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - закрепление знаний по предыдущим темам; 3. Введение новых знаний - Сообщает новые знания; - Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу всех членов группы; - Предлагает проанализировать информационные источники и составить опорный конспект; - Предлагает заслушать отчет групп; - Контролирует и подтверждает правильность выводов; - Обобщает полученные результаты; - Делятся на группы; - Работают с информационными источниками, составляют опорный конспект; - Озвучивают полученные результаты; - Фиксируют в тетради основные мысли; Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - умение работать с различными источниками информации; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний; - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - умение давать определения новым понятиям темы;
- характеризовать особенности «Лоскутного шитья», особенности выбора ткани по волокнистому составу, цвету и рисунку, правила изготовления шаблонов для лоскутного изделия; 4. Физминутка - Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся; - Выполняют физические упражнения; Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни; 5. Первичное закрепление нового материала - Актуализирует полученные на уроке новые знания; - Предлагает продолжить фразы: «Я не знал, что……» «Я понял, что……» «Теперь я смогу……» - Слушают учителя; - Обобщают новые знания; Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений; Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи; 6. Применение знаний на практике - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:  Сообщает учащимся название практической работы;  Разъясняет задачи практической работы;  Знакомит с объектом труда – об- разцом;  Предупреждает о возможных за- труднениях при выполнении практической работы; - Контролирует выполнение учащимися практической работы; - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени; - Проводит заключительный инструктаж:  Организует выставку выполнен- ных эскизов на доске;  Анализирует выполнение само- стоятельной работы;  Организует разбор типичных - Организуют рабочее место; - Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы; - Выполняют практическую работу: «Изготовление эскиза для лоскутного изделия»; - Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения; Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности; - проявление самостоятельности; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату; Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне; - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение применять методы художественного оформления изделий; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата; Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные:
ошибок учащихся;  Направляет учащихся на форму- лирование способов устранения ошибок - закрепление знаний по выбору цветовой гаммы; - применение знаний на практике по составлению эскиза лоскутного изделия с использованием шаблонов; 7. Рефлексия - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока; - Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; - Проводят самооценку; - Оценивают работу одноклассников; Личностные: - умение провести самооценку и организовать взаимооценку; Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению; Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников; 8. Домашнее задание - Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:  Изготовить шаблоны выполнен- ного эскиза лоскутного изделия;  Подобрать и принести кусочки хлопчатобумажной ткани; - Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание; - Записывают домашнее задание в дневник;
Инструкционная карта по выполнению практической работы

«Изготовление эскиза для лоскутного изделия»

Ход работы:


1.
Из плотной бумаги или картона вырежьте квадрат размером 20*20.
2.
На готовом образце придумайте и изобразите рисунок прихватки, выполненной в лоскутной технике, используя различ- ные геометрические фигуры. !!! Не забывайте, что все линии необходимо проводить с помощью линейки, ведь Ваш рисунок – это будущие шаблоны- выкройки лоскутного изделия. Очень важно чтобы все линии были ровные.
3.
Выполните рисунок прихватки в цвете, используя таблицу подбора гармонирующих цветов.
Шаблоны для раскроя элементов орнамента.

Шаблоны в лоскутной технике
– это то же самое, что выкройки для раскроя одежды. В лоскутной технике, как правило, используются
геометрические рисунки
. Элементами в лоскутной технике могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести- и восьмиугольники и т.д.
В лоскутной технике узоры обычно складываются из
повторяющихся элементов
, поэтому для раскроя материалов применяют
выкройки – шаблоны
. Шаблоны изготавливаются специально для каждого изделия и выполняют их из плотной бумаги или картона. Шаблоны не рисуются, а чертятся с помощью линейки. Почему не рисование? Потому что на основе чертежа выполняются выкройки. Малейший перекос или неровная линия и придется начинать все сначала. Начертив шаблоны, необходимо сделать
припуски на обработку швов
(1-1,5 см). Выполнить изделие в лоскутной технике нетрудно. С этой задачей может справиться каждый. Нужно лишь запастись терпением. Раньше такую работу выполняли в ручную – затрачивалось много сил и времени. Сейчас такой проблемы не существует. Для выполнения изделий из лоскутков используют швейную машину. Придумано множество способов выполнения такого рода работ, которые значительно экономят время и энергию человека.
Таблица подбора гармонирующих цветов

Цвет

Дополнительные цвета

Красный
Зеленый, серый, синий, желтый, коричневый

Оранжевый
Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой
Желтый
Синий, красный, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый.
Темно-зеленый
Коричневый, бежевый
Зеленый (светлый)
Желтый, оранжевый, темно-зеленый, песочный, розовый
Бледно-голубой
Темно-красный, серый
Синий
Серый, белый, голубой, желтый, красный,
Фиолетовый
Светло-зеленый, темно-зеленый, желтый
Коричневый
Желтый, красный, бежевый, зеленый
Серый
Фиолетовый, малиновый  Составляя из лоскутков композицию важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах.  Хорошо гармонируют между собой оттенки одного цвета: темный со светлым.  На фоне пестрых тканей выделяются однотонные. Они как бы выступают вперед – организуя центр композиции.  Не нужно стремиться к большому количеству разнообразия тканей в одном изделии. Достаточно взять 2 – 3 (например: однотонную ткань синего цвета и 1 – 2 ткани с сине-голубыми цветами).
Особенности выбора ткани для изготовления изделий в лоскутной технике.
При создании изделий в лоскутной технике могут использоваться самые разнообразные ткани — от тонких шелковых до плотных шерстяных. При выборе тканей важно учитывать их свойства.

Классификация тканей по составу:

Хлопчатобумажные ткани
являются основным материалом для лоскутных работ. Они хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются, легки в обработке, относительно долговечны. Единственный недостаток - усадка при стирке. 
Льняные ткани
прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся. 
Шерстяные ткани
мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки. 
Вискозные ткани
очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются, легко мнутся, сложны в работе. 
Синтетические ткани
требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро восстанавливают форму после стирки.
Классификация тканей по рисунку:

Гладкокрашеные ткани
– ткани, окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают, а яркие придают изделию контрастность. 
Пестротканые ткани
– ткани, вытканные из нитей разных цветов, хорошо подходят для создания пледов и покрывал. 
Ткани с набивным рисунком
– наиболее популярные и часто применяемые в лоскутном шитье. Их можно разделить на несколько групп:  Цветочный рисунок наиболее популярен.  Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисун- ка.  Тематический рисунок, например, детский - игрушки, зверюшки и др.  Абстрактный рисунок, трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.

Подбор ткани по фактуре:
При подборе материалов для лоскутной техники большое внимание уделяется фактуре.
Фактура ткани
– это структура её поверхности, которая влияет на рельефность, рисунок лицевой поверхности, блеск, т.е. на внешний вид ткани, а также свойства. Фактура ткани зависит от переплетения нитей. В лоскутной технике предпочтение отдается простым переплетениям:  Полотняное (рис. а);  Саржевое (рис. б);  Сатиновое (рис. в);  Атласное (рис. г).
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:


Определение прочности окраски.
Производится во избежание линьки готовых изделий после стирки. Для этого – не- большой кусочек ткани смачивают водой и утюжат на белой поверхности. Если останется след, значит, краска неустойчи- ва. Такие ткани использовать нежелательно. 
Стирка и накрахмаливание тканей.
Изделие из лоскутов лучше выглядит и меньше пачкается, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить. 
Декатирование тканей.
Производится для предотвращения последующей усадки ткани при стирке и изготовлении изде- лия с помощью влажно-тепловой обработки. 
Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделий в

лоскутной технике.
 Для выполнения изделий из лоскутов необходимо иметь ряд инструментов: 
Ножницы

Иглы Наперсток
 
Сантиметровую ленту, линейку
 

Мел, простые карандаши и картон для изготовления шаблонов
   К материалам лоскутной техники относятся: 
Нитки Кусочки тканей
     В качестве прокладочных материалов используют
синтепон
или
ватин
:    К оборудованию для изготовления изделий из лоскутков относятся: 
Утюг
– для влажно-тепловых работ и
швейная машина
– для машинных работ 


В раздел образования