Автор: Андриенко Вера Васильевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ "92" Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Лоскутная техника Раздел: среднее образование
учитель технологии ,
Урок
в
5
классе
«Лоскутная
техника»
по
технологии
разработан
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. И в этом его инновационность. Определены
результаты
(личностные,
метапредметные,
предметные)
не
только
для
всего
урока,
но
и
на
каждом
этапе.
Применены
современные образовательные технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, самооценки, здоровьесберегающие,
которые обеспечивают активную познавательную, интеллектуальную и практическую самостоятельную деятельность детей.
Созданы условия для погружения детей в атмосферу творческой деятельности через самостоятельное формулирование цели и
темы
урока,
создание
эскиза
(проекта)
будущего
образовательного
продукта.
Деятельность
учителя
направляющая,
корректирующая.
Формы
деятельности
обучающихся
разнообразны:
индивидуальная,
групповая.
Прослеживается
четкая
логика урока от поставленных целей до подведения итогов.
Цель методической разработки - создание условий для развития интереса обучающихся к различным видам декаративно –
прикладного творчества.
Задачи:
- развивать творческие способности
- воспитывать навыки конструктивного общения
- сформировать знания о «Лоскутной технике» как о виде декаративно-прикладного творчества
Планируемый
результат: сформированный интерес обучающихся к созданию проектов с применением «лоскутной
техники»
Урок предназначен для проведения среди учащихся 5 класса и соответствует этому возрастному периоду: достаточно много
разнообразных видов работы, что не делает урок скучным, проводится физкультминутка, на каждом этапе учителем проводится
инструктаж по выполнению работы, обязательная оценка и самооценка выполненных действий.
Практическая ценность разработки в том, что ее можно использовать на кружке по внеурочной деятельности, элементы –
на занятиях в период летнего отдыха детей. В качестве приложения предлагается дополнительная информация о тканях и
инструкционная карта по выполнению практической работы. Реалистичность – в возможности применить любому учителю
на уроках технологии.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, в качестве наглядного пособия – презентация.
Оценка личностных и метапредметных результатов осуществляется по трехуровневой системе, предметная по пятибалльной
шкале.
« Лоскутная техника»
предмет «Технология», 5 класс
раздел программы : «Художественные ремесла»
Технологическая карта урока
Предмет: «Технология»
Класс: 5
Раздел программы: «Художественные ремесла»
Тема: «Лоскутная техника»
Цель урока: прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества; познакомить учащихся с одним из видов декоративно-
прикладного творчества – «Лоскутной техникой»
Задачи:
Образовательная: сформировать знания о «Лоскутной технике», как виде декоративно-прикладного творчества;
Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творче -
ские способности, образное мышление;
Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усид-
чивость, целеустремленность;
Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)
Планируемые результаты:
Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание
своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить
устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
Предметные: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Лоскутное шитье», умение устанавливать взаимо -
связь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;
Средства обучения:
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
Презентация: «Лоскутная техника»;
Раздаточный материал:
- печатные тексты: «Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделия в лоскутной технике»; «Особенности
выбора ткани для изготовления изделий в лоскутной технике»; «Подбор ткани по цвету»; «Шаблоны для раскроя элементов орнамента»;
- таблица подбора гармоничных цветов;
- инструкционная карта по выполнению практической работы «Изготовление эскиза лоскутного изделия»;
- образцы тканей и прокладочных материалов;
- цветовой круг, карточки сочетания цветов;
- комплект геометрических фигур;
Предмет,
класс,
тема
Методы
обучения
Тип
урока
Планируемые результаты освоения содержания урока
Виды учебной
деятельност
и
Система
средств
обучения
Личностные
Метапредметные
Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
предмет «Технология», 5 класс
раздел программы : «Художественные ремесла»
тема: «Лоскутная техника»
Словесные, наглядные, практические, частично- поисковый
Комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)
- Установление
связей и
значимости
данного вида
деятельности;
- Умение
мотивировать
свою
деятельность;
- Осознание
своих
возможностей;
- Проявление
интереса к
новому
содержанию;
- Осознание
ответственност
и за качество
своей
деятельности;
- Умение
извлекать
необходимую
информацию из
различных
текстов;
- Самостоятель-
ное решение
творческих
задач;
- Выбор способа
выполнения
задания,
аккумулирование
нужной
информации;
- Умение строить
логическую
цепочку
рассуждений;
- Умение
осознанно и
произвольно
строить речевые
высказывания;
- Составление
плана
действий и
применение
его для
решения
творческих
задач;
-
Прогнозирова-
ние результата
труда;
- Умение
осуществлять
самооценку и
взаимооценку;
-
Ответственное
отношение к
практической
деятельности;
- Умение
осуществлять
учебное
сотрудничество;
- Умение слышать
одноклассников,
учителя, понимать
точку зрения
другого;
- Умение
выражать свое
мнение,
аргументировать,
участвовать в
коллективном
обсуждении;
- Умение вести
диалоговую
беседу;
- Понимание и
определение
понятий:
«Декоративно-
прикладное
творчество»,
«Лоскутное
шитье»,
«Цветовой
круг»,
«Шаблон»,
«Прокладочные
материалы»;
- Умение
устанавливать
взаимосвязь
знаний по
разным
предметам и
темам для
решения
практических
учебных задач;
- Умение
применять
знания в
практической
деятельности;
- Овладение
способами
эстетического
оформления
изделия;
Работа в группах
Работа с текстом
Ведение диалога, объяснение
Оборудование:
мультимедийный
проектор;
- экран;
- компьютер;
Презентация:
- «Лоскутная
техника»;
Раздаточный
материал:
- кроссворд по
теме: «Создание
изделий из
текстильных и
поделочных
материалов»;
- печатные
тексты:
«Особенности
выбора ткани»,
«Цветовая гамма,
выбор ткани по
цвету и
рисунку»,
«Материалы и
инструменты»,
«Шаблоны для
раскроя
элементов
орнамента»;
-образцы тканей;
-цветовой круг;
- инструкцион.
карта по
выполнению
практической
работы ;
Выполнение практической работы (индивидуальная работа)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационно-
мотивационный
- Организует начало учебной
деятельности;
- Проверяет готовность обучающихся к
уроку;
- Готовятся к уроку;
- Погружаются в благоприятную
атмосферу;
Личностные:
- эмоциональный настрой на урок;
- самоорганизация;
Регулятивные:
- Создает эмоциональный настрой на
совместную работу;
- способность регулировать свои действия,
прогнозировать свои действия на уроке;
2. Актуализация
знаний
- Организует
работу с
кроссвордом, с
последующим
обсуждением;
- Организует
подводящий
диалог, пошагово
подводит
учащихся к
формулированию
темы и цели урока;
- Работают с кроссвордом, оценивают
личный опыт, делают выводы;
- Слушают учителя, отвечают на
вопросы, формулируют тему урока;
Личностные:
- активизация имеющихся ранее знаний;
- активное погружение в тему;
- умение осознавать значимость
поставленных учебных задач;
Регулятивные:
- умение поставить учебную цель;
Познавательные:
- умение анализировать, структурировать
знания;
- умение выделять и формулировать
задачи;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли в устной
форме;
Предметные:
- закрепление знаний по предыдущим
темам;
3. Введение новых
знаний
- Сообщает новые знания;
- Организует работу в группах.
Мотивирует учащихся на совместную
деятельность. Нацеливает на активную
работу всех членов группы;
- Предлагает проанализировать
информационные источники и составить
опорный конспект;
- Предлагает заслушать отчет групп;
- Контролирует и подтверждает
правильность выводов;
- Обобщает полученные результаты;
- Делятся на группы;
- Работают с информационными
источниками, составляют опорный
конспект;
- Озвучивают полученные результаты;
- Фиксируют в тетради основные мысли;
Личностные:
- проявление интереса к новому содержанию;
- осмысление основных вопросов, подлежащих
усвоению;
Регулятивные:
- умение слушать и выполнять задание в
соответствии с целевой установкой;
Познавательные:
- умение работать с различными источниками
информации;
- выделение необходимой информации, построение
логической цепочки рассуждений,
структурирование новых знаний;
- умение осознанно и произвольно строить речевые
высказывания;
Коммуникативные:
- умение осуществлять учебное сотрудничество с
одноклассниками и учителем в поиске и сборе
информации;
- умение выражать свои мысли в устной форме;
Предметные:
- умение давать определения новым понятиям темы;
- характеризовать особенности «Лоскутного
шитья», особенности выбора ткани по
волокнистому составу, цвету и рисунку, правила
изготовления шаблонов для лоскутного изделия;
4. Физминутка
- Показывает физические упражнения,
создает условия для снятия
переутомления у учащихся;
- Выполняют физические упражнения;
Личностные:
- формирование ценности здорового образа жизни;
5. Первичное
закрепление
нового материала
- Актуализирует полученные на уроке
новые знания;
- Предлагает продолжить фразы:
«Я не знал, что……»
«Я понял, что……»
«Теперь я смогу……»
- Слушают учителя;
- Обобщают новые знания;
Познавательные:
- умение анализировать, структурировать знания;
- выделение необходимой информации, построение
логической цепочки рассуждений;
Коммуникативные:
- умение с точностью и достаточной полнотой
выражать свои мысли в устной речи;
6. Применение
знаний на
практике
- Проводит инструктаж по выполнению
учащимися практической работы:
Сообщает учащимся название
практической работы;
Разъясняет задачи практической
работы;
Знакомит с объектом труда – об-
разцом;
Предупреждает о возможных за-
труднениях при выполнении
практической работы;
- Контролирует выполнение учащимися
практической работы;
- Оказывает помощь слабо
подготовленным к выполнению задания
учащимся;
- Осуществляет контроль рационального
использования учащимися учебного
времени;
- Проводит заключительный инструктаж:
Организует выставку выполнен-
ных эскизов на доске;
Анализирует выполнение само-
стоятельной работы;
Организует разбор типичных
- Организуют рабочее место;
- Готовят необходимые для выполнения
практической работы материалы;
- Выполняют практическую работу:
«Изготовление эскиза для лоскутного
изделия»;
- Обсуждают, что получилось, что не
получилось, выявляют причины и способы
устранения;
Личностные:
- осознание своих возможностей;
- мотивация на творческую деятельность;
- осознание ответственности за качество своей
деятельности;
- проявление самостоятельности;
Регулятивные:
- умение планировать свою деятельность;
- умение осуществлять контроль по результату;
Познавательные:
- умение решать практические задачи на творческом
уровне;
- умение организовать рабочее место и
осуществлять подбор материалов и инструментов,
необходимых для выполнения практической
работы;
- умение соблюдать трудовую дисциплину;
- умение применять методы художественного
оформления изделий;
- умение выявлять допущенные ошибки и
обосновывать способы их исправления;
- умение обосновывать критерии качества
конечного результата;
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
ошибок учащихся;
Направляет учащихся на форму-
лирование способов устранения
ошибок
- закрепление знаний по выбору цветовой гаммы;
- применение знаний на практике по составлению
эскиза лоскутного изделия с использованием
шаблонов;
7. Рефлексия
- Мотивирует учащихся на рефлексию о
достижении целей урока;
- Дает объективную и комментированную
оценку результатов коллективного и
индивидуального труда учащихся на
уроке;
- Проводят самооценку;
- Оценивают работу одноклассников;
Личностные:
- умение провести самооценку и организовать
взаимооценку;
Регулятивные:
- умение осуществлять оценку, как выделение и
осознание того, что усвоено и что подлежит
усвоению;
Коммуникативные:
- умение формулировать и аргументировать свое
мнение, учитывать мнение одноклассников;
8. Домашнее
задание
- Инструктирует учащихся по
выполнению домашнего задания и
подготовке к следующему уроку:
Изготовить шаблоны выполнен-
ного эскиза лоскутного изделия;
Подобрать и принести кусочки
хлопчатобумажной ткани;
- Слушают инструктаж, осмысливают
домашнее задание;
- Записывают домашнее задание в
дневник;
Инструкционная карта по выполнению практической работы
«Изготовление эскиза для лоскутного изделия»
Ход работы:
1.
Из плотной бумаги или картона вырежьте квадрат размером 20*20.
2.
На готовом образце придумайте и изобразите рисунок прихватки, выполненной в лоскутной технике, используя различ-
ные геометрические фигуры.
!!!
Не забывайте, что все линии необходимо проводить с помощью линейки, ведь Ваш рисунок – это будущие шаблоны-
выкройки лоскутного изделия. Очень важно чтобы все линии были ровные.
3.
Выполните рисунок прихватки в цвете, используя таблицу подбора гармонирующих цветов.
Шаблоны для раскроя элементов орнамента.
Шаблоны в лоскутной технике – это то же самое, что выкройки для раскроя одежды.
В лоскутной технике, как правило, используются геометрические рисунки . Элементами в лоскутной технике могут служить
квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести- и восьмиугольники и т.д.
В лоскутной технике узоры обычно складываются из повторяющихся элементов , поэтому для раскроя материалов
применяют выкройки – шаблоны .
Шаблоны изготавливаются специально для каждого изделия и выполняют их из плотной бумаги или картона.
Шаблоны не рисуются, а чертятся с помощью линейки. Почему не рисование? Потому что на основе чертежа выполняются
выкройки. Малейший перекос или неровная линия и придется начинать все сначала.
Начертив шаблоны, необходимо сделать припуски на обработку швов (1-1,5 см).
Выполнить изделие в лоскутной технике нетрудно. С этой задачей может справиться каждый. Нужно лишь запастись
терпением. Раньше такую работу выполняли в ручную – затрачивалось много сил и времени. Сейчас такой проблемы не
существует. Для выполнения изделий из лоскутков используют швейную машину. Придумано множество способов выполнения
такого рода работ, которые значительно экономят время и энергию человека.
Таблица подбора гармонирующих цветов
Цвет
Дополнительные цвета
Красный
Зеленый, серый, синий, желтый,
коричневый
Оранжевый
Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой
Желтый
Синий, красный, коричневый, зеленый,
голубой, фиолетовый.
Темно-зеленый
Коричневый, бежевый
Зеленый (светлый)
Желтый, оранжевый, темно-зеленый,
песочный, розовый
Бледно-голубой
Темно-красный, серый
Синий
Серый, белый, голубой, желтый,
красный,
Фиолетовый
Светло-зеленый, темно-зеленый, желтый
Коричневый
Желтый, красный, бежевый, зеленый
Серый
Фиолетовый, малиновый
Составляя из лоскутков композицию важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах.
Хорошо гармонируют между собой оттенки одного цвета: темный со светлым.
На фоне пестрых тканей выделяются однотонные. Они как бы выступают вперед – организуя центр композиции.
Не нужно стремиться к большому количеству разнообразия тканей в одном изделии. Достаточно взять 2 – 3 (например:
однотонную ткань синего цвета и 1 – 2 ткани с сине-голубыми цветами).
Особенности выбора ткани для изготовления изделий в лоскутной технике.
При создании изделий в лоскутной технике могут использоваться самые разнообразные ткани — от тонких шелковых до
плотных шерстяных. При выборе тканей важно учитывать их свойства.
Классификация тканей по составу:
Хлопчатобумажные ткани являются основным материалом для лоскутных работ. Они хорошо стираются и гладятся,
мало осыпаются, легки в обработке, относительно долговечны. Единственный недостаток - усадка при стирке.
Льняные ткани прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся.
Шерстяные ткани мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки.
Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются, легко мнутся, сложны в работе.
Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро
восстанавливают форму после стирки.
Классификация тканей по рисунку:
Гладкокрашеные ткани – ткани, окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного
перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают, а яркие придают изделию контрастность.
Пестротканые ткани – ткани, вытканные из нитей разных цветов, хорошо подходят для создания пледов и покрывал.
Ткани с набивным рисунком – наиболее популярные и часто применяемые в лоскутном шитье.
Их можно разделить на несколько групп:
Цветочный рисунок наиболее популярен.
Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисун-
ка.
Тематический рисунок, например, детский - игрушки, зверюшки и др.
Абстрактный рисунок, трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с
элементами пейзажа, для панно.
Подбор ткани по фактуре:
При подборе материалов для лоскутной техники большое внимание уделяется фактуре.
Фактура ткани – это структура её поверхности, которая влияет на рельефность, рисунок лицевой поверхности, блеск, т.е.
на внешний вид ткани, а также свойства. Фактура ткани зависит от переплетения нитей.
В лоскутной технике предпочтение отдается простым переплетениям:
Полотняное (рис. а);
Саржевое (рис. б);
Сатиновое (рис. в);
Атласное (рис. г).
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:
Определение прочности окраски. Производится во избежание линьки готовых изделий после стирки. Для этого – не-
большой кусочек ткани смачивают водой и утюжат на белой поверхности. Если останется след, значит, краска неустойчи-
ва. Такие ткани использовать нежелательно.
Стирка и накрахмаливание тканей. Изделие из лоскутов лучше выглядит и меньше пачкается, если ткань, из которой
оно выполнено, накрахмалить.
Декатирование тканей. Производится для предотвращения последующей усадки ткани при стирке и изготовлении изде-
лия с помощью влажно-тепловой обработки.
Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделий в
лоскутной технике.
Для выполнения изделий из лоскутов необходимо иметь ряд инструментов:
Ножницы
Иглы Наперсток
Сантиметровую ленту, линейку
Мел, простые карандаши и картон для изготовления шаблонов
К материалам лоскутной техники относятся:
Нитки Кусочки тканей
В качестве прокладочных материалов используют синтепон или ватин :
К оборудованию для изготовления изделий из лоскутков относятся:
Утюг – для влажно-тепловых работ и швейная машина – для машинных работ