Автор: Любомищенко Виктория Владимировна Должность: учитель музыки Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А.Н. Знаменского Населённый пункт: Ростовская область, Каменоломенский сельский р-н. Наименование материала: методическая разработка Тема: "Соната" 7 класс Раздел: среднее образование
Урок музыки в 7 классе по теме «Соната».
Любомищенко Виктория Владимировна – учитель музыки.
Раздел: Музыка
Цель урока: углубление и расширение представлений о камерной
музыке. Задачи: познакомить сонатной формой, уметь анализировать,
сопоставлять и сравнивать содержание произведения.
Оборудование: портреты Л.В. Бетховена, С.С. Прокофьева, В.А.
Моцарта, музыкальные термины, учебник по музыке Г.П. Сергеева, Е.Д.
Критская «Музыка» 7 класс.
Музыкальный материал: СD-диск с записью «Патетическая соната»
Л.В.Бетховен, «Соната №2» С.С. Прокофьев, «Соната №11» В.А. Моцарт.
Ход урока
I.
Организационный момент
1.
Приветствие детей
2.
Организационно-мотивационный этап
3.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
цель
нашего
урока
познакомиться
с
с о н ат н о й
инструментальной формой. Тема урока «Соната».
Учитель: Мы знаем с вами, что музыкальная культура делится на два
основных направления: религиозное и светское. Религиозная музыка всегда
была связана с богослужением. Светская музыка опиралась на народно-
песенную, танцевальную культуру. С XVI века начинает развиваться
камерная музыка. Ребята, давайте вспомним, что такое камерная музыка? От
латинского – «комната», музыка звучащая в домашней обстановке или при
дворах знатных вельмож, написанная для небольшого состава исполнителей.
Сегодня мы с вами поговорим об одном из распространенных жанров
камерной музыки - сонате от итальянского – «звучать». Этот термин появился
в XVI веке - это произведение, состоящее из 3-4 частей, предназначенное для
одного или двух инструментов. Соната не только имеет нумерацию, но и
названия. Сонатная форма: I часть – экспозиция - основные музыкальные
темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или
дополняют одна другую. II часть – разработка -эти темы звучат по-новому,
сталкиваются, борются. III часть – реприза - повторяются темы экспозиции,
но с изменениями. Кода - окончательная точка завершения, итог,
позволяющий слушателю понять замысел композитора. Начнем с сонаты №
8 «Патетическая» Бетховена, но в начале послушаем сообщение о Л.В.
Бетховене(1770-1826)-немецком композиторе.
Ученик: И. Гринь, А. Дутов читают сообщение о Л.В. Бетховене.
Учитель: В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь
человека, со всеми его душевными переживаниями. Название сонаты № 8
«Патетическая» принадлежит самому Бетховену. Патетический - значит
страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъема. Соната состоит
из 3-х частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба,
придают музыке драматический характер. Начало сонаты необычно. Быстрой
музыке I части предшествует медленное вступление. II часть - медленная,
певучая - осмысление пережитого. III часть -быстрая, взволнованная.
Послушайте внимательно I часть, обратите внимание на слова, которые
написаны на доске: страстно, возвышенно, строго, спокойно, мечтательно,
пафосно, призывно, тяжело, величаво, благородно.
Работа в парах.
Учитель: Какими из них можно охарактеризовать музыку Бетховена,
запишите в своих тетрадях, слушанье первой части «Патетической» сонаты
Л.В. Бетховена, а теперь поменяйтесь тетрадями и оцените друг друга.
Учитель: У вас было задание подготовить текст для ведущих
концертной программы камерной музыки с информацией о композиторе С.С.
Прокофьеве(1891-1953).
Ученик: И. Шрамко читает доклад о С.С. Прокофьеве.
Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем 1 часть сонаты № 2
Прокофьева, образы каких героев по вашему мнению рисует музыка?
Учитель: Композиторы далеко не всегда сохраняли традиционный
сонатный цикл, например соната № 11 В.А.Моцарта (1756-1791),но прежде
послушаем сообщение о Моцарте.
Ученик: А. Донец, Н. Школьник читают сообщение о В.А. Моцарте.
Учитель: В сонате нет драматического содержания, в ней преобладают
лирические образы. I часть-тема с вариациями - лирического, песенно-
танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно.
Слушание I
части (фрагмент).
Учитель: Вариаций всего 6. II часть – менуэт -танец, тема не вносит
контраста.
Слушание II
части (фрагмент).
Учитель: III часть – рондо - некоторые особенности турецкой музыки,
есть прибавление рефрена - повтора. Рондо в турецком стиле. Почему в
турецком, откройте учебник на стр.108, давайте прочитаем.
Слушание III
части (фрагмент).
Работа в группах.
Учитель: Итак, сейчас разделитесь на группы: задание - написать
мини-сочинение на тему: какую картину вы представляете перед собой,
слушая сонату № 11 или образы каких героев или что вы чувствуете(4-6
предложений), затем один ученик от группы зачитывает мини - сочинение.
Ученик: Ученики по очереди от каждой группы зачитывают мини-
сочинения.
II.
Оценочно-результативный этап.
Что нового учащиеся узнали на уроке?
III.
Домашнее задание: Подготовить материал по учебнику стр. 102- 109.
Учитель: Сегодня вы все хорошо работали на уроке, всем спасибо, до
свидания!