Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Автор: Семина Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 8 г. Алексеевки Белгородской области" Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородской области Наименование материала: Статья Тема: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста
.
Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать
его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в
развитии творчества имеет дошкольный период развития.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития
творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием
этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с
продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство
исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.
Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в
разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить , что
эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении
психического и личностного развитая дошкольников.
По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е.
Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность
занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней
проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и
личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и
позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования
изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление
творчества в дошкольном периоде развития.
Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся
и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего,
необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой
личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей
средой в соответствии со своими возрастными особенностями и
возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет
формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными
доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные
направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем
(Л.И. Божович, Н.ФЫ. Вишнякова, А.Ф. Лазурский, А.М. Матюшкин, Л.А.
Парамонова, С.Л. Рубинштейн и др.).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности,
формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего
общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом,
чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам,
технологиям, характеру управления конкретными образовательными
системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею
развития каждого человека и общества в целом.
Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности
взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности.
Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации,
способности сохранять и защищать свою особенную сущность как
устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его
взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.
Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она
стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с
возрастными, но и индивидуальными возможностями.
Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста
является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма
психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие
особенностей дошкольников.
Особенности развития воображения, связанные с движением и общей
моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой
изобразительной деятельности.
Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста, Л.С.
Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он
связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение
воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л.С.
Выготского, является основой формирования творчества.
Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л.П., Воробьева Д.И.,
Голованова И.Л., предполагают, что психологическим механизмом развития
творчества в изобразительной деятельности является формирование
воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные
технические способы выражения собственного замысла. Формирование
изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения
обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся
важнейшим показателем изобразительного творчества.
Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и
способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие
творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь
воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы
включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными
условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве
являются:
- необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;
- обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества,
если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;
- специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста
связаны с формированием осмысленной моторики.
Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует
детское учреждение, содержание дошкольного образования должно быть
направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка,
развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых
возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение
расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического
процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на
ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше
дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и
действительными психическими и физическими возможностями ребенка
дошкольного возраста.
Древнейшее представление о целостности окружающей природы и
человека на современном этапе находит отражение в активном внедрении
интегративных процессов в практику разных ступеней образования.
Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного
подхода в организации образовательного процесса ДОУ (С.Б. Шарманова,
И.В. Максимова, С.Н. Николаева, Р.М. Чумичева и др.). Интегративный
подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками
все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.
Система интегрированной деятельности, возможно, поможет избежать
перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое,
психическое и социальное здоровье, развития особенностей дошкольника.
Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи,
взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей
дошкольного возраста. Интеграция должна охватывать все виды
художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры:
дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые;
изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную
Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями,
переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных
взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий
включает в себя создание коллективной композиции в виде игр,
драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной
деятельности и литературно - музыкальных композиций.
Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и
образовательным, соответствующим познавательным интересам
современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для
органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна
предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными
сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской
литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей
деятельности.
Важнейшими задачами в современной педагогике считаются:
развитие у детей на основе разного образовательного содержания
эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности
к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении,
поступках;
способствование развитию познавательной активности, стремление к
самостоятельному познанию и размышлению;
укрепление физического и психического здоровья.
Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно –
игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и
постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность
развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу
особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.
Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности
продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с
ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то
есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение,
холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное
отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается
сделать все, чтобы оправдать это отношение.
Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои
творческие способности и интересы.
Таким образом, создается среда (специально организованная,
педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в
которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от
наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке
– выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно,
развития личности.