Возрождение семейных традиций -
основа духовно- нравственного воспитания.
Макарова Светлана Ивановна воспитатель,
МБДОУ г. Мценск д. сад №15.
В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они
являются важной частью исторического и культурного
наследия страны.
Возрождение
семейных
традиций
-
основа
духовно-нравственного
воспитания. Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в
работах В.М. Ивановой, Н.Ф.Виноградовой, Т.М. Марковой и др. в которых
даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части
общенародной,
национальной
культуры.
Уважительное
отношение
к
семейным
традициям
рассматривается
как
направленность
личности
ребенка на историю семьи,
активное вовлечение его в систему традиций,
наличие
социальных
эмоций,
способствующих
возникновению
чувства
сопричастности к семейным традициям, желание развивать и продолжать их.
В настоящее время необходима ориентация личности на семейные ценности,
приоритет семьи и детям.
Этой проблеме большое внимание уделяет
государство.
Указом
Президента
РФ
от
01.01.2012
г.
№
761.
«О
национальной
стратегии
действий
в
интересах
детей
на
2012-
2017годы
объявлен
безусловный
приоритет
семьи
и
семейных
ценностей
и
предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны
стать
активными
участниками
реализации
этих
важнейших
задач,
направленных
на
возрождение
и
всемерное
укрепление
социального
института
семьи,
семейных
ценностей
и
традиций
как
основы
основ
российского общества и государства. »Духовно- нравственному воспитанию
подрастающему поколению уделяет внимание и церковь. Патриарх Кирилл
отметил следующее: «Знакомство наших детей с замечательным пластом
мировой
культуры,
заложившим
основу
духовного
нравственного
и
национального бытия нашего народа, имеет очень большое значение. На
основе
прочного
фундамента
христианских
ценностей
формировалась
не
только культура, но и духовно- нравственный облик человека. Христианская
традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало
человека
может
развиваться
и
приносить
плоды».
Возрос
интерес
к
духовно- нравственному воспитанию и у родителей. Семейные традиции
один из замечательных способов найти общие интересы между членами
семьи. Главное чтобы всем было интересно и увлекательно. Так у всех членов
семьи будет нечто общее, что их будет объединять.
Взрослым семейные традиции помогут почувствовать ощущение единства
со своей родней, сблизить и укрепить чувства.
Для детей жизнь в кругу семьи связанных общими интересами дает
ощущение важности их существования, для всех членов семьи их жизнь
будет разнообразной и насыщенной. Признание особой роли родительского
авторитета,
этики
внутрисемейного
общения,
образа
жизни,
стиля
внутрисемейных отношений отводили большую роль в своих исследованиях
В.М.
Иванова,
О.Л.Зверева,
Т.А.Репина.
Анализируя
работу
с
родителями
хочется отметить, специальных навыков и умений в воспитании в данном
направлении не достаточно. Роль детского сада пропагандировать значение
возрождения
и
приумножения
семейных
традиций.
Главная
задача
взаимодействие
педагогов
и
родителей,
установление
партнерских
отношений, которые позволят объединить усилие
для воспитания детей,
создать
атмосферу
общности
интересов,
активизировать
воспитательные
умения
родителей.
ФГОС
ДО,
отвечая
новым
социальным
запросам
общества,
уделяет
большое
внимание
взаимодействию
с
семьями
дошкольников. В нем говорится, что
работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывая социальный статус, микроклимат
семьи, родительскую заинтересованность.
Как
уже
говорилось
ранее,
у
родителей
появился
интерес
к
данной
проблеме, возникла необходимость поддержать этот интерес.
Поиск новых форм работы, в которых благодаря участию в жизни детского
сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим
ребенком,
с
педагогами.
Уникальным
средством
обеспечения
сотрудничества,
сотворчества
детей
и
взрослых,
способом
реализации
личностно - ориентированного подхода к образованию является технология
проектирования.
Так родилась идея реализации проекта под общим названием «Семейные
традиции».
Проект это идеальный способ работы с детьми, так и с
родителями. Проект дает возможность поразмышлять о роли семьи в жизни
каждого
из
членов
семьи.
Данная
работа
имеет
большое
значение
для
формирования
личности
ребенка,
укрепления
детско
-
родительских
отношений.
Проект является долгосрочным. Цель проекта - объединить усилия детского
сада
и
семьи
в
вопросах
воспитания,
развития
ребенка.
Предоставить
родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом.
Задачи проекта. Повысить психолого - педагогическую культуру родителей,
помочь
увидеть
мир
глазами
детей.
Повышать
заинтересованность
родителей, способствовать проявлению творческих способностей, создавать
условия для реализации собственных идей.
Вместе с родителями стоит найти ответ на вопросы: 1.Нужны ли праздники
детям
в
семье?
2.
Какие
семейные
традиции
есть
в
семье?
3.Могут
ли
помочь семейные традиции в воспитании у ребенка положительных черт
характера?4.Чем могли бы поделиться родители друг с другом.
Диагностическое
исследование,
установление
партнерских
взаимоотношений, изучение литературы, составление перспективного плана
решаются в первом этапе проекта.
Второй
этап
-
формирующий.
Цель
его
заключается
в
том,
чтобы
сформировать устойчивый интерес к своей семье, семейным традициям.
Привлечь родителей к творческой деятельности с детьми.
Третий этап - обобщающий. Он включает в себя презентацию проекта,
которая проходит в форме « гостиной «Чтим семейные традиции», стендовая
презентация, выставки творческих работ совместно с детьми и родителями.
Приоритетные формы вовлечения родителей в образовательный процесс в
реализации проекта:
наглядная пропаганда, беседы, консультации, дни
открытых дверей, конкурсы, фотовыставки, оформление газет, круглый стол,
тренинги,
детско-
родительское
творчество,
участие
в
праздничных
мероприятиях в детском саду, родительские собрания, дискуссии, передовые
опыты родителей, почтовый ящик.
Участие
детей
в
работе
проекта
по
ознакомлению
с
семейными
традициями:
беседы,
познавательные
занятия,
рассматривание
семейных
альбомов, реликвий, рассматривание коллекций, выставки детей, сюжетно-
ролевые игры, ролевые игры «Интервью», заучивание стихотворений, чтение
художественной
литературы,
обсуждение
пословиц
о
семье,
сочинение
сказок,
игры
драматизации,
просмотр
мультфильмов,
праздники
и
развлечения, детско- родительское творчество.
Семейных традиций в мире существует множество. Каждая семья выбирает
для себя приемлемые традиции. Особое значение в ознакомлении детей с
явлениями
общественной
жизни
имеют
общественные
праздники,
отмечаемые в России. Родители должны помочь детям приобщиться к этим
традициям умом и сердцем.
Презентация семейных традиций.
Встреча Нового Года. В каждой семье, в каждом доме за долго до праздника
люди думают о том, как лучше оформить и организовать праздник.Витрины
магазинов
загораются
яркими
красками
огней,
в
магазинах
множество
игрушек,
украшений
.Это
факты
большого
общественного
значения,
отражающие заботу нашего государства о детях, и о этом они должны знать.
Обилие игрушек, возможность их купить не должны исключать изготовление
игрушек детьми вместе со взрослыми, Сколько полезных знаний получают
дети за этим делом.
День Защитников отечества. В столице и в городах героев гремят салюты.
Люди выражают глубокую любовь и уважение к солдатам, их храбрости и
доблести. Чтобы огни салюта не были красивыми впечатлениями, родители,
в
доступных
словах
должны
раскрыть
детям
общественное
значение
сложившихся
традиций,
приобщить
малышей
к
тому,
чем
живет
народ,
вызвать в душе каждого ребенка чувство уважения к Российской Армии. В
семье поздравление пап, дедушек, празднично накрытый стол.
Мамин
праздник
8
Марта.
Этот
праздник
содержит
большой
познавательный материал о труде наших женщин во всех областях жизни, и в
первую очередь- о труде матери, который может быть приравнен к подвигу .
Повседневный
труд
,который
может
показаться
обычным,
но
он
обеспечивает
налаженную
жизнь
и
благополучие
семьи,
должен
быть
постоянно в центре внимания взрослых и детей .Все это придает особое
общественное
значение
празднику-
8
Марта.
В
процессе
изготовления
подарков
бабушке,
маме,
сестре
в
детях
воспитывается
стремление
трудиться
с
любовью,
готовность
сделать
самый
красивый
подарок,
рассказать
лучше
всех
стихотворение.
В
этот
праздник
происходит
наибольшее слияние знаний о роли матери и благодарности детей к ней.
День Победы. Ежегодно в России отмечают 9 Мая День Победы. День, в
который все люди и каждый человек снова и снова переживает чувство
благодарности и гордости за великий подвиг нашего народа. В этот день
проявляется
глубокое
чувство
уважения
к
памяти
погибших
за
Родину.
Каждая
семья
вспоминая
не
забываемый
май
1945
года
как
бы
вновь
переживает душевный подъем, каким был охвачен наш народ после долгой и
страшной войны. Празднование
Дня Победы стало традицией в нашей
стране .К всенародному празднику следует приобщать и детей. Дети должны
знать, что к
Вечному огню зажженному во многих городах, к подножию
памятников,
братских
могил
люди
приносят
цветы
в
знак
памяти
и
благодарности. Время будет отдалять нас от 9 Мая 1945 года, все меньше
будет непосредственных участников войны, но значение этого исторического
события не уменьшится.
Семейные традиции условно можно разграничить на общие и специальные.
Общие традиции встречаются в большинстве семей. Некоторые примеры
семейных традиций рекомендуемые для родителей:
Почитание
родителей.
О
уважении
и
почитании
родителей
мы
должны
говорить с детства ,учить проявлять заботу , внимание , любовь. Показывать
личным примером свою преданность, нежность, любовь к самим дорогим
людям на Земле. Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается
солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
День рождение. В
жизни ребенка - это огромное и значимое событие.
Благодаря
таким
обычаям
взрослые
и
дети
получают
положительные
эмоции.
В
канун
такого
события
у
всех
приятные
хлопоты,
хорошее
настроение, ощущение, что ты очень важен для своих родных. Эту традицию
смело можно назвать самой значимой, самой теплой, нежной, веселой
Семейные обеды. Многие члены семьи чтят традиции гостеприимства, это
помогает объединить семью, собирая за общим столом, учат ответственности
за поручения в подготовке семейного обеда. Не мало важно и то, что дети
видят манеру общения взрослых со взрослыми, это хороший пример для
детей.
Семейный совет. Это собрание всех членов семьи. На таком совете решаются
важные
для
семьи
вопросы,
обсуждаются
ситуации,
которые
не
терпят
отлагательства, строятся дальнейшие планы. Такой совет послужит для детей
примером единства семьи, учит прислушиваться и отстаивать свою точку
зрения .
Домашние обязанности. Это распределение посильных обязанностей для
каждого
члена
семьи.
Когда
ребенок
видит
с
малых
лет,
как
взрослые
относятся
к
своим
обязанностям,
и
когда
он
тоже
проявляет
посильное
участие - это его дисциплинирует, учит ответственности и самостоятельности.
Приветствие и прощание. Знаки внимания и заботы со стороны близких
очень важны для детей: пожелания сладких снов и доброго утра, поцелуи,
объятия, встреча при возвращении домой с теплой и ласковой улыбкой,
нежные
прикосновения
-
все
это
и
многое
другое
залог
положительных
эмоций на весь день или вечернее время. Это хорошее настроение, хороший
аппетит, крепкий сон.
Совместные
прогулки.
Данная
традиция
расширяет
кругозор
детей,
пополняет
знания,
воспитывает
культуру
общения
и
поведения
в
общественных
местах.
Дети
получают
положительный
заряд
эмоций
от
увиденного и от общения с знакомыми людьми и своими родными
Специальные традиции - это особые традиции, присущие одной данной
семье. Возможно, это привычка по воскресеньям готовить что-то особенное
на завтрак, обед, или ужин. Могут быть и выезды на прогулку, посещение
Храма на утреннюю службу, или же помощь пожилым людям.
Семейные традиции также можно разделить на сложившиеся сами по себе
и
сознательно
внесенные
в
семью.
Сколько
семей,
столько
и
примеров
традиций можно найти в мире. Иногда они бывают настолько интересными и
необычными, что сразу хочется завести их себе.
Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа режет яблоки для
начинки для пирога, дочка или сынок обваливают в сахаре. Все счастливы, у
всех прекрасное настроение.
Сюрпризы
по
случаю
дня
рождения,
юбилея.
Каждому
имениннику
вручается план, по которому он ищет подсказки, ведущие к подарку. Все эти
действия позволяют заинтересовать, повысить интерес, поднять настроение
и почувствовать любовь, нежность близких.
Открытки своими руками. Рисовать такие открытки одно удовольствие, на
день
рождения,
юбилей
и
просто
так,
чтобы
доставить
радость
своим
родным.
Задушевные беседы. По вечерам с ребенком желательно вести задушевные
беседы.
Сесть
рядышком
и
рассказать
друг
другу
о
прожитом
дне,
о
впечатлениях, о новостях. Все это, конечно же строится на доверии.
Сохранение доверия. Это еще одна хорошая традиция. Доверие- это
возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные темы
друг с другом. Сохранить доверие в семье одно из самых важных задач
родителей.
Сказка на ночь. Нет, непросто, когда мама читает ребенку сидя у кровати. А
когда читают все члены семьи по очереди, а слушают все.
Вечера стихов и песен. Когда вся семья собирается вместе, все садятся в
кружок, сочиняют стихи, песенки каждый по строчке, подбирают музыку и
вместе поют.
Совместные игры в кругу семьи. Такая традиция сближает всех членов
семья. Учит детей культуре общения и поведения, дарит положительные
эмоции.
Подкладывание маленьких сюрпризов. Проснувшись утром и вдруг видишь
у себя под подушкой что-то очень значимое для тебя. Такие сюрпризы не
требуют
больших
материальных
затрат,
но
они
несут
положительные
эмоции , которых так не хватает иногда.
Ведение и хранение семейных альбомов. Во многих семьях сохранились
старые семейные альбомы. Всегда приятно пересматривать по желтейшие
фотки,
порадоваться
им
или
погрустить
об
ушедших
в
мир
иной.
Такая
традиция учит детей дорожить настоящим и не забывать о прошлом.
Семейные
реликвии.
Грамоты,
медали,
значимые
предметы
для
родственников. Данная традиция учит детей гордиться достижениями своих
предков, поддерживать интерес к успехам своих родных и близких. Ведь с
годами наши дети захотят узнать, как жили их предки.
Заповеди
для
родителей.
Счастлив
тот,
кто
счастлив
у
себя
дома.
(Л.Н.Толстой).Всегда ли мы счастливы дома? Не замечаем, как обижаем друг
друга словами, требуем от детей сами не зная чего. Залог семейного счастья
в доброте, откровенности, уважении. Любите не складных, любите таких,
какие они есть.
Помощь ближнему. Такая традиция учит всех нас быть милосердными к
людям , которые попали в беду .Дает нам понять, что одному не справиться
в
трудную
минуту
,для
этого
есть
мы
друзья
и
родные,
знакомые
и
незнакомые ,которые умеют чувствовать боль других.
Хочется сказать и о христианских традициях, которые есть во многих семьях.
Такие традиции несут в наши семьи душевный покой, мир и доброту.
Рождество Христово. Нет, ни одного праздника который бы был так богат
старинными обычаями. Рождество – это самый волшебный и радостный
праздник . Члены семьи дарят друг другу подарки о которых мечтали целый
год, встречают гостей.
Масленица. Масленица самый весёлый праздник. При слове “масленица” в
памяти встают картины весёлых зимних дней напоминающих вкусный запах
блинов , и угощений. Это один из поводов собрать всю семью вместе.
Пасха. Светлый и радостный праздник в году. В этот день , как никогда, тянет
к местам, где родился, к дому, к родителям. На Пасху принято собираться
всем вместе , обмениваться куличами, крашенными яйцами и радостными
улыбками.
Существует
множество
других
не
менее
важных
семейных
традиций,
которые можно перечислять. Хочется надеяться
что в ходе реализации данного проекта все его участники дети - родители –
педагоги
приобретут
определенные
знания.
Проведенная
работа
будет
способствовать укреплению детско –родительских отношений, возрождению
традиций семейного воспитания, а следовательно- духовно- нравственных
качеств,
любви
к
своей
семье.
Возможно
,
реализация
данного
проекта
поможет родителям стать непосредственными творцами интересной жизнь
детей в семье и детском саду. Интерес и доверие друг к другу позволит
родителям узнать о традициях других семей, поделиться опытом воспитания.
Используемая литература.
1.А.В.Дронь,О.П.Данилюк Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.-
СПБ:ООО Издательство « Детство-пресс»,2011
2.Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
3.Е.Ю.Александрова,
Е.П.Гордеева.
Система
патриотического
воспитания
в
ДОУ - Волгоград, 2007г.
4.Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.
-М.:ТЦ Сфера, 2005
5.Князева
О.Л
.Моханева
М.Д.
Приобщение
к
истокам
русской
народной
культуре.-С.П.: «Детство- Пресс.,1998
6.Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. С.П.
«Детство-Пресс»,2010
7.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями :
Пособие
для
работников
дошкольных
образовательных
учреждений
–
М.,2002
8.Оберемок
С.М.
Метод
проектов
в
дошкольном
образовании:
Учебно-
методическое пособие.- Новосибирск: и ПРО, 2007-48 с.
9.Евдокимова
Е.С.
Педагогическая
поддержка
семьи
в
воспитании
дошкольника – м: ТЦ Сфера,2008-96с.