Автор: Сосновских Светлана Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ№1 города Лабытнанги Населённый пункт: ЯНАО, город Лабытнанги Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок Р/Р "Подготовка к сжатому изложению" Раздел: среднее образование
Сосновских Светлана Алексеевна — учитель русского языка и литературы, первая
квалификационная категория
МАОУ СОШ №1 города Лабытнанги
Ямало – Ненецкого автономного округа
Обучение сжатому изложению сегодня особенно актуально. На уроках развития
речи учащиеся отрабатывают приемы сжатия текста, учатся выделять ключевые слова,
переформулировать прочитанное, работают по блокам в группах: лексики, фонетики,
орфографии
и
пунктуации,
морфемики
и
словообразования,
морфологии,
синтаксиса.
Ключевые
слова,
которые
присутствуют
на
данных
уроках
-
это
понимание
текста;
смысловые
части,
приемы
сжатия;
сжатое
изложение.
На
мой
взгляд,
регулярное
использование на уроках развития речи таких приемов, как выделение ключевых слов,
«диалог» с текстом, переформулирование прочитанного, позволяет готовить учащихся к
ОГЭ, а обращение к региональному материалу – формировать уважительное отношение к
историческому прошлому малой родины, т.е. воспитывать граждан и патриотов России.
Оформление класса:
1. Портреты писателей: Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, А.С.Пушкин.
2. На уроке используются технические средства: персональный компьютер и плазменная панель
(для демонстрации презентации в Microsoft Power Point).
3. Для каждого учащегося подготовлен раздаточный дидактический материал: текст изложения,
технологическая карта для индивидуальной работы.
4. Индивидуальные папки с материалами для подготовки к ОГЭ.
Межпредметные связи: литература.
Ход урока
1.
Организационный момент. Сообщение темы урока (2 слайд):
«Подготовка к сжатому изложению на лингвистическую тему», 8 класс.
Приветствие обучающихся.
Установка на плодотворную работу (значимость проводимого урока, место урока в
изучаемой теме).
2.
Цели урока (3 слайд):
продолжить развитие умений сжато излагать прочитанный текст;
формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст;
развивать творческие способности, посредством работы с текстом;
систематизировать и обобщить знания по теме «Текст. Стили и типы речи».
воспитывать у учащихся любовь к родному языку как важнейшей составляющей
понятия «Родина», бережное отношение к слову.
Задачи:
знать основные определения по теме «Текст. Стили и типы речи».
уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте;
уметь адекватно воспринимать авторский замысел;
уметь вычленять главное в информации;
уметь сокращать текст разными способами;
уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
развивать монологическую речь;
способствовать развитию интереса к родному языку.
3. Предварительная беседа (4 слайд)
-Что значит написать сжатое изложение? Какие умения необходимы для данной
работы?
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая
проверить комплекс необходимых умений:
-Дайте определение ЛИНГВИСТИКИ.
(Наука,
изучающая
язык,
его
систему,
законы,
особенности
функционирования,
историческое развитие)
4. Работа с текстом (5 слайд)
Слово о русском языке
Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое
зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его
и изложить чудные законы его…
Н.В. Гоголь
Русский язык — язык великого русского народа, имеющего героическую историю,
выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной
мысли.
Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.
О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие ученые,
поэты,
писатели.
Н.В.
Гоголь
назвал
русский
язык
«живым
как
жизнь»,
подчеркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоваться.
И.С.
Тургенев
неоднократно
призывал:
«Берегите
наш
язык,
наш
прекрасный
русский
язык,
этот
клад,
это
достояние,
переданное
нам
нашими
предшественниками»; «Берегите чистоту языка, как святыню!».
Русский язык является государственным языком Российской Федерации и языком
межнационального общения народов России.
Русский
язык
—
один
из
мировых
языков.
Он
активно
функционирует
в
современном
мире,
является
одним
из
официальных,
рабочих
языков
ООН
и
некоторых других международных организаций.
Высшей формой национального языка является литературный язык.
Основоположником
современного
русского
литературного
языка
считают
А.С.
Пушкина. И.С. Тургенев писал о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш
поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только
идти по пути, проложенному его гением...».
В
отличие
от
диалектов,
литературный
язык
является
общенародным,
он
распространен на всей территории, где говорят по-русски, т. е. территориально он
не ограничен. Литературный язык обслуживает все сферы деятельности нашего
общества. Он является языком государственных актов, законов, науки, искусства.
Литературный
язык
постоянно
развивается,
совершенствуется,
обогащает ся
новыми словами.
Одной из характерных черт литературного языка является его нормированность.
Это значит, что литературному языку присущи строгие нормы употребления слов,
грамматических форм.
Нормы
литературного
языка
закрепляются
словарями,
справочниками
по
грамматике.
Литературный
язык
имеет
две,
формы
существования:
устную
и
письменную.
Письменная
форма
характеризуется
тем,
что
рассчитана
на
зрительное восприятие, в то время как устная форма — на восприятие слуховое, на
непосредственное общение с собеседником. Различие в их назначении приводит к
различиям
в
использовании
языковых
средств,
используемых
в
устной
и
письменной формах.
В
то
же
время
сам
литературный
язык
неоднороден.
Он
представляет
собой
систему функциональных стилей. В современном русском языке обычно выделяют
книжные
стили: научный,
официально-деловой,
публицистический
—
и
разговорный.
Задание для класса:
1) Прослушайте текст. Докажите, что прослушанные вами предложения составляют текст.
2) Определите тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них.
3) Определите стиль текста. Какие стили вы еще знаете?
4) Выделите основные смысловые части текста: составьте план. Вспомните, какие виды
плана вы знаете. Выберите ту форму плана, которая вам наиболее близка.
5) Примените приемы сжатия для данного текста.
Технологичекая карта для индивидуальной работы обучающихся
Смысловые части
Текст сжатого изложения
Приемы сжатия текста
1
2
3
4
5
Приемы сжатия текста : замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
слияние нескольких предложений в одно; замена сложного предложения простым; замена
предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением; исключение фрагмента
предложения; свертывание информации за счет обобщения.
5. Чтение эпиграфа
(6 слайд)
Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье
погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его… Н.В. Гоголь
(7 слайд)
И.С. Тургенев неоднократно призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»; «Берегите
чистоту языка, как святыню!». Прослушивание стихотворения в прозе «Русский язык».
Исполняет Елена Габец. (1 минута)
(8 слайд)
Основоположником современного русского литературного языка считают А.С. Пушкина.
И.С. Тургенев писал о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш
литературный
язык
и
что
нам
и
нашим
потомкам
остается
только
идти
по
пути,
проложенному его гением...».
6. Работа с текстом.
Проверь себя (9 слайд)
1)
Докажите,
что
прослушанные
вами
предложения
составляют
текст.
(В
тексте
предложения связаны по смыслу и грамматически; общая тема и единая главная мысль).
2) Тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них. (Это текст – рассуждение.
Кроме того в русском языке встречаются тексты – описания и тексты – повествования).
Проверь себя (10 слайд)
3) Стиль текста. Какие стили вы еще знаете? (Научный стиль. Официально-деловой,
публицистический, разговорный).
4) Выделите основные смысловые части текста: составьте план. Вспомните, какие виды
плана вы знаете. Выберите ту форму плана, которая вам наиболее близка.
Проверь себя (11 слайд)
(План может быть цитатный, тезисный, вопросный. По структуре план бывает простой и
сложный).
Индивидуальная работа по составлению плана.
Время выполнения работы – 5 минут.
Проверь себя (12 - 13 слайд)
Примерный план
I. Русский язык среди языков мира.
1) Богатство и выразительность русского языка.
2) Русские писатели о выразительности русского языка.
II. Русский язык как государственный язык РФ и язык межнационального общения
народов России.
1) Русский язык как один из мировых языков.
2) Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
III. Понятие нормы литературного языка.
1) Типы норм литературного языка.
IY. Понятия о функциональных разновидностях.
1) Основные функциональные стили современного русского языка.
7. Индивидуальная работа с технологической картой.
Время выполнения работы – 8 минут.
Смысловые
Текст сжатого изложения
Приемы сжатия
части
текста
8. Проверка работ учащихся.
9. Подведение итогов урока (14 слайд)
Назовите основные функции русского языка в современном мире.
Почему литературный язык считается высшей формой языка?
Расскажите о нормах литературного языка.
Какие функциональные стили вы знаете?
10. Домашнее задание (15 слайд)
Написать изложение в чистовом варианте.
Технологическая карта урока
Действия учителя
Действия учащихся
Продукт взаимодействия
Актуализация опорных знаний
I. Организация
предварительной
беседы(2минуты)
Демонстрация презентации
в Microsoft Power Point
(2 - 4 слайд)
-Что значит написать сжатое
изложение?
-Дайте определение
лингвистики.
(Наука, изучающая язык, его
систему, законы,
особенности
функционирования,
историческое развитие).
1)Коррекция ответов
обучающихся.
Самостоятельная
формулировка определений
Уяснение сущности
понятий:
сжатое изложение,
лингвистика
Закрепление знаний, умений, навыков
II. Организация работы с
текстом.
1) Демонстрация
презентации в Microsoft
Power Point
(5- 13 слайд)
2) Озвучивание
инструкции к
выполнению работы:
1) Прослушайте текст.
Докажите, что
прослушанные вами
предложения составляют
текст.
2) Определите тип текста.
Выполнение заданий по
предложенному алгоритму
Выбор индивидуального
образовательного маршрута
(составление наиболее
приемлемой формы плана)
Понятия:
1) Текст
(В тексте предложения
связаны по смыслу и
грамматически; общая тема
и единая главная мысль).
2) Тип текста . Какие типы
речи вы знаете, расскажите
о них. (Это текст –
рассуждение. Кроме того в
Какие типы речи вы знаете,
расскажите о них.
3) Определите стиль текста.
Какие стили вы еще знаете?
3) Коррекция ответов
обучающихся.
4) Организация работы с
технологической картой.
4) Выделите основные
смысловые части текста:
составьте план. Вспомните,
какие виды плана вы знаете.
Выберите ту форму плана,
которая вам наиболее
близка.
Индивидуальное заполнение
технологической карты
русском языке встречаются
тексты – описания и тексты
– повествования).
3) Стиль текста . Какие
стили вы еще знаете?
( Научный стиль.
Официально-деловой,
публицистический,
разговорный).
4) Выделите основные
смысловые части текста:
составьте план . Вспомните,
какие виды плана вы знаете.
Выберите ту форму плана,
которая вам наиболее
близка.
Примерный план
I. Русский язык среди
языков мира.
1) Богатство и
выразительность русского
языка.
2) Русские писатели о
выразительности русского
языка.
II. Русский язык как
государственный язык РФ и
язык межнационального
общения народов России.
1) Русский язык как один
из мировых языков.
2) Литературный язык как
высшая форма
существования
национального языка.
III. Понятие нормы
литературного языка.
1) Типы норм
литературного языка.
IY. Понятия о
функциональных
разновидностях.
Основные
функциональные стили
современного русского
языка.
5) Примените приемы
сжатия для данного
текста.
6) Проверка работ
обучающихся.
1) уметь вычленять главное
в информации;
2) уметь сокращать текст
разными способами;
3) уметь правильно, точно и
лаконично излагать
содержание текста;
5) Приемы сжатия текста:
1) замена фрагмента
предложения
синонимичным
выражением;
2) слияние нескольких
предложений в одно;
3) замена сложного
предложения простым;
4) замена предложения с
прямой речью
сложноподчиненным
предложением;
5) исключение фрагмента
предложения; свертывание
информации за счет
обобщения.
Черновой вариант сжатого
изложения.
Подведение итогов урока
Анализ выполнения
поставленных целей:
1)
систематизировали и
обобщили основные
вопросы по теме:
«Текст. Стили и типы
речи».
2)
Продолжили работу по
подготовке к ОГЭ,
написанию сжатого
изложения.
3)
Закрепили понятия:
литературный язык,
нормы литературного
языка.
7)Оценивание работы