Напоминание

Развитие творческого потенциала дошкольников через интеграцию познавательной и художественной деятельности в условиях ФГОС ДО


Автор: Петренко Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - №19"
Населённый пункт: Ленинградская область, город Сосновый Бор
Наименование материала: презентация
Тема: Развитие творческого потенциала дошкольников через интеграцию познавательной и художественной деятельности в условиях ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие творческого потенциала

дошкольников через интеграцию

познавательной и художественной

деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор-составитель:

Петренко С.А.
г. Сосновый Бор 2015г.

«Обучить творчеству нельзя, но это

вовсе не значит, что нельзя

воспитателю содействовать его

образованию и проявлению…»

Л.С. Выготский


Актуальность
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Модернизация российского образования говорит о
потребности в воспитании творческой, неординарно

мыслящей личности
. Основной ценностью становится сам человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретения опыта эмоционально-ценностных отношений. Если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на образование, то современная – на
развитие творческих способностей и формирование культуры личности.
Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является
интеграция познавательной и продуктивной

деятельности,
способствующая:  развитию способности нестандартно мыслить;  готовности к активности творческого характера;  умению создавать креативные продукты собственной деятельности;  формированию эстетического отношения к миру.

Интеграция

Образовательная область

«Познание»:
• Развитие сенсорной культуры; • Первые шаги в математику, исследуем и экспериментируем; • Формирование первичных представлений о малой родине, Отечестве, многообразии стран и народов мира; • Формирование первичных представлений о себе и других людях; • Ребёнок открывает мир природы.
Образовательная область

«Художественно-эстетическое

развитие»:
• Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского творчества в рисовании, аппликации, лепке, конструировании; • Музыкальное развитие; • Ознакомление с художественной литературой .
Познавательная

деятельность

Художественная

деятельность

Интеграция
– это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

В чём интеграция познавательной

и художественной деятельности

?
Интеграция познавательной и художественной деятельности понимается как организованный педагогом целенаправленный и взаимообратный
перенос информации с языка

элементарных научных представлений на язык художественных образов
в целях порождения в сознании ребёнка культурных и личностных смыслов и создании целостной картины мира. Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; при этом уточняются и углубляются его представления об окружающем. В процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится осознанно использовать изобразительные навыки и умения. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогом широкие
возможности «конструирования»

образовательного процесса
, способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.

Система работы по развитию творческих

способностей ребёнка через интеграцию

познавательной и художественной

деятельности

Непосредственно

образовательная

деятельность

Совместная

деятельность

воспитателя с

детьми

Самостоятельная

детская

деятельность

Сотрудничество

с родителями


Непосредственно образовательная

деятельность
ФГОС ДО делает акцент на необходимости организации образовательного процесса
нового типа
: педагог не даёт знаний в готовом виде, а создаёт ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и различных заданий. Художественная деятельность – средство самостоятельного освоения, открытия мира ребёнком в многообразных формах и проявлениях. Это есть ни что иное, как
деятельностный метод
, предложенный Л.Г. Петерсоном в программе «Мир открытий». Он ставит ребёнка в активную позицию деятеля, ребёнок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем. В дошкольном возрасте занятия с интеграцией познавательной и художественной деятельности строятся с соблюдением следующей
динамики
: Информационно-образное и сенсорное насыщение ребёнка Гармоничное развитие ребёнка на основе полихудожественного восприятия мира Выражение себя в разных видах художественной деятельности.

Структура занятия с интеграцией

познавательной и художественной

деятельности

Часть занятия

Содержание

1. Организационный

момент
Создание интереса и эмоционального настроя (раскрывается тема занятия в игровой форме, или проблемная ситуация). Сюрпризный момент. Просьба о помощи.
2. Основная часть или

познавательная
Показ и анализ изображаемого объекта. Беседа. Художественное слово. Музыкальное сопровождение. Развивающие игры и упражнения, приводящие детей в состояние творческого подъема и желания творить.
3. Практическая часть
Художественная деятельность детей. Возможен показ приёмов выполнения (на отдельном листе педагога). Помощь, совет.
4. Заключительная

часть
Просмотр и оценка детских работ.

Методы развития детского

творчества
Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является деятельностный подход к организации занятий и использование разнообразных
методов и приёмов работы в

этом направлении
: 
Информационно-рецептивный метод
направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознание и запоминание новой готовой информации. Включает приёмы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, беседы, слушание музыкальных произведений, чтение художественной литературы, показ воспитателя. 
Репродуктивный метод
направлен на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами, это владение техникой рисования. Техника рисования – это язык художника, не владеть техникой рисования, значит не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке. Этот метод упражнений, доводящих изобразительные навыки до автоматизма. 
Эвристический метод
направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности. 
Исследовательский метод
направлен на развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве. 
Метод проблемного изложения материала
заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в вопросе. Эту проблемную ситуацию перед детьми создает педагог. 
Игровые методы и приёмы.


Использование нетрадиционных техник

изодеятельности – путь к развитию

детского творчества
Эффективно и целесообразно для развития творческих способностей детей использовать на занятиях
нетрадиционные техники изображения
. Их великое множество: • Рисование ладошкой, пальчиками, ватными палочками; • Обрывание бумаги; • Скатывание бумаги; • Оттиск смятой бумагой; • Свеча + акварель; • Оттиск печатками из ластика, поролона; • Набрызг; • Рисование по мокрому листу; • Рисование жёсткой кистью – «тычком»; • Кляксография; • Батик. Такие занятия очень ярко отражают интеграцию познавательной и художественной деятельности. Манипулируя с разнообразными по качеству, свойствам материалами, используя нетрадиционные способы изображения, у ребёнка активизируется творческое мышление и воображение, расширяется кругозор. А самое главное – ребёнок испытывает ситуацию успеха и «погружается» в атмосферу творчества.

Совместная деятельность воспитателя

с детьми
Совместная деятельность воспитателя с детьми посредством интеграции познавательной и художественной деятельности ориентирована на достижение
психологического раскрепощения
, развитие
творческого потенциала и

партнёрских отношений
, поддержку
детской инициативы
. Совместная деятельность воспитателя с дошкольниками предполагает добровольное включение детей в творческую работу, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных
условий
: 
Организация рабочего пространства
, т.е. места за детьми жёстко не закреплены. Дети могут свободно перемещаться по групповой комнате, имеют право на участие в деятельности. 
Возможность у ребёнка выбора цели из

нескольких
, т.е. педагог предлагает или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам. 
Игровой характер подачи любого материала
. Большие возможности для развития детского творчества в совместной с воспитателем деятельности несёт
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
!

Самостоятельная детская

деятельность
Важную роль в развитии ребёнка играет
развивающая творческая среда
, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность. При организации предметно-развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать
потребности
детей:  Свободное, самостоятельное и доступное пользование традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе;  Учёт индивидуальных особенностей детей, уровень знаний, умений и навыков в художественной деятельности;  Возраст дошкольников.
Задачи уголка творчества
: - развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; - закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; - расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; - развитие пальцевой моторики, творческого воображения и фантазии. Художественная предметно-развивающая среда должна способствовать
раскрытию творческого

потенциала
дошкольников, обеспечить
интеграцию с

познавательной деятельностью
(нетрадиционные изобразительные материалы, репродукции с различными произведениями и т.п.), создать максимально
комфортное состояние ребёнка
в группе .

Сотрудничество с родителями
Одним из требований ФГОС ДО к качеству образования является сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников, характеризующееся в организации
партнёрских отношений
между воспитателями и законными представителями дошкольников. Сотрудничество с родителями по развитию творческих способностей детей целесообразно строить по
2 направлениям
: 
Индивидуальные и наглядно-информационные формы
работы: индивидуальные беседы, консультации, просвещение родителей, родительские собрания, выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставки, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование. 
Коллективные формы
работы, которые обеспечивают организацию
продуктивного

сотворчества и общения
всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение и сотворчество. Это совместные праздники, развлечения, конкурсы, выставки творческих работ родителей и детей, проведение акций, проектов. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды группы.

Вывод
Таким образом, интеграция познавательной и художественной деятельности на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операционный компонент), а также деятельностный метод обеспечат оптимальные условия для полноценного развития детского творчества. Роль педагога при этом: - Сформировать у ребёнка способность ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ТВОРИТЬ, т.е. вооружить его умениями (что можно сделать, как, с помощью каких материалов и оборудования); - Вовлечь родителей в активную совместную деятельность.
Только так у ребёнка возникнет желание творить и познавать мир!


Спасибо за внимание!


В раздел образования