Развитие творческого потенциала дошкольников через интеграцию познавательной и художественной деятельности в условиях ФГОС ДО
Автор: Петренко Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - №19" Населённый пункт: Ленинградская область, город Сосновый Бор Наименование материала: презентация Тема: Развитие творческого потенциала дошкольников через интеграцию познавательной и художественной деятельности в условиях ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Актуальность
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в
условиях стандартизации дошкольного образования. Модернизация российского
образования говорит о потребности в воспитании творческой, неординарно
мыслящей личности . Основной ценностью становится сам человек, его
внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретения
опыта эмоционально-ценностных отношений. Если прежняя парадигма
образования в основном ориентировалась на образование, то современная – на
развитие творческих способностей и формирование культуры личности.
Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и
воображения детей является интеграция познавательной и продуктивной
деятельности, способствующая:
развитию способности нестандартно мыслить;
готовности к активности творческого характера;
умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
формированию эстетического отношения к миру.
Интеграция
Образовательная область
«Познание»:
•
Развитие сенсорной культуры;
•
Первые шаги в математику,
исследуем и экспериментируем;
•
Формирование первичных
представлений о малой родине,
Отечестве, многообразии стран и
народов мира;
•
Формирование первичных
представлений о себе и других
людях;
•
Ребёнок открывает мир природы.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое
развитие»:
•
Приобщение к изобразительному
искусству и развитие детского
творчества в рисовании,
аппликации, лепке,
конструировании;
•
Музыкальное развитие;
•
Ознакомление с художественной
литературой
.
Познавательная
деятельность
Художественная
деятельность
Интеграция –
это состояние (или процесс, ведущий к
такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и
взаимодействия отдельных образовательных областей
содержания дошкольного образования, обеспечивающее
целостность образовательного процесса.
В чём интеграция познавательной
и художественной деятельности
?
Интеграция познавательной и художественной деятельности понимается как организованный
педагогом целенаправленный и взаимообратный перенос информации с языка
элементарных научных представлений на язык художественных образов в целях
порождения в сознании ребёнка культурных и личностных смыслов и создании целостной
картины мира.
Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; при этом уточняются и
углубляются его представления об окружающем. В процессе работы он начинает осмысливать
качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится осознанно
использовать изобразительные навыки и умения.
Интеграция как современная педагогическая
технология раскрывает перед педагогом
широкие возможности «конструирования»
образовательного процесса , способствует
усвоению знаний, умений и навыков детей
и развитию художественно-творческих
способностей, устраняет перегрузки.
Система работы по развитию творческих
способностей ребёнка через интеграцию
познавательной и художественной
деятельности
Непосредственно
образовательная
деятельность
Совместная
деятельность
воспитателя с
детьми
Самостоятельная
детская
деятельность
Сотрудничество
с родителями
Непосредственно образовательная
деятельность
ФГОС ДО делает акцент на необходимости организации образовательного процесса нового типа :
педагог не даёт знаний в готовом виде, а создаёт ситуации, когда у детей возникает потребность
эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему
вопросов и различных заданий. Художественная деятельность – средство самостоятельного
освоения, открытия мира ребёнком в многообразных формах и проявлениях.
Это есть ни что иное, как деятельностный метод , предложенный Л.Г. Петерсоном в программе
«Мир открытий». Он ставит ребёнка в активную позицию деятеля, ребёнок сам изменяет себя,
взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно
значимых для него задач и проблем.
В дошкольном возрасте занятия с интеграцией познавательной и художественной деятельности
строятся с соблюдением следующей динамики :
Информационно-образное и сенсорное насыщение ребёнка Гармоничное развитие ребёнка на
основе полихудожественного восприятия мира Выражение себя в разных видах
художественной деятельности.
Структура занятия с интеграцией
познавательной и художественной
деятельности
Часть занятия
Содержание
1. Организационный
момент
Создание интереса и эмоционального настроя (раскрывается
тема занятия в игровой форме, или проблемная ситуация).
Сюрпризный момент. Просьба о помощи.
2. Основная часть или
познавательная
Показ и анализ изображаемого объекта. Беседа.
Художественное слово. Музыкальное сопровождение.
Развивающие игры и упражнения, приводящие детей в
состояние творческого подъема и желания творить.
3. Практическая часть
Художественная деятельность детей. Возможен показ приёмов
выполнения (на отдельном листе педагога). Помощь, совет.
4. Заключительная
часть
Просмотр и оценка детских работ.
Методы развития детского
творчества
Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является деятельностный
подход к организации занятий и использование разнообразных методов и приёмов работы в
этом направлении :
Информационно-рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия,
осознание и запоминание новой готовой информации. Включает приёмы: рассматривание,
наблюдение, экскурсия, беседы, слушание музыкальных произведений, чтение
художественной литературы, показ воспитателя.
Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами,
это владение техникой рисования. Техника рисования – это язык художника, не владеть
техникой рисования, значит не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке.
Этот метод упражнений, доводящих изобразительные навыки до автоматизма.
Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление
творчества, фантазии в художественной деятельности.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности и
умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном
творчестве.
Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в
проблемной ситуации или в вопросе. Эту проблемную ситуацию перед детьми создает
педагог.
Игровые методы и приёмы.
Использование нетрадиционных техник
изодеятельности – путь к развитию
детского творчества
Эффективно и целесообразно для развития творческих способностей детей использовать на
занятиях нетрадиционные техники изображения . Их великое множество:
•
Рисование ладошкой, пальчиками, ватными палочками;
•
Обрывание бумаги;
•
Скатывание бумаги;
•
Оттиск смятой бумагой;
•
Свеча + акварель;
•
Оттиск печатками из ластика, поролона;
•
Набрызг;
•
Рисование по мокрому листу;
•
Рисование жёсткой кистью – «тычком»;
•
Кляксография;
•
Батик.
Такие занятия очень ярко отражают интеграцию познавательной и художественной деятельности.
Манипулируя с разнообразными по качеству, свойствам материалами, используя
нетрадиционные способы изображения, у ребёнка активизируется творческое мышление и
воображение, расширяется кругозор. А самое главное – ребёнок испытывает ситуацию успеха
и «погружается» в атмосферу творчества.
Совместная деятельность воспитателя
с детьми
Совместная деятельность воспитателя с детьми посредством интеграции
познавательной и художественной деятельности ориентирована на достижение
психологического раскрепощения , развитие творческого потенциала и
партнёрских отношений , поддержку детской инициативы .
Совместная деятельность воспитателя с дошкольниками предполагает добровольное
включение детей в творческую работу, поэтому помимо подбора интересного
содержания существует ряд конкретных условий :
Организация рабочего пространства , т.е.
места за детьми жёстко не закреплены. Дети могут свободно перемещаться по
групповой комнате, имеют право
на участие в деятельности.
Возможность у ребёнка выбора цели из
нескольких , т.е. педагог предлагает или дети
самостоятельно выбирают, кто и чем будет
заниматься, по своим силам и интересам.
Игровой характер подачи любого материала .
Большие возможности для развития детского творчества в совместной
с воспитателем деятельности несёт КРУЖКОВАЯ РАБОТА !
Самостоятельная детская
деятельность
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда , которая должна
стимулировать ребенка на активную деятельность.
При организации предметно-развивающей творческой среды в изобразительной деятельности
нужно учитывать потребности детей:
Свободное, самостоятельное и доступное пользование традиционными и нетрадиционными
изобразительными материалами в группе;
Учёт индивидуальных особенностей детей, уровень знаний, умений и навыков в
художественной деятельности;
Возраст дошкольников.
Задачи уголка творчества :
-
развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью;
-
закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации;
-
расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах;
-
развитие пальцевой моторики, творческого воображения и фантазии.
Художественная предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию творческого
потенциала дошкольников, обеспечить интеграцию с
познавательной деятельностью (нетрадиционные изобразительные
материалы, репродукции с различными произведениями и т.п.), создать
максимально комфортное состояние ребёнка в группе
.
Сотрудничество с родителями
Одним из требований ФГОС ДО к качеству образования является сотрудничество ДОУ с семьями
воспитанников, характеризующееся в организации партнёрских отношений между
воспитателями и законными представителями дошкольников.
Сотрудничество с родителями по развитию творческих способностей детей целесообразно
строить по 2 направлениям :
Индивидуальные и наглядно-информационные формы работы: индивидуальные беседы,
консультации, просвещение родителей, родительские собрания, выпуск информационных
стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставки, выставки детских работ.
Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через
анкетирование.
Коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного
сотворчества и общения всех участников образовательного пространства. С этой целью
проводятся такие мероприятия, которые включают
родителей и детей в общее интересное дело, что
«вынуждает» взрослых вступить с ребенком в
общение и сотворчество. Это совместные
праздники, развлечения, конкурсы, выставки
творческих работ родителей и детей,
проведение акций, проектов. Родители
принимают активное участие в создании
предметно-развивающей среды группы.
Вывод
Таким образом, интеграция познавательной и художественной деятельности на
основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений
(интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий
(операционный компонент), а также деятельностный метод обеспечат
оптимальные условия для полноценного развития детского творчества.
Роль педагога при этом:
-
Сформировать у ребёнка способность ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ,
ТВОРИТЬ, т.е. вооружить его умениями (что можно сделать, как, с помощью
каких материалов и оборудования);
-
Вовлечь родителей в активную совместную деятельность.
Только так у ребёнка возникнет желание творить и познавать мир!