Сценарий викторины по геометрии "Геометрия вокруг нас"
Автор: Худолий Ольга Брониславовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Школа №10" Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону Наименование материала: методическая разработка Тема: Сценарий викторины по геометрии "Геометрия вокруг нас" Раздел: среднее образование
Познавательная викторина по геометрии для учащихся 7-х
классов
«Геометрия вокруг нас»
Предложенная викторина была проведена с учащимися 7-х
классов 4 марта 2016 года, в период общешкольной
математической недели.
В конкурсе принимали участие команды учеников 7а, 7б, 7в, 7г,
7е классов, по 5 обучающихся от класса.
Цель: повышение интереса к изучаемому предмету,
совершенствование познавательных процессов, способностей к
творчеству, приемам оперирования представлениями, повышение
способности обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Анализ: учащиеся показали хороший уровень подготовки по
предмету - геометрия. Конкурсные задания выполняли быстро и
успешно. Особенный интерес у учащихся был вызван
разгадыванием кроссворда с использованием геометрической
терминологии, применяемой в курсе изучения геометрии 7 класса и
складывание головоломки с использованием «доски мудрости» -
игра «Танграм».
Результаты: учащиеся показали следующие результаты:
I место – 7 е класс;
II место – 7г, 7в классы;
III место – 7а, 7б классы.
Учитель математики Худолий О.Б.
Оборудование: видеопроектор для демонстрации презентации,
экран, раздаточный материал ( листы с распечатанным полем
кроссворда, разрезанные квадраты из цветного картона , игра
Танграм)
Ход викторины:
1 тур игры. «Через века»
1.Часть.
На
доске
портреты
математиков
под
номерами:
С.Ковалевская(1), К.Гаусс(2), Н.И.Лобачевский(3), Ф.Виет(4).
Вопрос: Кто из математиков сказал: "Математика – царица всех
наук”?
Ответ: К. Гаусс(2).
Вопрос: Кому из математиков принадлежат строки:
" Е с л и
т ы
в
ж и з н и ,
х о т я
н а
м г н о в е н ь е
И с т и н у
в
с е р д ц е
т в о ё м
о щ у т и л ,
Е с л и
л у ч
п р а в д ы
с к в о з ь
м р а к
и
с о м н е н ь е
Я р к и м
с и я н ь е м
т в о й
п у т ь
о з а р и л :
Ч т о б ы
в
р е ш е н ь е
с в о ё м
н е и з м е н н о м ,
Р о к
н и
н а з н а ч и л
т е б е
в п е р е д и ,
П а м я т ь
о б
э т о м
м г н о в е н ь е
с в я щ е н н о м
В е ч н о
х р а н и ,
к а к
с в я т ы н ю
в
г р у д и ”
Ответ: С. Ковалевская(1).
Вопрос: Из
факта
недоказуемости
Евклидовой
аксиомы
о
параллельных,
он
сумел
сделать
далеко
идущие
выводы.
Эти
выводы явились поворотным пунктом в развитии математического
мышления
XIX
столетия
и
выразились
в
создании
им
особой
геометрии, названной его именем. Она является более общей, чем
геометрия Евклида. По отношению к этой геометрии геометрия
Евклида является только частным случаем.
Ответ: Н. Лобачевский(3).
2.Часть.
Н а
э к р а н е
и л и
п л а кат е
и м е н а
м а т е м а т и ко в :
М.В.Ломоносов(2), Пифагор(3), Фалес(4).
Вопрос: Среди этих имён вы узнаете имя выдающегося математика,
купца,
путешественника
и
философа,
которому
принадлежат
первые доказательства геометрических теорем. Назовите его имя.
Ответ: Фалес(4).
Вопрос: Кто из этих математиков сказал: "Математику уж затем
учить надо, что она ум в порядок приводит”?
Ответ: М.В.Ломоносов(2)
2
тур
игры.
Разгадывание
кроссворда.
(листы
с
«полем»
кроссворда и вопросами подготовлены заранее).
Вопросы по горизонтали:
1. Землемерие.
2. Углы, образованные пересечением двух прямых.
3. Угол. Смежный с внутренним углом.
8. Сопровождение теоремы.
10.Свойства фигур в пространстве.
11. Треугольник, имеющий равные углы при основании.
Вопросы по вертикали:
1.Сторона, лежащая против прямого угла.
4. Два смежных угла составляют…
5. Свойства фигур на плоскости.
6. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем
рассуждений.
7. Признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между
ними.
9. Множество точек плоскости на заданном расстоянии от данной
точки.
3 тур игры. Игра «Танграм».
Учащимся предлагается сложить фигуры отображенные на
экране. (Разрезанные на геометрические фигуры квадраты из
цветного картона, подготовлены заранее).
4 тур игры. «Задача о школе Пифагора».
Вступительное слово. Первое построение геометрии, как
дидуктивной науки принадлежит Пифагору Самосскому –
древнегреческому математику и философу. В молодости Пифагор
путешествовал по Египту и Вавилону, изучая науки. Затем переехал
в Кротон и основал пифагорейский союз (школу). Пифагорейцы
занимались астрономией, геометрией, гармонией (теорией музыки)
и арифметикой (теорией чисел).
Задача. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у
Пифагора, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о
Поликрат, - отвечал Пифагор. – Половина моих учеников изучает
прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы,
седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение.
Добавь к ним еще трех юношей, из которых Теон превосходит
прочих своими способностями. Сколько учеников веду я?»
Сколько учеников было у Пифагора? (3)