Напоминание

Сценарий викторины по геометрии "Геометрия вокруг нас"


Автор: Худолий Ольга Брониславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №10"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий викторины по геометрии "Геометрия вокруг нас"
Раздел: среднее образование





Назад





Познавательная викторина по геометрии для учащихся 7-х

классов

«Геометрия вокруг нас»
Предложенная викторина была проведена с учащимися 7-х классов 4 марта 2016 года, в период общешкольной математической недели. В конкурсе принимали участие команды учеников 7а, 7б, 7в, 7г, 7е классов, по 5 обучающихся от класса.
Цель:
повышение интереса к изучаемому предмету, совершенствование познавательных процессов, способностей к творчеству, приемам оперирования представлениями, повышение способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Анализ:
учащиеся показали хороший уровень подготовки по предмету - геометрия. Конкурсные задания выполняли быстро и успешно. Особенный интерес у учащихся был вызван разгадыванием кроссворда с использованием геометрической терминологии, применяемой в курсе изучения геометрии 7 класса и складывание головоломки с использованием «доски мудрости» - игра «Танграм».
Результаты:
учащиеся показали следующие результаты:
I место – 7 е класс;

II место – 7г, 7в классы;

III место – 7а, 7б классы.
Учитель математики Худолий О.Б.

Оборудование: видеопроектор для демонстрации презентации,

экран, раздаточный материал ( листы с распечатанным полем

кроссворда, разрезанные квадраты из цветного картона , игра

Танграм)

Ход викторины:

1 тур игры. «Через века»
1.Часть. На доске портреты математиков под номерами: С.Ковалевская(1), К.Гаусс(2), Н.И.Лобачевский(3), Ф.Виет(4). Вопрос: Кто из математиков сказал: "Математика – царица всех наук”? Ответ: К. Гаусс(2). Вопрос: Кому из математиков принадлежат строки: " Е с л и т ы в ж и з н и , х о т я н а м г н о в е н ь е И с т и н у в с е р д ц е т в о ё м о щ у т и л , Е с л и л у ч п р а в д ы с к в о з ь м р а к и с о м н е н ь е Я р к и м с и я н ь е м т в о й п у т ь о з а р и л : Ч т о б ы в р е ш е н ь е с в о ё м н е и з м е н н о м , Р о к н и н а з н а ч и л т е б е в п е р е д и , П а м я т ь о б э т о м м г н о в е н ь е с в я щ е н н о м В е ч н о х р а н и , к а к с в я т ы н ю в г р у д и ” Ответ: С. Ковалевская(1). Вопрос: Из факта недоказуемости Евклидовой аксиомы о параллельных, он сумел сделать далеко идущие выводы. Эти выводы явились поворотным пунктом в развитии математического мышления XIX столетия и выразились в создании им особой геометрии, названной его именем. Она является более общей, чем геометрия Евклида. По отношению к этой геометрии геометрия Евклида является только частным случаем. Ответ: Н. Лобачевский(3). 2.Часть. Н а э к р а н е и л и п л а кат е и м е н а м а т е м а т и ко в : М.В.Ломоносов(2), Пифагор(3), Фалес(4).
Вопрос: Среди этих имён вы узнаете имя выдающегося математика, купца, путешественника и философа, которому принадлежат первые доказательства геометрических теорем. Назовите его имя. Ответ: Фалес(4). Вопрос: Кто из этих математиков сказал: "Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит”? Ответ: М.В.Ломоносов(2)
2

тур

игры.

Разгадывание

кроссворда.

(листы

с

«полем»

кроссворда и вопросами подготовлены заранее).

Вопросы по горизонтали:
1. Землемерие. 2. Углы, образованные пересечением двух прямых. 3. Угол. Смежный с внутренним углом. 8. Сопровождение теоремы. 10.Свойства фигур в пространстве. 11. Треугольник, имеющий равные углы при основании.
Вопросы по вертикали:
1.Сторона, лежащая против прямого угла. 4. Два смежных угла составляют… 5. Свойства фигур на плоскости. 6. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений.
7. Признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. 9. Множество точек плоскости на заданном расстоянии от данной точки.
3 тур игры. Игра «Танграм».

Учащимся предлагается сложить фигуры отображенные на

экране. (Разрезанные на геометрические фигуры квадраты из

цветного картона, подготовлены заранее).

4 тур игры. «Задача о школе Пифагора».

Вступительное слово.
Первое построение геометрии, как дидуктивной науки принадлежит Пифагору Самосскому – древнегреческому математику и философу. В молодости Пифагор путешествовал по Египту и Вавилону, изучая науки. Затем переехал в Кротон и основал пифагорейский союз (школу). Пифагорейцы занимались астрономией, геометрией, гармонией (теорией музыки) и арифметикой (теорией чисел).
Задача.
Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним еще трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Сколько учеников веду я?» Сколько учеников было у Пифагора? (3)


В раздел образования