Автор: Ушанова Ирина Николаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 города Анадыря" Населённый пункт: г. Анадырь, Чукотский автономный округ Наименование материала: технологическая карта урока Тема: Витамины Раздел: среднее образование
Технологическая карта бинарного урока «Биология»8 класс
Модель: «Учитель-Учитель», учитель биологии МБОУ «СОШ №1 г.
Анадыря» Ушанова Ирина Николаевна, учитель химии МБОУ «СОШ №1 г.
Анадыря» Габидуллина Ильмира Римовна
Тема: «Витамины».
УМК «Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н.
Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х. Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009).
Номер урока: № 51
Тип урока: комбинированный урок, продолжительность – 40 минут.
Цель и задачи урока:
Обучающие:
сформировать представление о витаминах как биологически активных
веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
познакомить с классификацией витаминов,
ввести понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;
рассмотреть последствия авитаминоза, гиповитаминоза,
гипервитаминоза;
Развивающие:
коррегировать и развивать внимание на основе работы с текстом учебника,
заполнения таблицы, составления классификации витаминов;
коррегировать и развивать операции анализа и синтеза на основе
выполнения опытов и формулирования выводов по ним;
развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.
Воспитательные:
продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и
здоровому образу жизни.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная,
групповая.
Методы и приёмы:
Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.
Проблемный – проблемные вопросы.
Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.
Наглядный –иллюстрации учебника, презентация.
Технологии:
Информационная технология;
Технология проблемного обучения;
Технология развития критического мышления;
Здоровьесберегающая технология.
Материалы: дифференцированные по трудности заданий и объему
карточки.
Учебник, компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), рабочий
лист (Приложение 2), «корзинка витаминов»: яйцо, рыбий жир, морковь,
помидор, дрожжи, молоко, хлеб, капуста, изображение солнца.
Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, колба, универсальный
индикатор, аскорбиновая кислота, подсолнечное масло, лимонная кислота,
йод, крахмал, FeCl
3
.
В классе 24 учащихся: 5 мотивированных учеников, 3 ученика с ЗПР, 1
ученик с РАС.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности
его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе
и в рамках самостоятельной деятельности.
Метапредметными результатами изучения темы является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему,
определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать
из
предложенных
и
искать
самостоятельно
средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
факты
и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных связей.
Создавать
схематические
модели
с
выделением
существенных
характеристик объекта.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь
определять
возможные
источники
необходимых
сведений,
производить
поиск
информации,
анализировать
и
оценивать
её
достоверность.
Коммуникативные УУД
Самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
Предметными
результатами
изучения
предмета
«Биология»
являются
следующие умения:
– определять роль витаминов в организме человека;
– объяснятьпоследствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза;
– перечислять группы витаминов;
– распознавать наличие витаминов в продуктах;
–понимать смысл биологических терминов;
Словарь :
витамины,
авитаминоз,
гиповитаминоз,
гипервитаминоз,
жирорастворимые витамины, водорастворимые витамины, цинга, бери- бери,
рахит.
Технологическая карта урока
Этапы урока/
учебная ситуация
Результаты
этапа
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Действие учителя биологии и
учащихся
Действия учителя химии и
учащихся
1.
Самоопределение
к деятельности,
мотивация
Готовность
(внутренняя
и внешняя)
к работе на
уроке.
Оценка
готовности
Приветствие
учащихся.
Опрос
домашнего
задания.
Создание
ситуации
успеха на
предстоящем
уроке
Приветствие учащихся. Настрой на
работу.
- Сегодня перед Вами откроются
новые границы науки биологии. У нас
на уроке не просто гость, а
равноправный участник урока –
учитель химии Габидуллина Ильмира
Римовна.
- Ребята, какие темы мы изучали на
предыдущих уроках? (Питание и
пищеварение, обмен веществ и
энергии)
РАБОТА С ДЕЖУРНЫМ ЗВУКОМ :
обратите внимание, дежурный звук
«Щ», произнесите слова из прошлой
темы урока с дежурным звуком.
Устный фронтальный опрос. За
каждый верный ответ учащиеся
получают по одной букве из
слова ВИТАМИНЫ . По окончании
опроса они составляют слово. Это и
Здравствуйте ребята, я рада, что у
нас есть возможность поработать
на уроке вместе.
Мотивированным учащимся
даются индивидуальные карточки.
Учащиеся с ОВЗ, в том числе
слабоуспевающие работают с
учителем:
- Химия является неотъемлемой
частью тех, процессов, которые Вы
изучили. Где они могут протекать?
(в желудке, в ротовой полости, в
кишечнике, в клетках).
Приложение 2.
- Разгадайте ребус
Ответ: амилаза
- Перед Вами цепочки слов и
есть тема урока.
1.
Что такое пищеварение? (И)
2.
Дайте определение понятию
«обмен веществ»? (Обменом
веществ называют сложную цепь
превращений веществ в организме,
начиная с момента их
поступления из внешней среды и
кончая удалением продуктов
распада.) (М)
3.
Каким другим термином можно
назвать этот процесс(метаболизм)
(В)
4.
В обмене веществ, происходят
реакции двух типов. Какие?
(анаболические и катаболические
реакции) (Т)
5.
Какие реакции называют
анаболическими? (Анаболическими
называют реакции, идущие в
организме при которых из
простых веществ образуются
символы, составьте из них
уравнения реакций, которые
происходят при переваривании:
А) аминокислоты, +, = белки
Б) жиры, =, глицерин, + жирные
кислоты, =
В) глюкоза, =, крахмал Приложение
3
сложные вещества) (И)
6.
Какие реакции называют
катаболическими?
(Катаболическими называют
реакции, идущие в организме при
которых из сложных веществ
образуются простые вещества.)
(А)
7.
Что происходит с энергией во
время анаболических реакций? (В
процессе анаболических реакций
энергия поглощается) (Ы)
8.
Что происходит с энергией во
время катаболических реакций? (в
процессе катаболических реакций
выделяется) (Н)
Самоорганизация (запись числа и
темы урока, из полученных букв,
которые получили ребята за
правильные ответы)
Тема: «Витамины»
2.
Актуализация
Воспроизве
Организация
- Ребята, что вы уже знаете о
- Ребята, но если наш сегодня урок
знаний,
фиксирование
затруднения
денные
знания и
способы
действия.
Осознание
необходимо
сти
получения
новых
знаний
ситуации, в
которой дети
актуализиру
ют нужные
для
последующе
го открытия
знания
(мотивация
на изучение
темы).
Определение
границ
знания и
незнания.
витаминах?
- Перед Вами 7 цветов радуги,
попробуйте назвать 7 вопросов на
которые Вы бы хотели получить
ответ на сегодняшнем уроке?
- Выводятся цели и задачи урока.
(Примерные ответы учащихся:
расширить знания о витаминах,
узнать о значении витаминов и т.п.)
мы можем рассмотреть с точки
зрения химии, еще какую цель
урока мы можем поставить перед
собой? (определить наличие
витаминов)
3.
Постановка
учебной задачи
Сформулир
ованная
цель и тема
урока.
Предположе
ние
учеников о
том, что
нового они
узнают на
уроке, чему
научатся.
Формирован
ие и
развитие
умения
определять и
формулирова
ть проблему,
цель и тему
изучения
-
Для
жизни
необходимы
белки,
жиры, углеводы, минеральные соли и
вода.
- А как же все начиналось? Когда и
как
человек
впервые
узнал
о
витаминах?
Это
первый
вопрос,
на
который мы ответим.
У ч а щ и м с я
д а е т с я
р а с с ка з
о б
открытии витаминов в учебнике
-
Как
объяснить,
почему
погибли
- Прежде чем познакомиться с
классификацией, мы должны знать,
чем с точки зрения химии являются
витамины.
Витамины – низкомолекулярные
органические соединения
различной химической природы,
катализаторы, биорегуляторы
процессов, протекающих в живом
организме (записывают
определение в рабочий лист.
Приложение 4.)
мыши,
вскормленные
искусственной
пищей?(Н.И.
Лунин
решил,
что
в
пище есть еще какое-то незаменимое
в е щ е с т в о ,
н е о б х о д и м о е
д л я
подержания жизни).
- Эти вещества назвали витаминами
(от
лат. «vita»
-
жизнь, «amin»
-
содержащий
азот).
Правда,
потом
оказалось,
что
не
все
витамины
содержат
азот,
но
старое
название
осталось.
В с ю
п р а в д у
о
с о с т а в е
и
классификации
этих
веществ
мы
поговорим сейчас.
- Какими признаками обладают
витамины? Демонстрирует
пробирки: в одной рыбий жир, в
другой аскорбиновая кислота
(порошок). Приливает воду.
Учащиеся делают вывод о том,
что в первой пробирке витамин не
растворился, в другой –
растворился.
- Важнейшими признаком
классификации является
способность витаминов
растворимость. Поясняет, что
одни в воде, другие в жирах.
Поэтому признаку различают два
класса витаминов:
У учащихся на столах листочки
разного цвета с обозначением
витаминов (водорастворимые
одного цвета, жирорастворимые-
другого). С помощью учителя
составляется схема на доске и
вносят в рабочий лист.
1. Водорастворимые. К ним
относятся витамины С, РР, группы
В и другие.
2. Жирорастворимые. К ним
относятся витамины групп А, D, Е
и К.
Решение учебной
задачи. Первичное
закрепление
Применение
новых
знаний при
заполнении
таблицы и
на практике.
Формирован
ие умения
работать с
литературой
в решении
учебных
задач.
Реализация
плана
достижения
цели.
Организация
ситуации
решения
учебной задачи. Работа по группам ( А
и
С )с
электронным
приложением
учебника.
П о
м е р е
и зу ч е н и я
м а т е р и а л а
з а п о л н я ю т
т а б л и ц у
и
з а т е м
докладывают результаты:
-Рассмотрим
биологическую
роль
витамина С .
Помогает
организму
бороться
с
инфекциями,
лучше
видеть,
стимулирует
обновление
клеток.
- Витамин А (ретинол) участвует в
биохимических процессах, связанных
с деятельностью мембран клеток. При
недостатке
витамина
А
ухудшается
зрение
(ксерофтальмия
–
сухость
р о го в ы х
о б ол оч е к ;
“ к у р и н а я ”
слепота). Замедляется рост молодого
организма,
особенно
рост
костей,
наблюдается повреждение слизистых
оболочек
дыхательных
п у т е й ,
Рассмотрим витамин С ( название -
аскорбиновая кислота).
СЛАЙД №6
- Почему вещество называется
кислотой? (Оно кислое на вкус и в
водном растворе диссоциирует на
катион Н+, а поэтому и изменяет
окраску индикатора).
Инструктаж по ТБ (обсуждение
правил с учащимися):
1.Не бегать.
2. Слушать инструкции учителя.
3. Соблюдать аккуратность.
4. Не передавать вещества с парты
на парту и т.п.
Проведем опыт . В раствор
аскорбиновой кислоты опускаем
универсальный индикатор.
(Индикатор окрасился в красный
цвет.)
Далее учитель координирует работу
пищеварительных систем. Обнаружен
только
в
продуктах
животного
происхождения, особенно его много в
печени
морских
животных
и
рыб.
Потребность человека в витамине А
может быть удовлетворена и за счет
растительной
пищи,
в
которой
содержатся
его
провитамины
–
каротины.
- Познакомимся с витаминами группы
В .
Различают несколько видов этой
группы:
В
₁
,
В
₂
,В
₆
,В
₁₂
.,
они
имеют
сложное химическое строение.
- В и т а м и н
D
( к а л ь ц и ф е р о л ) .
Участвует
в
регуляции
обмена
кальция
и
фосфора
в
организме,
содействует
использованию
этих
важных веществ клетками и тканями
нашего
организма,
обеспечивает
нормальное
отложение
кальция
в
костях,
способствуя
формированию
скелета.
Особенно
важное
значение
витамин D имеет для детей. В раннем
д е т с к о м
в о з р а с т е
п р и
необеспеченности организма ребенка
этим
витамином
развивается
рахит.
групп.
Группа С.
Практическая работа
№1 «Обнаружение в лимонном соке
витамина С » (Приложение 5).
Ход работы:
1
. В
п р о б и р ке №1
находится
лимонный сок.
2. В пробирке №2 находится синий
раствор йода с крахмалом.
3 . К
раствору
сока
по
каплям
добавляйте
синий
раствор
йода
с
крахмалом. Поставьте пробирку в
шт атив
и
наблюдайте, через,
с к о л ь к о
в р е м е н и
р а с т в о р
обесцветится (1-2 мин).
О б е с ц в е ч и в а н и е
р а с т в о р а
свидетельствует
о
содержании
в
растворе
аскорбиновой
кислоты
(витамина С ).
В о п р о с : В
п р о б и р к е
прокипяченный
яблочный сок,
я
прилила раствор йода с крахмалом,
но
обесцвечивания
раствора
не
произошло.
Объясните
почему.
Симптомы
этого
заболевания
–
беспокойство,
вялость,
тревожный
сон,
вздрагивание
при
малейшем
ш у м е ,
а
з ат е м
н е п р а в и л ь н о е
формирование скелета. У таких детей
искривляются ноги, голова и живот
увеличены,
изменяется
грудная
клетка.
Вопрос: В а ж н е й ш е й
м е р о й
профилактики
является
длительное
пребывание детей на свежем воздухе.
- Как вы думаете, почему?
(Под
воздействием
солнца
в
коже
появляется
вещество,
способное
превращаться в витамин D).
- Для нормальной жизнедеятельности
человека витамины необходимы в
небольших количествах, но так как в
организме они не синтезируются в
достаточном количестве, то должны
поступать с пищей в качестве ее
необходимого компонента.
Отсутствие или недостаток в
организме витаминов вызывает:
Авитаминоз – полное
(Витамин
С
легко
разрушается
при нагревании)
-
Но
и
избыток
витамина
очень
вреден, в последних лабораторных
исследованиях было доказано что
витамин С в дозах, превышающих
500 мг, может повреждать ДНК.
Группа А.
Практиче ская
работ а
№
2
«Определение
витамина А
в
подсолнечном масле» (Приложение
5).
Ход работы:
1.
В пробирке под №3 налит 1 мл
подсолнечного масла.
2.
Добавьте
в
эту
пробирку 2-3
капли 1 %-ного раствора FeClз.
3.
Наблюдайте
за
изменением
окраски.
4.
При
наличии
витамина
А
п о я в л я е т с я
я р к о - з е л е н о е
окрашивание.
отсутствие витаминов в организме;
Гиповитаминоз – недостаточное
содержание витаминов;
Гипервитаминоз – избыточное
содержание витаминов в организме
ФИЗМИНУТКА
На общем столе лежат различные
продукты «корзинка витаминов».
Необходимо их распределить по
группам в зависимости от того
витамина, который в них содержится.
А. (яйцо, рыбий жир, морковь,
помидор)
В. (дрожжи, молоко, хлеб, капуста)
С. (яблоко, лимон, лук, капуста)
D. ( рыбий жир, солнце)
Установлено,
что
витамин А
во
в р е м я
в а р к и
п и щ и
б ы с т р о
разрушается.
В
варёной
моркови
его в 2 раза меньше, чем в сырой.
Разрушение его происходит и при
её сушке.
Избыток
витамина
тоже
может
нанести вред организму: повышает
риск
преждевременной
смерти
на
16%, провоцирует онкологические
заболевания.
Самостоятельная работа с текстом
учебника стр. 94-95. Заполнение
соответствующей графы в таблице.
Работа по
самостоятельному
применению новых
знаний
Умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирован
ие и
развитие
умения
применять
полученные
знания на
практике.
- Мы с вами познакомились с
биологическими свойствами
некоторых витаминов, узнали к каким
последствиям, может привести их
недостаток или избыток. На основе
полученных знаний попытайтесь
разрешить проблемную ситуацию.
(Работа в парах, каждой паре своя
проблемная ситуация) Приложение 6.
Пары проводят взаимопроверку.
Отрабатывают навыки определения
витаминов по симптомам
заболевания, а также по продуктам
Учащиеся работают
самостоятельно, затем проводят
самопроверку и взаимопроверку.
Оценивают их работу.
питания.
Оценка
Умение
определять
уровень
овладения
учебным
материалом.
Формирован
ие т развитие
умения к
самооценке
и умения
применять
новые
знания.
Попробуйте оценить собственные
знания и умения.
- Мне понятно всё, смогу научить
другого. Оценка 5.
- Я могу объяснить тему при
некоторой помощи. Оценка 4.
- Мне сложно разобраться
самостоятельно в теме, нужна
помощь. Оценка 3.
Высказывают свое согласие-
несогласие с самооценкой ребенка,
комментирую выбор.
Химия: проделать дома
самостоятельно практические
работы: «Обнаружение витамина С
в капустном соке», « Обнаружение
витамина С в яблочном соке»; ход
работы и выводы записать в
тетради.
Биология: учебник п. 39, стр. 94-
95-пересказ, закончить таблицу.
(По желанию подготовить
пословицы и поговорки о
витаминах)
Итог урока.
Рефлексия
Умение
соотносить
цели
результаты
собственной
деятельност
и.
Формирован
ие умения
анализирова
ть и
осмысливать
свои
достижения.
Вот и подошел к концу наш урок.
- Что на уроке сегодня для вас было
ценным, новым?
- Что вам понравилось на уроке, а что
можно было сделать по-другому?
- Удалось ли Вам ответить на
вопросы, поставленные на уроке?
Дети участвуют в дискуссии:
анализируют выполнение опытов,
осмысливают, проговаривают и
фиксируют достижения.
Подводя итог урока учащимся
предлагается составить синквейн
на тему: Витамины, например:
- жизнь
- полезные
- поддерживают
- придают бодрость
Использованная литература:
1.
УМК «Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х.
Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009). + электронное приложение к учебнику.
2.
Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). Авторы: О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.:
ВАКО, 2005.-416 с. – (В помощь школьному учителю).
3.
Интернет-ресурсы.