Напоминание

Витамины


Автор: Ушанова Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 города Анадыря"
Населённый пункт: г. Анадырь, Чукотский автономный округ
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Витамины
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта бинарного урока «Биология»8 класс

Модель:
«Учитель-Учитель», учитель биологии МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» Ушанова Ирина Николаевна, учитель химии МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» Габидуллина Ильмира Римовна
Тема:
«Витамины».
УМК
«Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х. Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009).
Номер урока:
№ 51
Тип урока:
комбинированный урок, продолжительность – 40 минут.
Цель и задачи урока:
Обучающие:  сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;  познакомить с классификацией витаминов,  ввести понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;  рассмотреть последствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза; Развивающие:  коррегировать и развивать внимание на основе работы с текстом учебника, заполнения таблицы, составления классификации витаминов;  коррегировать и развивать операции анализа и синтеза на основе выполнения опытов и формулирования выводов по ним;  развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах. Воспитательные:  продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.
Формы работы обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы и приёмы:
 Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.  Проблемный – проблемные вопросы.  Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.  Наглядный –иллюстрации учебника, презентация.

Технологии:
 Информационная технология;  Технология проблемного обучения;  Технология развития критического мышления;  Здоровьесберегающая технология.
Материалы:
дифференцированные по трудности заданий и объему карточки. Учебник, компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), рабочий лист (Приложение 2), «корзинка витаминов»: яйцо, рыбий жир, морковь, помидор, дрожжи, молоко, хлеб, капуста, изображение солнца.
Лабораторное оборудование:
пробирки, штатив, колба, универсальный индикатор, аскорбиновая кислота, подсолнечное масло, лимонная кислота, йод, крахмал, FeCl 3 . В классе 24 учащихся: 5 мотивированных учеников, 3 ученика с ЗПР, 1 ученик с РАС.
Планируемые результаты:

Личностными результатами
изучения темы являются следующие умения:  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.
Метапредметными результатами
изучения темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию.  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.  Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации.  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными

результатами
изучения предмета «Биология» являются следующие умения: – определять роль витаминов в организме человека; – объяснятьпоследствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза; – перечислять группы витаминов; – распознавать наличие витаминов в продуктах; –понимать смысл биологических терминов;
Словарь
: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, жирорастворимые витамины, водорастворимые витамины, цинга, бери- бери, рахит.

Технологическая карта урока

Этапы урока/

учебная ситуация

Результаты

этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действие учителя биологии и

учащихся

Действия учителя химии и

учащихся
1. Самоопределение к деятельности, мотивация Готовность (внутренняя и внешняя) к работе на уроке. Оценка готовности Приветствие учащихся. Опрос домашнего задания. Создание ситуации успеха на предстоящем уроке Приветствие учащихся. Настрой на работу. - Сегодня перед Вами откроются новые границы науки биологии. У нас на уроке не просто гость, а равноправный участник урока – учитель химии Габидуллина Ильмира Римовна. - Ребята, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? (Питание и пищеварение, обмен веществ и энергии)
РАБОТА С ДЕЖУРНЫМ ЗВУКОМ
: обратите внимание, дежурный звук
«Щ»,
произнесите слова из прошлой темы урока с дежурным звуком. Устный фронтальный опрос. За каждый верный ответ учащиеся получают по одной букве из слова
ВИТАМИНЫ
. По окончании опроса они составляют слово. Это и Здравствуйте ребята, я рада, что у нас есть возможность поработать на уроке вместе. Мотивированным учащимся даются индивидуальные карточки. Учащиеся с ОВЗ, в том числе слабоуспевающие работают с учителем: - Химия является неотъемлемой частью тех, процессов, которые Вы изучили. Где они могут протекать? (в желудке, в ротовой полости, в кишечнике, в клетках). Приложение 2. - Разгадайте ребус Ответ: амилаза - Перед Вами цепочки слов и
есть тема урока. 1. Что такое пищеварение?
(И)
2. Дайте определение понятию «обмен веществ»? (Обменом веществ называют сложную цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада.)
(М)
3. Каким другим термином можно назвать этот процесс(метаболизм)
(В)
4. В обмене веществ, происходят реакции двух типов. Какие? (анаболические и катаболические реакции)
(Т)
5. Какие реакции называют анаболическими? (Анаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из простых веществ образуются символы, составьте из них уравнения реакций, которые происходят при переваривании: А) аминокислоты, +, = белки Б) жиры, =, глицерин, + жирные кислоты, = В) глюкоза, =, крахмал Приложение 3
сложные вещества)
(И)
6. Какие реакции называют катаболическими? (Катаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из сложных веществ образуются простые вещества.)
(А)
7. Что происходит с энергией во время анаболических реакций? (В процессе анаболических реакций энергия поглощается)
(Ы)
8. Что происходит с энергией во время катаболических реакций? (в процессе катаболических реакций выделяется)
(Н)
Самоорганизация (запись числа и темы урока, из полученных букв, которые получили ребята за правильные ответы)
Тема: «Витамины»
2. Актуализация Воспроизве Организация - Ребята, что вы уже знаете о - Ребята, но если наш сегодня урок
знаний, фиксирование затруднения денные знания и способы действия. Осознание необходимо сти получения новых знаний ситуации, в которой дети актуализиру ют нужные для последующе го открытия знания (мотивация на изучение темы). Определение границ знания и незнания. витаминах? - Перед Вами 7 цветов радуги, попробуйте назвать 7 вопросов на которые Вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке? - Выводятся цели и задачи урока. (Примерные ответы учащихся: расширить знания о витаминах, узнать о значении витаминов и т.п.) мы можем рассмотреть с точки зрения химии, еще какую цель урока мы можем поставить перед собой? (определить наличие витаминов) 3. Постановка учебной задачи Сформулир ованная цель и тема урока. Предположе ние учеников о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Формирован ие и развитие умения определять и формулирова ть проблему, цель и тему изучения - Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. - А как же все начиналось? Когда и как человек впервые узнал о витаминах? Это первый вопрос, на который мы ответим. У ч а щ и м с я д а е т с я р а с с ка з о б открытии витаминов в учебнике - Как объяснить, почему погибли - Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витамины. Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме (записывают определение в рабочий лист. Приложение 4.)
мыши, вскормленные искусственной пищей?(Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое в е щ е с т в о , н е о б х о д и м о е д л я подержания жизни). - Эти вещества назвали витаминами (от лат. «vita» - жизнь, «amin» - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название осталось. В с ю п р а в д у о с о с т а в е и классификации этих веществ мы поговорим сейчас. - Какими признаками обладают витамины? Демонстрирует пробирки: в одной рыбий жир, в другой аскорбиновая кислота (порошок). Приливает воду. Учащиеся делают вывод о том, что в первой пробирке витамин не растворился, в другой – растворился. - Важнейшими признаком классификации является способность витаминов
растворимость.
Поясняет, что одни в воде, другие в жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов: У учащихся на столах листочки разного цвета с обозначением витаминов (водорастворимые одного цвета, жирорастворимые- другого). С помощью учителя составляется схема на доске и вносят в рабочий лист. 1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К. Решение учебной задачи. Первичное закрепление Применение новых знаний при заполнении таблицы и на практике. Формирован ие умения работать с литературой в решении учебных задач. Реализация плана достижения цели. Организация ситуации решения учебной задачи. Работа по группам (
А
и
С
)с электронным приложением учебника. П о м е р е и зу ч е н и я м а т е р и а л а з а п о л н я ю т т а б л и ц у и з а т е м докладывают результаты: -Рассмотрим биологическую роль витамина
С
. Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток.
- Витамин А
(ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия – сухость р о го в ы х о б ол оч е к ; “ к у р и н а я ” слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных п у т е й , Рассмотрим витамин
С
( название - аскорбиновая кислота).
СЛАЙД №6
- Почему вещество называется кислотой? (Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора).
Инструктаж по ТБ
(обсуждение правил с учащимися): 1.Не бегать. 2. Слушать инструкции учителя. 3. Соблюдать аккуратность. 4. Не передавать вещества с парты на парту и т.п.
Проведем опыт
. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.) Далее учитель координирует работу
пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины – каротины. - Познакомимся с витаминами группы
В
. Различают несколько видов этой группы: В ₁ , В ₂ ,В ₆ ,В ₁₂ ., они имеют сложное химическое строение. -
В и т а м и н

D

( к а л ь ц и ф е р о л ) .
Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета. Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем д е т с к о м в о з р а с т е п р и необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. групп.
Группа С.

Практическая работа

№1
«Обнаружение в лимонном соке витамина
С
» (Приложение 5).
Ход работы:
1 . В п р о б и р ке
№1
находится лимонный сок. 2. В пробирке
№2
находится синий раствор йода с крахмалом. 3 . К раствору сока по каплям добавляйте синий раствор йода с крахмалом. Поставьте пробирку в шт атив и наблюдайте, через, с к о л ь к о в р е м е н и р а с т в о р обесцветится (1-2 мин). О б е с ц в е ч и в а н и е р а с т в о р а свидетельствует о содержании в растворе аскорбиновой кислоты (витамина
С
).
В о п р о с :
В п р о б и р к е прокипяченный яблочный сок, я прилила раствор йода с крахмалом, но обесцвечивания раствора не произошло. Объясните почему.
Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем ш у м е , а з ат е м н е п р а в и л ь н о е формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Вопрос:
В а ж н е й ш е й м е р о й профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. - Как вы думаете, почему? (Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D). - Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает:
Авитаминоз
– полное (Витамин С легко разрушается при нагревании) - Но и избыток витамина очень вреден, в последних лабораторных исследованиях было доказано что витамин С в дозах, превышающих 500 мг, может повреждать ДНК.
Группа А.

Практиче ская

работ а



2
«Определение витамина
А
в подсолнечном масле» (Приложение 5).
Ход работы:
1. В пробирке под №3 налит 1 мл подсолнечного масла. 2. Добавьте в эту пробирку 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз. 3. Наблюдайте за изменением окраски. 4. При наличии витамина А п о я в л я е т с я я р к о - з е л е н о е окрашивание.
отсутствие витаминов в организме;
Гиповитаминоз –
недостаточное содержание витаминов;
Гипервитаминоз
– избыточное содержание витаминов в организме
ФИЗМИНУТКА
На общем столе лежат различные продукты
«корзинка витаминов».
Необходимо их распределить по группам в зависимости от того витамина, который в них содержится. А. (яйцо, рыбий жир, морковь, помидор) В. (дрожжи, молоко, хлеб, капуста) С. (яблоко, лимон, лук, капуста) D. ( рыбий жир, солнце) Установлено, что витамин
А
во в р е м я в а р к и п и щ и б ы с т р о разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке. Избыток витамина тоже может нанести вред организму: повышает риск преждевременной смерти на 16%, провоцирует онкологические заболевания. Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 94-95. Заполнение соответствующей графы в таблице.
Работа по самостоятельному применению новых знаний Умение применять полученные знания на практике. Формирован ие и развитие умения применять полученные знания на практике. - Мы с вами познакомились с биологическими свойствами некоторых витаминов, узнали к каким последствиям, может привести их недостаток или избыток. На основе полученных знаний попытайтесь разрешить
проблемную ситуацию.
(Работа в парах, каждой паре своя проблемная ситуация) Приложение 6. Пары проводят взаимопроверку. Отрабатывают навыки определения витаминов по симптомам заболевания, а также по продуктам Учащиеся работают самостоятельно, затем проводят самопроверку и взаимопроверку. Оценивают их работу.
питания. Оценка Умение определять уровень овладения учебным материалом. Формирован ие т развитие умения к самооценке и умения применять новые знания. Попробуйте оценить собственные знания и умения. - Мне понятно всё, смогу научить другого.
Оценка 5.
- Я могу объяснить тему при некоторой помощи.
Оценка 4.
- Мне сложно разобраться самостоятельно в теме, нужна помощь.
Оценка 3.
Высказывают свое согласие- несогласие с самооценкой ребенка, комментирую выбор.
Химия:
проделать дома самостоятельно практические работы: «Обнаружение витамина С в капустном соке», « Обнаружение витамина С в яблочном соке»; ход работы и выводы записать в тетради.
Биология:
учебник п. 39, стр. 94- 95-пересказ, закончить таблицу. (По желанию подготовить пословицы и поговорки о витаминах) Итог урока. Рефлексия Умение соотносить цели результаты собственной деятельност и. Формирован ие умения анализирова ть и осмысливать свои достижения. Вот и подошел к концу наш урок. - Что на уроке сегодня для вас было ценным, новым? - Что вам понравилось на уроке, а что можно было сделать по-другому? - Удалось ли Вам ответить на вопросы, поставленные на уроке? Дети участвуют в дискуссии: анализируют выполнение опытов, осмысливают, проговаривают и фиксируют достижения. Подводя итог урока учащимся предлагается составить синквейн на тему:
Витамины,
например: - жизнь - полезные
- поддерживают - придают бодрость
Использованная литература:
1.
УМК
«Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х. Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009). + электронное приложение к учебнику. 2. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). Авторы: О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: ВАКО, 2005.-416 с. – (В помощь школьному учителю). 3. Интернет-ресурсы.


В раздел образования