Автор: Кропинова Надежда Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 "Золотая рыбка" Населённый пункт: Республика Марий Эл г.Козьмодемьянск Наименование материала: Конспект Тема: Деревья нашего участка Раздел: дошкольное образование
Цель: формировать понятие о красоте природы в родном городе и вокруг
детского сада (много деревьев, которые защищают от ветра зимой, летом
дают прохладу). Закрепить умение узнавать (по внешнему виду) и правильно
называть деревья на картинке - берёзу, рябину. Находить отличия деревьев
друг от друга (окраской ствола листьями, плодами).
Задачи:
1. Закрепить знания детей о названии: группы, детского сада, родного города
и реки Волги.
2.Формировать элементарное представление о некоторых видов деревьев на
участке детского сада.
Познакомить детей с названием ещё одного дерева - липой, с его внешним
видом, листьями и плодами.
Воспитывать у детей бережное отношение к миру природы.
Методические
приёмы: беседа,
использование
художественного
слова,
слушание песен, музыкально-ритмические движения (физкультминутка).
Предварительная
работа: беседы «Как я помогаю трудиться на участке»,
«О деревьях марийского края». Экскурсия вокруг детского сада. Беседа по
стихотворению
В.Берестова
«Отчего
берёзка
плачет».
Рисование
«Листопад».
Рассматривание
картинок,
иллюстраций
с
изображением
природы родного края.
Наглядный
материал: Картинки с изображением деревьев, их листьями,
плодами. Брелоки для детей к дидактической игре «Найди своё дерево».
Плоды берёзы (серёжки), ягоды рябины, семена липы.
Ход занятия.
1 часть.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними мольберт с
закрытыми картинками деревьев: берёзы, рябины, липы. Воспитатель
садиться перед ними, в руках у него новая кукла.
-Посмотрите, дети, к вам на занятие пришла новая кукла. Её зовут Таня.
Поздоровайтесь с ней.
Дети здороваются.
Воспитатель говорит за куклу Таню:
-Здравствуйте, дети. Мне нравится ваша группа. Я хочу здесь жить. Скажите
мне, как она называется?
-А как называется ваш детский сад? Город? А река, на берегу которой стоит
ваш город?
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, если надо поправляет их.
Говорит детям:
-Сейчас у нас за окном зима. Река Волга покрыта толстым слоем льда. Но за
зимой придёт весна, а за весной - лето. Лёд на реке растает. И наша красавица
Волга снова понесёт свои воды в далёкое море. Поплывут по реке пароходы, а
на них приедут в наш город Козьмодемьянск гости-туристы. Им нравится
наш город , в нём много музеев .старых красивых зданий, а улицы нашего
города чистые и зелёные.
Кукла Таня «спрашивает» детей:
-А почему туристы называют улицы вашего города зелёными?
Дети говорят свои варианты ответов. Воспитатель поправляет их и даёт
правильный ответ:
-Улицы города Козьмодемьянска называют зелёными, потому что на них
растёт много деревьев и кустарников. Их берегут, за ними ухаживают жители
нашего города. Деревья приносят большую пользу. Зимой они защищают от
ветра, а летом - дают прохладу. Вокруг нашего детского сада «Золотая рыбка»
и на нашей площадке тоже растёт много деревьев. С некоторыми из них вы
хорошо знакомы. Давайте расскажем о них нашей кукле Тане.
Воспитатель загадывает загадку и открывает картинку с берёзой.
-Её узнаешь по простой примете- нет дерева белей на свете.
-Правильно, это берёза. Посмотрите, какая она красивая. Какого цвета у неё
ствол? Какие веточки, листики? Весной берёза зацветает - распускает свои
цветы-серёжки.
Посмотрите
на
них,
потрогайте
(раздаёт
детям
серёжки
берёзы)
На
кого
похожа
берёзка?
(На
девушку
в
белом
сарафане).
Послушайте, дети, и ты кукла Таня стихотворение С.Есенина «Белая берёза»
(читает ребёнок).
Воспитатель загадывает новую загадку:
-Деревце
красивое,
листики
резные,
ягодки
красные,
но
не
малина.
А
называется оно... (рябина) Открывает 2 картинку.
-Какого цвета у рябины ствол? Какие веточки? Листья? Посмотрите, какие у
неё цветы. Цветёт рябина летом. А осенью на ней созревают гроздья красных
ягод. Это плоды рябины. Чем отличается рябина от берёзы? Правильно,
окраской
ствола,
листиками,
цветами,
плодами.
Красотой
этих
деревьев
любовались поэты и музыканты. Они посвятили им много стихов и песен.
Послушаем песню «Наш край» и поводим под неё хоровод, а кукла Таня
посмотрит, как мы умеем танцевать.
Дети встают в круг, выполняют музыкально - ритмические движения под
запись песни. Затем садятся на стульчики.
2 часть.
Воспитатель открывает 3 картинку- с изображением липы.
-Познакомьтесь, дети, с новым деревом. Оно называется липа.
-Лето идёт, липа цветёт, пчёлки летают, мёд собирают.
Если цвета много, будет много мёда.
- Какого цвета ствол у липы? Какие ветки, листья, цветы? Посмотрите и
потрогайте плоды липы - это её семена. Воспитатель раздаёт детям семена
липы - «с крылышком». Объясняет, что с помощью этого крылышка ветер
далеко разносит их по земле и из них весной вырастают новые маленькие
липы.
-Липа
цветёт
летом.
Цветы
липы
очень
нравятся
пчёлам,
в
них
много
нектара-сладкого сока. Пчёлы его собирают и уносят в свои домики-улья. Так
получается липовый мёд, который лечит людей от простуды.
Вы тоже сейчас будете пчёлками (раздаёт всем детям круглые картонные
брелоки с изображением листьев и цветов берёзы, рябины, липы). Весна
пришла - берёзка зацвела (поднимает вверх картинку с берёзой). Пчёлки
летите, с берёзовых серёжек мёд соберите.
Дети подбегают к воспитателю. На груди у них должны быть брелоки с
берёзовыми листиками и серёжками.
Игра повторяется с картинкой рябины (рябина цветёт, лето зовёт); липы (липа
зацвела - лето привела).
Воспитатель усаживает детей на стульчики, подводит итог занятия:
-Чем занимались на занятии? Какую пользу приносят деревья? Как о них
надо заботиться? Что есть у всех деревьев? Назовите деревья нашего участка.
Литература:
Виноградова Н.А.. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском
саду. /Пособие для воспитателей, М.: Айрис-Пресс, 2008.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. /ООО «Издательство
«Детский-Пресс», 2011.
Домогацкая И.Е. Программа по развитию речи. /Учебный курс для
детей 3-5 лет, М., 2004.