Изменение концептуальных основ в преподавании дисциплины "Русский язык и литература" в условиях модернизации образования
Автор: Ковалева Ирина Владимировна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБПОУ РО " ЗСХТ имени Бабаевского П.А." Населённый пункт: п.Зимовники Ростовской области Наименование материала: статья Тема: Изменение концептуальных основ в преподавании дисциплины "Русский язык и литература" в условиях модернизации образования Раздел: среднее профессиональное
Модернизация образования предполагает не только изменение
содержания образования, но и способов организации учебной деятельности.
Основная цель обучения – создать условия для развития всех и каждого.
Как сделать так, чтобы обучающийся был активным на уроке,
включенным,
сосредоточенным?
Этого
можно
достичь,
привлекая
обучающегося
к
самостоятельным
поискам,
экспериментированию,
использованию необходимых приемов и средств для того, чтобы он смог
сформировать
собственный
стиль
обучения,
соответствующий
его
потребностям, в котором он утвердился как личность. К числу последних
технологий
можно
отнести
адаптивную
систему
обучения
(АСО)
А.С.Границкой, при которой 60-80% времени преподаватель может выделить
для индивидуальной работы с обучающимися. Главные особенности данной
технологии - движение вперед каждого от уровня его обученности. Каждый
педагог силен собственным методом. Одинаково сильных во всем – нет.
Непобедим тот учитель, который к силе классических методов добавил свой
личный
опыт.
Тогда
он
мастер,
приемы
которого
–
это
неповторимые
конструкции творческого взлета интеллекта педагога.
Многие учебные заведения в России работают по индивидуально –
ориентированной системе обучения (ИОСО). Они уверены, что чем больше
учебных заведений будут внедрять ИОСО, тем больше обучающихся познает
радость
успеха.
Но
необходимо
помнить,
что
индивидуально
–
ориентированная система не отвергает классно - урочную систему обучения.
На практике убеждаешься в том, что можно успешно реализовать многие
дидактические
закономерности,
принципы,
методы,
лежащие
в
основе
классно – урочной системы.
И еще один вопрос: « Как в условиях модернизации образования
обеспечить надежность контролирования знаний, умений обучающегося?»
Зависимость производительности обучения от количества, качества, полноты,
своевременности,
глубины,
объективности
контролирования
уже
рассматривалась
многими
авторами
как
общая
закономерно сть
педагогического
процесса.
Обратим
внимание
на
то,
что
не
отдельные
мероприятия,
сколько
бы
их
ни
было,
а
система
контроля
обеспечивает
надежные результаты. Перестраивая образование под рыночные требования,
нужно быть готовыми к тому, что экспертизу учебной подготовки
будут
осуществлять независимые организации. Независимые центры тестирования
выпускников
созданы
в
большинстве
развитых
стран,
например
Великобритания. В России пятибалльная система оценивания фактически
превратилась в трёхбалльную, а для большинства обучающиеся, которые не
могли учиться на «4» и «5» , эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная
система
слабо стимулирует учебную работу именно в пределах между
тройкой
четверкой
и
становится
непреодолимым
препятствием
для
значительного количества обучающихся. Может закрепить норму «знает» -
«не знает» как в Белоруссии? Кстати 12-ти балльная шкала предложена и в
России. Здесь два экстремальных балла: «1» - «спасайте», и самый высокий
балл
«12»
-
экстремальный
максимум,
говорящий
об
одаренности
обучающегося. Если так, то оценки, возможно, будут упразднены совсем, а в
документ
об
образовании
независимый
центр
впишет
общий
балл
выпускного тестирования.
Модернизация образования затронула и нас – филологов, лингвистов.
Первоочередная
задача,
стоящая
сегодня
перед
преподавателями-
словесниками - это совершенствование форм преподавания русского языка и
литературы в современной системе образования. В то же время отмечено,
что некоторые наметившиеся тенденции реформирования филологического
образования
вызывают
тревогу
и
озабоченность
педагогического
сообщества. Прежде всего речь идет о судьбе учебных дисциплин «Русский
язык» и «Литература», которые в связи с принятием новых Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(ФГОС)
утратили
свою
самостоятельность, что не может не сказаться на качестве филологического
общего образования обучающихся. Серьезную обеспокоенность в условиях
реформирования
гуманитарного
образования
вызывает
то,
что
исчезает
общественный
смысл
преподавания
литературы,
утрачивается
понимание
национальных
задач,
стоящих
перед
преподавателем-словесником:
литература
перестает
восприниматься
как
носитель
национального
исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни.
Снижение уровня подготовки современных выпускников по русскому языку и
литературе
может
препятствовать
их
социализации,
способствовать
размыванию
границ
культурной
идентичности
и
утрате
целостности
национального сознания, создаст опасность интеллектуальной, духовной и
творческой деградации молодого поколения.
Необходимо принять следующие решения:
1. Констатировать, что филологическое образование, изучение русского языка
и литературы является важнейшим и определяющим условием становления
личности юного человека и его социализации, формирования нравственной и
гражданской позиции, целостной картины мира, развития его творческих и
интеллектуальных способностей.
2. Выразить обеспокоенность снижением государственного статуса учебных
дисциплин «Русский
язык»
и
«Литература»
в
связи
с
утратой
ими
самостоятельности в
структуре
обязательных
учебных
дисциплин;
нежеланием
разработчиков
ФГОС (Федерального
государственного
образовательного
стандарта) учитывать
мнение
профессионального
педагогического
сообщества
при
принятии
с т рат е г и ч е с к и х
образовательных решений.
3.
Считать недопустимым
слияние в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте для старшей школы самостоятельных дисциплин
«Русский язык» и
«Литература». Решение методически и дидактически
немотивированное,
лишенное
концептуальной
основы
искусственное
образование
дисциплины
«Русский
язык
и
литература», препятствует
профессиональному решению образовательных задач на уроках .
4 .
Разработать
процедуру общественной экспертизы не только проектов
ФГОС, но
и
других
масштабных
образовательных
проектов,
реализация
которых может серьезно повлиять на состояние российского образования.
5.
Предложить
Министерству
образования
и
науки РФ
утвердить
на
федеральном
уровне
минимальный
перечень
художественных
произведений, обязательных для изучения в основной и старшей школе с
учетом
традиций
отечественного
литературного
образования,
устранив
разночтения,
касающиеся
концепции,
целей
и
задач
преподавания
литературы, вразличных федеральных нормативных документах.
6.
Констатировать,
что снижение
качества
школьной
подготовки по
русскому языку и литературе в целом обусловлено
• уменьшением количества учебных часов, отведенных на изучение русского
языка и литературы;
•
изменением
направленности
обучения,
смещением
акцента
с
общефилологической составляющей на подготовку к ЕГЭ, что сужает сферу
получаемых обучающимися знаний;
• нерешенностью проблемы организации процесса обучения в классах с
разноуровневым поликультурным составом учащихся.
7 . Подчеркнуть необходимость принятия комплекса мер по предотвращению
подмены систематического и
сознательного изучения предмета «Русский
язык» формированием
механических
навыков
для
выполнения
типовых
заданий и составления эссе по устоявшимся моделям
ГИА
и
ЕГЭ;
закрепления
на
законодательном
уровне
свободы
выбора
учащимися формы независимой итоговой аттестации по русскому языку и
литературе при условии, что задания для любой формы итоговой аттестации
не будут противоречить ни одной из рекомендованных или допущенных
Минобразования и науки РФ программ.
8
.
Настаивать на необходимости
официальной апробации
учебников по
русскому
языку
и
литературе,
претендующих
на
получение
грифа
«Допущено»
или
«Рекомендовано»,
и
их
широкого обсуждения
в
профессиональном сообществе, а также выборочной независимой
экспертизы этих изданий в учебных заведениях;
9 .
Настаивать
на
необходимости повышения
государственного
статуса
учителя;
признания
того,
что
учитель
выполняет
важнейшую
общегосударственную задачу
формирования духовного и нравственного
облика
гражданина
России, которому
предстоит
решать
задачи
инновационного
характера;
поддерживать
и укреплять систему высшего
педагогического
образования,
повышая
качество
профессиональной
подготовки выпускника.
Успех обучающемуся может создать учитель, который сам переживает
радость
успеха.
В.А.Сухомлинский
считал,
что
«ребёнок
должен
быть
убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя,
какой бы эффективной она ни была, всё равно должна быть скрытой. Стоит
ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя….радость
успеха может померкнуть».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМОВНИКОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ БАБАЕВСКОГО П.А.»
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
« ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ В ПРЕПОДАВАНИИ
ДИСЦИПЛИНЫ « РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА» В УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ».
Автор доклада: Ковалева Ирина Владимировна,
преподаватель высшей категории ГБПОУ РО «ЗСХТ»
Зимовники, 2015 г.