План работы педагога-психолога на дошкольной ступени образования и в начальной школе
Автор: Сазонова Надежда Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Тимашево Населённый пункт: п. Садгород, Кинель-Черкасский район, Самарская область Наименование материала: План Тема: План работы педагога-психолога на дошкольной ступени образования и в начальной школе Раздел: дошкольное образование
Согласовано:
Зам.директора по ДО
_____________/
«____»________________2015г.
Утверждаю:
Директор ГБОУ СОШ «ОЦ»
с.Тимашево
______________/
«___»______________2015г.
ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
на дошкольной ступени образования и в начальной школе
на 2015-2016 учебный год.
2015 г.
Согласовано:
Зам.директора по ДО
_____________/
«____»________________ 2015г.
Утверждаю:
Директор ГБОУ СОШ «ОЦ»
с.Тимашево
_____________/
«___»______________ 2015г.
ГРАФИК РАБОТЫ
педагога-психолога
на 2015-2016 учебный год
в дошкольной и начальной ступенях образования.
День недели
Место работы
Время
Понедельник
Д.с. «Светлячок»
8.00 – 12.00 ч.
Вторник, пятница
Д.с. «Ёлочка»
8.00 – 11.00 ч.
Среда
Начальная школа с. Тимашево
8.00 – 15.00 ч.
Четверг
Д.с. «Золотой ключик»
8.00 – 12.00 ч.
15.00 – 16.00 ч.
Ежедневно
Начальная школа с. Тимашево
12.00 – 15.00 ч.
Третья среда каждого месяца – д.с. «Чебурашка» и «Малышок».
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА:
создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей
и педагогов в условиях учебно-воспитательного процесса.
ЗАДАЧИ:
1. Укрепление психологического здоровья детей используя здоровьесберегающие технологии, учитывая возрастные и
индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников
в детском саду.
2. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные
психологические диагностики, которые помогут предупредить возможные нарушения в становлении личности
дошкольника.
3. Психологическое сопровождение процесса адаптации к детскому саду вновь поступивших детей, результатом которого
станет их 100% адаптация.
4. Содействие повышению психологической компетентности у 100% сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях
развития ребенка дошкольного возраста, а также в вопросах обучения и воспитания детей, через выступления на МО,
методических планерках и родительских собраниях.
5. Формировать у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального
неблагополучия дошкольников; дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями
дошкольников.
6. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять
психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.
7. Психолого – педагогическое сопровождение детей подготовительной к школе группы.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
П\П
Название мероприятия
Сроки проведения
1.
Подготовка кабинета к новому учебному году.
Сентябрь
2.
Оформление рабочей документации.
Ежедневно
3.
Изучение медицинских карт – сбор анамнестических сведений о детях
ДОУ.
Сентябрь
4.
Анализ
научной
и
практической
литературы
для
подбора
инструментария.
Сентябрь
5.
Подготовка диагностического инструментария для проведения
обследования.
В соответствии с планом
6.
Подбор коррекционных программ и занятий по тематике.
В соответствии с планом
7.
Участие в РМО, конференциях, совещаниях, семинарах.
В течение года
8.
Выступление на МО ДОУ.
В течение года
9.
Работа в Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме ДОУ.
Май
10.
Подготовка отчета о проделанной работе.
Май
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Младшая группа (3 – 4 года)
1.
Первичный
этап
наблюдение
за
процессом
адаптации
детей
вновь
поступивших
в
детский сад.
Наблюдение
сентябрь-
октябрь
Вы явление
детей
с
т р уд н о с т я м и
адаптации на первичном этапе: выявление
причин
дезадаптации.
Рекомендации
воспитателям.
Лист адаптации
2.
Исследование
уровня
восприятия
детей
в
младшей группе.
Индивидуальная д-ка
«Чего не хватает?»
«Узнай, кто это?»
Ноябрь
Выявление у детей отклонений в развитии
восприятия,
либо
их
отсутствие
и
наметить пути коррекционной работы.
Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
3.
Исследование сенсорного развития.
Индивидуальная
диагностика
Февраль
Выявление у детей отклонений в развитии
сенсорного развития, либо их отсутствие
и наметить пути коррекционной работы.
Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
Средняя группа (4-5 лет)
1.
Исследование
эмоционально-личностной
сферы.
«Два дома»
Сентябрь-
октябрь
Определить
круг
значимого
общения
ребенка, особенности взаимоотношений в
группе,
выявление
симпатий
к
членам
группы.
2.
Определение уровня развития воображения,
способности создавать оригинальные образы.
Диагностика
О.М.Дьяченко
«Дорисовывание фигур»
Н о я б р ь
-
декабрь
Выявление
детей
с
низким
уровнем
развития
воображения
и
наметить
пути
коррекционной работы.
Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
3.
Исследование психических процессов.
Диагностика
внимания
«Найди и вычеркни»,
Диагностика мышления
«Времена года»,
«Раздели на группы».
Январь -
Февраль
Выявление
у
детей
низкого
уровня
развития познавательных и наметить пути
коррекционной работы.
Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
Старшая группа (5-6 лет)
1.
Исследование интеллектуального развития
ребенка
Групповое тестирование
Методика «Нарисуй
человека» (Ф.Гудинаф –
Д.Харрисон)
Октябрь
Выявление уровня интеллектуального
развития посредством изобразительной
деятельности.
Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
2.
Исследование интеллектуального развития
ребенка
Методика Векслера для
детей 5-6 лет
Ноябрь
Декабрь
Январь
Выявление проблемных зон в
интеллектуальном развитии ребенка
(развитии различных психических
процессов). Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
3.
Исследование мотивационно –потребностной
сферы.
Групповое тестирование
Методика «Три желания»
(А.М.Прихожан,
Н.Н.Толстых)
Февраль
Выявление мотивационных
предпочтений детей дошкольного
возраста. Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
4.
Исследование эмоционально-личностной
сферы.
Групповое тестирование.
1. М-ка «Рисунок
несуществующего
животного».
2. «Кинетический рисунок
семьи».
3. «Два дома»
Февраль
Март
Апрель
Оценка уровня тревожности детей и
выявление коррекционной группы.
Выявление взаимоотношений в семье,
вызывающих тревогу у детей.
Выявление «лидеров» и «отверженных»
детей в группе.
Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
1.
Исследование мотивационно –потребностной
сферы.
Групповое тестирование
Методика «Три желания»
(А.М.Прихожан,
Н.Н.Толстых)
Сентябрь
Выявление мотивационных
предпочтений детей дошкольного
возраста. Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
2.
Исследование сформированности
компонентов учебной деятельности.
Групповое и
индивидуальное
тестирование.
Комплекс методик
«Диагностика
сформированности
учебной деятельности»
Октябрь
-декабрь
Выявление уровня сформированности
компонентов учебной деятельности, с
целью компенсации, устранения и
восполнения имеющихся пробелов.
Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
3.
Исследование эмоционально-личностной
сферы.
Групповое тестирование.
1. . «Лесенка».
4. «Два дома»
Январь
Февраль
Изучение самооценки детей. Помощь
детям с завышенной и заниженной
самооценкой.
Определение межличностных
взаимоотношений. Выявление «лидеров»
и «отверженных» детей в группе.
Аналитическая справка.
Рекомендации воспитателям.
4.
Исследование уровня тревожности.
Рисунок «Я в детском
саду»
Март
Оценка уровня тревожности детей и
выявление коррекционной группы
4.
Мониторинг уровня школьной мотивации
детей.
Комплекс методик
Март - апрель
Аналитический отчет о готовности детей
к школе.
5.
Индивидуальная диагностика детей
В течение года
По запросу
6.
Групповая диагностика детей
В течение года
По запросу
Диагностика педагогического коллектива
1.
Изучение актуальных запросов педагогов по
вопросам воспитания, обучения и развития
детей
.
Индивидуальная и
групповая диагностика
Первая половина
года
Выявление и устранение проблем у
педагогов, касающихся психологического
вмешательства.
2.
Изучение психологического микроклимата в
ДОУ
(методика Ф. Фидлера)
вторая половина
года
3
Индивидуальная диагностика воспитателя
В течение года
По запросу
4
Групповая диагностика педагогического
коллектива
В течение года
По запросу
Диагностика родителей
1.
Анкетирование родителей подготовительной
группы.
Групповое анкетирование.
Анкета
«Готов
ли
Ваш
ребенок к школе»
Декабрь
Информационная справка. Рекомендации.
2.
Изучение отношения родителей к работе ДОУ
Гр.анкетирование
«Детский
сад
в
глазах
семьи»
Май
Информационная справка.
3.
Индивидуальная
и
групповая
диагностика
родителей
В течение года
П о
з а п р о с у
в о с п и т а т е л е й
и
администрации.
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Работа с детьми
1.
Психологическое сопровождение процесса
адаптации в группе.
Адаптивные упражнения
В течение года
Успешная адаптация детей к детскому
саду.
2.
Коррекция межличностных отношений и
эмоциональной сферы в младшей группе.
Игры и упражнения
направленные на развитие
навыков общения,
межличностных
отношений и
эмоциональной сферы в
младшей группе.
Декабрь
3.
Коррекция межличностных отношений и
эмоциональной сферы в смешанной группе.
Игры и упражнения
направленные на развитие
навыков общения,
межличностных
отношений и
эмоциональной сферы в
смешанной группе.
Декабрь
4.
Коррекционно-развивающие занятия в
старшей и подготовительной к школе
группах.
Групповые тренинговые
занятия
Январь
1 раз в 2 недели
до конца года
Создание коррекционных групп. Развитие
у детей способности к эмоциональной
регуляции собственного поведения,
формирование психических
новообразований и личностного роста
ребёнка, развитие познавательных
возможностей.
5.
Психогимнастика для детей, имеющих
проблемы в поведении.
Групповые и
индивидуальные занятия
В течение года
Обученность детей эмоциональной
регуляции собственного поведения.
6.
Формирование позитивного отношения к
школе детей подготовительной группы.
Оформление письма
будущему первокласснику
Май
Сформированность внутренней позиции
школьника.
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
1.
Коррекция
психологического
самочувствия
воспитателей в ДОУ.
Групповой тренинг.
Вторая половина
года
Улучшение
социально-психологического
климата в коллективе и каждого педагога
в частности.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Консультирование педагогического коллектива
1.
Консультации
с
воспитателями
ясельных
групп по вопросам адаптации.
Групповые консультации
сентябрь,
ноябрь
Рекомендации.
2.
К о н с у л ь т а ц и и
с
в о с п и т а т е л я м и
подготовительной
к
школе
группы
по
результатам
диагностики
мотивационно-
потребностной сферы.
Групповое
консультирование
Ноябрь
Рекомендации.
3.
К о н с у л ь т а ц и и
с
в о с п и т а т е л я м и
подготовительной
к
школе
группы
по
результатам диагностики сформированности
учебных навыков.
Групповое
консультирование.
Декабрь
Рекомендации.
4.
Консультации
с
воспитателями
младшей
и
старшей группы по результатам диагностики.
Групповое
консультирование.
Январь
Рекомендации.
5.
К о н с у л ь т а ц и и
с
в о с п и т а т е л я м и
подготовительной
к
школе
группы
по
результатам
диагностики
выявления
уровня
тревожности и отношений в семье.
Групповое
консультирование.
Январь
Рекомендации.
6.
К о н с у л ь т а ц и и
с
в о с п и т а т е л я м и
подготовительной
к
школе
группы
по
результатам
диагностики
самооценки
и
межличностных отношений в группе.
Групповое
консультирование.
Февраль
Рекомендации.
7.
Консультации
с
воспитателями
старшей
группы
по
результатам
д и а г н о с т и к и
мотивационно-потребностной сферы.
Эмоционально – личностной сферы.
Групповое
консультирование.
Февраль -апрель
Рекомендации.
8.
Психолого-педагогический
консилиум
по
результатам диагностики готовности детей к
школе.
Групповое
консультирование.
Май – июнь
Рекомендации.
9.
Индивидуальные консультации педагогов.
В течение года
Консультирование родителей
1.
Групповая
консультация
для
родителей
ясельных групп
1. Гр.к-ция «Мой ребенок
пошел в детский сад»
2. Как бороться с детской
истерикой.
Октябрь
Рекомендации.
2.
Групповая
консультация
для
родителей
первой младшей группы
1. Как преодолеть кризис
3 лет.
Октябрь
Рекомендации
3.
Групповая
консультация
для
родителей
второй младшей группы
1. Детские страхи.
2. Детские капризы.
октябрь
декабрь
Рекомендации.
4.
Групповая
консультация
для
родителей
средней группы
1. Бранные слова.
2. Как помочь ребенку и
себе преодолеть
негативные эмоции?
3. Как научить ребенка
владеть собой?
4. Застенчивость.
В течение года
Рекомендации.
5.
Групповая
консультация
для
родителей
подготовительной к школе группы.
1. «Готов ли Ваш ребенок
к школе?»
2. «Кризис 7 лет»
Декабрь
Рекомендации.
6.
Индивидуальные консультации
В течение года
По запросу
7.
И н д и в и д у а л ь н ы е
ко н с ул ьт а ц и и
п о
результатам диагностик.
Гр. Консультирование.
В течение года
Рекомендации.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Работа с педагогами
1.
Тренинг личностного и профессионального
роста с молодыми педагогами "Успешный
педагог – развитый ребенок"
Тренинг
Первая половина
года
2.
Психологический практикум по
эффективному взаимодействию с объектами
образовательного процесса.
Практикум
Вторая половина
года
3.
Участие в семинарах, педсоветах,
проводимых в детском саду.
В течение года
Работа с родителями
1.
Оформление стендов «Уголок психолога»
Во всех возрастных группах.
Смена
информации
каждый месяц
2.
Участие и выступление в родительских
собраниях во всех возрастных группах.
В течение года
По запросу.
3.
Профилактика и просвещение родителей
В течение года
По запросу
4.
Публикация информации на школьном сайте
В течение года