Напоминание

План мероприятий "Дорожная карта" по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ


Автор: Сазонова Надежда Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Тимашево
Населённый пункт: п. Садгород, Кинель-Черкасский район, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План мероприятий "Дорожная карта" по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по дошкольному образованию __________________Мельникова Т.П. от « » года УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево ________________ Наумова Л.А от « » г.
План

мероприятий

«Дорожная карта»

по организации инклюзивного образования детей-инвалидов

и детей с ограниченными возможностями здоровья образования
дошкольной ступени образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» с. Тимашево муниципального района Кинель -Черкасский Самарской области
на 2013-2016 гг.
1

Пояснительная записка
Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной программы дошкольного образования,  коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию. В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «д
ети с ограниченными

возможностями
здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.
Целевая группа
: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. План коррекционной работы разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цели:
2
- создание системы комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии , их социальной адаптации. - создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи :
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития; — осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); — обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного бразования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении. — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Ожидаемый результат:
- создана система комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии , их социальной адаптации. - созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Этапы реализации дорожной крты
Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.  . Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь- 3
октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.  . Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность), период реализации: октябрь- декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно- развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.  . Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.  . Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль- апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. 4

2013-2014 учебный год

№ Вид работы

Направление

деятельности

Формы

работы

цель

Условия

реализации

сроки

Отчет
1 диагностичес кая Исследование , речи и психических процессов Индивидуаль ные диагностичес кие занятия Выявление уровня развития детей диагностически й материал; посещаемость детей До 15 октября; май Протоколы обследован ия; карты развития 2 организацион ная Комплектование групп Оптимизация коррекционно- образовательного процесса Уровень развития; возрастные особенности; До 15 октября Расписание занятий; графики работы Составление расписаний занятий Режим дня; Тематическое планирование; Расписание занятий других педагогов 3 Коррекционн о- развивающая - развитие слухового восприятия; - развитие мелкой моторики и осязания; - развитие речи; -развитие всех Подгрупповы е и индивидуальн ые занятия Содействие развитию ребенка Создание условий для реализации его внутреннего потенциал.а Преодоление и Подготовка к занятиям Посещаемость занятий детьми Сентябрь- май Календарны й план Конспекты занятий Табель посещаемос 5
познавательных процессов. компенсация отклонений, мешающих его развитию ти 4 Работа с родителями Участие в родительских собраниях выступления Ознакомление с задачами и спецификой работы учителя- дефектолога Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции нарушений Формирование представлений о возможностях детей с ОВЗ Заинтересованн ость родителей Сентябрь- май Протоколы собраний Проведение индивидуальных консультаций Индивидуаль ные встречи, беседы, консультации - повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка -уточнение индивидуальных особенностей ребенка -оказание психолого- педагогической поддержки Открытость и заинтересованн ость родителей В течение года 6
Оформление наглядной информации Стенд для родителей Повышение общего уровня компетенции родителей - подборка интересной и нужной информации для родителей; - привлекающее внимание оформление; заинтересованн ость родителей В течение года Текстовый материал по различным направлени ям и видам деятельност и Работа с воспитателям и и специалистам и доу Посещение занятий воспитателей и других специалистов Фронтальные и индивидуальн ые занятия Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно- гигиенических норм, дозированные нагрузки, использование специальных методов и средств обучения) - открытость и заинтересованн ость педагогов - подготовка к занятиям В течение года Открытые занятия для воспитателей и специалистов Подгрупповы е и индивид. занятия Повышение уровня компетенции педагогов -открытость для педагогов - подготовка к занятиям Конспекты занятий 7
Консультации для воспитателей и специалистов консультации Повышение уровня компетенции для педагогов - открытость педагогов - подготовка материала Материалы консультаци й 6 Организацион но- методическая Повышение квалификации Семинар(на уровне района, округа) Повышение уровня психолого- педагогических знаний - активность -интерес В течение года Улучшение оснащенности кабинета Изготовление дидактически х пособий, наглядного материала Оптимизация образовательного процесса материальные средства заинтересованн ость педагога -активность педагога В течение года Участие в ПМПК Анализ диагностичес ких данных Динамика развития ребенка Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка Результаты диагностики Проведенная работа Май Составление отчета о проделанной работе за учебный год Анализ результатов коррекционно -развивающей работы Подведение итогов коррекционно- развивающей работы Проведенная работа май отчет 8

2014-2015 учебный год

Мероприятия

Срок

Ответственные

Организационные мероприятия
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ Апрель Учитель-логопед, психолог, воспитатели Комплектование логопедических групп Апрель— июнь Зам. Директра по д/о, учитель- логопед, педагог-психолог Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий Сентябрь Учитель-логопед, психолог Обсуждение и утверждение планов работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей Сентябрь Учитель-логопед, психолог, воспитатели Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе В течение года Специалисты, логопед Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов Ежемесячно Логопед, специалисты
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые

проблемы
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями, консультация для родителей Декабрь Учитель-логопед, психолог Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми, консультация для воспитателей Ноябрь Учитель-логопед, психолог,воспитатели Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: В течение года Учитель-логопед, психолог, воспитатели 9
— организация индивидуальных занятий с ребенком; — методика проведения артикуляционной гимнастики; — консультации по запросам Изучение инноваций в дошкольном образовании по работе с детьми по ОВЗ В течение года педагоги
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность
Обследование различных сторон психофизического развития детей Сентябрь Педагог-психолог, учитель-логопед Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно- педагогической работы Октябрь Учитель-логопед, педагог-психолог Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации Сентябрь— октябрь Все педагоги Взаимопосещение занятий: — групповых; — индивидуальных; —интегрированных Декабрь— апрель Учитель-логопед, педагог-психолог Участие в родительских собраний Октябрь, январь, май Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели Участие в работе психолого-педагогического консилиума В течение учебного года Учитель-логопед, педагог-психолог воспитатели, родители
Аналитические мероприятия
10
Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга Декабрь — апрель Учитель-логопед, педагог-психолог Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол) Май Все педагоги Составление цифрового и аналитического отчета Май Учитель-логопед, педагог-психолог Выступление на итоговом педагогическом совете Май Учитель-логопед, педагог- психолог, воспитатели
2015-2016 учебный год



Вид работы

Направление

деятельности

Формы

работы

цель

Условия

реализации

сроки

Отчет
1 диагностическа я Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. Изучение особых образовательн ых потребностей воспитаннико в, анализ «Карт индивидуальн ого развития». Выявление уровня развития диагностическ ий материал; посещаемость детей До 15 октября; май Протоколы обследован ия; Карты развития 2 организационна я Свевременное выявление детей, нуждающихся в специализированно й помощи. Ранняя диагностика Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития дошкольниклв. Уровень развития; Возрастные особенности; До 15 октября Расписание занятий График работы 11
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. Составление расписаний занятий Режим дня; Тематическое планирование; Расписание занятий других педагогов 3 Коррекционно- развивающая Выбор программ, методик Определение программы для индивидуально й работы. Анализ рекомендаций. Содействие развитию ребенка Создание условий для реализации его внутреннего потенциала Преодоление и компенсация отклонений, мешающих его развитию Подготовка к занятиям Посещаемость занятий детьми Сентябрь- май Календарны й план Конспекты занятий Табель посещаемос ти 4 Работа с родителями Участие в родительских собраниях выступления Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции нарушений Формирование представлений о возможностях детей с ОВЗ Заинтересован ность родителей Сентябрь- май Протоколы собраний 12
Проведение индивидуальных консультаций Индивидуаль ные встречи, беседы, консультации - повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка -уточнение индивидуальных особенностей ребенка -оказание психолого- педагогической поддержки Открытость и заинтересованн ость родителей В течение года Оформление наглядной информации Стенд для родителей Повышение общего уровня компетенции родителей - подборка интересной и нужной информации для родителей; - привлекающее внимание оформление; заинтересованн ость родителей В течение года Текстовый материал по различным направлени ям и видам деятельност и Работа с воспитателями и специалистами доу Посещение занятий воспитателей и других специалистов Фронтальн. и индивидуальн ые занятия Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозированные нагрузки, использование специальных методов и средств обучения) - открытость и заинтересованн ость педагогов - подготовка к занятиям В течение года 13
Открытые занятия для воспитателей и специалистов Подгрупповы е и индивид. занятия Повышение уровня компетенции педагогов -открытость для педагогов - подготовка к занятиям Конспекты занятий Консультации для воспитателей и специалистов консультации Повышение уровня компетенции для педагогов - открытость педагогов - подготовка материала Материалы консультаци й 6 Организационн о-методическая Повышение квалификации Семинары Мастер- классы конференции Повышение уровня психолого- педагогических знаний - активность -интерес В течение года Улучшение оснащенности лого- пункта Изготовление дидактически х пособий, наглядного материала Оптимизация образовательного процесса материальные средства заинтересованн ость педагога -активность педагога В течение года Участие в ПМПК Анализ диагностичес ких данных Динамика развития ребенка Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка Результаты диагностики Проведенная работа Май Составление отчета о проделанной работе за учебный год Анализ результатов коррекционно -развивающей работы Подведение итогов коррекционно- развивающей работы Проведенная работа май отчет 14
15


В раздел образования