План мероприятий "Дорожная карта" по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Автор: Сазонова Надежда Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Тимашево Населённый пункт: п. Садгород, Кинель-Черкасский район, Самарская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: План мероприятий "Дорожная карта" по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ Раздел: дошкольное образование
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по дошкольному образованию
__________________Мельникова Т.П.
от « » года
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ СОШ «ОЦ»
с. Тимашево
________________ Наумова Л.А
от « » г.
План
мероприятий
«Дорожная карта»
по организации инклюзивного образования детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья образования
дошкольной ступени образования
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» с. Тимашево
муниципального района Кинель -Черкасский Самарской области
на 2013-2016 гг.
1
Пояснительная записка
Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья
в освоении основной программы дошкольного образования,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
их социальную адаптацию.
В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «д ети с ограниченными
возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического
плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и
воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса. Направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в
освоении Образовательной программы.
Целевая группа : дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
План коррекционной работы разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цели:
2
-
создание
системы
комплексного
психолого-
медико-
педагогического
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и
(или) психическом развитии , их социальной адаптации.
-
создание
специальных
условий
обучения
и
воспитания,
позволяющих
учитывать
особые
образовательные
потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Задачи :
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные
особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы
дошкольного бразования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными
возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Ожидаемый результат:
-
создана система комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и
(или) психическом развитии , их социальной адаптации.
-
созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности
детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Этапы реализации дорожной крты
Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь-
3
октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития
детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью
соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы
учреждения.
.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность), период реализации:
октябрь- декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-
развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития,
социализации рассматриваемой категории детей.
.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных
коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.
.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль- апрель.
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
4
2013-2014 учебный год
№ Вид работы
Направление
деятельности
Формы
работы
цель
Условия
реализации
сроки
Отчет
1
диагностичес
кая
Исследование , речи и
психических
процессов
Индивидуаль
ные
диагностичес
кие занятия
Выявление уровня
развития
детей
диагностически
й материал;
посещаемость
детей
До 15
октября;
май
Протоколы
обследован
ия;
карты
развития
2
организацион
ная
Комплектование
групп
Оптимизация
коррекционно-
образовательного
процесса
Уровень
развития;
возрастные
особенности;
До 15
октября
Расписание
занятий;
графики
работы
Составление
расписаний занятий
Режим дня;
Тематическое
планирование;
Расписание
занятий других
педагогов
3
Коррекционн
о-
развивающая
- развитие слухового
восприятия;
- развитие мелкой
моторики и осязания;
- развитие речи;
-развитие всех
Подгрупповы
е и
индивидуальн
ые занятия
Содействие развитию
ребенка
Создание условий для
реализации его
внутреннего потенциал.а
Преодоление и
Подготовка к
занятиям
Посещаемость
занятий детьми
Сентябрь-
май
Календарны
й план
Конспекты
занятий
Табель
посещаемос
5
познавательных
процессов.
компенсация
отклонений, мешающих
его развитию
ти
4
Работа с
родителями
Участие в
родительских
собраниях
выступления
Ознакомление с
задачами и спецификой
работы учителя-
дефектолога
Повышение общего
уровня компетенции
родителей в вопросах
развития ребенка и
коррекции нарушений
Формирование
представлений о
возможностях детей с
ОВЗ
Заинтересованн
ость родителей
Сентябрь-
май
Протоколы
собраний
Проведение
индивидуальных
консультаций
Индивидуаль
ные встречи,
беседы,
консультации
- повышение общего
уровня компетенции
родителей в вопросах
развития ребенка
-уточнение
индивидуальных
особенностей ребенка
-оказание психолого-
педагогической
поддержки
Открытость и
заинтересованн
ость родителей
В течение
года
6
Оформление
наглядной
информации
Стенд для
родителей
Повышение общего
уровня компетенции
родителей
- подборка
интересной и
нужной
информации
для родителей;
- привлекающее
внимание
оформление;
заинтересованн
ость родителей
В течение
года
Текстовый
материал по
различным
направлени
ям и видам
деятельност
и
Работа с
воспитателям
и и
специалистам
и доу
Посещение занятий
воспитателей и
других специалистов
Фронтальные
и
индивидуальн
ые занятия
Контроль за
соблюдением щадящего
режима в
образовательном
процессе (соблюдение
санитарно-
гигиенических норм,
дозированные нагрузки,
использование
специальных методов и
средств обучения)
- открытость и
заинтересованн
ость педагогов
- подготовка к
занятиям
В течение
года
Открытые занятия
для воспитателей и
специалистов
Подгрупповы
е и индивид.
занятия
Повышение уровня
компетенции педагогов
-открытость для
педагогов
- подготовка к
занятиям
Конспекты
занятий
7
Консультации для
воспитателей и
специалистов
консультации
Повышение уровня
компетенции для
педагогов
- открытость
педагогов
- подготовка
материала
Материалы
консультаци
й
6
Организацион
но-
методическая
Повышение
квалификации
Семинар(на
уровне
района,
округа)
Повышение уровня
психолого-
педагогических знаний
- активность
-интерес
В течение
года
Улучшение
оснащенности
кабинета
Изготовление
дидактически
х пособий,
наглядного
материала
Оптимизация
образовательного
процесса
материальные
средства
заинтересованн
ость педагога
-активность
педагога
В течение
года
Участие в ПМПК
Анализ
диагностичес
ких данных
Динамика
развития
ребенка
Определение
дальнейшего
образовательного
маршрута ребенка
Результаты
диагностики
Проведенная
работа
Май
Составление отчета о
проделанной работе
за учебный год
Анализ
результатов
коррекционно
-развивающей
работы
Подведение итогов
коррекционно-
развивающей работы
Проведенная
работа
май
отчет
8
2014-2015 учебный год
Мероприятия
Срок
Ответственные
Организационные мероприятия
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование
детей ДОУ
Апрель
Учитель-логопед, психолог,
воспитатели
Комплектование логопедических групп
Апрель—
июнь
Зам. Директра по д/о, учитель-
логопед, педагог-психолог
Анкетирование родителей с целью
получения информации о раннем
психофизическом развитии детей и выявления запросов,
пожеланий
Сентябрь
Учитель-логопед, психолог
Обсуждение и утверждение планов работы участников
коррекционно-педагогического процесса по преодолению
речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы
у детей
Сентябрь
Учитель-логопед, психолог,
воспитатели
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр,
используемых в коррекционно-педагогической работе
В течение года
Специалисты,
логопед
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с
рекомендациями профильных специалистов
Ежемесячно
Логопед, специалисты
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые
проблемы
Особенности речевого и психофизического развития детей с
речевыми нарушениями, консультация для родителей
Декабрь
Учитель-логопед, психолог
Специфика работы воспитателей,
специалистов с детьми, консультация для воспитателей
Ноябрь
Учитель-логопед,
психолог,воспитатели
Консультативно-информационная помощь воспитателям,
специалистам, родителям:
В течение
года
Учитель-логопед, психолог,
воспитатели
9
— организация индивидуальных занятий с ребенком;
— методика проведения артикуляционной гимнастики;
— консультации по запросам
Изучение инноваций в дошкольном образовании по работе с
детьми по ОВЗ
В течение года
педагоги
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность
Обследование различных сторон психофизического развития
детей
Сентябрь
Педагог-психолог, учитель-логопед
Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-
педагогической работы
Октябрь
Учитель-логопед, педагог-психолог
Корректировка календарно-тематических планов работы
специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе
обследования, и других источников информации
Сентябрь— октябрь
Все педагоги
Взаимопосещение занятий:
— групповых;
— индивидуальных;
—интегрированных
Декабрь— апрель
Учитель-логопед, педагог-психолог
Участие в родительских собраний
Октябрь, январь, май
Учитель-логопед, педагог-психолог,
воспитатели
Участие в работе психолого-педагогического консилиума
В течение
учебного
года
Учитель-логопед, педагог-психолог
воспитатели, родители
Аналитические мероприятия
10
Проведение психолого-педагогического и логопедического
мониторинга
Декабрь — апрель
Учитель-логопед, педагог-психолог
Анализ коррекционно-педагогической работы за год.
Определение задач на новый учебный год (круглый стол)
Май
Все педагоги
Составление цифрового и аналитического отчета
Май
Учитель-логопед, педагог-психолог
Выступление на итоговом педагогическом совете
Май
Учитель-логопед, педагог-
психолог, воспитатели
2015-2016 учебный год
№
Вид работы
Направление
деятельности
Формы
работы
цель
Условия
реализации
сроки
Отчет
1
диагностическа
я
Комплексный сбор
сведений о ребёнке
на основании
диагностической
информации от
специалистов
разного профиля.
Изучение
особых
образовательн
ых
потребностей
воспитаннико
в, анализ
«Карт
индивидуальн
ого
развития».
Выявление уровня
развития
диагностическ
ий материал;
посещаемость
детей
До 15
октября;
май
Протоколы
обследован
ия;
Карты
развития
2
организационна
я
Свевременное
выявление детей,
нуждающихся в
специализированно
й помощи. Ранняя
диагностика
Проведение
психологической
диагностики по изучению
уровня развития
дошкольниклв.
Уровень
развития;
Возрастные
особенности;
До 15
октября
Расписание
занятий
График
работы
11
отклонений в
развитии и анализ
причин трудностей
адаптации.
Составление
расписаний занятий
Режим дня;
Тематическое
планирование;
Расписание
занятий других
педагогов
3
Коррекционно-
развивающая
Выбор программ,
методик
Определение
программы для
индивидуально
й работы.
Анализ
рекомендаций.
Содействие развитию
ребенка
Создание условий для
реализации его
внутреннего потенциала
Преодоление и
компенсация отклонений,
мешающих его развитию
Подготовка к
занятиям
Посещаемость
занятий детьми
Сентябрь-
май
Календарны
й план
Конспекты
занятий
Табель
посещаемос
ти
4
Работа с
родителями
Участие в
родительских
собраниях
выступления
Повышение общего
уровня компетенции
родителей в вопросах
развития ребенка и
коррекции нарушений
Формирование
представлений о
возможностях детей с
ОВЗ
Заинтересован
ность
родителей
Сентябрь-
май
Протоколы
собраний
12
Проведение
индивидуальных
консультаций
Индивидуаль
ные встречи,
беседы,
консультации
- повышение общего
уровня компетенции
родителей в вопросах
развития ребенка
-уточнение
индивидуальных
особенностей ребенка
-оказание психолого-
педагогической
поддержки
Открытость и
заинтересованн
ость родителей
В течение
года
Оформление
наглядной
информации
Стенд для
родителей
Повышение общего
уровня компетенции
родителей
- подборка
интересной и
нужной
информации
для родителей;
-
привлекающее
внимание
оформление;
заинтересованн
ость родителей
В течение
года
Текстовый
материал по
различным
направлени
ям и видам
деятельност
и
Работа с
воспитателями
и
специалистами
доу
Посещение занятий
воспитателей и
других
специалистов
Фронтальн. и
индивидуальн
ые занятия
Контроль за
соблюдением щадящего
режима в
образовательном
процессе (соблюдение
санитарно-гигиенических
норм, дозированные
нагрузки, использование
специальных методов и
средств обучения)
- открытость и
заинтересованн
ость педагогов
- подготовка к
занятиям
В течение
года
13
Открытые занятия
для воспитателей и
специалистов
Подгрупповы
е и индивид.
занятия
Повышение уровня
компетенции педагогов
-открытость
для педагогов
- подготовка к
занятиям
Конспекты
занятий
Консультации для
воспитателей и
специалистов
консультации
Повышение уровня
компетенции для
педагогов
- открытость
педагогов
- подготовка
материала
Материалы
консультаци
й
6
Организационн
о-методическая
Повышение
квалификации
Семинары
Мастер-
классы
конференции
Повышение уровня
психолого-
педагогических знаний
- активность
-интерес
В течение
года
Улучшение
оснащенности лого-
пункта
Изготовление
дидактически
х пособий,
наглядного
материала
Оптимизация
образовательного
процесса
материальные
средства
заинтересованн
ость педагога
-активность
педагога
В течение
года
Участие в ПМПК
Анализ
диагностичес
ких данных
Динамика
развития
ребенка
Определение
дальнейшего
образовательного
маршрута ребенка
Результаты
диагностики
Проведенная
работа
Май
Составление отчета
о проделанной
работе за учебный
год
Анализ
результатов
коррекционно
-развивающей
работы
Подведение итогов
коррекционно-
развивающей работы
Проведенная
работа
май
отчет
14
15