Напоминание

Выставки-викторина "Немецкие учёные"


Автор: Коряжкина Светлана Анатольевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №3 в Академгородке
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Выставки-викторина "Немецкие учёные"
Раздел: среднее образование





Назад





Коряжкина С.А., учитель физики

Методическая разработка урока выставки-викторины «Немецкие учёные»
Участие в апробации инновационной программы «Немецко-русский детский универ- ситет» в рамках международного немецкого проекта «Школы - партнеры будуще- го» Занятие, время Урок: выставка-викторина, 45 минут Цели Популяризация достижений науки в области естествознания, и открытий, сделан- ных учёными в мировой науке Возраст участ- ников, количе- ство 7-8 классы, группа из 20 человек Ресурсное обес- печение Плакаты «Великие немецкие учёные» Тетради с заданиями для учащихся, авторучки
Этапы и время

Действия организатора (педагога)

Действия школьников
Вступительное слово о популя- ризации науки в современном обществе, о роли немецких учёных в разви- тие мировой науки 5 минут Почему необходима популяризация науки в современном мире? Естественные науки - физика, химия, биология – науки о природе. Знание законов природы людям необходимо, чтоб предсказывать те явления, кото- рые ещё не произошли! Собственно, на этом и держатся достижения цивилизации: техника, ма- териалы, медицина, накопление и использование информации и т.д. Незнание естественных наук или отсутствие адекватных знаний о природе приводит к ограничению возможностей в любых видах деятельности человека. Воинствующая безграмотность опасна, чело- век-потребитель хочет, чтобы все было красиво, но если он не будет хотя бы примерно знать, как устроен мир, в котором он живет, он рискует, воз- можно, даже своей жизнью, поскольку в критиче- ских ситуациях неверные представления об окру- жающей действительности ни к чему хорошему не ведут. Попробуем разобраться в том, как наука уже успела изменить мир — ведь вся исто- рия человечества является и историей науки. Приложение №2 Слушают, задают вопросы и высказывают своё мнение. Правила викто- рины 5 минут 1.В викторине есть два уровня сложности. Отве- чать на вопросы нужно, начиная с 1 уровня. 2. Сначала учащиеся внимательно изучают содер- жание 10 плакатов (великие немецкие учёные и известные университеты Европы). Плакаты вы- Школьники задают вопросы по ходу получения информа- ции.
ставки развешаны в коридоре или на стенах клас- са. 3. Затем отвечают на вопросы викторины, помечая правильные ответы в своих рабочих тетрадях, ко- торые содержат вопросы викторины. Ответы на во- просы виктори- ны 20 минут Учитель наблюдает за работой школьников, направляя их действия. Учащиеся переходят от плака- та к плакату, отвечают на во- просы викторины. Работа ин- дивидуальная. Разбор пра- вильных отве- тов на вопросы викторины 10 минут Учитель, читая задания, спрашивает у учащихся « Какой ответ вы считаете правильным?» ,прого- варивает правильные ответы, объясняя и дополняя их интересной информацией. Школьники активно участву- ют в работе, делая пометки в тетрадях. Здесь не важен факт всех правильных ответов, оценки не выставляются. Важно, что школьник сам нашёл ответ, пользуясь информацией из плакатов выставки. Если ответ не верный –не беда, ведь ученик теперь знает правильный ответ. Дополнитель- ные вопросы викторины (если осталось время, дети бы- стро справи- лись с задани- ем) 5 минут Учитель задаёт вопросы, ответы на которые также можно найти на плакатах выставки. Приложение №1 Учитель задаёт дополнительные вопросы, если группа быстро справилась с предыдущим задани- ем. Приложение №2 Учащиеся отвечают на вопро- сы, не подходя к плакатам, только надеясь на свою внима- тельность, память и эрудицию. Если время ещё остаётся. То можно рассказать школьникам о забавных случаях и фактах из жизни великих учёных. Приложение №1 Плакаты

Зада- ния и отве- ты к вик- тори- не
Приложение №1
Забавные случаи из жизни учёных
1. Репортер спросил
А. Эйнштейна,
записывает ли он свои великие мысли и, если за- писывает, то куда – в блокнот, записную книжку или специальную картотеку. Эйн- штейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал. «Милый мой! Настоя- щие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить». 2. Спросили однажды у
Эйнштейна,
как появляются гениальные открытия. Все очень просто, – ответил Эйнштейн. – Все учёные считают, что этого не может быть. Но находится один дурак, который с этим не согласен, и доказывает, почему. 3. В 1930 году в Германии вышла книга с критикой теории относительности под загла- вием «Сто профессоров доказывают, что Эйнштейн не прав». Узнав об этом, Эйн- штейн только пожал плечами: «Сто? Зачем так много? И одного было бы достаточ- но». 4. Когда Рентген открыл Х-лучи, страну пополнили самые невероятные слухи об их могуществе. И вот ученый получил письмо из Венского управления полиции; в нем гово¬рилось: «До получения особых указаний с лучами больше дела не иметь...» 5. А однажды Рентгену пришла корреспонденция с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к ученому у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил так: «К сожа-
лению, в настоящее время у меня нет Х-лучей, к тому же пересылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку».
Вопросы:
6. Какой немецкий учёный 84 раза номинировался на нобелевскую премию и ни разу её не получил? (Зоммерфельд) 7. Сколько лет было Гауссу, когда он стал учить русский язык? (62 года) 8. Как называлась последняя книга иоганна Кеплера? («Гармония жизни») 9. Какой знаменитый физик сказал, что его сын-инженер работает над более сложной проблемой? Ганс Эйнштейн, второй сын Альберта Эйнштейна, был известным инженером и специ- ализировался в гидродинамике и движении донных отложений. Журналисты нередко спрашивали, почему он не пошёл по стопам отца, на что Ганс отвечал, что отец дово- лен его выбором. Сам Альберт Эйнштейн однажды парировал подобный вопрос, ска- зав, что сын работает над более сложной проблемой. 10.Кто и когда назвал Эйнштейна великим скрипачом? Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «арти- ста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого му- зыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту за- метку себе и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаме- нитый скрипач, а не учёный. 11.На каких денежных купюрах изображены великие немецкие физики?
12. Приложение №2
Немецкие учёные - физики, лауреаты Нобелевской премии
Вильгельм Конрад Рентген — крупнейший немецкий физик-экспериментатор. Открыл (1895) рентгеновские лучи, исследовал их свойства. Первый в истории физики лауреат Нобелевской премии (1901 год). Макс Планк — немецкий физик, один из основоположников квантовой теории. Ввел (1900) квант действия (постоянная Планка) и, исходя из идеи квантов, вывел закон из- лучения, назван его именем. Лауреат Нобелевской премии по физике (1918) Даниель Фаренгейт — немецкий физик, инженер и стеклодув; более всего известен как изобретатель ртутного термометра и названной в его честь температурной шкалы. Вернер Гейзенберг — немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой меха- ники, лауреат Нобелевской премии по физике (1932) «за создание квантовой механики, применение которой привело, помимо прочего, к открытию аллотропических форм во- дорода». Йоханнес Штарк — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии 1919 - за открытие эффекта Доплера в канальных лучах и расщепления спектральных линий в электрич- ских полях (эффект Штарка) Рудольф Мёссбауэр — немецкий физик, специалист в физике атомного ядра и элемен- тарных частиц, лауреат Нобелевской премии по физике (1961) совместно с Робертом Хофштадтером. Герман Гельмгольц — немецкий физик, врач, физиолог и психолог. Гельмгольц впер- вые дал математическое обоснование закона сохранения энергии и, проанализировав большинство известных в то время физических явлений, показал всеобщность этого закона
Георг Симон Ом — немецкий физик. Наиболее известные работы Ома касались вопро- сов о прохождении электрического тока и привели к знаменитому «закону Ома», свя- зывающему сопротивление цепи электрического тока, напряжение и силу тока. Генрих Герц — немецкий физик, один из основоположников электродинамики. Экспе- риментально доказал существование электромагнитных волн и установил тождествен- ность основных свойств электромагнитных и световых волн. Мария Гёпперт-Майер — выдающийся физик, одна из двух женщин-лауреатов Нобе- левской премии по физике (1963) совместно с Хансом Йенсеном. Автор оболочечной модели атомного ядра. Ханс Йенсен — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1963). Карл Фердинанд Браун — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1909 г. (совместно с Г. Маркони). Интенсивно участвовал в разработке технического применения электромагнитных волн. Изобретатель кинескопа. Вильгельм Вин — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1911) «за открытия в области законов, управляющих тепловым излучением». Филипп Ленард — немецкий физик, автор многих выдающихся работ в области физи- ки твёрдого тела и атомной физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1905) «за исследовательские работы по катодным лучам». Макс фон Лауэ — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1914) «за открытие дифракции рентгеновских лучей на кристаллах». Вальтер Боте — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1954). Внёс значительный вклад в ядерную физику. Клаус фон Клитцинг — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1985) «за открытие квантового эффекта Холла». Эрнст Руска — немецкий физик, создатель электронного микроскопа, лауреат Нобе- левской премии по физике (1986). Герд Бинниг — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1986) сов- местно с Генрихом Рорером «за изобретение сканирующего туннельного микроскопа». Георг Беднорц — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1987) сов- местно с Александром Мюллером «за важный прорыв в физике, состоящий в открытии сверхпроводимости в керамических материалах». Вольфганг Пауль — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1989) совместно с Хансом Демельтом.
Хорст Штёрмер — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1998) совместно с Робертом Лафлином и Дэниелом Цуи «за открытие новой формы кванто- вой жидкости с возбуждениями, имеющими дробный электрический заряд». Герберт Крёмер — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (2000) совместно с Жоресом Алфёровым «за разработку полупроводниковых гетероструктур, используемых в высокочастотной и опто-электронике». Вольфганг Кеттерле — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (2001) совместно с Эриком Корнеллом и Карлом Виманом «за достижение конденса- ции Бозе — Эйнштейна в разреженных газах щелочных металлов и за начальные фун- даментальные исследования свойств конденсатов». Теодор Хенш — немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (2005) сов- местно с Джоном Холлом «за вклад в развитие лазерной точной спектроскопии, вклю- чая технику прецизионного расчета светового сдвига в оптических стандартах часто- ты». Петер Грюнберг — немецкий физик, специализирующийся в области физики твёрдого тела. Самым известным его открытием является эффект гигантского магнетосопротив- ления (ЭГМС), за которое он был удостоен Нобелевской премии в 2007 г. (совместно c Альбером Фером) Литература 1. ru.wikipedia 2. материалы, предоставленные организаторами международного немецкого проек- та «Школы - партнеры будущего» для апробации инновационной программы «Немецко-русский детский университет» в МБОУ гимназии №3 в Академгородке города Новосибирска


В раздел образования