Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в соответствии с образовательными областями
Автор: Панюдина Гульнара Зинуровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 266 Населённый пункт: РБ г.Уфа Наименование материала: Проект Тема: Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в соответствии с образовательными областями Раздел: дошкольное образование
Создание развивающего пространства социализации и
индивидуализации дошкольников в соответствии с
образовательными областями.
Чтобы ребенок был здоровым и счастливым,
надо просто удовлетворять его потребности.
Л.С. Выготский
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного
возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии
ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к
детям. Забота о его физическом и психическом здоровье.
Рассмотрим понятие «психическое здоровье личности»
Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней
или физических или психических дефектов, но и полным физическим,
духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в отношении
здоровья позиция всемирной организации здравоохранения применительно к
детям должна быть дополнена 3 критериями.
1. Здоровье ребенка – это, прежде всего, оптимальный уровень достигнутого
развития - сомато-физического, психического и личностного, его соответствие
хронологическому возрасту.
2. Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация к
жизни в обществе, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость
по отношению к неблагоприятным воздействиям
3. Здоровье ребенка - это его способность к формированию оптимальных
адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста .
Независимо от социального или этнического происхождения, индивид,
живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать
совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих его
социальную адаптацию, то есть успешное функционирование в этом обществе.
Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного
продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий
характерен как набор задач, с которыми человек должен справиться так и набор
черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей
стадии. Таким образом, психическое здоровье индивида соотносится со стадией
его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением.
Стадии развития личности, по мнению ученых, можно представить следующим
образом:
От рождения до 3 лет. Ребенок должен научиться доверять миру взрослых,
осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их
отсутствия.
От 3 до 6 лет. В этот период у ребенка формируется способность устанавливать
взаимоотношения, делиться тем, что имеет, развивать элементарные
нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или
женским полом.
От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение
которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает
развиваться нравственное чувство, в ходе игр возникает адаптация к
внесемейному окружению.
Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги,
вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно
подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь
важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих
проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и
стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в
эмоциональной сфере.
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих
исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков,
психологов, педагогов, философов, социологов.
Существует множество подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам
термин «психическое здоровье» неоднозначен. Он, прежде всего как бы
связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термин «психическое
здоровье» отсутствует. Рассматривается только термин «здоровье» как
состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов .
В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое
здоровье» употребляется широко. При этом состояние психического здоровья
детей объясняется условиями их психосоциального развития.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией
здравоохранения. В докладе Комитета экспертов данной организации
«Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» отмечено, что
нарушения их психического здоровья связаны как с соматическими
заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными
неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и
связанными с социальными условиями .
Основным условием нормального психосоциального развития, помимо здоровой
нервной системы, признается спокойная и доброжелательная обстановка,
создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих
их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям
ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют
необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами,
необходимыми семье. Подчеркивается, что ребенку следует предоставлять
больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться
с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие
условия для обучения.
Эксперты всемирной организации здравоохранения на основе анализа
результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно
показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у
детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их
враждебного отношения к ним, а также у детей, которые растут в условиях
семейного «разлада». Эти же исследования обнаружили, что нарушения
психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:
- во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от
нормального процесса психического развития;
- во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на
специфические ситуации.
Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но
успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут
наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя
нормально, или наоборот .
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных
ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения.
Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения,
связанные с приемами пищи. Обычно эти нарушения носят временный
характер. У некоторых же детей они проявляются часто упорно и приводят к
социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как
психические расстройства.
В психологическую литературу понятие «психическое здоровье» стало входить
сравнительно недавно. Так в словаре под редакцией А.В.Петровского и
М.Г.Ярошевского сделана попытка определения этого понятия.
Психическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного
благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических
явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей
действительности регуляцию поведения и деятельности.
Как же сохранить психическое здоровье малышу?
Психологический комфорт ребенка в детском саду – это психофизиологическое
состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате
взаимодействия его с образовательной средой.
Показатели психологического комфорта детей :
- устойчивое бодрое состояние;
- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- высокий физический тонус;
- отсутствие тревожности;
-высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими
людьми;
- отсутствие агрессии;
- низкая заболеваемость.
Психологический комфорт обеспечивает сохранение психофизиологического
здоровья детей;
- высокую продуктивность образовательного процесса;
- высокие показатели качества образования детей;
-успешную социализацию:
при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и
безболезненно;
- успешность школьного обучения.
Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие по
возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса,
создание в образовательном учреждении такой атмосферы, которая расковывает
детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
Принцип гуманизации образования, требующий гуманного, уважительного
отношения к ребенку, уважения его прав.
Принцип самоценности детского возраста, рассматривающий дошкольное
детство не как этап подготовки к жизни в обществе, а как полноценную,
самобытную, яркую жизнь.
Принцип учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста,
предполагающий следование законам и механизмам развития ребенка в
дошкольном возрасте.
Принцип личностной ориентации – приспособление среды к особенностям
ребенка: способностям, склонностям, интересам, возможностям, ценностным
установкам; признание за ребенком существенной роли в образовательном
процессе.
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого,
предполагающий безоценочное принятие взрослым ребенка, его чувств и
переживаний, признание права ребенка на самоуважение, сохранение и
поддержание позитивной самооценки ребенка.
Принцип свободного эффективного развития, предусматривающий создание для
ребенка атмосферы радости, активности и увлеченности, свободы выбора
интересующей деятельности, добровольности включения в деятельность.
Принцип деятельностного подхода, требующий максимального включения
ребенка в различные виды деятельности, предоставление ему возможности
активно взаимодействовать с образовательной средой.
Пребывание ребенка в детском саду предполагает удовлетворение
потребностей: в первую очередь - физиологические потребности: первичные
потребности человека, необходимые для жизни и существования. Включают:
потребность в еде, убежище, отдыхе, движении. Для ребенка – дошкольника -
это самые насущные и самые мощные потребности. Неудовлетворенность
физиологического уровня вызывает у ребенка негативные эмоции, состояние
дискомфорта.
2. Потребность в безопасности и защите, в организации стабильности, в законе
и порядке. Для ребенка очень важным является ощущение того, что он
находится под защитой взрослых, готовых в любой момент оградить его от
неблагоприятных условий внешней среды. Гарантом удовлетворения
потребности в безопасности является порядок, режим, комплекс здоровье
сберегающих мероприятий (медицинское обслуживание, гигиена)
3. Потребность в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к
группе, общение). Чем старше становится ребенок, тем ярче выражается
потребность иметь друзей, семью, общение. Ему очень важно знать, что его
окружают доброжелательные люди, которые его понимают и любят.
4. Потребность в уважении и признании (самооценка, отношение
окружающих): стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих
людей, к признанию его успехов и достижений. Очень значимым для состояния
комфорта ребенка является потребность ощущать уважение и признание не
только со стороны близких людей, но и со стороны сверстников и других
взрослых. Удовлетворение этой потребности порождает у ребенка чувство
уверенности, собственной значимости, повышает самооценку, формирует
положительную Я - концепцию (Я нужен в этом мире). Очень важно понимать,
что ребенку крайне необходима похвала, положительная оценка взрослого.
5. Потребность в самоактуализации (самовыражении): потребность быть в мире
с самим собой, быть тем, кем хочешь быть. Потребность выражается в
стремлении ребенка реализовать свои познавательные интересы и потребности,
потенциальные возможности, показать, что он может. Важным является
создание условий для того, чтобы ребенок мог осуществлять свои первые
«пробы» в различных видах деятельности.
Проблема создания благоприятной психологической среды в дошкольном
учреждении, которая бы способствовала укреплению психического здоровья
дошкольников на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с
введением нового Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013г. № 1155.
Данный пункт стандарта не только предъявляет требования к условия
пребывания детей в ДОУ , но и требует от педагогов высокого уровня
компетенции.
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в
том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со
взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его
индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого
ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где
осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом,
чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность
каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную,
эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится
основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда
является основным средством формирования личности ребенка и является
источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их
жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого
их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей
с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом,
способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое
главное – она должна работать на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной
программы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и
несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам
действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых ;
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности:
антропометрических, физиологических и психологических особенностей
обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение
развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда
дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться
или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем
сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для
сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения,
бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой
деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого
слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе
ребенка.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции,
на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались
следующих принципов (по В.А. Петровскому):
- дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию
пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления
оптимального контакта с детьми;
- активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и
формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего
предметного окружения;
- стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для
изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами,
настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и
возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
- комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность
построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям
заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном
выборе стимулов по количеству и качеству;
- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных
элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
- открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке,
развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре,
обществу и собственному «Я»);
- половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков
проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами
мужественности и женственности.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов
обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает
формированию личности, развитию способностей, овладению разными
способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей
чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,
желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями,
побуждает к активной творческой деятельности, способствует
интеллектуальному развитию.
Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития
личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует
формированию разносторонних способностей, субъектных качеств
дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды
активности, создает благоприятный психологический климат в группе,
активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее
проявления.