Опытно-экспериментальная деятельность как метод ознакомления с окружающим
Автор: Величко Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 93 Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: Опытно-экспериментальная деятельность как метод ознакомления с окружающим Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 93»
Методическое пособие
Опытно-экспериментальная
деятельность как метод ознакомления с
окружающим
г. Таганрог
2013
1
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
(китайское изречение)
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам
приобретают способность сами ставить
вопросы, и получать на них фактические
ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне в
сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
«Неизведанное рядом»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В
условиях
быстро
меняющейся
жизни
от
человека
требуется
не
только
2
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим
видеть
наших
воспитанников
любознательными,
общительными,
самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в
окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Превращение ребенка в творческую личность зависит от педагога, от
технологии педагогического процесса, в связи с этим одна из основных задач:
поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям,
создать необходимые для этого условия.
Структура экспериментирования
Цель:
Развитие
познавательной
активности,
умений
ребенка
взаимодействовать с исследуемыми объектами как средством
познания окружающего мира.
Задачи: Познавательные
расширение и систематизация элементарных естественнонаучных
представлений детей;
формирование
навыков
постановки
элементарных
опытов
и
умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие
развивать стремление к поисково - познавательно деятельности,
способствовать овладению приемами;
практического взаимодействия с окружающими предметами;
развивать
мыслительную
активность,
умение
наблюдать,
анализировать, делать выводы;
создание
предпосылок
формирования
практических
и
умственных действий.
Воспитательные
3
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
стимулировать желание детей экспериментировать.
Содержание: Информация об объекте, явлении, предмете.
Мотив: Познавательная потребность, познавательный интерес «Узнать –
научиться – познать».
Средства: Язык, речь, поиск.
Формы: Опыты, эксперименты.
Ус л о в и я : Постепенное
усложнение,
организация
условий
для
самостоятельной
и
учебной
деятельности,
использование
проблемных ситуаций.
Результат:
Опыт
совместной
и
самостоятельной
исследовательской
работы, новые знания и умения.
Последовательность экспериментирования
Проблемная ситуация
Целеполагание***
Выдвижение гипотез
Проверка предположений
Выводы.
Правило
Сначала спроси, потом экспериментируй.
По окончании работы
Ты работу завершил?
Все на место положил?
4
Вода
Вода один из главных источников жизни на земле. Воды на планете
очень много – сушу занимает треть ее поверхности. Основная масса воды –
это моря и океаны, в них она горько, соленая. Пресная вода в значительно
меньших количествах содержится на суше: в озерах, реках, прудах, родниках,
болотах, лужах. Дети узнают о возможностях воды, кому она нужна для
жизни, как человек использует воду.
Вода
Коль с водой имеешь дело
Рукава засучи смело
Пролил воду – не беда
Тряпка под рукой всегда
Фартук – друг: он нам помог
И никто здесь не промок.
Узнаем, какая вода?
Цель: Выявить свойства воды. Есть ли у воды вкус?
Материалы: соль, сахар, чистая вода.
Вывод: Вода приобретает вкус вещества, которое в нее добавили.
Чем пахнет вода?
Цель: Выявить есть ли у воды запах.
Материалы: соль, сахар, валериана.
5
Вывод: Вода пахнет тем веществом, которое в нее положили.
Есть ли у воды цвет?
Цели: Выявить есть ли у воды цвет.
Материалы: краски, молоко, чернила.
Вывод: Вода без цвета, но она приобретает цвет того вещества, которое
добавили.
Привести пример океана. Как меняется с глубиной цвет воды.
Имеет ли вода форму?
Цель: Узнать имеет ли вода форму.
Материалы: различные емкости.
Вывод: Вода принимает форму сосуда, в котором она находится.
Куда делись чернила?
Цель: Познакомить детей с одним из способов очищения воды.
Материалы: вода, чернила, активированный уголь.
Вывод : Если капнуть чернила в воду, то ее можно очистить активированным
углем. Уголь впитывает своей поверхностью краситель.
Тонет, не тонет?
Цель: Определить какие предметы тонут, а какие нет и почему?
Материалы: бумага, дерево, картон, пенопласт, металл, стекло, пластмасса.
Вывод: Тонут тяжелые предметы, легкие выталкиваются.
«Подводная лодка» из яйца»
Цель: Познакомиться со свойствами соленой воды.
Материалы: емкости с соленой и пресной водой.
6
Вывод: В соленой воде яйцо всплывет, в ней легче плавать потому, что
поддерживает не только вода, но и растворенные частицы соли.
Можно ли склеить бумагу водой?
Цель: Познакомиться со свойством воды.
Материалы: кисти, бумага, вода.
Вывод: Если смочить края бумаги и прижать, листы не сдвинуться. Вода
обладает склеивающим действием.
Соберем водичку
Цель:
Дать
понять,
что
вода
жидкая,
текучая
и
хорошо
впитывается
в
рыхлую поверхность.
Материалы: губки, тазы с водой.
Вывод: Вода впитывается в губку.
«Зеркало»
Цель: Показать, что вода отображает окружающие предметы.
Материалы: большие емкости с водой (бассейн, пруд, лужа).
Вывод: Воду можно использовать в качестве зеркала.
Цветы лотоса
Цель: Показать, что вода впитывается в бумагу.
Материалы: цветок из бумаги, емкость с водой.
Вывод:
Цветок
в
воде
распускается
потому,
что
бумага
намокает
и
становится тяжелее, лепестки распускаются.
Чудесные спички
Цель: Вода впитывается в древесину.
Материалы: спички, вода.
7
Вывод: Надломленные спички, если капнуть на них водой расправляются,
потому, что волокна дерева впитывают влагу и не могут сильно сгибаться и
расправляться.
«Капля шар»
Цель:
Познакомить
со
свойствами
воды,
собирать
вокруг
себя
мелкие
частицы.
Материал: мука, пульверизатор.
Вывод:
Шарика
из
муки
получились
потому,
что
пылинки
вокруг
себя
собирают мелкие капли воды.
Как напиться?
Цель:
Использовать
знания
о
повышении
уровня
воды
для
решения
познавательной задачи.
Материалы: стакан с водой, камешки.
Вывод: Уровень воды повышается, если в нее класть предметы.
Водяная мельница
Цель: Познакомиться с силой воды.
Материалы: вертушка, емкость с водой.
Вывод: Падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы
вращение было быстрее.
Вода источник жизни
Цель: Показать важное свойство воды. Дать жизнь живому.
Материалы: срезанные веточки, ваза, луковица, поддон.
Вывод: Вода дает жизнь живому. Без воды растения гибнут.
Снег и лед это тоже вода
8
Цель: Показать что осадки: снег, лед, град – тоже вода.
Материал: блюдце, снег, лед.
Вывод: В тепле снег, лед превращается в воду.
Вода замерзает
Цель: Подвести детей к обратному процессу превращения воды в лед.
Материалы: вода, формочки, холодильник, зимой можно оставить на окне.
Вывод: Вода изменила свое состояние, стала твердой.
Дождик
Цель: Дать понять, что пар тоже вода.
Материалы: тарелки, снег, чайник с горячей водой.
Вывод:
Пар
от
чайника
при
соприкосновении
с
холодной
тарелкой
превращается в капли воды.
В какой воде быстрее растворяются сахар, соль
Цель: Дать понять, что горячая вода быстрее растворяет вещества сахар,
соль.
Материалы: горячая и холодная вода в стаканчиках, сахар, соль.
Вывод: В горячей воде вещества растворились быстрее, чем в холодной.
Облако
Цель: Также, что и в опыте «Дождик».
Материал: банка с горячей водой, тарелка со льдом.
Вывод: Если на банку с горячей водой поставить тарелку со льдом, воздух
внутри банки поднимается вверх, охлаждается, водяной пар образует облако.
Пример дождя.
Взаимодействие воды и снега
9
Цель: Познакомить с двумя агрегатными свойствами воды, выявить свойства
воды, чем выше температура, тем быстрее в ней тает снег.
Материалы: емкость с водой, снег.
Вывод: Если в воду положить снег, он растает и сделает воду холодной.
«Буруны»
Цель: Как изменить спокойное состояние воды, если на нее подуть.
Материал: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Вывод: Вода буреет потому, что в нее попадает выдыхаемый нами воздух.
Круговорот воды в природе
Цель: Показать на простом примере круговорот воды в природе.
Материал: большой пластиковый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая
пленка.
Вывод:
Солнце
нагревает
воду,
она
испаряется,
поднимается
и
конденсируется на прохладной пленке, а затем капает в банку.
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед
10
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь в природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода
Н.А.Рыжова
11
Библиографический список
1. Рыжова Н.А. «Волшебница – вода».М., 1997
2. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском