Напоминание

Опытно-экспериментальная деятельность как метод ознакомления с окружающим


Автор: Величко Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 93
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность как метод ознакомления с окружающим
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 93»

Методическое пособие

Опытно-экспериментальная

деятельность как метод ознакомления с

окружающим

г. Таганрог

2013
1

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(китайское изречение)

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам

приобретают способность сами ставить

вопросы, и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне в

сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

«Неизведанное рядом»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только 2
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит от педагога, от технологии педагогического процесса, в связи с этим одна из основных задач: поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Структура экспериментирования

Цель:
Развитие познавательной активности, умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами как средством познания окружающего мира.
Задачи:
Познавательные  расширение и систематизация элементарных естественнонаучных представлений детей;  формирование навыков постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов. Развивающие  развивать стремление к поисково - познавательно деятельности, способствовать овладению приемами;  практического взаимодействия с окружающими предметами;  развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;  создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные 3
 воспитывать интерес к познанию окружающего мира;  стимулировать желание детей экспериментировать.
Содержание:
Информация об объекте, явлении, предмете.
Мотив:
Познавательная потребность, познавательный интерес «Узнать – научиться – познать».
Средства:
Язык, речь, поиск.
Формы:
Опыты, эксперименты.
Ус л о в и я :
Постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.
Результат:
Опыт совместной и самостоятельной исследовательской работы, новые знания и умения.
Последовательность экспериментирования
 Проблемная ситуация  Целеполагание***  Выдвижение гипотез  Проверка предположений  Выводы.
Правило

Сначала спроси, потом экспериментируй.

По окончании работы

Ты работу завершил?

Все на место положил?
4

Вода
Вода один из главных источников жизни на земле. Воды на планете очень много – сушу занимает треть ее поверхности. Основная масса воды – это моря и океаны, в них она горько, соленая. Пресная вода в значительно меньших количествах содержится на суше: в озерах, реках, прудах, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о возможностях воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду. Вода Коль с водой имеешь дело Рукава засучи смело Пролил воду – не беда Тряпка под рукой всегда Фартук – друг: он нам помог И никто здесь не промок.
Узнаем, какая вода?

Цель:
Выявить свойства воды. Есть ли у воды вкус?
Материалы:
соль, сахар, чистая вода.
Вывод:
Вода приобретает вкус вещества, которое в нее добавили.
Чем пахнет вода?

Цель:
Выявить есть ли у воды запах.
Материалы:
соль, сахар, валериана. 5

Вывод:
Вода пахнет тем веществом, которое в нее положили.
Есть ли у воды цвет?

Цели:
Выявить есть ли у воды цвет.
Материалы:
краски, молоко, чернила.
Вывод:
Вода без цвета, но она приобретает цвет того вещества, которое добавили. Привести пример океана. Как меняется с глубиной цвет воды.
Имеет ли вода форму?

Цель:
Узнать имеет ли вода форму.
Материалы:
различные емкости.
Вывод:
Вода принимает форму сосуда, в котором она находится.
Куда делись чернила?

Цель:
Познакомить детей с одним из способов очищения воды.
Материалы:
вода, чернила, активированный уголь.
Вывод
: Если капнуть чернила в воду, то ее можно очистить активированным углем. Уголь впитывает своей поверхностью краситель.
Тонет, не тонет?

Цель:
Определить какие предметы тонут, а какие нет и почему?
Материалы:
бумага, дерево, картон, пенопласт, металл, стекло, пластмасса.
Вывод:
Тонут тяжелые предметы, легкие выталкиваются.
«Подводная лодка» из яйца»

Цель:
Познакомиться со свойствами соленой воды.
Материалы:
емкости с соленой и пресной водой. 6

Вывод:
В соленой воде яйцо всплывет, в ней легче плавать потому, что поддерживает не только вода, но и растворенные частицы соли.
Можно ли склеить бумагу водой?

Цель:
Познакомиться со свойством воды.
Материалы:
кисти, бумага, вода.
Вывод:
Если смочить края бумаги и прижать, листы не сдвинуться. Вода обладает склеивающим действием.
Соберем водичку

Цель:
Дать понять, что вода жидкая, текучая и хорошо впитывается в рыхлую поверхность.
Материалы:
губки, тазы с водой.
Вывод:
Вода впитывается в губку.
«Зеркало»

Цель:
Показать, что вода отображает окружающие предметы.
Материалы:
большие емкости с водой (бассейн, пруд, лужа).
Вывод:
Воду можно использовать в качестве зеркала.
Цветы лотоса

Цель:
Показать, что вода впитывается в бумагу.
Материалы:
цветок из бумаги, емкость с водой.
Вывод:
Цветок в воде распускается потому, что бумага намокает и становится тяжелее, лепестки распускаются.
Чудесные спички

Цель:
Вода впитывается в древесину.
Материалы:
спички, вода. 7

Вывод:
Надломленные спички, если капнуть на них водой расправляются, потому, что волокна дерева впитывают влагу и не могут сильно сгибаться и расправляться.
«Капля шар»

Цель:
Познакомить со свойствами воды, собирать вокруг себя мелкие частицы.
Материал:
мука, пульверизатор.
Вывод:
Шарика из муки получились потому, что пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды.
Как напиться?

Цель:
Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Материалы:
стакан с водой, камешки.
Вывод:
Уровень воды повышается, если в нее класть предметы.
Водяная мельница

Цель:
Познакомиться с силой воды.
Материалы:
вертушка, емкость с водой.
Вывод:
Падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение было быстрее.
Вода источник жизни

Цель:
Показать важное свойство воды. Дать жизнь живому.
Материалы:
срезанные веточки, ваза, луковица, поддон.
Вывод:
Вода дает жизнь живому. Без воды растения гибнут.
Снег и лед это тоже вода
8

Цель:
Показать что осадки: снег, лед, град – тоже вода.
Материал:
блюдце, снег, лед.
Вывод:
В тепле снег, лед превращается в воду.
Вода замерзает

Цель:
Подвести детей к обратному процессу превращения воды в лед.
Материалы:
вода, формочки, холодильник, зимой можно оставить на окне.
Вывод:
Вода изменила свое состояние, стала твердой.
Дождик

Цель:
Дать понять, что пар тоже вода.
Материалы:
тарелки, снег, чайник с горячей водой.
Вывод:
Пар от чайника при соприкосновении с холодной тарелкой превращается в капли воды.
В какой воде быстрее растворяются сахар, соль

Цель:
Дать понять, что горячая вода быстрее растворяет вещества сахар, соль.
Материалы:
горячая и холодная вода в стаканчиках, сахар, соль.
Вывод:
В горячей воде вещества растворились быстрее, чем в холодной.
Облако

Цель:
Также, что и в опыте «Дождик».
Материал:
банка с горячей водой, тарелка со льдом.
Вывод:
Если на банку с горячей водой поставить тарелку со льдом, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается, водяной пар образует облако. Пример дождя.
Взаимодействие воды и снега
9

Цель:
Познакомить с двумя агрегатными свойствами воды, выявить свойства воды, чем выше температура, тем быстрее в ней тает снег.
Материалы:
емкость с водой, снег.
Вывод:
Если в воду положить снег, он растает и сделает воду холодной.
«Буруны»

Цель:
Как изменить спокойное состояние воды, если на нее подуть.
Материал:
трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Вывод:
Вода буреет потому, что в нее попадает выдыхаемый нами воздух.
Круговорот воды в природе

Цель:
Показать на простом примере круговорот воды в природе.
Материал:
большой пластиковый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Вывод:
Солнце нагревает воду, она испаряется, поднимается и конденсируется на прохладной пленке, а затем капает в банку.
В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед
10

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам

Вдруг в небо взовьется

Дождем обернется

Вокруг оглянитесь в природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода

Н.А.Рыжова
11

Библиографический список

1. Рыжова Н.А. «Волшебница – вода».М., 1997

2. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском

саду».М., Т.Ц.Сфера, 2008

3. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду» Я., 1998

4.

Куликовская

И.Э.,

Совчир

Н.Н.

Детское

экспериментирование.

Старший

дошкольный

возраст-М.

Педагогическое

общество

России

2003г.

5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом».

6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно» Линка-Пресс .,

М.,2004г.
12

Приложение 1

Рисунок 1: макет «Пустыня»

Рисунок 2: макет «Морское дно»

Рисунок 3: образцы раковин и

морских звезд

Рисунок 4: макет «Животные

жарких стран»

Рисунок 5: макет «Насекомые»

Рисунок 6: макет «Жуки и

пауки»

Рисунок 7: макет «Домашние

животные»

Рисунок 8: макет «Динозавры»

Рисунок 9: макет «На севере»

Рисунок 10: макет «Домашние животные»
13

Приложение 2

Рисунок 1: опыт «Очищение

воды»

Рисунок 2: опыт «Тонет –

плавает»

Рисунок 3: опыт «Буруны»

Рисунок 4: опыт «Капля - шар»

Рисунок 5: опыт «Очищение

воды»

Рисунок 6: опыт «Окрашивание

воды»

Рисунок 7: «У родителей и

деток вся одежда из монеток»

Рисунок 8: «У родителей и деток

вся одежда из монеток»

Рисунок 9: «У родителей и

деток вся одежда из монеток»

Рисунок 10: «Ракушка»
14


В раздел образования