Автор: Травкина Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 54 Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: Конспект Тема: Игра - путешествие "Поможем зайчику" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
« Игра - путешествие « Поможем зайчику ».
Задачи:
З.К.Р.: Закреплять знания детей о гласных и согласных (твёрдых и мягких)
звуках, определении первого звука в слове. Совершенствовать
произношение Х– ХЬ в чистоговорках.
Словарь: Упражнять детей в подборе антонимов – слов с
противоположным значением. Продолжать знакомить детей с
многозначными словами. Продолжать учить детей описывать предмет по
внешним признакам. Сообщить детям сведения о профилактике
инфекционных заболеваний, о пользе витаминов для жизни и здоровья;
Грамматика: Упражнять детей в умении определять родовую
принадлежность слов: мужской, женский, средний. Закреплять умения
детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
Развивать связную речь, зрительное внимание, логическое мышление,
общую моторику.
Воспитывать доброту, отзывчивость, взаимопонимание,
самостоятельность, умение оказывать помощь. Продолжать учить детей не
бояться врача.
Оборудование: Карта – схема, письмо, телефон, квадраты красного,
синего и зелёного цвета (на каждого ребёнка), корзинка, картинки
(бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек),мяч,
игрушка заяц, сундучок Доктора Айболита, корзина с овощами и
фруктами, угощение для детей.
Предварительная работа:
Просмотр изображений диких животных, беседа о
жизни диких животных. Чтение художественной литературы по данной теме.
Отгадывание загадок. Проведение дидактических игр «Угадай по описанию»,
«Звук потерялся», «Четвёртый лишний», « Ассоциации», «Чей хвост ?», «Я
начну, а ты продолжи» , « Кто у кого ?»
Ход занятия:
- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот
это письмо. Я не стала его открывать без вас, думаю, что вам тоже это
будет интересно. Давайте прочитаем вместе./открываем письмо/
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам зайка Степашка. Я очень
сильно заболел, потому что не слушал маму: ел снег, сосульки, не мыл
руки, не делал зарядку утром. У меня кашель, болит горло и поднялась
высокая температура, а в лесу у нас нет доктора. Что же мне делать?
Ребята, помогите мне, пожалуйста! Я очень жду вашей помощи…».
- Ребята, как же на помочь Степашке? (ответы детей)
Надо вызвать доктора.
А как мы можем вызвать доктора? (позвонить по телефону 03)
Звонят доктору по телефону 03.
Стук в дверь, появляется доктор Айболит.
Доктор Айболит: Здравствуйте ребята! Что у вас случилось? (Ответы
детей).
Давайте же поспешим по помощь к зайчику. Только где же он живет?
(ответы детей)
- Доктор Айболит у нас есть карта. Мы попадем к зайчику, но нам нужно
хорошо потрудиться.
- Дети, а больше всех у нас трудится язычок.
Организационный момент.
Вспомним наше правило:
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
1. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!
- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем!(Рассматривают карту).
2.Доктор
Айболит:
Вперед,
в
дорогу.
Ой,
посмотрите,
мы
вышли
на
полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые,
а почему-то только трех цветов: красные, синие и зеленые. Интересно, что
могут
означать
эти
цвета?
Вы,
случайно,
с Еленой
Анатольевной
не
изучали,
что
они
обозначают?
(Это
звуки:
гласные
(красные),
мягкие(зелёные) и твердые(синие ) согласные).
-Дети, возмите по одному квадрату и назовите звук, который соответствует
этому цвету. (дети называют – гласные, согласные: твердые, мягкие).
Доктор Айболит: Вы прекрасно справились с первым заданием, значит,
мы можем идти дальше.
3.Рассматривают карту.
– Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может
быть? (Белка)
- Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.
Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я
покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть в логово к волку». А
задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Зима – лето
День – ночь
Добро – зло
Потолок – пол
Чистота – грязь
Больной - здоровый
сильный – слабый
веселая – грустная
узкая – широка
высокий – низкий
Смеется – плачет
Пьёт – ест
Закрыть – открыть
Взлетает – садится
Надевает – снимает
- Вот какие умные дети, опять выполнили задание, идем дальше.
4. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно
дальше идти. И помощи не у кого попросить.
Доктор Айболит: ребята, давайте спросим у елочки, вон она, рядом стоит,
с мухоморчиком.
Доктор
Айболит: Елочка поможет нам пройти дальше, если вы про ее
иголочки что-нибудь интересное расскажете, а грибочку – про его ножку».
- Конечно, расскажем.
- Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще
иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую, у насоса).
- А какие ножки вы знаете? (у детей, у стола, стула, кресла и т. д.).
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется,
они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти
дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
5.Физминутка « На водопой».
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисе-
нок,
За мамой-ежихой катился ежо-
нок,
За мамой-медведицей шел медве-
жонок,
За мамою-белкой скакали бельча-
та,
За мамой-зайчихой — косые
зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Дети идут по кругу друг за другом.
.
Идут, громко топая.
Идут крадучись.
Передвигаются в глубоком приседе.
Идут вперевалку.
Скачут на носочках, согнув руки перед
грудью.
Скачут, сделав «ушки» из ладоней.
Идут на четвереньках.
Останавливаются.
6 . – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не
страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить,
может оно нас засосать. Но что делать?
Доктор Айболит: А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим. Ребята,
оказывается, она разрешит нам пройти по мостику, если мы выполним ее
задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
/иллюстрации/
Заяц лиса
солнце
волк белка
окно
лось пчела дерево
ёжик мышка яблоко
- Дети, мы опять справились с заданием, лягушке придется нас пропустить.
Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.
.
Доктор
Айболит:
Ребята,
посмотрите,
дерево
огромное
свалилось,
преградило нам дорогу.
- Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?»
и «Что делает?», тогда мы сможем пройти и это препятствие. А подбирать
слова мы будем к слову «Медвежонок » .
7. Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Ё ж и к /какой?/
–
маленький,
колючий,
запасливый,
добрый, милый,
весёлый, смешной.
Ёжик /что делает?/ – спит, бегает, грызет, радуется, прячется, ест, собирает
грибочки, охотится и т.д.
Доктор Айболит: А тут на лужайке стоит еще корзинка в ней что-то есть.
Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих
словах.(бабочка,
птичка,
стрекоза,
кузнечик,
жук,
грибочек,
листочек).
Дети определяют первый звук , с которого начинается слово.
8. Дидактическая игра «Магазин – овощи и фрукты»
- А как же мы пойдем в гости к зайчику без угощений? Доктор Айболит,
как вы думаете, что больному можно принести?
Доктор Айболит: Чтобы вылечиться нужны витамины. А чем содержатся
витамины? (ответы детей)
На тарелочках лежат овощи и фрукты. Чтобы купить ребенку овощ или
фрукт необходимо описать его (красный, сочный, круглый, из него делают
салат, томатный сок – помидор и т.д.).
Все дети покупают угощения для больного зайчика и двигаются дальше.
9. – Вот мы и дошли. Здравствуй зайчик! Мы привели к тебе доктора
Айболита. (доктор осматривает зайца, слушает, смотрит горло, меряет
температуру и т.д.)
-Зайка: Вы принесли мне лекарство?
Доктор Айболит: Мы раскроем тебе зайка секрет! Лекарство совсем рядом
с нами …Оно содержится в овощах и фруктах.
-Ребята, что же полезное содержится в овощах и фруктах? (Витамины)
Дети угощают зайца овощами и фруктами
и…. зайчик выздоравливает!!!
Рефлексия:
- Зайка: Нелегко вам было добраться до моего домика?
- Ребята, давайте расскажем зайчику кто нам встретился на пути и какие
задания мы выполнили…
(Ответы детей)
- Зайка: Молодцы ребята! Спасибо за помощь! Зайка раздаёт детям
угощение – морковь.