Автор: Варава Елена Александровна Должность: учитель русского языка, литературы, риторики Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" Населённый пункт: п.Пуровск, Пуровского района, Ямало-Ненецкого автономного округа Наименование материала: программа элективного курса Тема: "Поэзия русского символизма" Раздел: среднее образование
Автор: Варава Елена Александровна
Должность: учитель русского языка, литературы, риторики
Учебное заведение: МБОУ «СОШ № 1»
Населённый пункт: п.Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: программа элективного курса «Поэзия русского символизма»
Раздел: среднее образование
Программа элективного курса «Поэзия русского символизма».
Пояснительная записка.
Данный
элективный
курс
предназначен
для
учащихся
профильных
классов
(групп)
и
направлен
на
углубленное изучение,
прочтение,
интерпретацию
произведений
поэтов
«серебряного века»: поэтов-символистов.
Цель элективного курса - дать учащимся
целостное представление о
литературном
течении
«Символизм» и творчестве поэтов русского символизма.
Основные задачи курса.
1. Образовательные:
1.1. познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов периода конца Х1Х-начала ХХ в.,
показать роль их мировоззрения на отечественную литературу ХХ века;
1.2.
учить
познавать
художественный
мир
поэта
в
историко-литературном,
культурном,
философском аспектах;
1.3. содействовать
целевой
подготовке
учащихся
к единому государственному экзамену по
литературе.
2. Развивающие:
2.1.
совершенствовать
умения
и
навыки
исследовательской
работы,
развивать
творческие
способности учащихся (в том числе и поэтические);
2.2. совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и
человека;
2.3.
формировать
у
учащихся
целостное
представление
о
причинах,
истоках
рождения
«новой
поэзии»;
2.4. учить грамотному построению высказывания в различных жанрах и формах;
2.5. развивать творческие способности, исследовательские умения и навыки.
3. Воспитательные:
3.1. приобщать учащихся к богатствам отечественной поэзии, воспитывать чувство патриотизма.
По окончании курса учащиеся должна знать/понимать/уметь:
1) причины, истоки рождения «новой поэзии», иметь целостное представление о феноменальном
явлении в отечественной литературе, именуемом «Серебряный век русской поэзии»;
2)
основные
этапы
жизни,
творчества,
особенности
«словесной
походки»
представителей
литературного направления «Символизм»;
3) знать основные труды (как поэтические, так и монографические) поэтов, термины и понятия,
сопряжённые с той или иной темой занятия;
4)
понимать
роль
и
значение
поэзии
русского
символизма
в
развитии
отечественной
лирики,
литературы последующих десятилетий.
5) определять принадлежность произведений к тому или иному автору по стилю, языку, смысловой
особенности;
6) выполнять различные виды анализа поэтического текста (на материале произведений поэтов-
символистов);
7) выполнять индивидуальную, групповую творческую, исследовательскую работу.
Курс построен на сочетании проблемно-тематического и историко-литературного принципов.
Принципы построения курса:
– доступность в отборе учебного и дополнительного материалов;
– ориентированность на единство знаний и умений;
– индивидуальный подход и коллективная работа в обучении.
Актуальность и практическая значимость данного элективного курса.
Элективный курс «Поэзия русского символизма»
является дополнением к основному курсу
литературы ХХ века в 11 классе и рассчитан на 17 часов. Программа курса направлена на
удовлетворение познавательных интересов старшеклассников, интересующихся русской литературой
конца XIX – начала XX века и способствует формированию мировоззрения истинного патриота
своей страны.
Содержание элективного курса.
Тема 1. Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже веков.
Вехи
социально-политической
истории.
Научная
и
философская
мысль
рубежа
веков.
Новые
тенденции в развитии русского искусства.
Тема 2. Литературные направления эпохи рубежа веков.
Развитие реализма на рубеже веков. Русский символизм. Эстетика и поэтика акмеизма. Эстетика и
художественная практика футуризма.
Тема 3. Русский символизм. Основные принципы символизма.
Философские истоки символизма. Искусство – «постижение мира иными, не рассудочными путями»
(В.Я.Брюсов0,
возможность
увидеть
за
внешним
«мистически
прозреваемую
сущность»
(В.И.Иванов); поэзия – «тайнопись неизреченного» (Вяч.Иванов), выражение «движений души»
поэта. Символ – центральная эстетическая категория символизма. Категория музыки. Элитарность,
ориентация на читателя-творца.
Тема 4. В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма.
Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и поэта.
Тема 5.
«Старшие» символисты.
Д.С.Мережковский. Философ, поэт, писатель, литературовед. Основные мотивы его творчества.
Обоснование символизма. Д.Мережковский о М.Ю. Лермонтове, А.С. Пушкине.
З.Н.Гиппиус.
«Вечные темы» в творчестве поэтессы. З.Гиппиус и религиозно-философские
собрания.
Журнал
«Новый
путь».
Влияние
первой
русской
революции
на
ее
творчество.
Литературно-критическая
деятельность
(обоснование
символизма
как
художественного
мировоззрения «нового времени»). Эмигрантское творчество.
К.Д.Бальмонт.
Мотив печали, одиночества, усталости в раннем поэтическом творчестве поэта.
Эстетическое
совершенство
поэзии
К.Бальмонта.
Изысканная
образность,
музыкальность,
противоречивость – как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая
деятельность поэта.
Ф.К.
Сологуб.
Темы
и
мотивы
ранней
лирики.
Главные
книги
стихов.
Драматургическая
и
переводческая деятельность Ф.Сологуба.
В.Я.Брюсов.
Жизнь
и
творчество.
Лучшие
книги
поэта.
В.Брюсов
–
поэт,
прозаик,
историк,
беллетрист, переводчик, драматург.
Тема 6. «Младосимволисты».
А.А.Блок. «Дневник» Блока - «исповедь правдивой души».Ст. «Интеллигенция и революция» и
«Народ
и
интеллигенция»
(1908г.).Символика
поэта.
Духовное
завещание
Блока
потомкам
(«О назначении поэта»). А.А. Блок в воспоминаниях современников.
А.Н.Белый.
Статьи А. Белого «Почему я стал символистом», «О теургии».Увлечение философией
Канта, Спенсера, Ницше, В.Соловьева, Шопенгауера. Утверждение музыки как господствующего
вида в искусстве. «Симфонии» А. Белого. Система образов, язык, стиль. «Народничество» А.Белого.
В.И.Иванов. Неиссякаемый источник изощренных теорий. «Среды» на «башне». Первые сборники
стихов. Обоснование Вяч. Ивановым эстетической теории русского символизма.
Тема 7. Поэты, близкие символистам:
И.Ф.Анненский.
Этическое и эстетическое в
творчестве. Глубокий философский смысл поэзии
И.Анненского.
Влияние
античности
на
творчество
поэта.
Внутренняя
близость
его
поэзии
символистам. Особенности «символа» в его творчестве. Переводческая и литературно-критическая
деятельность И.Ф.Анненского.
М.А.Волошин. Поэт и художник Максимилиан Волошин. Коктебельский мудрец, отшельник и
краевед. Дом Поэта – «один из культурнейших центров не только России, но и Европы» (А.Белый,
1933г.).
Тема 8. Двоящийся философский лик поэзии символистов.
Выявление сходных мотивов и тенденций в творчестве старших и младших символистов. Причины
распада «символистской школы». Роль символизма в дальнейшем развитии и обновлении русской
литературы ХХ века.
Тематическое планирование элективного курса (17 ч.)
№
Название темы
Кол-во
часов
Тема 1.
Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже
веков.
1
Тема 2.
Литературные направления эпохи рубежа веков.
1
Тема 3.
Русский символизм. Основные принципы символизма.
2
Тема 4.
В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма.
1
Тема 5.
«Старшие»
символисты:
Д.С.Мережковский,
З.Н.Гиппиус,
К.Д.Бальмонт,
Ф.Сологуб, В.Я.Брюсов.
5
Тема 6.
«Младосимволисты»: А.А.Блок, А.Н.Белый, В.И.Иванов.
3
Тема 7.
Поэты, близкие символистам: И.Ф.Анненский, М.А.Волошин.
2
Тема 8.
Двоящийся философский лик поэзии символистов.
2
Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.
1.
Ардаматский В. Перед штормом (роман-хроника). – М.: Политическая литература, 1989.
2.
Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. – М.: Детская литература, 1979.
3.
Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
4.
Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» //Бердяев Н.А.
Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М.: 1994.
5.
Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. – Париж, 1949.
6.
Богданов В.А. Самокритики символизма. – М.: Просвещение, 1986.
7.
Волков Г.Н. А.Блок. Дневник. – М.: Советская Россия, 1989.
8.
Вольпе Ц. О поэзии А.Белого // Белый А.Стихотворения. – Л.: 1940.
9.
Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч. 1. – М.: Мнемозина, 1996.
10.
Енишерлова В.П. Я лучшей доли не искал. – М.: Правда, 1988.
11.
Комаров Н. Александр Блок. Методические рекомендации в помощь учителю. – Казань, 1971.
12.
Корецкая
И.В.
Импрессионизм
в
поэзии
эстетики
русского
символизма
//
Литературно-
эстетические концепции в России конца Х1Х-начала ХХ в.в. – М.: 1975.
13.
Крук Т.И. Русская литература ХХ в. Дооктябрьский период. – Л.: Просвещение, 1991.
14.
Лукашов Л.М. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: Изобразительное
искусство, 1989.
15.
Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.
Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.
16.
Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. Т. 1-2. – М.: Просвещение,
1990.
17.
Одоевцева И. На берегах Сены. – М.: Художественная литература, 1989.
18.
Соловьев В. Кризис западной философии. Против позитивистов (научная диссертация).
19.
Федоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. - Л.: 1984.
20.
Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М.: Детская литература, 1966.
21.
Иллюстрированный Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия,
1998.
22.
Энциклопедия живописи. - СПб: Аст, 1997.
23.
СЭС. – М.: Советская энциклопедия, 1968.