Напоминание

"Поэзия русского символизма"


Автор: Варава Елена Александровна
Должность: учитель русского языка, литературы, риторики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: п.Пуровск, Пуровского района, Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Поэзия русского символизма"
Раздел: среднее образование





Назад





Автор:
Варава Елена Александровна
Должность:
учитель русского языка, литературы, риторики
Учебное заведение:
МБОУ «СОШ № 1»
Населённый пункт:
п.Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала:
программа элективного курса «Поэзия русского символизма»
Раздел:
среднее образование
Программа элективного курса «Поэзия русского символизма».
Пояснительная записка. Данный элективный курс предназначен для учащихся профильных классов (групп) и направлен на углубленное изучение, прочтение, интерпретацию произведений поэтов «серебряного века»: поэтов-символистов.
Цель элективного курса
- дать учащимся целостное представление о литературном течении «Символизм» и творчестве поэтов русского символизма.
Основные задачи курса.
1. Образовательные: 1.1. познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов периода конца Х1Х-начала ХХ в., показать роль их мировоззрения на отечественную литературу ХХ века; 1.2. учить познавать художественный мир поэта в историко-литературном, культурном, философском аспектах; 1.3. содействовать целевой подготовке учащихся к единому государственному экзамену по литературе. 2. Развивающие: 2.1. совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся (в том числе и поэтические); 2.2. совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека; 2.3. формировать у учащихся целостное представление о причинах, истоках рождения «новой поэзии»; 2.4. учить грамотному построению высказывания в различных жанрах и формах; 2.5. развивать творческие способности, исследовательские умения и навыки. 3. Воспитательные:
3.1. приобщать учащихся к богатствам отечественной поэзии, воспитывать чувство патриотизма. По окончании курса учащиеся должна знать/понимать/уметь: 1) причины, истоки рождения «новой поэзии», иметь целостное представление о феноменальном явлении в отечественной литературе, именуемом «Серебряный век русской поэзии»; 2) основные этапы жизни, творчества, особенности «словесной походки» представителей литературного направления «Символизм»; 3) знать основные труды (как поэтические, так и монографические) поэтов, термины и понятия, сопряжённые с той или иной темой занятия; 4) понимать роль и значение поэзии русского символизма в развитии отечественной лирики, литературы последующих десятилетий. 5) определять принадлежность произведений к тому или иному автору по стилю, языку, смысловой особенности; 6) выполнять различные виды анализа поэтического текста (на материале произведений поэтов- символистов); 7) выполнять индивидуальную, групповую творческую, исследовательскую работу. Курс построен на сочетании проблемно-тематического и историко-литературного принципов. Принципы построения курса:

доступность в отборе учебного и дополнительного материалов;

ориентированность на единство знаний и умений;

индивидуальный подход и коллективная работа в обучении. Актуальность и практическая значимость данного элективного курса. Элективный курс «Поэзия русского символизма»

является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 11 классе и рассчитан на 17 часов. Программа курса направлена на удовлетворение познавательных интересов старшеклассников, интересующихся русской литературой конца XIX – начала XX века и способствует формированию мировоззрения истинного патриота своей страны.
Содержание элективного курса.

Тема 1. Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже веков.
Вехи социально-политической истории. Научная и философская мысль рубежа веков. Новые тенденции в развитии русского искусства.

Тема 2. Литературные направления эпохи рубежа веков.
Развитие реализма на рубеже веков. Русский символизм. Эстетика и поэтика акмеизма. Эстетика и художественная практика футуризма.
Тема 3. Русский символизм. Основные принципы символизма.
Философские истоки символизма. Искусство – «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я.Брюсов0, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В.И.Иванов); поэзия – «тайнопись неизреченного» (Вяч.Иванов), выражение «движений души» поэта. Символ – центральная эстетическая категория символизма. Категория музыки. Элитарность, ориентация на читателя-творца.
Тема 4. В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма.
Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и поэта.
Тема 5.

«Старшие» символисты.
Д.С.Мережковский. Философ, поэт, писатель, литературовед. Основные мотивы его творчества. Обоснование символизма. Д.Мережковский о М.Ю. Лермонтове, А.С. Пушкине. З.Н.Гиппиус. «Вечные темы» в творчестве поэтессы. З.Гиппиус и религиозно-философские собрания. Журнал «Новый путь». Влияние первой русской революции на ее творчество. Литературно-критическая деятельность (обоснование символизма как художественного мировоззрения «нового времени»). Эмигрантское творчество. К.Д.Бальмонт. Мотив печали, одиночества, усталости в раннем поэтическом творчестве поэта. Эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта. Изысканная образность, музыкальность, противоречивость – как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая деятельность поэта. Ф.К. Сологуб. Темы и мотивы ранней лирики. Главные книги стихов. Драматургическая и переводческая деятельность Ф.Сологуба. В.Я.Брюсов. Жизнь и творчество. Лучшие книги поэта. В.Брюсов – поэт, прозаик, историк, беллетрист, переводчик, драматург.
Тема 6. «Младосимволисты».
А.А.Блок. «Дневник» Блока - «исповедь правдивой души».Ст. «Интеллигенция и революция» и «Народ и интеллигенция» (1908г.).Символика поэта. Духовное завещание Блока потомкам («О назначении поэта»). А.А. Блок в воспоминаниях современников.
А.Н.Белый. Статьи А. Белого «Почему я стал символистом», «О теургии».Увлечение философией Канта, Спенсера, Ницше, В.Соловьева, Шопенгауера. Утверждение музыки как господствующего вида в искусстве. «Симфонии» А. Белого. Система образов, язык, стиль. «Народничество» А.Белого. В.И.Иванов. Неиссякаемый источник изощренных теорий. «Среды» на «башне». Первые сборники стихов. Обоснование Вяч. Ивановым эстетической теории русского символизма.
Тема 7. Поэты, близкие символистам:
И.Ф.Анненский. Этическое и эстетическое в творчестве. Глубокий философский смысл поэзии И.Анненского. Влияние античности на творчество поэта. Внутренняя близость его поэзии символистам. Особенности «символа» в его творчестве. Переводческая и литературно-критическая деятельность И.Ф.Анненского. М.А.Волошин. Поэт и художник Максимилиан Волошин. Коктебельский мудрец, отшельник и краевед. Дом Поэта – «один из культурнейших центров не только России, но и Европы» (А.Белый, 1933г.).
Тема 8. Двоящийся философский лик поэзии символистов.
Выявление сходных мотивов и тенденций в творчестве старших и младших символистов. Причины распада «символистской школы». Роль символизма в дальнейшем развитии и обновлении русской литературы ХХ века.
Тематическое планирование элективного курса (17 ч.)



Название темы

Кол-во

часов

Тема 1.
Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже веков. 1
Тема 2.
Литературные направления эпохи рубежа веков. 1
Тема 3.
Русский символизм. Основные принципы символизма. 2
Тема 4.
В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма. 1
Тема 5.
«Старшие» символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, В.Я.Брюсов. 5
Тема 6.
«Младосимволисты»: А.А.Блок, А.Н.Белый, В.И.Иванов. 3
Тема 7.
Поэты, близкие символистам: И.Ф.Анненский, М.А.Волошин. 2
Тема 8.
Двоящийся философский лик поэзии символистов. 2

Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.
1. Ардаматский В. Перед штормом (роман-хроника). – М.: Политическая литература, 1989. 2. Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. – М.: Детская литература, 1979. 3. Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993. 4. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М.: 1994. 5. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. – Париж, 1949. 6. Богданов В.А. Самокритики символизма. – М.: Просвещение, 1986. 7. Волков Г.Н. А.Блок. Дневник. – М.: Советская Россия, 1989. 8. Вольпе Ц. О поэзии А.Белого // Белый А.Стихотворения. – Л.: 1940. 9. Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч. 1. – М.: Мнемозина, 1996. 10. Енишерлова В.П. Я лучшей доли не искал. – М.: Правда, 1988. 11. Комаров Н. Александр Блок. Методические рекомендации в помощь учителю. – Казань, 1971. 12. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии эстетики русского символизма // Литературно- эстетические концепции в России конца Х1Х-начала ХХ в.в. – М.: 1975. 13. Крук Т.И. Русская литература ХХ в. Дооктябрьский период. – Л.: Просвещение, 1991. 14. Лукашов Л.М. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: Изобразительное искусство, 1989. 15. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913. 16. Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. Т. 1-2. – М.: Просвещение, 1990. 17. Одоевцева И. На берегах Сены. – М.: Художественная литература, 1989. 18. Соловьев В. Кризис западной философии. Против позитивистов (научная диссертация). 19. Федоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. - Л.: 1984. 20. Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М.: Детская литература, 1966. 21. Иллюстрированный Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 22. Энциклопедия живописи. - СПб: Аст, 1997. 23. СЭС. – М.: Советская энциклопедия, 1968.


В раздел образования