Эмоциональный комфорт как условия психического и физического здоровья детей и педагогов
Автор: Демахина Венера Марсиловна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко" Населённый пункт: Заинск Наименование материала: конспект Тема: Эмоциональный комфорт как условия психического и физического здоровья детей и педагогов Раздел: дошкольное образование
1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и
уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он
есть, развивая его в дальнейшем, как личность.
Программа дошкольного воспитания ориентирована на приобщение детей к
общечеловеческим ценностям и воспитанию гуманной, активной и
добропорядочной личности. Это – позиция гуманистической педагогики и
психологии. Её основной тезис – стремление человека к самовыражению. На
способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье
человека. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его
эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с
изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А
главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей,
доброты и внимательности друг к другу.
Понимая это, педагогический коллектив должен нацеливать все силы на
обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей.
Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для
детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким
настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого
ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными
для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может
помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в
семье, так и в детском саду. В дошкольном детстве главными фигурами в
общении являются взрослые – родители, педагоги.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он
чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный
педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на
эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского
сада должны стараться каждый день дарить тепло своей души ребятам.
Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и
уважения. Воспитателям надо стараться увидеть индивидуальность каждого
ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания,
становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги
формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической
защищённости.
В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по поводу
их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов
объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического
самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких
составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К
сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не
только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и
по отношению к ребёнку.
Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое)
здоровье детей? Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос,
определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка -
появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход
психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок,
получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление
психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом
возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания
(замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных
поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть
обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети
находятся в детском саду.
2. Создание психологического комфорта в детском саду для
сохранения и укрепления психологического здоровья и развития
личности ребёнка.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу
раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного
напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая
присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1.
Отношениями между воспитателем и детьми;
2.
Отношениями между самими детьми;
3.
Отношениями между воспитателями;
4.
Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя
свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других
быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на
качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как
нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг,
который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании
благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и
проанализировать групповую ситуацию.
3. Эмоциональное благополучие педагога, как условие
положительного эмоционального состояния детей.
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта
в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание
психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита
интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит
подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы
принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою,
эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное
отношение к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями,
поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который
поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
4. Рекомендации «Создание условий психологически
комфортного пребывания ребёнка в детском саду»
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в
детском саду необходимо:
Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь
детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и
участком.
Быть затейником и участником детских игр и забав.
В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его
возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не
делать что-либо вместо него.
Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним
за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь
стать более самостоятельным, ответственным.
Навязывание своих правил и требований против воли детей – это
насилие, даже если ваши намерения благонравны.
Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт
к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной
помощи, как и отъявленный драчун.
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при
которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в
преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за
ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к
особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке
больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней
привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог детского сада должны
быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка
необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать
оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия
каждого ребёнка.