Напоминание

Использование ролевых игр как один из приемов повышения интереса к изучению иностранного языка


Автор: Кольцова Елена Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ № 5
Населённый пункт: г.Борисоглебск Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ролевых игр как один из приемов повышения интереса к изучению иностранного языка
Раздел: среднее образование





Назад





Использование ролевых игр как один из приемов повышения интереса

к изучению иностранного языка
Кольцова Елена Сергеевна ,учитель иностранных языков МБОУ БГО СОШ №5 г. Борисоглебска Воронежской области Ролевая игра как способ организации речевого взаимодействия детей на уроках английского языка может быть использована на любом этапе обучения. В зависимости от сформированных у детей коммуникативных умений и навыков на английском языке будут варьироваться типы и содержание игр. Как известно, движущей силой говорения является мотив. Создание мотива говорения – самый трудный компонент деятельности преподавателя при организации ролевой игры. Я на своих занятиях создаю личностный мотив к участию в ролевой игре и тем самым правильно составляю задания к ролевым играм. Ведь ролевые игры в группе имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Ролевая игра всегда предполагает принятия решений – как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность учащихся. Учащиеся преодолевают стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – оказывается, я могу говорить наравне со всеми. Таким образом, игры способствуют выполнению следующих методических задач:  создание психологической готовности к речевому общению;  обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;  тренировка в выборе нужного речевого варианта. Ролевые игры на уроках английского языка являются наиболее информативными и результативными методами обучения с точки зрения восприятия. В процессе игры ребенок преодолевает свою скованность и тревожность. Использование различных игр на уроке английского помогает овладеть им в занимательной форме, развивать память, внимание, смекалку, поддерживать интерес к изучению английского языка. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы дети запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.
Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача – добиваться того, чтобы не пропал интерес к изучению иностранного языка. Ролевые игры лучше всего использовать в середине или в конце занятия, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с ролевыми играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. Таким образом, учителю следует проводить ролевые игры учитывая возрастные и психологические особенности ребенка, его интересы и потребности В заключение, хочется отметить, что ролевая игра - один из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра имеет ряд особенностей: 1. Ролевая игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения. 2. Ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, приобретенные в классной комнате, так и за ее пределами, т.е. их общий запас знаний и умений. 3. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. 4. Ролевая игра дает обучающимся социолингвистическую "подсказку” - какими единицами ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников можно выразить. 5. Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так часто встречаются школьники в процессе общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей. 6. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения. 7. Ролевая игра имеет определенные преимущества перед дискуссией и другими подобными приемами. В ролевой игре гораздо легче неуверенным в себе ученикам высказать свое мнение "под маской".

Литература
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. 2. Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе – 2010 - №1 – с. 34-38. 3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 4. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке.// И Я Ш 3, 1987. 5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе: учебное пособие/ - М.: Книга, - 2009 – 212с. 6. Рогова Т.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ - М.: Академия, 2066 – 332с.


В раздел образования