Использование ролевых игр как один из приемов повышения интереса к изучению иностранного языка
Автор: Кольцова Елена Сергеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ № 5 Населённый пункт: г.Борисоглебск Воронежской области Наименование материала: Статья Тема: Использование ролевых игр как один из приемов повышения интереса к изучению иностранного языка Раздел: среднее образование
Использование ролевых игр как один из приемов повышения интереса
к изучению иностранного языка
Кольцова Елена Сергеевна ,учитель иностранных языков МБОУ БГО СОШ №5 г.
Борисоглебска Воронежской области
Ролевая игра как способ организации речевого взаимодействия детей на
уроках
английского
языка
может
быть
использована
на
любом
этапе
обучения.
В
зависимости
от
сформированных
у
детей
коммуникативных
умений
и
навыков
на
английском
языке
будут
варьироваться
типы
и
содержание игр.
Как известно, движущей силой говорения является мотив. Создание
мотива говорения – самый трудный компонент деятельности преподавателя
при организации ролевой игры. Я на своих занятиях создаю личностный
мотив к участию в ролевой игре и тем самым правильно составляю задания к
ролевым
играм.
Ведь
ролевые
игры
в
группе
имеют
неисчерпаемые
возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают
люди в реальной жизни.
Ролевая игра всегда предполагает принятия решений – как поступить,
что
сказать.
Желание
решить
эти
вопросы
убыстряет
мыслительную
деятельность
учащихся.
Учащиеся
преодолевают
стеснительность,
мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно
сказывается
на
результатах
обучения.
Незаметно
усваивается
языковой
материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – оказывается, я
могу говорить наравне со всеми.
Таким
образом,
игры
способствуют
выполнению
следующих
методических задач:
создание психологической готовности к речевому общению;
обеспечение
естественной
необходимости
многократного
повторения ими языкового материала;
тренировка в выборе нужного речевого варианта.
Ролевые игры на уроках английского языка являются наиболее
информативными
и
результативными
методами
обучения
с
точки
зрения
восприятия. В процессе игры ребенок преодолевает свою скованность и
тревожность. Использование различных игр на уроке английского помогает
овладеть им в занимательной форме, развивать память, внимание, смекалку,
поддерживать интерес к изучению английского языка. Планируя свои уроки,
я думаю не только о том, чтобы дети запомнили новые слова, ту или иную
структуру,
но
и
стремлюсь
создать
все
возможности
для
развития
индивидуальности
каждого
ребенка.
Чтобы
поддержать
интерес
детей
к
своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.
Мы,
учителя
иностранного
языка,
постоянно
ищем
резервы
повышения
качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша
главная задача – добиваться того, чтобы не пропал интерес к изучению
иностранного языка. Ролевые игры лучше всего использовать в середине или
в конце занятия, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с
ролевыми играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того,
служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация
детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. Таким образом,
учителю
следует
проводить
ролевые
игры
учитывая
возрастные
и
психологические особенности ребенка, его интересы и потребности
В заключение, хочется отметить, что ролевая игра - один из наиболее
эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении
иностранному языку. Ролевая игра имеет ряд особенностей:
1.
Ролевая
игра
-
это
обучение
в
действии,
что,
как
известно,
повышает качество обучения.
2.
Ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции
как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В
ролевой игре используются их знания и умения, приобретенные в классной
комнате, так и за ее пределами, т.е. их общий запас знаний и умений.
3.
Ролевая
игра
является
в
высшей
степени
мотивирующей,
поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того,
обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в
ролевой
игре,
в
реальной
жизни,
чего
не
может
дать
механическая
тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.
4.
Ролевая
игра
дает
обучающимся
социолингвистическую
"подсказку”
-
какими
единицами
ту
или
иную
мысль
именно
в
данной
ситуации в зависимости от социальной характеристики участников можно
выразить.
5.
Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так
часто встречаются школьники в процессе общения. Во время ролевой игры,
как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг
друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро
думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.
6.
Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что
чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
7.
Ролевая
игра
имеет
определенные
преимущества
перед
дискуссией и другими подобными приемами. В ролевой игре гораздо легче
неуверенным в себе ученикам высказать свое мнение "под маской".
Литература
1.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
2.
Жилкина
Р.И.
Ролевые
игры
на
уроках
английского
языка/
Иностранные языки в школе – 2010 - №1 – с. 34-38.
3.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.:
Просвещение, 1991.
4.
Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке.// И Я Ш 3, 1987.
5.
Пассов
Е.И.
Урок
иностранного
языка
в
средней
школе:
учебное
пособие/ - М.: Книга, - 2009 – 212с.
6.
Рогова Т.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе
в
общеобразовательных
учреждениях:
пособие
для
учителей
и
студентов педагогических вузов/ - М.: Академия, 2066 – 332с.