Работа социального педагога с детьми и подростками с отклоняющимся поведением
Автор: Журавлёва Наталия Павловна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ "Уренская СОШ №2" Населённый пункт: г. Урень Наименование материала: статья Тема: Работа социального педагога с детьми и подростками с отклоняющимся поведением Раздел: среднее образование
Работа социального педагога с детьми и подростками с отклоняющимся
поведением
Журавлёва Наталия Павловна,
социальный педагог,
МБОУ "Уренская СОШ №2"
Отклоняющееся
(девиантное)
поведение
подростков,
понимаемое
как
нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и
поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов,
медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить
причины,
условия
и
факторы,
детерминирующие
это
социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает
поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о
сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В
стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на
этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и
относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль
инструмента
социального
регулирования
и
контроля.
Социальная
норма,
-
отмечает
Я.И.
Гилинский,
-
«определяет
исторически
сложившийся
в
конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или
обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных
организаций».
Социальная
норма
находит
свое
воплощение
(поддержку)
в
законах,
традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт,
в
образ
жизни
большинства
населения,
поддерживается
общественным
мнением,
играет
роль
«естественного
регулятора»
общественных
и
межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен
видеть
в
моральных
нормах
своего
рода
«инструкции»,
«обеспечивающие
правильную работу человеческой машины».
1
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы
даже
на
уровне
теории
другие,
проблема
формирования,
толкования
и
применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.
Нарушения социализации выражаются в социальной дезадаптации, то
есть неадекватности поведения учащегося нормам и требованиям общества.
Нарушения социализации принимают различные формы:
инфантильность
и
социальная
незрелость — результат
ограждения
подро стка
от
всяких
обязанно стей,
от
самостоятельности
в
достижении
каких-либо
жизненных
ценностей;
отклонения
агрессивного
или
социально-пассивного
типа —
результат нарушения норм морали.
Термин
«адаптация»
обозначает
приспособление
к
изменяющимся
условиям. Дезадаптацию можно определить как затрудненное, осложнённое
какими-либо
факторами
прис по с обле ние
к
м е н я ю щ и м с я условиям,
выражающееся
в
неадекватном
реагировании
и
поведении
личности.
Социальная
дезадаптация
выражается
в
нарушении
норм
морали
и
права,
асоциальных
формах
поведения,
деформации
ценностных
и
социальных
установок.
Социальному
педагогу
чаще
всего
приходится
иметь
дело
с
так
называемой
школьной
дезадаптацией,
которая
может
предшествовать
социальной.
Школьная
дезадаптация —
это
несоответствие
психофизического
и
социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения,
при
котором
овладение
знаниями,
умениями
и навыками
становится
затруднительным,
в
крайних
случаях
—
невозможным.
Как
следствие
—
появление педагогически
запущенных, неуспевающих
детей,
подростков,
склонных
к
конфликтам,
неспособных
тормозить
свои
негативные
эмоции.
Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по
ряду
предметов
школьной
программы,
сопротивлением
педагогическим
2
воздействиям, дерзостью в отношениях с учителями, негативным отношением к
учебе, асоциальными действиями: сквернословием; курением; хулиганскими
поступками; конфликтными отношениями с учителями и сверстниками.
Вместе с тем педагогически запущенные учащиеся зачастую отличаются:
трудолюбием; довольно четкими профессиональными намерениями; владением
некоторыми
трудовыми
навыками;
стремлением
к
получению
рабочих
профессий и самостоятельности.
Именно это может служить основой к перевоспитанию. У педагогически
запущенных
детей
сохраняются
адекватные
социальные
установки,
профессиональные намерения,
поэтому
социально-педагогическая
работа
с
этой категорией детей должна заключаться в следующих направлениях работы:
социально-педагогической
поддержки
ребенка,
подростка
в
вопросах организации зоны доверия;
п о и с к е
п о л е з н ы х
и н т е р е с ов ,
о р и е н т и р о в а н н ы х
н а
профессиональные намерения;
перестройка
на
эмоционально
положительные
отношения
с
учителями и одноклассниками.
Эти направления деятельности социального педагога могут сыграть роль
ключевого фактора в реабилитации учащихся.
Социальная
дезадаптация —
более
глубокая
степень
дезадаптации,
которой
свойственны асоциальные
проявления
(сквернословие,
курение,
дерзкие выходки), отчуждение от семьи и школы, деформация ценностных и
социальных установок. Результатом такой дезадаптации могут быть:
—хроническое
отставание
по
предметам
и
оказание
сопротивления
педагогическим воздействиям;
отсутствие профессиональных намерений;
отсутствие полезных трудовых навыков;
сужение сферы интересов;
глубокое отчуждение от семьи и школы;
подверженность влиянию асоциальных групп;
деформация сознания: ценностей и социальных установок;
снижение или отсутствие мотивации к учению;
3
снижение мотивации к познавательной деятельности;
снижение
уровня
усвоения
нравственных
и
ценно стных
представлений, норм морали, права и, как следствие, нарушение
адекватности самооценки;
социальные отклонения: бродяжничество, наркомания, алкоголизм,
правонарушения, аморальное поведение.
Работа с такими детьми и подростками требует вовлечения их в новые
референтные группы, в которых формируются социально приемлемые формы
поведения,
социально
одобряемые,
общечеловеческие
ценности.
Такими
референтными
группами
могут
быть
подростки
из
тренинговой
группы,
которую обычно ведет социальный педагог совместно с педагогом-психологом,
создавая
с
помощью
специальных
тренинговых
занятий
новые
взаимоотношения в группе, основанные на иных принципах и иных правилах и
ценностях, чем в группе асоциальных подростков или в асоциальной семье.
У подростков важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать
перспективу
личности
и
тем
самым
подвести
к
включению
в
полезную
трудовую деятельность. Им необходимы:
постоянная коллективная работа в должном темпе;
систематический контроль и оценка их деятельности;
личная ответственность;
активное участие в соревновании.
Социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми и
подростками с отклонениями в поведении (девиации), социальное пространство
которых оставляет желать лучшего.
Главное
в
работе
с
девиациями
— перевод
социальной
ситуации
в
педагогическую :
организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме;
привлечение школы, семьи и значимых сверстников и взрослых с
целью создания условий для личностного развития ребенка;
организация референтной группы внутри школы;
формирование социально приемлемых ценностных и социальных
установок.
4
В
нашем
сложном
обществе
существует
множество
конфликтующих
нормативных
образцов,
которые
способствуют
возникновению
феномена
отклоняющегося
поведения.
Например,
столкновение
норм
и
ценностей,
регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и
норм и ценностей в "перестроенном" обществе.
Отклоняющееся
поведение
часто
служит
основанием;
началом
существования
общепринятых
культурных
норм.
Без
него
было
трудно
адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем,
вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся
поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества,
до
сих
пор
практически
не
разрешен.
Если
рассматривать
любые
области
человеческой
деятельности:
политику,
управление,
этику,
то
нельзя
вполне
определенно ответить на этот вопрос. Действительно, какие нормы лучше:
воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканские культурные
нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы
этикета наших отцов и дедов? На этот вопрос трудно дать удовлетворительный
ответ. Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют столь
детального
анализа.
Криминальное
поведение,
сексуальные
отклонения,
алкоголизм или наркомания не могут привести к появлению полезных для
общества новых культурных образцов.
Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет
деструктивную
роль
в
развитии
общества.
И
только
некоторые
немногочисленные
отклонения
можно
считать
полезными.
Одна
из
задач
социологов
-
распознать
и
отбирать
полезные
культурные
образцы
в
отклоняющемся
поведении
индивидов
и
групп.
«Социальные
идеалы
(ценности),
ожидания,
общепринятые
правила,
нормы,
как
и
критерии
девиантного поведения, со временем меняются. Если процесс социализации и
социальный контроль отвечают за сохранение социокультурного кода, функцию
социального наследования в процессе общественного развития, то девиация - за
5
функцию
социальной
изменчивости,
приспособляемости
индивида
и
всего
общества к новым условиям. Под новой социальной реальностью мы понимаем
ситуацию, при которой возникает дихотомия сложившихся в обществе целей и
средств
(невозможность
удовлетворения
старыми
способами
прежней
потребности), а также возникновение новых потребностей».
В
случае
если
тот
или
иной
вид
девиации
приобретает
устойчивый
характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано
пересмотреть принципы, стимулирующие “нарушение правил” или провести
переоценку
социальных
норм.
В
последнем
случае
поведение,
которое
считалось
девиантным,
оценивается
как
новая
норма.
Для
того
чтобы
деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:
расширять
доступ
к
законным
способам
достижения
успеха
и
продвижения;
соблюдать социальное равенство перед законом;
постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его
в соответствие с новыми социальными реалиями;
стремиться к адекватности преступления и наказания.
Все
это
в
совокупности
позволит
снизить
социальное
напряжение
в
обществе,
уменьшить
его
криминализацию.
Только
при
выполнении
вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и
демократичным.
Поскольку
любое
девиантное
поведение
-
это
отклонение
от
общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно
всегда
несет
в
себе
элемент
непредсказуемости,
неизвестности,
возможной
опасности. «Поэтому девиация и риск - две стороны медали
социальной
мутации. Состояние риска - своего рода граница, черта, разделяющая хаос и
порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения.
Чем
меньше
риск,
тем
вероятнее
действие
индивида,
более
предсказуемо
поведение системы в целом»
.
6