Напоминание

"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Сахарова Жанна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: Новосибирская область, город Куйбышев
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие сенсорных способностей детей раннего

возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Современные требования ФГОС ДО, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольной организации, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности и организации взаимодействия с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Одной из приоритетных сторон в познавательном развитии детей раннего возраста, на мой взгляд, является сенсорное развитие. Оно связано не только с формированием умственных способностей и развитием речи ребенка, но и оказывает сильнейшее влияние на становление его эстетических и нравственных чувств. Считаю, что одним из определяющих факторов сенсорного воспитания является система дидактических игр. Наблюдая детей своей группы, заметила, что кто-то лучше всего воспринимает информацию с помощью зрения, кто-то с помощью слуха, и есть те, кому легче усвоить, что-то, потрогав, понюхав, соприкоснувшись. Осуществляя личностно-ориетированный подход к детям, стараюсь передать информацию ребёнку через тот канал, который у него хорошо развит. Но самое лучшее развитие – это гармоничное развитие. Поэтому моя задача - развивать все анализаторы с помощью дидактических игр, в которых ребёнок может одновременно слушать, видеть и делать. С этой целью провела внутри учреждения открытый просмотр совместной деятельности детей «Мишка в гостях у ребят». В моей группе оборудован
сенсорно-моторный

уголок
, который включает в себя пособия и игрушки, направленные на развитие восприятия цвета, формы, величины предметов, а также мелкой моторики рук (пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрёшки, сортеры, мозаика, шнуровки).
Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые выставляю от потребности и темы занятия. Многие игры скомбинированы из предметов сделанных своими руками и купленных в магазине, такие как: «Покорми свинку», «Разноцветные пробочки», «Тактильные шарики» и другие. Д л я разнообразия тактильных ощущений в разных уголках группы расположены игрушки из различных материалов – деревянные, пластмассовые, резиновые, мягкие. Для развития способности детей различать материалы с разной фактурой использовала игры «Тактильные дощечки», «Найди пару», «Угадай на ощупь», «Угадай, что внутри» и другие. Для развития тактильного восприятия предлагала детям дидактические игры и упражнения с природными материалами (песок, вода, камушки, палочки, ракушки, шишки, орехи) и предметами (бумага, мячи, игрушки, отличающиеся структурой поверхности). Организуя игры с крупой, водой и песком (переливание, просеивание, пересыпание, прятанье и поиск игрушек, вылавливание предметов из воды, рисование на песке или крупе различными предметами) знакомила детей не только с их свойствами, но и формировала элементарные представлениями о форме, величине, цвете предметов. Детям полюбились эти игры. Для развития слуха пополнила сенсорно-моторный уголок игрушками, издающими различные звуки. Для развития музыкального слуха включила в режим дня разнообразные музыкально-дидактические игры (например, «Кто в домике живёт»; «Динь-дон»; «Угадай, на чём играю» и т. д.) Использовала диски со звуками природы: крики домашних и диких животных, птиц, звуки природы, воды, грозы, шелест листьев. Для совместного с детьми музицирования применяла сказочки – шумелки. Это весёлые и эффективные игровые упражнения на развитие слуховой памяти, внимания и фантазии малышей, а также способствующие развитию мелкой моторики, речи и навыков общения.
Развитие обонятельных ощущений детей происходило в разные режимные моменты. Например, знакомство с запахом мыла – во время умывания, с запахом различных продуктов и блюд – во время приема пищи. В осенне-зимний период дети носили кулончики с чесноком или луком, нюхали их и запоминали запах. Предлагала детям игры «Угадай по запаху», «Найди по запаху». Привлечение внимания детей к запахам значительно обогатило их сенсорный опыт, позволило открыть новые признаки объектов окружающего мира, расширило представления о мире. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и обогащения чувственного опыта детей, планомерно и систематически включала в разнообразные виды детской деятельности: познавательную, изобразительную, конструктивную, музыкально- двигательную и др. В летний период мною был реализован проект «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья». В ходе проекта через экспериментальную и игровую деятельность дети расширили сенсорные представления о природных явлениях и окружающих предметах. Таким образом, используя в работе систему методов и приёмов, направленных на развитие сенсорных способностей детей, мне удалось получить следующие результаты:  в ходе предметно-игровой деятельности дети научились по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру, различать основные формы деталей строительного материала;  обогатился чувственный опыт детей, который они используют в разных видах игровой деятельности;  в самостоятельной деятельности дети стали активно использовать настольно-печатные дидактические игры и пособия из сенсорно-моторного уголка, при этом успешно, с интересом и увлечением справляться с дидактической задачей; Полноценное развитие личности ребенка невозможно без налаживания отношений с семьей. Для того чтобы выявить, насколько родители
воспитанников знакомы с таким направлением как сенсорного развитие детей, было проведено анкетирование. Анализ анкет показал, что все родители считают сенсорное развитие детей важным, но не достаточно владеют информацией по данному вопросу, поэтому мною были проведены индивидуальные беседы с родителями некоторых воспитанников, консультация «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», размещена наглядная информация в родительском уголке, оформлена фотовыставка «Игры ребёнка в детском саду». После проведённой работы родители стали активными участниками педагогического процесса: собиралибросовый материал для создания дидактических игр и тренажёров, самостоятельно

изготовили пособия для сенсорно-моторного уголка, постоянно интересуются успехами своих детей. Таким образом, совместная, целенаправленная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей группы.


В раздел образования