Напоминание

Внеклассного мероприятия "Покаяние"


Автор: Кузьмина Нина Викторовна
Должность: учитель историии обществознания
Учебное заведение: ГКОУ Волгоградский лицей-интернат "Лидер"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассного мероприятия "Покаяние"
Раздел: полное образование





Назад




Кузьмина Н.В.- учитель истории и обществознания ГКОУ Волгоградский лицей-интернат «Лидер»
Внеклассное мероприятие дискуссионного Клуба старшеклассников

«Собственное мнение» по теме «Покаяние».

Методический замысел мероприятия и обоснование его темы.
Идея проведения данного мероприятия родилась во время VI Конкурса учителей в Москве после экскурсии на Бутовский полигон, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. После поездки в Москву я обратилась к администрации лицея с просьбой о создании дискуссионного клуба старшеклассников «Собственное мнение», открывшегося 5 сентября 2014 г. Проведению данного мероприятия предшествовала большая подготовительная работа. Первым нашим шагом был выход на Волгоградскую ассоциацию жертв незаконных политических репрессий; познакомились с работой ассоциации, ее участниками. И уже 30 октября 2014 г. ребята приняли активное участие в митинге, посвященном памяти жертв политических репрессий у «Закладного камня» в центре Волгограда с возложением цветов. Именно в этот день они провели соцопрос и взяли интервью у жителей города по вопросам: «Какое событие отмечают 30 октября? Ваше отношение к жертвам политических репрессий? Как вы относитесь к тому, чтобы наш город был переименован в Сталинград?». Вскоре полученные данные стали обрабатываться, результаты опроса вошли в мультимедийный проект «Покаяние». 26 ноября 2015 г. члены Клуба участвовали в мероприятии Памяти жертвам политических репрессий с возложением цветов к памятнику и встрече с членами Ассоциации: Кукса А. В. и Куликова О. А. - преподаватели Волгоградского технического университета . Они подарили ребятам 3-томник книги «Петля» - мартиролог жертв репрессий, проводили с ними интересные беседы. Вскоре было принято решение о создании на базе Клуба библиотеки и стенда «Памяти» о трагическом прошлом в СССР. Во время совместной работы нашего Клуба и Ассоциации ребята решили разобраться в проблеме равнодушного отношения к теме памяти о народной трагедии тоталитарного прошлого. Большая совместная работа была проведена с сотрудниками Музея-панорамы Сталинградская битва, ребята работали в запасниках Музея с архивными материалами. Был составлен план мероприятий по теме «Чтобы помнили…». Основная задача сводилась к тому, чтобы каждый понимал необходимость говорить об этом правду, но важно еще и проводить конкретные дела по сохранению памяти. Клуб объявил в лицее конкурс творческих работ: рисунков и плакатов, посвященных 77-летию Большого Террора в СССР 1937-1938гг. Необходимо отметить высокую активность лицеистов в проведении конкурса. Тема одна, а подходы к раскрытию настолько разные: от коллажа, акварели до портрета Сталина в стиле сюрреализма.
А вторым шагом была подготовка и проведение открытого заседания Клуба «Собственное мнение» по теме «Покаяние», посвященного 70-летию Большого террора в режиме «on- line». Мы вышли на связь с лицеями городов Воркута, Вохма, Заволжск, Березовск, Старый Оскол, где тема памяти о страшной трагедии тоже стоит очень остро. Координатором связи выступил Санкт- Петербург, который является связующим центром между российскими лицеями в режиме «on- line». В период подготовки мероприятия ребята создали мультимедийный проект по теме «Покаяние». Материалами к открытому заседанию Клуба послужили документы, найденные ребятами вместе с работниками Музея-Панорамы «Сталинградская битва» в запасниках музея, а также очерки, статьи довоенных газет, книги, переданные нам Ассоциацией, материалы Интернет. Основной целью заседания клуба явилось осмысление великой трагедии и страшного наследия прошлого, осознание причин Большого террора и сегодняшнего человеческого равнодушия к данной теме на примере нашего Волгограда и необходимость создания системы мероприятий по сохранению памяти народной. Тема политических репрессий для современной молодежи остается сложной для понимания в современных условиях, особенно в условиях всеобщей аполитичности современной молодежи. Было отрадно наблюдать серьезную заинтересованность старшеклассников в обсуждении проблемных вопросов, поднятых во время открытой дискуссии. Особенно интересными для учащихся стали выступления приглашенного гостя - Куликова О. А. - кандидата технических наук, члена Союза журналистов России. Разговор получился серьезным, по существу. Основным лейтмотивом мероприятия явилась тема ответственности, которая сегодня ложится на плечи молодых за прошлое старшего поколения. Поэтому видеоконференция – размышление проходила по теме «Покаяние». Во время мероприятия поднимаются сложные философские, исторические проблемные вопросы, на которые учащиеся дают глубокие ответы, с личной гражданской активной позицией. Особенно это проявилось при обсуждении самого мероприятия и отдельных вопросов, когда Старый Оскол сделал вывод об излишней категоричности наших суждений в оценке событий 1937-1938гг. Если рассматривать с позиций общечеловеческих, какая тут может быть оценка, кроме как осуждение массовых репрессий, когда дело касается миллионов человеческих жизней. Старшеклассники аргументировано показали свое несогласие.
Тип

мероприятия:
обобщение и систематизации знаний, осмысление и понимание исторических процессов и явлений и их отображения в современной российской действительности.
Форма

мероприятия:
видеоконференция, презентация результатов исследования с элементами дискуссии, размышление.
Цели мероприятия:
1) Раскрыть причины и последствия Большого террора, показать взаимосвязь государственного террора с личностью Сталина.
2) Дать оценку трагическому прошлому - событиям «Большого террора», развязанного в 1937-1938гг. 3) Выдвинуть программу преодоления и переосмысления разрушительного опыта «Большого террора». 4) Выяснить отношение власти сегодня к трагическому прошлому на примере проведения Дня памяти к жертвам незаконных политических репрессий в г. Волгограде.
Оборудование урока, источники информации:
- компьютер, медиа-проектор, компьютерная презентация «Покаяние», - Федеральный закон №122, - 3-томник «Петля» - мартиролог жертв репрессий Сталинградской области, - копии архивных документов Музея-панорамы Сталинградской битвы, - музыкальный фрагмент.
План проведения мероприятия:
1.Вступительное слово учителя. 2. Оценка 1937-1938гг. и наследия Большого террора. 3. Анализ соцопроса и социальной политики областной власти по отношению репрессированным на примере гор. Волгограда. 4. Программа мер по преодолению наследия Большого террора.
Эпиграф к уроку:
«Прошлое еще не осмысленно». Протоиерей Михаил Ардов.
1. Вступительное слово учителя:
День 18 мая 2008 года я не забуду никогда. Это был последний день моего пребывания в Москве, где проходил VI Всероссийский конкурс учителей по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». Мы совершали экскурсию на Бутовский полигон. Я знала, что это историческое название одного из урочищ, известного как место массовых казней и захоронений жертв «Большого террора» предположительно за период 1930-1953 годы. Документально известно, что только в период с августа 1937 по октябрь 1938 гг. здесь было расстреляно около 21 тыс. человек в возрасте от 15 до 80 лет. 28 февраля 1938 г.- был рекордный день - 562 расстрела. Среди захороненных - значительное количество репрессированных лиц духовенства как Русской Церкви, так и иных конфессий. В списке жертв Бутовского полигона-939 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших за веру. Захоронения производились без уведомления родственников и без церковной и гражданской панихиды. По именам установлено 20 тыс. человек. Родственники расстрелянных стали получать свидетельства с указанием точной даты и причины смерти только с 1989г. По разным оценкам общее число захоронений репрессированных достигло свыше 100 тыс. человек. Ныне покойный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал это место «Русской Голгофой». Когда мы посетили сам полигон, меня поразило то, что я не увидела ни одного цветка на курганах - массовых захоронениях, ни одной гранитной плиты, не
было венков, мраморных памятников. Экскурсовод, он же и настоятель Церкви на территории Полигона сказал нам, что за все время один раз в 2007 г. федеральные власти в лице Президента РФ В. В. Путина и Патриарха Алексия II посетили святое место и возложили венки в дань памяти и к 70- летию Большого террора. Когда мы ехали обратно, в автобусе стояла мертвая тишина, а многие плакали. Нас всех сразило равнодушие нашего общества. Откуда в нас этот врожденный авторитаризм, низкая правовая культура? Задавала себе я эти вопросы. Мы боимся своей собственной истории? Что с нами со всеми происходит? Что нам нужно делать сегодня, чтобы подобное не повторилось? После поездки я решила организовать в своем лицее дискуссионный клуб старшеклассников «Собственное мнение». И вот теперь, когда Клуб создан, мы проводим открытую видеоконференцию по теме
«Покаяние»
с показом мультимедийного проекта. Во время работы нашей конференции мы должны ответить на следующие вопросы: 1) Возможно ли примирение власти и морали или эти две категории непримиримы? 2) Что нам досталось в наследие от организованного в СССР Большого террора 1937-1938 гг.? 3) Для чего нам необходимо осмысление и преодоление трагического прошлого? 4) Что сегодня необходимо делать власти и обществу для преодоления чудовищной трагедии 1937-1938 гг.?
2. Оценка Большого Террора.

Ученик:
Большой террор - это целенаправленное, спланированное и методически осуществляемое уничтожение собственных граждан: - С 1934-1944 через систему ГУЛАГа прошло от12 до 14 млн. человек. - С 1945- 1954 гг. еще 10-13 млн. человек. - В годы Большого Террора - 5 млн. доносов.
-
В течение 1937-1938 гг. по политическим обвинениям было арестовано более 1млн. 700 тыс. человек. - За этот период более 700 тыс. были казнены.
Учитель:
Случайно произошел Большой Террор или этот процесс был закономерным?
Ученик:
Считаю, что террор был закономерным явлением, т.к. советскому народу нравилось повиноваться. Есть черта у нашего народа - он ценит все великое: великий реформатор, великий злодей, великий поэт. Великие масштабы государства определяют ментальность народа. В стране все делается с тяжким, звероподобным рвением. Со смертью Сталина люди потеряли смысл жизни. В народе живет генетический страх до сих пор. Стержень страха убрали, а корень остался. Я считаю, что для СССР Большой террор был закономерным явлением.
Учитель:
Молодой актер заходит в гриме «Сталина» в комнату, где находится съемочная группа. Одни курят, другие громко разговаривают, сидя нога на ногу
в банданах, в общем, в современном антураже. Видя Сталина, зная, что это актер, они все равно привстали, наступила мертвая тишина. Молодое поколение, но как в нем жив Сталин.
Ученик:

Сталинский

подход

-

имперский,

был

закономерным
продолжением политики Петра I, Екатерины II. Скорее всего, особенности геополитики России определяли политические курсы правителей. Сталин ненавидел свой народ, использовал его как материал. В 1937 г. немецкий писатель Л. Фейхтвангер задал вопрос Сталину: «Как Вы, Иосиф Виссарионович, допускаете такой психоз вокруг вашего имени?» Сталин ответил: «Им это нравится». После войны в узком кругу он сказал: «Второй войны народ не выдержит. Он выдохся». В результате изучения материалов по Большому Террору я пришла к выводу, что « Сталин - гений по геноциду своего собственного народа».
Ученик:
1937 год-это гигантский масштаб репрессий, охвативший все слои населения. Сталинские репрессии носили спланированный характер. Существовали суды-тройки, которые играли одновременно несколько ролей: следователей, судей, обвинителей, палачей. Устанавливались директивы свыше о количестве арестованных, депортированных, расстрелянных на день, месяц, год, т.е., существовал план.
Куликов О. А.:
Уничтожались лучшие люди. В конце жизни Сталин сам признал, что вокруг не осталось ни одного порядочного человека. (Куликов О. А. зачитывает стихотворение Р. Гамзатова). Скажи, отец, Как при тебе хитросплетения Покрыли мир Берет неправда землю в окруженье Несправедливость не дает вздохнуть Весь век свой с подлостью, сражаясь, Искал ты сокровенные слова Она ж ко мне приходит, похваляясь, Отца вот нет, а я жива. Бесцеремонно в дверь стучится Закроют дверь, она глядит в окно. Орлица порождает лишь орленка Лишь ворон может ворона родить Скажи отец, не лучше ль отступиться В борьбе неравной руки опустить? И слышится мне голос в отдалении: «Ты рук своих не опускай, сынок! В борьбе нельзя бояться поражения Орел, родить я ворона не мог. Это стихотворение относится ко многим, в том числе и ко мне, родившемуся в ГУЛАГе. Мой отец погиб в ГУЛАГе. Это фотографии моего отца и матери (показывает фотографии). Они меня родили в Сибири в 1925 году. Отца посадили за то, что
его сестра, моя тетка, вышла замуж за чеха, и они уехали в Германию. Отец с сестрой переписывались, письма шли со штемпелем фашистской Германии. Отца за это посадили в лагерь, и там он был замучен.
Ученики:
Если ты попадал в поле подозрения, в любой момент могли предъявить обвинение. Сотням, тысячам предъявляли фантастические обвинения в шпионаже, подрывной, контрреволюционной деятельности. Применялись пытки инквизиции. Мой дед был замучен в лагерях. Как мы можем спокойно жить, если знаем, что наши предки без вины погибли в лагерях. Ценность человеческой жизни ничто, власть все.
Учитель:
Что нам досталось в наследие от Большого Террора?
Ученик:
Тоталитарное сознание покалечило психологию людей. Наследие сегодня огромно. Это ксенофобия, шпиономания, поиск врага, всеобщая подозрительность. У русского народа сильно сохранился синдром «железной руки». Проблема национального вопроса сегодня - это отголоски сталинской модели государства- когда он уничтожил исконно русскую модель: деление Российской империи на губернии и навязал создание национальных республик, не спросив их волю. Модифицировались формы сталинизма, но суть его осталась прежней. Как человеконенавистническая система управления государством сталинизм эволюционировал и дожил до наших дней. Проблема наша связана не только с особенностями геополитики, изъянами нашей власти. Сама власть такая, какой мы позволяем ей быть.
Ученик:
В день 30 октября мы, члены Клуба «Собственное мнение» участвовали в митинге на улице Чуйкова, посвященному 77-й годовщине начала массовых репрессий. Организаторами мероприятия выступила региональная ассоциация жертв незаконных политических репрессий. Мы провели на улицах нашего города соцопрос и взяли интервью у жителей по следующим вопросам, обратимся к экрану.
Первый вопрос:
Ваше отношение к Сталину. Из результатов соцопроса видно: 45%- хотят видеть Сталина у власти 35%- считают Сталина тираном 20 %- затрудняются ответить
Комментарий учителя:
Удивляет сегодня тот факт, что Сталин занимает 3-е место в рейтинге «Имя России». На святом месте нашего города, на Мамаевом кургане стоит частный музей, посвященный Сталину. И он намного богаче своими экспонатами, да и зарплату сотрудники музея получают во много раз больше, чем в Государственном Музее-панораме Сталинградская битва. Почему в обществе такое отношение к тирану? Идет обсуждение вопроса.
Ученик:
На вопрос «Была бы победа без репрессий?» я хочу сказать, что без 37-го года не было бы Великой Отечественной войны. Сталин уничтожил цвет военных, приведу отдельные цифры: Из 5 маршалов - 3 расстреляны; Из 5 командармов 1 ранга - 3 расстреляны; Из 10 командармов 2 ранга - 10 расстреляны; Из 26 корпусных комиссаров - 25 расстреляны;
Из 456 командиров полков - 401 расстрелян. Гитлер об этом знал. Следует также отметить, что общее количество погибших в коллективизации крестьян за 3 года в 1,5 раза превышает погибших в Холокосте евреев.
Комментарий из Санкт-Петербурга
: Но вы же не можете отрицать тот факт, что мы Великую Отечественную войну выиграли.
Учитель:
Ответим на вопрос: Почему мы победили?
Ученик:
Мы победили благодаря своему терпению, выдержки, а главное мужеству, высокой духовности. Идет анализ и обсуждение итогов соцопроса.
Второй

вопрос:
На каком уровне власть сегодня оказывает социальную помощь жертвам политических репрессий? 95% - ответили - на низком. 5% - ответили - на должном. Идет просмотр слайда проекта – интервью у двух женщин, репрессированных после Великой Отечественной войны. Они говорят о том, что отобрали все льготы, какие были, оставив только 50% за коммунальные услуги. Но самое главное для них, что они не знают, где похоронены их отцы. Поэтому каждый год, в день 30 октября они приходят к Закладному камню, поклониться святому месту, где проходили массовые расстрелы и захоронения 30-40-х годов прошлого века, где размещалась так называемая «сталинградская лубянка». Они поделились воспоминаниями о страшных временах, когда их семьи страдали от незаконных гонений. Добрые слова были сказаны в честь Волгоградских священнослужителей, которые провели молебны и поминальные службы в дань памяти жертв Большого Террора.
Учитель:
Рассмотрим правовую базу в отношении жертв политических репрессий. В настоящее время на территории Волгоградской области проживает около 10 тыс. бывших политзаключенных. Как видно из интервью, внимание и поддержка данной категории населения со стороны региональной власти заключается только в оплате жилищно-коммунальных услуг. Идет просмотр слайда «В наши дни».
Ученик:
1) В августе 2004 г. был принят Федеральный закон № 122 («О монетизации льгот»), который исключил право жертв политических репрессий на компенсацию материального ущерба и ликвидировал их право на компенсацию морального вреда. 2) Возмещение репрессированным гражданам вреда, причиненного Правительством СССР, перекладывается на регионы. В результате жертвы политических репрессий, проживающие в различных регионах страны, имеют совершенно разный уровень компенсаций. 3) Реабилитированные жертвы репрессий, отнесенные к другим льготным категориям (участники боевых действий, Великой Отечественной войны, инвалиды, ветераны труда, блокадники), полностью лишены возмещения за вред, причиненный государственными репрессиями.
Я считаю, что законодательная база недостаточно выражает интересы данной категории населения. Федеральные и региональные власти не уделяют должного внимания жертвам политических репрессий. Необходимо отметить, что в 1991 году вышел Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», который позволил восстановить добрые имена родных и близких незаконно осужденных.
Третий

вопрос:
Знают ли горожане Волгограда, какой день отмечается в стране 30 0ктября? Участники видеоконференции смотрят слайд о проведенном опросе на улице в 10 метрах от Закладного камня, где проходил митинг в честь памяти жертв сталинских репрессий. Результаты опроса: 5% -знают; 95 % -не знают.
Учитель:
А почему именно 30 октября отмечается этот день? Ученик: Впервые этот день отметили 30 октября 1974 г. пермские заключенные, объявив голодовку. В то время многие отмечали время 70-х, как беззаботное, поэтому не хотели говорить о сталинских репрессиях.
Учитель:
Жители города говорили о великой битве, о праздниках, но только не об этом дне. Получается, что нам легче говорить о великих победах, достижениях, нежели о страшной трагедии. Потому что, когда мы говорим о своих ошибках и бедах, сразу возникает ответственность за содеянное и признание вины, а это не всегда получается, да и не желается. Эпиграфом нашего урока являются слова протоиерея Михаила Ардова «Прошлое еще не осмысленно». Как вы понимаете эти слова?
Ученик:
Мы понимаем это так, что многое в истории надо еще изучать, чтобы знать, где ложь, а где - правда, ведь именно правду надо знать, чтобы извлекать уроки истории и не допускать больше трагедий.
Учитель:
Как вы думаете, ребята, какая главная мысль нашего мероприятия?
Ученик:
Мы считаем - Покаяние. В своем проекте мы дали определение Покаянию из Библии.
Покаяние
есть приближающееся к Богу неослабное прошение с исполненною сокрушения молитвою об оставлении прошедшего, и мольба о хранении будущего.
Покаяние
есть сознание своего падения, сделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным и поэтому постоянно нуждающимся в искупителе.
Куликов О. А.:
Германия в свое время покаялась за нацизм, признала ошибки перед своим народом, и сегодня это самое богатое государство в Европе.
Учитель:
По Библии первым в раю оказался разбойник. В свое время он грабил, убивал, но постоянно каялся и просил Бога о прощении. Не покаешься, Господь не прощает. После Первой Мировой войны не раскаялись, пришел Октябрьский переворот и Гражданская война; после не раскаялись, пришел тоталитарный режим с Большим террором. За этот страшный период общество не раскаялось, пришла Великая Отечественная война. Не осмыслили, пришел «Железный занавес» и «Холодная война», а после Афганистан, Чечня. Мы не
можем дальше жить, рассчитывать на светлое будущее, если за нами тянется страшный грех.
Учитель:
Говорить об этом надо, но этого мало, надо еще что-то делать в обществе, чтобы подобное не повторилось. Германия действительно покаялась перед своим народом. Общество стремилось к очищению: в школах учащиеся должны были писать сочинения, участвовать в конкурсах творческих работ на тему преодоления нацизма, граждане должны были посетить музеи на территории бывших концлагерей. Сегодня в Германии не принято убивать домашних насекомых, для этого продают специальные совки для ловли и выброса на улицу. Они и по сей день чувствуют за собой вину. Наверное, поэтому Германия уверенно сегодня шагает по пути правового государства и гражданского общества.
Ученик:
У нашей власти в прошлом не было нравственно-политических ориентиров для понимания уроков отечественной истории. Никогда не проводилась политика десталинизации и дебольшевизации, а значит, коренное изменение смысла взаимоотношений между государством и гражданином, последовательное изживание сталинских методов управления страной.
Ученик:
Необходимо публичное рассмотрение политического террора советского периода с правовых позиций. Необходимо дать юридическую и правовую оценку террористической политике генерального идеолога И. В. Сталина. Для проведения полноценного разбирательства следовало бы создать специальный судебный орган. Необходимо вернуть слова о моральном ущербе в текст Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», которые в 2005 г. Государственная Дума РФ исключила из преамбулы Закона. Это надо сделать не только во имя памяти погибших, но и ради самоуважения.
Ученик:
Необходимо обеспечить благоприятные условия для продолжения и расширения исследовательской работы по истории государственного террора в СССР. Создать школьные и вузовские учебники истории, в которых тема политических репрессий уделено место, соответствующее их историческому значению. Необходимы просветительные и культурные программы на государственных каналах телевидения, государственная поддержка издательским проектам по выпуску научной, мемуарной литературы, посвященной эпохе террора.
Ученик:
Необходимо создать общенациональный Музей истории государственного террора. История террора и ГУЛАГа должна быть представлена во всех исторических и краеведческих музеях страны. Воздвигнуть общенациональный памятник погибшим, который был бы поставлен государством и от имени государства. Должны появиться памятные знаки и мемориальные доски на сохранившихся зданиях следственных изоляторов, УНКВД, пересыльных тюрьмах, а также больших лагерных комплексах, на предприятиях, созданных трудом узников. В свою очередь убрать из названий улиц, площадей, населенных пунктов имена государственных деятелей, организаторов и активных участников террора. Необходимо издать Книгу памяти жертв политических репрессий.

Учитель:
Что каждый из вас должен сделать для преодоления прошлого?
Ученик:
Мы должны заниматься исследованием по данной проблеме, читать научную и популярную литературу и говорить об этом. Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. То, что произошло,- предупреждение. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что все это действительно происходило. Ведь по сей день есть люди, которые отрицают существование в стране концлагерей. Раскрытие правды приводит к оздоровлению общества и уменьшению напряженности. Важно сохранить в памяти народа не только события, но и имена людей, погибших и живых, прошедших ужасы ГУЛАГа.
Учитель:
Чтобы такого никогда не повторилось, нам всем нужно покаяться, потому что, в конечном счете, если ты согласен отвечать за грехи страны, как за свои собственные, значит, это и есть твоя Родина. Спасибо вам, ребята, за работу на нашей видеоконференции.
Ученик:
Мы рады тому, что наконец-то 24 декабря 2008 г. в нашем городе был открыт памятник, посвященный жертвам политических репрессий. Давайте посмотрим видеосюжет. (Идет показ того, как члены Клуба возлагают цветы к подножию памятника, говорят об этом событии, делится своими комментариями присутствовавший вместе с ребятами Куликов Олег Анатольевич). Идет обсуждение проблемных вопросов в режиме «on – line».
1. Воркута
. Показывает презентацию проекта о Большом Терроре в своем регионе. Выступление ученицы о краеведческой работе, проводимой учениками школ Воркуты.
2. Старый Оскол.
Учитель выразил мнение, что самое важное, чтобы люди осознавали, помнили, а не винили. Позиция категорична. Ученик задал вопрос о Германии, учитель из Волгограда не услышала вопрос и ответила не в том контексте. После учащаяся из «Лидера» ответила: мы изучаем не только трагедии, но и говорим о победах нашей страны. Если бы я, учитель Кузьмина Н.В., вовремя услышала вопрос ученика, я ответила, что, когда мы говорим о миллионах человеческих жертв, какая еще может быть точка зрения, кроме как осуждение своего прошлого и покаяния за содеянное. Ведь мы берем только тему Террора.
3. Кострома - Вохма.
Ребята отвечают на вопросы: Можно ли было построить великую державу без репрессий? Репрессии ослабили или укрепили страну? Ученик задает свой вопрос: Троцкий назвал Сталина «выдающейся посредственностью», так может уничтожение собственного народа - это близорукость Сталина, а не его злодейство? Лицеисты ответили на этот вопрос.
4. Березовск:
С огромным интересом принимали участие в видеоконференции. Выскажу общее мнение: звучал общий лейтмотив вины, а я думаю, надо говорить об ответственности. У нас возникла идея о совместном исследовании этой темы, т.к. у вас были одни цифры, а у нас они будут другие.

Учитель:
Мы очень рады такому предложению о совместном исследовании и думаю, что это будет залогом нашего успеха в дальнейшей работе в этом направлении.
Координатор

Санкт-Петербурга:
Надо подумать, как организовать «день памяти» в день 30 октября. Лидер должен взять первенство в этом направлении. Спасибо всем, берегите связь.
Литература:
1. Ю. М. Беседин «Петля». Воспоминания, очерки, документы. В 3-х томах. Волгоград, 1992. 2. В. Н. Бредихин «Лубянка - Старая площадь» (Секретные документы ЦК КПСС и КГБ о репрессиях 1937-1990 гг. в СССР). Москва, «Посев», 2005. 3.Виленский С. «Есть всюду свет...». Хрестоматия для старшеклассников. Москва, Возвращение, 2001. 4.ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. Под ред. И. В. Добровольского. Международное общество прав человека. Франкфурт/Майн – Москва, 2001. 5. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Н.С.Хрущева Коммунистической партии Советского Союза «О культе личности и его последствиях» 55-й годовщине со дня смерти И.В. Сталина посвящается. Москва. «Новая газета», 2008 г. 6. Жаворонков Г. Тайна мифов и мифология тайн. Москва, Изд. «Права человека» 2006. 7. Г. М. Иванова «История ГУЛАГа 1918-1958гг.» Москва, Наука, 2006. 8. 1937-й. Статьи и документы. Москва, РОДП «Яблоко», 2007.


В раздел образования