Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников.
Автор: Иваницкая Елена Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №332 Населённый пункт: г.Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников. Раздел: дошкольное образование
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
В
процессе
игры
ребенок
учиться
общению
со
сверстниками
и
взрослыми, учится решать конфликты. Игра является одним из средств
формирования коммуникативных навыков старших дошкольников.
Я составила систему игр, направленных на формирование коммуникативных
умений у старших дошкольников. И предлагаю их вашему вниманию.
1. «Царевна Несмеяна»
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей,
побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Содержание: воспитатель рассказывает сказку про царевну Несмеяну и
предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая
все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и
стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться.
Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве
царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а
остальные всеми силами стараются ее развеселить.
2. Конкурс хвастунов
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей,
побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Содержание: дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы
проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается,
но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что
в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем
соседе больше достоинств».
3. «На приеме у доктора Пилюлькина»
Цели:
• Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.
• Учить помогать и поддерживать товарищей
• Учить выполнять различные роли
Жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пилюлькину с
царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор»,
внимательно выслушав больного, дает рекомендации. Ему помогает
«медицинская сестра».
4. «Чудесный терем дружбы»
Материал: дом из фанеры, с тем количеством окон, сколько детей в группе.
Цели: учить детей видеть в товарищах положительные черты характера,
замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к
личностным качествам товарищей.
Содержание: воспитатель обращает внимание детей на домик. Домик этот
очень нарядный, солнечный. В нем столько окон, сколько детей в группе.
Воспитатель: «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с
вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем
дружбы. Хотите попробовать? »
Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты
характера, личностные качества, которые свойственны определенному
ребенку. Дети отгадывают о ком идет речь, если замечали это качество у
своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография
ребенка, о котором уже отгадана загадка.
5.«Астрологи»
Цель: развивать умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать
особенности поведения партнера в различных коммуникативных ситуациях.
Содержание: воспитатель зачитывает характеристики детей, согласно знакам
зодиака, дети пытаются определить, кто из них соответствует этому знаку.
Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая
внешний вид, любимые занятия, как относятся делу, к друзьям.
6. «Мы - разные»
Материал: картины птиц, зверей.
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать
индивидуальные особенности других детей.
Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается
один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:
- Кто из нас самый высокий?
- У кого на голове есть бант?
- У кого на одежде есть пуговицы?
Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в
наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что
все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками.
Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать,
чем они отличаются.
7. «Радио»
Цель: воспитать у детей умение быть внимательными, запоминать наиболее
существенные признаки.
Содержание: Педагог, обращаясь к детям, говорит:
- Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли
вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором.
Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет
кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся.
Педагог начинает игру. Нового диктора выбирают при помощи считалки.
8. «Близнецы»
Материал: инструменты для рисования.
Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях,
устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному
признаку.
Содержание: педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то,
что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек) По сигналу воспитателя дети
бегают по группе, по сигналу: «Найди друга» - ищут пару - того, с кем
совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа)
детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.
Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим поговорить,
посмеяться, что любим читать, какой у меня характер.
9. «Изобрази сказку»
Цель: научить детей передавать средствами жестикуляции и мимики,
наиболее характерные черты персонажа сказки.
Содержание: играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает
какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без
слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого
изображает.
10. «Через стекло»
Цель: научить детей пользоваться средствам жестикуляции и мимики.
Содержание: детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами,
представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не
проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например:
«ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».
11. «Колдун»
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.
Содержание: «колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют»
способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. Дети
рассказывают словами то, что он показывает.
12. «Изобрази пословицу»
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.
Содержание: дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью
жестов и мимики какую-либо пословицу.
13. «Управляем роботом»
Цель: развивать умение подбирать соответствующие вербальные средства
(этические формы) к различным ситуациям общения.
Содержание: вызывается ребенок - «робот». Дети по очереди дают ему
задания. «Робот» выполняет инструкцию. Предлагаются различные ситуации:
обещание, совет, извинение, предложение, согласие, просьба, благодарность,
уступки.
14. «Магазин игрушек»
Цель: развивать умение говорить о своих намерениях.
Задача: учить детей описывать предмет, находить его существенные
признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в
общественных местах.
Содержание: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками.
Педагог, обращаясь к ним, говорит:
-У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек!
Чтобы их приобрести, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а
описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию
продавец узнает ее и продаст вам. Первым покупает игрушку педагог,
показывая, как надо выполнять правила игры.
15. Игра-соревнование «Самый лучший»
Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью,
подбирать вербальные и невербальные средства для усиления
коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения
сверстника.
Содержание: детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна»,
«лучшего друга», "защитника животных». Звание присваивается по
результатам разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну Несмеяну; попроси
игрушку у ребят; уговори маму пойти в цирк; помирись с товарищем;
попроси ребят принять тебя в игру.
16. «Позвони мне, позвони»
Цель: развивать умение осуществлять общение в соответствии с
поставленной целью, подбирать необходимые вербальные средства,
творческое воображение.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен
соблюдать все правила «телефонного разговора».
Содержание: дети стоят по кругу. В центре круга - водящий. Водящий стоит с
закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне, позвони
И, что хочешь мне скажи.
Можешь быль, а можешь сказку.
Можешь слово, можешь два.
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и
передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
17. «Сказки по-другому»
Цель: развивать умение прогнозировать результаты общения. корректировать
коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства.
Игровое правило: соблюдать очередность.
Содержание: воспитатель зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как-
то же самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить
собеседника. После прочитанной ситуации воспитатель уточняет, как человек
отнесется к этим словам. Например,
- Мама не купит тебе игрушку. - Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут
деньги.
Ситуации могут быть разными: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты
совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие.
18. «Пойми меня»
Цель: формировать умения ориентироваться в ролевых позициях людей и
коммуникативных ситуациях.
Игровое правило: не перебивать ведущего.
Содержание: ребенок выходит вперед и придумывает речь из четырех-пяти
предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист,
воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные
слова.
19. Игра инсценировка «Кто виноват? »
Цель: формировать у детей умение уступать сверстникам, замечать и
останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое, быть
благодарным за проявленное внимание и заботу.
Содержание: педагог предлагает двум детям показать этюд «кто виноват? »
Ребята сидят за столом. На столе лежит бумажный кораблик. Два ребенка
одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Никто не хочет
уступить. Оба падают, а кораблик валяется на полу разорванный. В конце
этюда воспитатель вместе со всеми детьми обсуждает, кто виноват, как нужно
было поступить в данной ситуации и предлагает показать правильный
вариант.
20. «Как тебя называют»
Цель: научить детей употреблять различные обращения в зависимости от
ситуации.
Содержание: беседа с детьми о том, что обращение к партнерам в ситуациях
общения разнообразно. После этого педагог предлагает детям
самостоятельно разыграть сценки из жизни.
21. «Не поделили игрушку»
Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций,
находить компромиссное решение.
Содержание: педагог сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в
детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Претендентов на
«самые хорошие» игрушки много. В группе между детьми складывается
конфликтная ситуация. Педагог предлагает разобраться в сложившейся
ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих
поиграть с ней много».
Дети вместе с педагогом обсуждают варианты возможного решения
сложившейся конфликтной ситуации.
22. Игра «В гости»
Цель: научить детей правилам этикета, формам и технике общения при
встрече, прощании с людьми.
Содержание: пусть дети распределяют между собой роли: хозяева дома
(мама, папа, бабушка, дети) и гости.