Напоминание

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников.


Автор: Иваницкая Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №332
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. В процессе игры ребенок учиться общению со сверстниками и взрослыми, учится решать конфликты. Игра является одним из средств формирования коммуникативных навыков старших дошкольников. Я составила систему игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников. И предлагаю их вашему вниманию. 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Содержание: воспитатель рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить. 2. Конкурс хвастунов Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Содержание: дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств». 3. «На приеме у доктора Пилюлькина» Цели: • Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. • Учить помогать и поддерживать товарищей • Учить выполнять различные роли
Жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав больного, дает рекомендации. Ему помогает «медицинская сестра». 4. «Чудесный терем дружбы» Материал: дом из фанеры, с тем количеством окон, сколько детей в группе. Цели: учить детей видеть в товарищах положительные черты характера, замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к личностным качествам товарищей. Содержание: воспитатель обращает внимание детей на домик. Домик этот очень нарядный, солнечный. В нем столько окон, сколько детей в группе. Воспитатель: «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем дружбы. Хотите попробовать? » Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты характера, личностные качества, которые свойственны определенному ребенку. Дети отгадывают о ком идет речь, если замечали это качество у своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография ребенка, о котором уже отгадана загадка. 5.«Астрологи» Цель: развивать умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнера в различных коммуникативных ситуациях. Содержание: воспитатель зачитывает характеристики детей, согласно знакам зодиака, дети пытаются определить, кто из них соответствует этому знаку. Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся делу, к друзьям. 6. «Мы - разные» Материал: картины птиц, зверей. Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей. Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы: - Кто из нас самый высокий?
- У кого на голове есть бант? - У кого на одежде есть пуговицы? Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются. 7. «Радио» Цель: воспитать у детей умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки. Содержание: Педагог, обращаясь к детям, говорит: - Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Педагог начинает игру. Нового диктора выбирают при помощи считалки. 8. «Близнецы» Материал: инструменты для рисования. Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку. Содержание: педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек) По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу: «Найди друга» - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет. Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим поговорить, посмеяться, что любим читать, какой у меня характер. 9. «Изобрази сказку» Цель: научить детей передавать средствами жестикуляции и мимики, наиболее характерные черты персонажа сказки. Содержание: играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без
слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. 10. «Через стекло» Цель: научить детей пользоваться средствам жестикуляции и мимики. Содержание: детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно». 11. «Колдун» Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения. Содержание: «колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. Дети рассказывают словами то, что он показывает. 12. «Изобрази пословицу» Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения. Содержание: дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью жестов и мимики какую-либо пословицу. 13. «Управляем роботом» Цель: развивать умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формы) к различным ситуациям общения. Содержание: вызывается ребенок - «робот». Дети по очереди дают ему задания. «Робот» выполняет инструкцию. Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинение, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступки. 14. «Магазин игрушек» Цель: развивать умение говорить о своих намерениях. Задача: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах. Содержание: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
-У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Чтобы их приобрести, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры. 15. Игра-соревнование «Самый лучший» Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника. Содержание: детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна», «лучшего друга», "защитника животных». Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну Несмеяну; попроси игрушку у ребят; уговори маму пойти в цирк; помирись с товарищем; попроси ребят принять тебя в игру. 16. «Позвони мне, позвони» Цель: развивать умение осуществлять общение в соответствии с поставленной целью, подбирать необходимые вербальные средства, творческое воображение. Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора». Содержание: дети стоят по кругу. В центре круга - водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами: Позвони мне, позвони И, что хочешь мне скажи. Можешь быль, а можешь сказку. Можешь слово, можешь два. Только, чтобы без подсказки Понял все твои слова. На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы. 17. «Сказки по-другому»
Цель: развивать умение прогнозировать результаты общения. корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства. Игровое правило: соблюдать очередность. Содержание: воспитатель зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как- то же самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить собеседника. После прочитанной ситуации воспитатель уточняет, как человек отнесется к этим словам. Например, - Мама не купит тебе игрушку. - Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут деньги. Ситуации могут быть разными: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие. 18. «Пойми меня» Цель: формировать умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. Игровое правило: не перебивать ведущего. Содержание: ребенок выходит вперед и придумывает речь из четырех-пяти предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. 19. Игра инсценировка «Кто виноват? » Цель: формировать у детей умение уступать сверстникам, замечать и останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое, быть благодарным за проявленное внимание и заботу. Содержание: педагог предлагает двум детям показать этюд «кто виноват? » Ребята сидят за столом. На столе лежит бумажный кораблик. Два ребенка одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Никто не хочет уступить. Оба падают, а кораблик валяется на полу разорванный. В конце этюда воспитатель вместе со всеми детьми обсуждает, кто виноват, как нужно было поступить в данной ситуации и предлагает показать правильный вариант. 20. «Как тебя называют» Цель: научить детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации.
Содержание: беседа с детьми о том, что обращение к партнерам в ситуациях общения разнообразно. После этого педагог предлагает детям самостоятельно разыграть сценки из жизни. 21. «Не поделили игрушку» Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. Содержание: педагог сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Претендентов на «самые хорошие» игрушки много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация. Педагог предлагает разобраться в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих поиграть с ней много». Дети вместе с педагогом обсуждают варианты возможного решения сложившейся конфликтной ситуации. 22. Игра «В гости» Цель: научить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече, прощании с людьми. Содержание: пусть дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости.


В раздел образования