Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО
Автор: Сарак Ирина Михайловна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №59 "Калейдоскоп" Населённый пункт: Московская область, город Химки Наименование материала: методическая разработка Тема: Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО
Семья
и
детский
сад
– два важных института социализации
детей.
Воспитательные
функции
их
различны,
но
для
всестороннего
развития
личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование
своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения
сотрудников детского сада к семье.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и
ДОУ,
сделать
родителей
участниками
полноценного
воспитательного
процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить
интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при
систематическом
взаимодействии
ДОУ
и
семьи.
Успех
в
этом
нелегком
процессе
воспитания
полноценного
человека
з а в и с и т о
т уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
и
педагогической
культуры
родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают
по
окончании
детского
сада
получить
одинаковый
результат:
здорового,
смышленого,
инициативного
и
морально
адекватного
ребенка,
который
сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Одной
из
главных
задач
Федера льного
го с уд а р с т в е н н о го
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
является
обеспечение
психолого -педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
•
информировать
родителей ( з а ко н н ы х
п р е д с т а в и т е л е й )
и
о б щ е с т в е н н о с т ь
о т н о с и т е л ь н о
целей дошкольного образования, общих для
всего
образовательного
пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только
семье,
но
и
всем
заинтересованным
лицам,
вовлечённым
в образовательную деятельность;
•
-обеспечить открытость дошкольного образования;
•
-создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
•
-поддерживать
родителей
(законных
представителей)
в
воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья/
Задача детского сада
•
«повернуться»
лицом
к
семье,
оказать
ей
педагогическую
помощь,
привлечь
семью
на
свою
сторону
в
плане
единых
подходов
в
воспитании ребёнка.
•
При
взаимодействии
работы
двух
структур
необходимо
учитывать
дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный
статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень
заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
•
– создать единое пространство
•
развития
ребенка
в
семье
и
ДОУ,
сделать
родителей
участниками
полноценного воспитательного процесса.
Цель педагогов
•
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить
компетентно сть
родителей
(ФГО С).
Создать
ат м о с ф е р у
взаимопонимания, общности интересов, между ДОУ и семьей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают
•
Обе
стороны
желают
по
окончании
детского
сада
получить
одинаковый
результат:
здорового,
смышленого,
инициативного
и
морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить
свое образование в школе.
Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи
1 . Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание
партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2 . Индивидуальный
подход
(в
ежедневном
контакте
воспитателя,
когда
родители приводят и забирают детей).
3. Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава
родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4. Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли
видеть, как и чем занимается их ребенок).
5. Сотрудничество , а не наставничество. (Сотрудничество - это общение "на
равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать).
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации
ФГОС ДО
1. Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей
с
возрастными
и
психологическими
особенностями
детей
дошкольного
в о з р а с т а ,
ф о р м и р о в а н и е
у
р о д и т е л е й
практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
•
- общие, групповые собрания;
•
- консультации и индивидуальные беседы;
•
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
•
- открытые занятия;
•
- мастер-класс;
•
- семейные проекты.
Информационно-аналитическое
направление -
направлено
на
выявление
интересов,
потребностей,
запросов
родителей,
уровня
их
педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между
педагогами, родителями и детьми.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
-
тестирование.
-
личные беседы
Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать
ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Досуговое
направление
-
призвано
устанавливать
теплые
доверительные
отношения,
эмоциональный
контакт
между
педагогами
и
родителями,
между
родителями
и
детьми.
Это
направление
самое
привлекательное, востребованное, полезное.
По данному направлению можно организовать:
•
- праздники, которые можно закончить чаепитием.
•
- развлечения;
•
- праздники
•
- выставки;
•
-акции;
Вывод:
Перспективы
работы
мы
видим
в
поиске
нового
содержания
работы
с
родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как
показывают
результаты
опросника
и
других
проверок,
в
МБДОУ
разнообразны, современны.