Напоминание

Наши крылатые друзья


Автор: Лузянина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: конспект по развитию речи
Тема: Наши крылатые друзья
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД по развитию речи

с воспитанниками старшей группы
Составила: Лузянина С.А., воспитатель МБДОУ № 18
Тема: «Наши крылатые друзья»

Приоритетная образовательная область:
речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, познавательная.
Цель:
развитие связной речи через составление описательного рассказа.
Задачи:

Образовательные задачи:

1.
Углублять представления детей о зимующихптицах.
2.
Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя при этом план-схему.


Развивающие задачи:

3.
.Развиватьграмматический строй речи через образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа.
4
.Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
Воспитательные задачи:

5
. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам через желание проявлять заботу о них.
Оборудование и материалы:

Демонстрационный
: игрушка-Каркуша, маленький и большой клубок ниток, мешочек, иллюстрации с изображением зимующих птиц: снегиря, дятла, воробья, синицы, вороны; разрезные картинки с изображением птиц; схема для составления рассказа о птице; силуэт дерева с кормушкой, силуэты птиц,
Раздаточный:
разнообразный корм для птиц, кормушка, смайлики.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации о птицах; наблюдения на прогулке; чтение рассказов В.Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Г. Снегирев
«Птицы нашего леса», стихотворение В. Берестова «Сова и синица». Рисование птиц.
Словарная работа
: зимующие птиц, клюв, перья, кормушка.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - составлять простые распространённые предложения; - составлять связный рассказ по определенному алгоритму; - умение объяснять свой выбор.
Ход НОД:

I.

Создание

мотивационного

поля

(организационный

момент).

-
Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. 1
.Психогимнастика «Передай настроение».
- К а к о е у в а с с е г о д н я н а с т р о е н и е ? ( Х о р о ш е е ) . - У меня хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. И я хочу вам передать свое хорошее настроение (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки). - Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А сейчас я положу наш клубочек в волшебный мешочек. А вы закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он от этого увеличился и стал большим. Мне приятно заниматься с детьми, у которых такое хорошее настроение. Оставим клубочек и наше хорошее настроение до конца дня и начнём.
II. Введение в тему.

1. Беседа.
Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает – Это все когда бывает? (Осенью) -Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени. Тот, кто отвечает правильно, получает листок.
2. Дыхательная гимнастика.

-
Осенью дуют холодные, сильные ветра. Давайте мы тоже подуем на свои листочки, как ветер. -А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?
3. Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Звучит аудиозапись карканья вороны.


-
Ребята, вы слышите? Кто это может быть? Что за птица? Вносится игрушка-Каркуша, в клюве у нее корзинка. - У Каркуши в корзинке что-то лежит. Это конверты, а в них картинки, собрав которые мы узнаем о каких птицах сегодня пойдет речь. Дети собирают изображение птиц на ковре. - Расскажите, изображения каких птиц вы сложили? (дети называют птиц).
-
Сравните изображения собранные вами с целыми картинками. Сложите разрезанные картинки обратно в конверт, а целые оставьте. Дети садятся за столы. - Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие) - Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, не боятся холода, и остаются зимовать у нас).
-
Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух) -Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
-
А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему.
(Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ). На таблице схематично изображена последовательность рассказа (алгоритм): 1. Знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, 2. Два круга – большой и маленький - надо сказать, какого размера птичка: большая или маленькая. 3.Строение птицы (какой у нее клюв, какие лапки, перья). 4. Разноцветные кляксы – надо рассказать об окраске птицы. 5. Мисочка с кормом - чем питается птица. -Тот из вас, узнает пение птицы, изображение которой вы собрали, будет выходить к схеме, но сначала мы разбудим свои язычки.
4. Самомассаж языка.

5. Составление описательных рассказов о птицах по опорной схеме.
Изображение птицы появляется на экране. Кто это? (Как называется птичка) Величина. Птичка большая или маленькая Части тела птицы (какой у нее клюв, какие лапки, хвост) Цвет Какого цвета оперенье птицы? Чем птица питается зимой?

Образцы рассказов детей:

Дятел:
Это птица дятел. Дятел- крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв у дятла длинный и крепкий .Он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла спинка, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях белые пятна, подхвостье красное. Брюшко белое с чёрными полосками. На голове дятла ярко-красный беретик. Он питается насекомыми и семенами шишек.
Воробей:
Это птица воробей . Эта птица маленькая, но шустрая. У нее короткие крылышки, короткие ножки. Тело птички покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Воробей питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день прыгает и чирикает. Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: - Киньте крошки воробью- Я вам песенку спою. Чик-чирик! Киньте просо и ячмень- Буду петь вам целый день. Чик-чирик!
Снегирь:
Это-снегирь. Он небольшой. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. У него красная грудка, черные крылья, голова и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. Снегирь любит лакомиться рябиной. любят ягоды рябины, калины, боярышника.

Синичка
. Это птица- синица. Она маленькая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова, горло и хвост чёрны . Грудка у синички жёлтая с чёрной полоской. Щеки белые. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало. Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку И с дорожки на плетень Тири-тири, тень-тень-тень.
Ворона.
Это ворона. Она большая. У неё большой клюв, большие лапы, большие глаза. Голова, крылья и хвост и лапы у неё черные, остальное оперение темно-серое. Вороны всеядные птицы. - Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём. Дети встают, выходят на ковёр.
-
Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
6. Динамическая пауза: «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам) В красных майках снегири (Показывают грудку руками) Распустили пёрышки (Мелко потряхивают кистями опущенных рук) Греются на солнышке (наклон вперёд, руки назад) Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо ) Улететь хотят
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками) За метелью, за метелью. (Бегут по кругу, взмахивают руками) За метелью, за метелью. Дети остаются на ковре.
-
Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете, зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают? (развешивают кормушки). - У нас на участке тоже есть кормушка. К нам прилетают различные птицы и мы подкармливаем их. А сейчас я вам покажу дерево с кормушкой, и вы мне скажите, какие птицы прилетели на кормушку. На ковре размещают дерево с кормушкой и птичек, которые закреплены на нем. А у наших у ворот Чудо-дерево растет. Прилетают к нему птицы: И ворона, и синица, Дятел, голубь, воробей, Снегирь, сорока, свиристель. Зимуют у нас эти Чудные птицы.


7. Игра «Кто улетел?».
- Каких птичек вы видите на дереве? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.
Воспитатель
. Кого не стало? (синицы)
- Где сидела синичка? (на ветке) - Что она делала? (клевало сало) Убирается плоскостное изображение воробья. - Кого теперь не стало? (воробья) - Где сидел воробей? (в кормушке) - Что он делал? (клевал зерна) Задание продолжается с оставшимися птицами.
8. «Дорисуй птицу».
Посмотрите, что у Каркуши еще есть в корзинке. Это силуэты птиц, но они не закончены. Вы можете выбрать себе любую птичку и дорисовать ее, а дома раскрасить. Заканчиваем занятие стихотворением: Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна. Горсть одна – И не страшна будет им зима. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
III Рефлексия.
- Вы хорошо справились с заданием. Вам понравилось? А что понравилось больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?
-Если вам всем понравилось что- то, повесьте на дерево смайлик вашего настроения от занятия. ( дети вешают смайлики, берут со стола). - Вы сегодня просто молодцы, хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. - Как вы думаете, понравились ли Каркуше наша встреча? Ей наверняка не было с нами скучно. Каркуша очень благодарна вам за то, что у неё теперь появилось много друзей.


В раздел образования