Автор: Лузянина Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 18 Населённый пункт: Кемеровская область,г.Ленинск-Кузнецкий Наименование материала: конспект по развитию речи Тема: Наши крылатые друзья Раздел: дошкольное образование
с воспитанниками старшей группы
Составила: Лузянина С.А.,
воспитатель МБДОУ № 18
Тема: «Наши крылатые друзья»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная,
художественно – эстетическая, познавательная.
Цель: развитие связной речи через составление описательного рассказа.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.
Углублять представления детей о зимующихптицах.
2.
Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя
при
этом план-схему.
Развивающие задачи:
3. .Развиватьграмматический строй речи через образование и использование
существительных в форме единственного числа родительного падежа.
4 .Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
Воспитательные задачи:
5 . Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам через желание
проявлять заботу о них.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный : игрушка-Каркуша, маленький
и большой клубок
ниток, мешочек, иллюстрации с изображением зимующих птиц: снегиря,
дятла, воробья, синицы, вороны; разрезные картинки с изображением птиц;
схема для составления рассказа о птице;
силуэт дерева с кормушкой,
силуэты птиц,
Раздаточный: разнообразный корм для птиц, кормушка, смайлики.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации о птицах; наблюдения на прогулке; чтение
рассказов В.Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь»,
Г. Снегирев
«Птицы
нашего
леса»,
стихотворение
В.
Берестова
«Сова
и
синица».
Рисование птиц.
Словарная работа : зимующие птиц, клюв, перья, кормушка.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- составлять простые распространённые предложения;
- составлять связный рассказ по определенному алгоритму;
- умение объяснять свой выбор.
Ход НОД:
I.
Создание
мотивационного
поля
(организационный
момент).
- Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними
поздороваемся.
1 .Психогимнастика «Передай настроение».
-
К а к о е
у
в а с
с е г о д н я
н а с т р о е н и е ?
( Х о р о ш е е ) .
- У меня хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не
простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него
наше хорошее настроение. И я хочу вам передать свое хорошее настроение
(Дети передают клубочек друг другу из рук в руки).
- Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь
хорошее. А сейчас я положу наш клубочек в волшебный мешочек. А вы
закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему
наше хорошее настроение, и он от этого увеличился и стал большим. Мне
приятно заниматься с детьми, у которых такое хорошее настроение. Оставим
клубочек и наше хорошее настроение до конца дня и начнём.
II. Введение в тему.
1. Беседа.
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает –
Это все когда бывает? (Осенью)
-Назовите,
пожалуйста,
характерные
признаки
осени.
Тот,
кто
отвечает
правильно, получает листок.
2. Дыхательная гимнастика.
- Осенью дуют холодные, сильные ветра. Давайте мы тоже подуем на свои
листочки, как ветер.
-А
как
называются
птицы,
которые
улетают
в
теплые
края
и
которые
остаются?
3. Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Звучит аудиозапись карканья вороны.
- Ребята, вы слышите? Кто это может быть? Что за птица?
Вносится игрушка-Каркуша, в клюве у нее корзинка.
- У Каркуши в корзинке что-то лежит. Это конверты, а в них картинки,
собрав которые мы узнаем о каких птицах сегодня пойдет речь.
Дети собирают изображение птиц на ковре.
- Расскажите, изображения каких птиц вы сложили? (дети называют птиц).
- Сравните изображения собранные вами с целыми картинками. Сложите
разрезанные картинки обратно в конверт, а целые оставьте.
Дети садятся за столы.
- Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)
- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые
края, не боятся холода, и остаются зимовать у нас).
- Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая
головка, овальное туловище, перья, пух)
-Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
- А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем
использовать схему.
(Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут
составлять
описательный
рассказ).
На
таблице
схематично
изображена
последовательность рассказа (алгоритм):
1. Знак вопроса – нужно сказать, как называется птица,
2. Два круга – большой и маленький - надо сказать, какого размера птичка:
большая или маленькая.
3.Строение птицы (какой у нее клюв, какие лапки, перья).
4. Разноцветные кляксы – надо рассказать об окраске птицы.
5. Мисочка с кормом - чем питается птица.
-Тот из вас, узнает пение птицы, изображение которой вы собрали, будет
выходить к схеме, но сначала мы разбудим свои язычки.
4. Самомассаж языка.
5. Составление описательных рассказов о птицах по опорной схеме.
Изображение птицы появляется на экране.
Кто это?
(Как называется птичка)
Величина. Птичка
большая или маленькая
Части тела птицы
(какой у нее клюв, какие
лапки, хвост)
Цвет
Какого цвета оперенье
птицы?
Чем птица питается
зимой?
Образцы рассказов детей:
Дятел:
Это птица дятел. Дятел- крупная птица. У него большие крылья, длинный
хвост. Клюв у дятла длинный и крепкий .Он стучит им по дереву, и достаёт из
под коры вредителей. У дятла спинка, крылья – чёрные, на голове, шее и
крыльях
белые
пятна,
подхвостье
красное.
Брюшко
белое
с
чёрными
полосками. На голове дятла ярко-красный беретик. Он питается насекомыми
и семенами шишек.
Воробей:
Это
птица
воробей
.
Эта
птица
маленькая,
но
шустрая.
У
нее
короткие крылышки, короткие ножки. Тело птички покрыто перьями серого
цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Воробей
питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день
прыгает и чирикает.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошки воробью-
Я вам песенку спою.
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень-
Буду петь вам целый день.
Чик-чирик!
Снегирь:
Это-снегирь. Он небольшой. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. У
него красная грудка, черные крылья, голова и хвост. На крыльях у снегиря
белые
полоски.
А
на
спине
у
него
темно-серые
перья.
Снегирь
любит
лакомиться рябиной. любят ягоды рябины, калины, боярышника.
Синичка .
Это птица- синица. Она маленькая. У неё маленький острый клюв, длинный
хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова, горло и хвост чёрны . Грудка
у синички жёлтая с чёрной полоской. Щеки белые. Питается насекомыми,
семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тири-тири, тень-тень-тень.
Ворона.
Это
ворона.
Она
большая.
У
неё
большой
клюв,
большие
лапы,
большие глаза. Голова, крылья и хвост и лапы у неё черные, остальное
оперение темно-серое. Вороны всеядные птицы.
-
Вы
все
хорошо
справились
с
заданием,
а
сейчас
отдохнём.
Дети встают, выходят на ковёр.
-
Представьте,
что
мы
оказались
на
лесной
полянке
и
увидели
стайку
красногрудых снегирей.
6. Динамическая пауза: «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Показывают грудку руками)
Распустили пёрышки (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Греются на солнышке (наклон вперёд, руки назад)
Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо )
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
(Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
Дети остаются на ковре.
- Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если
птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете, зимой очень
много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело
найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого
делают? (развешивают кормушки).
- У нас на участке тоже есть кормушка. К нам прилетают различные птицы и
мы подкармливаем их. А сейчас я вам покажу дерево с кормушкой, и вы мне
скажите, какие птицы прилетели на кормушку.
На ковре размещают дерево с кормушкой и птичек, которые закреплены на
нем.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Прилетают к нему птицы:
И ворона, и синица,
Дятел, голубь, воробей,
Снегирь, сорока, свиристель.
Зимуют у нас эти
Чудные птицы.
7. Игра «Кто улетел?».
- Каких птичек вы видите на дереве? Посмотрите внимательно и запомните,
где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них.
Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное
изображение синички.
Воспитатель . Кого не стало? (синицы)
- Где сидела синичка? (на ветке)
- Что она делала? (клевало сало)
Убирается плоскостное изображение воробья.
- Кого теперь не стало? (воробья)
- Где сидел воробей? (в кормушке)
- Что он делал? (клевал зерна)
Задание продолжается с оставшимися птицами.
8. «Дорисуй птицу».
Посмотрите, что у Каркуши еще есть в корзинке. Это силуэты птиц, но они
не закончены. Вы можете выбрать себе любую птичку и дорисовать ее, а дома
раскрасить.
Заканчиваем занятие стихотворением:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
III Рефлексия.
- Вы хорошо справились с заданием. Вам понравилось? А что понравилось
больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Как мы можем заботиться о птицах?
-Если вам всем понравилось что- то, повесьте на дерево смайлик вашего
настроения от занятия. ( дети вешают смайлики, берут со стола).
- Вы сегодня просто молодцы, хорошо рассказали о птицах и о том, что о них
надо заботиться.
- Как вы думаете, понравились ли Каркуше наша встреча? Ей наверняка не
было с нами скучно. Каркуша очень благодарна вам за то, что у неё теперь
появилось много друзей.