Использование интенсивных методов обучения иностранному языку на уроке английского языка в средней школе
Автор: Кольцова Елена Сергеевна Должность: учитель иностранных языков Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №5 Населённый пункт: Воронежская область г.Борисоглебск Наименование материала: статья Тема: Использование интенсивных методов обучения иностранному языку на уроке английского языка в средней школе Раздел: среднее образование
Использование интенсивных методов обучения иностранному языку на
уроке английского языка в средней школе
Кольцова Е.С. учитель иностранных языков
МБОУ БГО СОШ № 5 г. Борисоглебска
Интенсивное обучение – это организация ускоренного усвоения знаний
и
формирования
необходимых
навыков
и
умений
через
совокупность
специальным образом организованных коллективных учебно-познавательных
действий, связанных с мобилизацией возможностей коллектива, личности
каждого учащегося и эффективным их использованием в концентрированно
протекающем учебном процессе.
Наиболее
популярными
формами
интенсивных
методов
обучения
иностранному языку, используемыми на уроках английского языка в средней
школе, являются ролевая игра и песня.
Ролевая игра – процесс создания игрового мира с погружением в него
игрока
как
самостоятельной
личности.
Глобальная
цель
ролевой
игры
заключается в том, чтобы устранить несоответствие между отдельно взятой
личностью и окружающим ее миром.
Использование
песенного
материала
стимулирует
мотивацию
и
поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря
действию
механизмов
непроизвольного
запоминания,
позволяющих
увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
При работе над лексикой в курсе интенсивного обучения возникают три
проблемы:
во-первых,
какие
слова
и
в
каком
количестве
должны
быть
включены в курс, чтобы достигнуть оптимального владения языком в сжатые
сроки; во-вторых, как лексический материал следует распределять по этапам
и периодам обучения; в-третьих, какими средствами и приемами следует
обучать иноязычной лексике.
Важным критерием для отбора лексики в школьном интенсивном курсе
является учет словообразовательной ценности лексических единиц.
Развитию
словообразовательных
умений
в
школьном
интенсивном
курсе уделяется особое внимание. На доске учитель выписывает суффиксы
существительных: -еr, -ist, -у, -ship, -ment, -ation, -ее, -ance, -ence, -ness, -ure,
-ity, -ledge, -ing.Заранее готовятся 2 набора карточек, на которых записаны
основы слов (10-12 слов на карточке). Приведем пример двух таких карточек.
record-
honest-
science-
punctual-
national-
press-
sky-
teach-
important-
friend-
understand-
achieve-
relax-
dark-
move-
independent-
modest-
journal-
train-
employ-
know-
educate-
speak-
geology-
Карточки
раздаются
учащимся.
Им
предлагает ся образовать
существительные от записанных слов, пользуясь суффиксами, написанными
на доске.
В
условиях
средней
школы
интенсивная
методика
может
быть
использована
на
любом
этапе
обучения. Отбор
и
организация
учебного
материала базируется на следующих принципах: 1) речевая направленность;
2)
функциональность;
3)
ситуативность,
ролевая
организация
учебного
процесса; 4) новизна; 5) личностная ориентация общения; 6) коллективное
взаимодействие; 7) моделирование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бедерханова В.П. Образовательные возможности обучающих игр
как
одной
из
моделей
концентрированного
обучения.
//
Школьные
технологии. – 2003. – №2. – С. 137–138.
2.
Борисова Л.Н., Лашина Н.А. обучение иноязычному говорению
на основе песенного материала // Лингводидактические проблемы обучения
иностранным языкам: Межвузовский сборник научных статей./ Под ред. Л.Н.
Борисовой. Вып. 2. – Белгород, 2003. – С. 27.
3.
Борисова
Л.Н.,
Морозова
Л.Д.
Возможности
использования
интенсивных методов обучения иностранным языкам в общеобразовательной
средней
школе.//
Лингводидактические
проблемы
обучения
иностранным
языкам: Межвузовский сборник научных статей./ Под ред. Л.Н. Борисовой.
Вып. 2. – Белгород, 2003. – С. 33.
4.
Вайсбурд М.Л., Пустосмехова Л.Н. Телепередача как опора для
организации ролевой игры на уроке иностранного языка. // Иностранные
языки в школе. – 2002. – №6. – С.3–7.
5.
Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения
иностранному языку в средней школе //Иностранные языки в школе. – 1995. –
№4. – С. 6–12.
6.
Елухина Н.В. О включении элементов интенсивного обучения в
преподавании иностранного языка в средней школе //Иностранные языки в
школе. – 1990. – №6.
7.
Китайгородская
Г.А.
Методические
основы
интенсивного
обучения
иностранным
языкам.
–
М.:
Издательство
Московского
университета, 1986. – 176с.